Состав законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции

БАШКИРСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ


Реферат

По дисциплине: « Гражданский процесс»

На тему: «Состав законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции»


Выполнил студент:

Очного отделения

Юридического факультета

Группы О-05-19

Диргамов Р.Р.


Проверила преподаватель:

Исламгулова. И.М.


с. Иванаево

2008 год

Введение


В силу свойственной праву системности его источники образуют взаимосвязанную совокупность, именуемую системой законодательства. Применительно к гражданскому процессуальному праву — это законодательство о судопроизводстве в судах общей юрисдикции.

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — также Федеральными законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1 ГПК).

Содержание


Введение

1. Состав законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции

2. Заключение

3. Список использованной литературы

1. Состав законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции


В силу свойственной праву системности его источники образуют взаимосвязанную совокупность, именуемую системой законодательства. Применительно к гражданскому процессуальному праву — это законодательство о судопроизводстве в судах общей юрисдикции.

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — также Федеральными законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1 ГПК).

Употребляемое в законе словосочетание «порядок гражданского судопроизводства» следует понимать более широко, чем собственно «процедуру» рассмотрения гражданских дел. Законами регулируется обширный круг правовых отношений, возникающих в области гражданского судопроизводства, касающихся системы судов общей юрисдикции, принципов гражданского процессуального права. правового статуса судей, прав и обязанностей участников судопроизводства и т.д. Нормативные акты, входящие в состав законодательства, могут быть не только сугубо специализированными, например такими, как ГПК, но и актами, относящимися к материальным отраслям права и содержащими отдельные процессуальные нормы, используемые судом при рассмотрении гражданских дел.

Как уже отмечалось, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Правовая система и система законодательства — понятия неравнозначные. Однако, учитывая, что законом установлено правило приоритета международного договора в гражданском судопроизводстве — «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора» (ч. 2. ст. 1 ГПК), видится целесообразным рассмотрение вопросов, касающихся указанных договоров, в составе законодательства о производственном судопроизводстве.

Конституция Российской Федерации. В Основном законе закрепляются важнейшие принципы судопроизводства в РФ в целом и в судах общей юрисдикции, в частности. В ст. 19 находит выражение принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом, в ст. 120 — принцип независимости судей и подчинению их только федеральному закону, в ст. 123 — принципы гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон, и.т.д.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве дел должны руководствоваться Конституцией РФ. Разъяснения по вопросам непосредственного применения конституционных норм содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.

«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Так, суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию тогда:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения исходя из ее смысла не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующие права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими ее положениями; в) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения отсутствует (п. 2 Постановления).

Международные договоры. Правила международного договора Российской Федерации, а не нормы внутреннего законодательства, регулирующие иначе, чем в договоре аналогичные правоотношения, применяются, если решение о согласии на обязательность данного договора для России было принято в форме федерального закона.

Россия является участницей около 40 многосторонних и двусторонних международных договоров, конвенций, соглашений об оказании правовой помощи по гражданским и коммерческим делам, связывающих международными обязательствами Российскую Федерацию более чем со 100 государствами.

К наиболее значительным многосторонним международным договорам, содержащим процессуальные нормы, относятся: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1 марта 1954 г.; Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г.; Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970

К Конвенции 1954 г. Советский Союз присоединился в 1967 г., а к конвенциям 1965 г. и 1970 г. Россия присоединилась в 2001 г. В Гаагских конвенциях участвует 41 государство.

В этих международных документах содержится целый ряд положений, которые являются для российского процессуального права новшеством. Например, в соответствии с ст. 21 Гаагской конвенции 1965 г. допустимо вручение любым находящимся в России лицам (в том числе и российским гражданам) судебных документов через дипломатические представительства и консульские учреждения государств-участников Конвенции. До присоединения к указанной Конвенции согласно действующим договорам, в которых участвует Россия, вручение документов через дипломатические представительства и консульские учреждения допускалось только применительно к собственным гражданам соответствующих иностранных государств.

Или, например, согласно ст. 11 Гаагской конвенции 1970 г. при исполнении поручения, лицо, которого оно касается, может отказаться от дачи показаний в той мере, в какой оно имеет привилегии или служебный долг отказаться от дачи показаний согласно законодательству запрашиваемого или запрашивающего о государства. В отечественном гражданском процессе лицо может отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ, ст. 69 ГПК РФ. За отказ от дачи показаний в 1оссии предусмотрена уголовная ответственность. В связи с этим закрашивающий орган в своем обращении к российскому суду должен оговорить возможность отказа от дачи показаний. Кроме названных, в Гаагских конвенциях содержится еще целый ряд новых положений для российского законодательства.

Россия — участница многосторонних договоров с государствами-членами СНГ, регулирующих правовое сотрудничество, в том числе в области судопроизводства. Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г., с изменениями от 28 марта 1997 г.) предусматривает оказание правовой помощи путем выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны, в частности, опроса сторон, допроса свидетелей, экспертов, проведения экспертизы, составления, пересылки документов и т.п. В Конвенции регулируются и вопросы подсудности. Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих местожительство на территории разных государств, спор рассматривается по место- жительству (местонахождению) любого ответчика по выбору истца. Конвенцией затрагиваются и другие процессуальные вопросы. Иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал.

Значительное число двусторонних международных договоров были заключены с Советским Союзом, но в них участвует и Россия как государство- правопреемники.

Под правовой помощью понимается выполнение процессуальных действий, в частности, пересылка и вручение документов, опрос сторон, допрос свидетелей экспертов и других лиц, передача доказательств, признание и приведение в исполнение судебных решений по гражданским делам и т.п. В договорах существуют некоторые особенности совершения процессуальных действий в отношениях с различными государствами. Например, российские суды направляют судебные поручения в компетентные органы Австрии, Алжира, Бельгии, ФРГ, Франции и некоторых других государств не позднее, чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела, а Албании, Болгарии, Испании, Кореи и других — не позднее, чем за четыре месяца.

Согласно международным соглашениям основанием для отказа в исполнении решений могут являться нарушение права стороны на защиту в ходе судебного процесса; вынесение решения некомпетентным судом; истечение трехлетнего срока давности для предъявления решения к принудительному исполнению; решение по законодательству государства, на территории которого оно вынесено, не вступило в законную силу; наличие вступления в законную силу решения российского суда, которое ныне- сено по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или наличие в производстве российского суда дела между сторонами, по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде.

При применении норм международных договоров необходимо учитывать, что в силу п. З ст. 5 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и внутри- государственный правовой акт, принятый для осуществления положений данного международного договора (п. 5 Постановления ВС РФ от 31 октября 1995 г.).

Федеральные конституционные законы. В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ Федеральным конституционным законом, определяющим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, является ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г.) Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к судам, составляющим систему федеральных судов общей юрисдикции, относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. В этой связи следует сделать вывод о том, что в законодательство, определяющее порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, входит также и Федеральный конституционный закон «(О военных судах в Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.2

Отдельные процессуальные нормы содержатся и в других федеральных конституционных законах. Например, в ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г.3 определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений в стране.

Необходимо акцентировать внимание на вопросе, относящемся к ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. как источнику процессуального права.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 118 Конституции РФ и ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» входит в судебную систему РФ. Основная функция Конституционного Суда РФ — конституционный контроль за соответствием нормативных актов Конституции РФ путем проверки в порядке судопроизводства. Нормативные акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, несоответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению; решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению. Решения Конституционного Суда обязательны на территории России для всех судебных органов.

Понятно, что в данном случае речь идет не только и не столько о ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» как источнике процессуального права, а об источниках постановлениях Конституционного Суда, содержащих выводы о конституционности правовых норм. В науке тема о юридической природе постановлений Конституционного Суда РФ является дискуссионной.

Конечно, постановления не относятся к числу законов, Конституционный Суд РФ не создает новых норм права, однако в компетенцию данного судебного органа входит изъятие того или иного нормативного акта или отдельных его положений, в том числе и процессуального, из области право применения. В случае, если акт признан не соответствующим Конституции РФ, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот акт, рассматривают вопрос о принятии нового акта, в котором должно содержаться и положение об отмене нормы, не соответствующей Конституции РФ. Вместе с тем конституционное нормативное предписание прекращает действие именно с момента принятия решения об этом Конституционным Судом РФ, а не с момента его отмены компетентным государственным органом или должностным лицом.

Перечисленные обстоятельства дают достаточные основания признать за постановлениями Конституционного Суда РФ особый правовой статус и рассматривать их в качестве источников гражданского процессуального права.

Гражданский процессуальный кодекс РФ. Центральным актом гражданского процессуального законодательства является Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Кодекс 2002 г., сохранив нее оправдавшие себя на практике институты и правовые нормы, ориентирован на совершенствование порядка рассмотрения и разрешения дел в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав граждан. Он содержит новые нормативные положения и модернизированные ранее существовавшие нормы. Изменилась структура Кодекса. В отличие от действующего с июня 1964 г. ГПК РСФСР. состоявшего из б разделов, 3-х подразделов, 42 глав, 438 статей и приложений, новый [П К РФ включает в себя 7 разделов, 4 подраздела, 47 глав и 446 статей.

Раздел 1 и подраздел 11 раздела и ГПК РФ определяют систему гражданского судопроизводства и относятся не только к производству в суде первой инстанции, но и к следующим стадиям процесса.

В Кодексе существенно изменились положения, касающиеся состава суда. Исключен институт народных заседателей. Дела в судах первой инстанции рассматриваются единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — коллегиально в составе трех профессиональных судей.

В целях устранения «смещения» подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам четко определена подведомственность дел судам общей юрисдикции (гл. З ГПК). 1 При этом сохранено положение, в соответствии с которым, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Заметно изменена роль прокуратуры в гражданском процессе. 1 ГПК РСФСР 1964 г. прокурор имел широкие полномочия по обращению в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также мог вступить в любое дело на любой стадии процесса, если того требовала охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан. В [ПК РФ 2002 г. полномочия прокурор ограничены правом предъявлять иски только в защиту интересов государства либо неопределенного круга лиц, а также гражданина, но только в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам ве может самостоятельно обратиться в суд. При этом законодатель исходил из того, что прокурор не осуществляет надзор за судом, а каждый гражданин и юридическое лицо в соответствии с законодательством вправе самостоятельно решать вопрос об осуществлении своих прав. Прокурор имеет право вступать в процесс и давать заключение по делу только в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.

В ГПК РФ 2002 г. изменен и расширен перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей, а также определен круг лиц, которые вправе отказаться от дачи свидетельских показавший (ст. 69). Нововведением является и законодательное закрепление проведения комплексной и комиссионной экспертизы при рассмотрении гражданских дел (ст. 82. 83). Определено правовое положение специалистов, ранее они не назывались в числе участников процесса и рассматривались либо как свидетели, либо как эксперты, хотя по целям участия в процессе и характеру решаемых ими задач они не являлись ни теми, ни другими (ст. 188).

Закон дополнен положениями, определяющими основания возвращения судам поданных исковых заявлений (ст. 135), кассационных жалоб, представлений прокурора (ст. 342).

Кодекс устанавливает новые сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел (ст. 154).

Глава 14 ГПК РФ, регламентирующая стадию подготовки дела к судебному разбирательству, содержит новое положение о проведении предварительного судебного заседания (ст. 152). Цель предварительного заседания — закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела, определение обстоятельств, имеющих значение для дела, определение полноты доказательств и т.д.

Приказное производство выделено в самостоятельный вид судопроизводства (гл. 11). Значительно расширен перечень дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке особого производства.

Внесены изменения в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 361). Глава 41 «Производство в суде надзорной инстанции» содержит ряд новых положений. Так, установлен срок обращения в суд надзорной инстанции (ст. 376). Изменен круг лиц, имеющих право обжалования судебных постановлений. В частности, правом обжалования вступивших в силу постановлений суда, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ, наделены лица, участвующие в деле, и другие лица, чьи права и законные интересы нарушены. Должностные лица органов прокуратуры могут обращаться с представлением в суд надзорной инстанции в случае, если в рассмотрении дела участвовал прокурор.

В ГПК РФ 2002 г. внесен новый раздел о производстве по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (разд. УI), а также содержится еще ряд нововведений.

Иные федеральные законы. К другим федеральным законам, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, относятся, например, ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (с послед. изм. и доп.), содержащий нормы о порядке назначения и гарантиях независимости судей1 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине” от 31 декабря 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями)2, размеры и порядок уплаты государственной пошлины при производстве дел в арбитражных судах; Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с изм. от 14 декабря 1)95 г.)1 и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. (с изм. от 27 сентября 2002 г.)2, содержав в процессуальные нормы, определяющие особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений: Закон РФ <О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (с поел. изм. и доп.), определяющий полномочия прокурора по в рассмотрении и пересмотре гражданских дел.

Существует еще довольно много законов материально-правового характера, содержащих процессуальные нормы, касающиеся всего вопросов подведомственности дел судам общей юрисдикций, распределения обязанностей по доказыванию, допусти- мости доказательств и т.д. Это — Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, рудовой кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей»4 Законом «Об охране окружающей природной среды» и др. Однако положения всех федеральных законов применимы к гражданскому судопроизводству только в части, не противоречащей ГП К.Законодательство о порядке гражданского судопроизводства у судьи. В соответствии со ст. 4 ФКЗ Ю судебной системе Российской Федерации» судебную систему РФ составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, ФКЗ Ю судебной системе Российской Федераций, иными федеральными конституционными законами, [ПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, а также ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. определяет их требования, предъявляемые к мировому судье, порядок назначения (избрания) на должность, срок полномочий и компетенцию мирового судьи, прекращение и приостановление его полномочий.

В ст. 4 названного Закона содержится указание на то, что общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Таковым законом является ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г.)2.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Законами субъектов РФ может устанавливаться также порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей. В качестве примера законотворчества в этой области можно назвать Закон г.

Москвы «О мировых судьях в городе Москве» от 31 мая 2000 г. (с изм. и доп. от 2 октября 2002 г.)3 Закон г. Москвы «О создании судебных участков и должностей мировых судей в городе Москве» от 6 июня 2001 г. (с изм. и доп. от 23 октября 2002 г.)4.

Принципиально важным является то, что порядок осуществления правосудия мировыми судьями по гражданским делам устанавливается только федеральными законами. К их числу в первую очередь относится ГПК РФ, а также другие федеральные законы, содержащие процессуальные нормы, применяемые при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции.

Заключение


Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Законами субъектов РФ может устанавливаться также порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей. В качестве примера законотворчества в этой области можно назвать Закон г. Москвы «О мировых судьях в городе Москве» от 31 мая 2000 г. (с изм. и доп. от 2 октября 2002 г.)3 Закон г. Москвы «О создании судебных участков и должностей мировых судей в городе Москве» от 6 июня 2001 г. (с изм. и доп. от 23 октября 2002 г.)4.

Принципиально важным является то, что порядок осуществления правосудия мировыми судьями по гражданским делам устанавливается только федеральными законами. К их числу в первую очередь относится ГПК РФ, а также другие федеральные законы, содержащие процессуальные нормы, применяемые при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции.

Список использованной литературы


Гражданский процесс: Учебник. 2-е изд., перераб. И доп. / Под ред. М.К. Треушникова. М.: ОАО « Издательский Дом « Городец», 2007.