Жизнь и предсказания Нострадамуса

Часть I. Молодость Нострадамуса.

Если все исследователи сходятся в том, что Нострадамус (Мишель де Нотрдам) родился в 1503 году в городке Сен-Реми на юге Франции, и даже многие называют "точную" дату рождения - 23 декабря, то в вопросе о его предках уже намечается намного больше разногласий. На удивление мало сведений сохранилось об его отце: Одни считают, что он был крещеным евреем по имени Хайме Нотрдам и торговал зерном, а другие полагают, что его звали Жан де Нотрдам, и он был нотариусом. О его матери почти ничего не известно. Зато намного больше сведений сохранилось об его дедах. Причем никто не говорит о том, что они были евреями.

Дед Мишеля со стороны отца, Пьер де Нотрдам, был медиком Жана, герцога Калабрийского, а после ранней смерти последнего (он был отравлен) перешел на службу к его отцу Рене Доброму, одному из крупнейших французских феодалов. Он носил множество различных титулов: граф Прованский и Пьемонтский, герцог Анжуйский и Лотарингский, король Неаполитанский, Сицилийский и Иерусалимский. Возможно, что были у него и другие титулы. Один личный медик у него уже был, Жан де Сен-Реми, ставший впоследствии дедом Мишеля со стороны матери. Но такому важному вельможе одного медика было мало, да и репутация у Пьера де Нотрдам была хорошая. Так на службе у Рене Доброго сошлись два хороших медика. К удивлению окружающих, они не стали соперниками и врагами и очень быстро подружились. Причем подружились до такой степени, что поженили своих детей, правда, уже после смерти Рене Доброго, и поселились в городке Сен-Реми.

Уф! Да, о бабках Мишеля практически ничего не известно. Итак, Мишель рос в большой и дружной семье, где его воспитанием занимались не только родители, но и оба деда. Его с малых лет учили основам математики, астрологии и, конечно же, языкам: латынь, древнегреческий и иврит. Когда Мишель достиг четырнадцатилетнего возраста, его послали учиться в Авиньон, где он и пробыл до 19 лет. Некоторые исследователи утверждают, что во время учебы в Авиньоне у Мишеля были неприятности из-за его занятий астрологией, а также увлечением теорией Коперника. Я считаю последнее утверждение полным бредом, так как в это время Коперник не только еще ничего не опубликовал, но и не высказывал никаких еретических взглядов. Известно же, что первое публичное осуждение взглядов Коперника произошло в начале тридцатых годов XVI века.

Закончив обучение в Авиньоне, Мишель в 1522 году поступает на учебу в университет города Монпелье, где занимается изучением медицины. В 1525 году он получает степень бакалавра медицины, но вскоре после этого его обучение было на несколько лет прервано эпидемией бубонной чумы, которая особенно сильно затронула Южную Францию. Занятия в университете были прекращены, а все студенты отправились на борьбу с заразой. Мишель тоже отправился на борьбу с чумой, в которой он проявил себя с лучшей стороны. Он лечил не только кровопусканиями и клистирами, но также широко использовал различные травы и их настои.

Вначале Мишель работал в сельской местности, а, набравшись практического опыта, стал заезжать и в большие города. Вот основные вехи его маршрута: Монпелье - Нарбон - Каркасон - Тулуза - Бордо - Авиньон - Монпелье. Везде он продолжал расширять свои знания в области медицины, астрологии и других оккультных наук. В Нарбоне он посещал лекции знаменитых профессоров, а в Авиньоне он зарылся в богатейшую папскую библиотеку. В 1529 году Мишель вернулся в Монпелье, чтобы защитить докторскую диссертацию. Он успешно сдал все положенные экзамены, а их было немало, а на заключительном диспуте он отстаивал свои методы лечения больных, которые он использовал во время своих странствий и борьбы с чумой.

После защиты докторской диссертации Мишелю было предоставлено место на факультете, и с этих пор он становится известен как Нострадамус (по имени, а не по славе; до славы еще далеко). Но в университете Монпелье Нострадамус проработал не очень долго: что-то не сложилось у него в отношениях с коллегами и руководством. В итоге в 1532 году Нострадамус покинул университет и стал заниматься частной медицинской практикой на Юге Франции, а своей штаб-квартирой он выбрал Тулузу. За два года он добился впечатляющих результатов, так что его популярность и авторитет медика значительно выросли.

В 1534 году он получил приглашение от Жюля Сесара (Юлия Цезаря) Скалигера переехать в Ажен. Он так и сделал, подружился со Скалигером и завел здесь постоянную медицинскую практику. Вскоре он женился, и у него родилось двое детей: сын и дочь. О жене Нострадамуса ничего не известно. Упоминают лишь, что это была женщина высокого положения. Некоторые биографы Нострадамуса предполагают, что она была сестрой жены Скалигера, но предполагать можно много чего, а фактов у нас никаких нет. Казалось бы, вот она, счастливая жизнь! Любящая жена, дети, растущая практика! Но судьба приготовила для него очень жестокий удар.

В 1537 году по Франции опять прокатилась эпидемия чумы. Затронула она и Ажен. И человек, спасший тысячи чужих жизней, не смог уберечь от болезни свою семью: почти одновременно у него на глазах умирают дети и жена. Пациенты, еще недавно осаждавшие его дом, покинули его, так как посчитали, что врач, который не смог уберечь от болезни свою семью, не достоин доверия. От него отвернулись друзья и родственники, он разругался со Скалигером (у него вообще был очень вспыльчивый характер), родственники жены затеяли против него процесс о разделе имущества и выиграли его. Вдобавок в 1538 году он получил предписание от инквизитора Тулузы явиться на суд Святой инквизиции по обвинению в вольнодумстве. Дело в том, что однажды Нострадамус наблюдал за работой одного мастера, который отливал из бронзы статую Девы Марии, и в шутку сказал, оценивая качество работы, что тот отливает демона. Мастер шутку не захотел понять, и пожаловался по инстанции, результатом разбора этой жалобы и стал вызов в Тулузу.

Нострадамус решил не искушать судьбу и покинул Францию.

Часть II. Первые пророчества.

Следующие шесть лет его жизни покрыты густым туманом. Известно лишь, что он много путешествовал: Лотарингия, Испанские Нидерланды, Италия (От Венеции до Сицилии) - вот примерный диапазон его поездок. Он не только скрывался от инквизиции, но и набирался, где мог, новых знаний и опыта. К этому периоду его жизни относятся первые легенды о его пророческом даре.

Однажды в Италии, около города Аскони, он увидел группу монахов и встал на колени перед одним из них, которого звали Феличе Перетти. Когда его спросили, почему он с таким почтением отнесся к человеку такого низкого происхождения (Феличе был свинопасом), Нострадамус ответил, что он не мог не стать на колени перед человеком, который будет Его Святейшеством. Монахи расхохотались, но через сорок лет Феличе Перетти стал папой под именем Сикст V. Но это произошло через много лет после смерти предсказателя.

По другой легенде, Нострадамус однажды гостил в замке у де Флоринвийя, и у них зашел разговор о предсказаниях. Хозяин захотел проверить пророческий дар своего гостя и спросил у него, какого из двух молодых поросят им подадут сегодня на ужин. Нострадамус задумался и сказал, что на ужин подадут черного поросенка, а белого съест волк. Де Флоринвий приказал повару зарезать и подать к ужину белого поросенка. Повар разделал белого поросенка, насадил его на вертел и зачем-то вышел из кухни, а когда вернулся, то увидел, что поросенка уже доедает любимый волчонок хозяина. Пришлось повару разделать и зажарить черного поросенка. Во время ужина де Флоринвий стал насмехаться над Нострадамусом в присутствии гостей. Он говорил, что, несмотря на предсказание уважаемого гостя, они все-таки едят белого поросенка. Нострадамус же настаивал, что они едят черного. Позвали повара, который под перекрестным допросом показал, как было дело с поросятами, и подтвердил правоту Нострадамуса. Де Флоринвий и его гости были поражены талантом предсказателя.

Нострадамус объявился открыто во Франции только в 1544 году в Марселе, когда там опять началась чума. А в 1545 году Прованс пережил одно из крупнейших наводнений за всю свою историю: погибли тысячи людей и множество домашнего скота, разрушены множество селений, мостов и дорог. Все это способствовало процветанию эпидемии. В этих трудных условий талант врача Нострадамуса пришелся очень кстати, и он быстро опять завоевал себе репутацию выдающегося врача. В 1546 году Нострадамуса пригласили в столицу Прованса город Экс, где также была чума, причем эпидемия здесь приняла особенно тяжелую форму.

Местные власти и богачи сбежали из города, чтобы отсидеться в своих загородных имениях. В безжизненных домах и на улицах лежали трупы. Доходило до того, что живые еще люди заворачивались в простыни и устраивали себе похороны при жизни. Прибыв в город, Нострадамус активно взялся за дело. Он категорически отказался от кровопусканий, хотя и не отрицал, что при других болезнях они бывают очень полезными. Своим пациентам он раздавал созданные им пилюли. Кроме того, он велел своим пациентам строго соблюдать предписанные им правила личной гигиены: соблюдать чистоту в помещениях и чаще их проветривать, менять постельное белье, соблюдать определенную диету, пить только чистую воду, а также вести более активный образ жизни.

Результаты деятельности Нострадамуса превзошли все ожидания: он провел в городе около десяти месяцев, и за это время эпидемия резко пошла на убыль. Сам целитель приписывал все свои достижения действию чудесных пилюль, но гигиена, диета и личный пример активного врача действовали не менее оздоравливающим образом. За успешную борьбу с эпидемией правительство Прованса наградило Нострадамуса, хоть и небольшой, но пожизненной пенсией, а благодарные жители города завалили его подарками.

Затем он боролся с болезнью в Салоне и Лионе. С 1547 года Нострадамус поселяется в Салоне, городке с сухим и здоровым климатом, который очаровал его еще во время борьбы с чумой. Здесь он вторично женился. Дом, в котором он жил, сохранился до сих пор. Вначале Нострадамус продолжал заниматься медицинской практикой, но постепенно он стал отходить от медицины. Вначале он занимался изготовлением различных косметических составов, что оказалось очень прибыльным делом, а затем целиком переключился на составление предсказаний. В 1550 году Нострадамус выпустил свой первый альманах с помесячными предсказаниями и выпускал их до самой смерти. Но добиться успеха на этом поприще было очень трудно, так как ежегодно выходили десятки таких альманахов, и первые предсказания Нострадамуса остались незамеченными.

Часть III. Центурии. Первый успех.

Но Нострадамус был убежден, что именно он может заглянуть в будущее и сообщить людям об увиденном. Однако, так как открывать будущее очень опасно (и для предсказателя тоже!), делать это надо в очень осторожной и завуалированной форме. Именно в это время Нострадамус засел за написание своих знаменитых "Пророчеств" или "Центурий" ("Столетия"), и в 1555 году опубликовал первую часть своих предсказаний. В полном виде книга состоит из десяти глав, в каждой из которых, кроме седьмой, находится сто катренов (четверостиший) с предсказаниями.

Все пророчества расположены в хаотическом беспорядке, изложены в очень туманном виде и не имеют практически никаких временных привязок. Во всех катренах обнаружено всего лишь около двух десятков указаний на даты, которые можно хоть как-то интерпретировать. В предисловии Нострадамус написал, что он сознательно избрал такую темную форму предсказаний, чтобы не раздражать современников, особенно высокопоставленных и церковников. Большая часть предсказаний, по его словам, относится к довольно близким временам, но пророчества простираются, якобы, до 3797 года, а то и до конца седьмого тысячелетия. Трудно сказать, насколько это верно. Ведь в конце жизни Нострадамус начал писать 11-ю и 12-ю центурии, но закончить свой труд он не успел. Возможно, он просто не успел рассказать нам, что ему открылось в столь удаленном будущем.

Для затруднения толкования своих предсказаний Нострадамус, помимо обычных анаграмм, использовал и более изощренные способы: удаление, прибавление или замену в словах отдельных букв и целых слогов, а также и другие способы зашифровки смысла. В сочетании с анаграммами это открывает широчайшее поле для толкования его предсказаний. Поэтому вас, уважаемые читатели, не должно удивлять огромное количество книг с толкованиями предсказаний Нострадамуса. Так как сам Нострадамус указывал, что большая часть его предсказаний относится к ближайшему будущему, а ни одна из расшифрованных дат в его предсказаниях не заходит в третье тысячелетие, то основная часть предсказаний должна бы уже исполниться. Но истолковать и привязать к реальным событиям удалось лишь меньшую часть предсказаний.

Тогда толкователи стали говорить, что Нострадамус писал еще и об альтернативной истории Земли. Странно! Сам предсказатель нигде не дает никаких намеков на такое толкование его предсказаний. С другой стороны, альтернативная история не требует такой зашифровки и туманности изложения, а в XVI веке, по-моему, еще даже и не было такого понятия.

Славы и богатства Нострадамусу выход в свет его "Предсказаний" не принес. Правда, королева Екатерина (Медичи) была большой любительницей астрологии, и по ее настоянию король Генрих II пригласил Нострадамуса в 1556 году в Париж. Король и королева приняли Нострадамуса, имели с ним беседу и наградили его кошельком со 130 экю. Но так как только дорога до Парижа обошлась Нострадамусу в 100 экю, то поездка оказалась даже убыточной. Нострадамус поспешил вернуться в Салон, а в 1558 году выпустил в свет вторую часть своих предсказаний.

Издание предваряло посвящение Генриху II, в котором Нострадамус излагал свой метод, а также давал еще ряд предсказаний. Здесь он утверждает, что все в мире, в том числе и пророчества, исходят от Бога и обозначаются по большей части движениями небесных тел. О своей способности видеть будущее он написал так:

"Это так, как будто смотришь в горящее зеркало с затуманенной поверхностью и видишь великие события, удивительные и бедственные события, которые обрушатся на главных служителей культа. Сначала на Божьи храмы, потом на тех, кто, кормясь от земли, приближал этот упадок. И еще тысяча других бедственных событий, которые произойдут в должное время".

После чего Нострадамус разразился дальнейшими предсказаниями. О своих же предсказаниях Нострадамус говорил, что

"Большинство из них рассчитано по годам, месяцам и неделям, по областям, странам и большей части городов и селений всей Европы, включая Африку и часть Азии, где произойдут будущие события".

Об Америке ни слова. Может быть, он считал ее частью Азии? Не знаю!

Это издание вначале не принесло Нострадамусу никаких успехов. Генрих II никак не отреагировал на посвящение и послание Нострадамуса. Что ж, опять неудача? Но через год о Нострадамусе и его предсказаниях заговорила вся Европа. Что же так поразило современников Нострадамуса, не избалованных