История Византии
Константинополь и империя.
Полушутя, полусерьёзно историки называют Византию едва ли не единственным государством, точная дата рождения и конца которого известны. Византия прекратила своё существование 29 мая 1453 года с завоевания Константинополя турками. Дату её рождения относят к его основанию – 8 ноября 324 года, когда состоялась закладка новой столицы на месте древнего мегарского городка Византия на берегу Босфора, 11 мая 330 года – день официального ее “открытия”, провозглашения. Этот день стал главным государственным праздником в Византии. Империя “родилась с Константинополем” и “умерла” с ним.
Столица Византии была чрезвычайно удачно расположена на стыке европейских и азиатских владений Римской Империи, на пересечении важнейших торговых и стратегических путей, сухопутных и морских, соединявших ее восточные провинции, а также международных - “золотой мост между Востоком и Западом”. Как мы видим, Константинополь играл особую роль в истории страны, в отличие от многих средневековых государств.
Город был создан его основателем, с одной стороны, как новая столица империи, как “второй Рим”- по его образу и подобию, знак и символ преемства; с другой – как конкурент и соперник, столица христианская, в противовес языческому Риму. Таким образом, это одновременно не только проблема рождения Византии, - но и проблема “новой” христианской империи Константина, которую иногда прямо сравнивают с рождением европейского средневековья.
Константинополь создавался как императорская столица – комбинация дворца-дворца, центра административного управления и главной военной ставки. При Константине город был довольно “слабым”. Число его жителей не превышало 30-50 тысяч человек, и было несравнимо с населением Рима (от 400-800 тысяч жителей), Александрии, Антиохии и некоторых городов – “сто тысячников”.
Рождение Византии представляло собой сложный и длительный процесс, растянувшийся, по крайней мере, на столетие. Начало его уходит в кризис третьего века, подорвавший основы античного общества. Однако Византия не родилась непосредственно из этого кризиса. Возникновение Византии было итогом развития античного общества в течение четвертого столетия. На протяжении большей его части ещё преобладали тенденции к сохранению единства Римской империи. Размежевание шло медленно и подспудно, прежде всего, в сфере административного управления, финансов, армии, внешней политики. Процесс завершился в 395 году, формальным образованием двух государств, во главе со своими императорами. В основе его лежал, не сам кризис третьего века, а эволюция империи в четвертом веке, всё более обнаруживавшаяся разность переживания позднеантичной эпохи обеими половинами вышедшей из кризиса ещё единой Римской империи. Разность встававших перед ними конкретных внутренних и внешних проблем, путей их решения, что во многом предопределило основы их территориального размежевания. Эта разность нашла свое отражение и в духовной жизни, идеологии. Утверждение в четвертом веке на длительный период господства в обеих половинах империи разных направлений христианства (на Западе ортодоксального - никейского, на Востоке - арианства) лишь один из показателей становления византийской церкви с ее определенными особенностями. Завершение формирования византийского общества с характерными для него социально-политическими институтами, по-видимому, произошло в середине 5-го века.
Проблема позднеантичной стадии развития.
История возникновения византийского общества ставит проблему позднеантичной стадии развития. Кризис третьего века был, безусловно, общим кризисом античной системы Средиземноморья, который затронул все области империи. Восточная половина ее пострадала от кризиса меньше, но также вышла из него серьёзно ослабленной, с подорванными основами античного полиса. Сократилось население и уровень общего благополучия. Восточные провинции четвертого века весьма резко отличались от восточных провинций второго века. Процессы аграризации и натурализации также затронули их экономику. Не случайно империя вышла из кризиса как еще единое общество и государство. Уровень благосостояния по сравнению со вторым веком к началу четвертого века упал вдвое, общий объем товарно-денежных отношений также сократился. Если для второго века был характерен рост, умножение числа городов, то с конца 2-3 веков начинается неуклонное общее сокращение их числа. Монетными реформами Диоклетиана -Константина, введших новую монетную систему на основе золотого солида, денежное обращение в империи было стабилизировано, однако натурализация хозяйства продолжалась. Пересмотрена система обложения и произведена перепись всех земель с учетом их качества и возделываемых культур. Ее данные пересматривались каждые 15 лет. В основу обложения сельского населения был положен поземельно подушный принцип югацио (аннона)- капитацио. На податное земледельческое население ложились и личные трудовые повинности – так называемые “грязные”. Городское население было обложено денежной податью (хрисаргиром), взимавшейся с каждого занимавшегося ремеслом, кроме земледелия. Была произведена перестройка системы управления. Империя была разделена на 100 провинций – вдвое больше, чем было раньше, с единообразным управлением. Империя превратилась в бюрократическое государство с многочисленным чиновно - административным аппаратом. Была перестроена и увеличена армия, которая четко делилась на две части – пограничную и мобильную, располагавшуюся по городам империи. Военное управление было отделено от гражданского. Снабжение и обеспечение армии находилось во введение гражданской администрации. Сенат утратил свое прежнее значение, но сенаторское сословие стало самым привилегированным и сенаторы получили право занимать государственные должности.
С реформами Диоклетиана-Константина империя превратилась в неограниченную бюрократическую монархию. Сложилась иерархия должностей и почетных званий-титулов. Центром империи стал императорский дворец. Сам император стал высшим гражданским правителем империи, верховным главнокомандующим, законодателем и высшей судебной инстанцией. В качестве совещательного органа при нем сложился консисторий – государственный совет.
Природные условия, территория, население.
В состав Византии вошла восточная половина Римской империи по линии, проходившей по западной части Балкан до Киренаики. Расположенная на трех континентах - на стыке Европы, Азии и Африки, - она занимала площадь до 1 миллиона кв. км., включая Балканский п-ов, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, острова, в первую очередь Крит и Кипр, опорные владения в Крыму, на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья.
Значительная часть ее территории – это горные или гористые области, изрезанные небольшими долинами, с каменистой, достаточно трудной для обработки почвой. Разнообразный, на большей части средиземноморский климат благоприятствовал земледелию, требовавшему полива и орошения. Выращивались основные злаковые культуры - пшеница и ячмень, садово-огородные, виноград, на более сухих почвах – оливки. Прибрежные воды были богаты рыбой. Почти повсеместно разводили коз, овец.
Большое место в земледелии занимал ручной труд.
Лесистыми были Северо-западные районы Малой Азии, Понт, Балканы; Строительный лес давали горы Далмации, отчасти Киликии, Тавра, Ливана. Вошедшие в империю области были богаты природными ресурсами. Во многих районах имелись богатые залежи и разработки строительного камня, мрамора, глины, песка, пригодного для изготовления стеклянных изделий.
Развитое мореплавание, давно освоенные морские пути надежно соединяли самые отдаленные районы империи.
Территория империи была достаточно плотно заселена. По некоторым подсчетам, она имела 30-35 млн. жителей. Основную часть составляли греки и эллинизированное население.
Византия была полиэтничным образованием. На ее территории жили компактные массы сирийцев, коптов, фракийцев и иллирийцев, армян, грузин, арабов. Многочисленным было иудейское население. Римское население, за исключением романизированных областей Балкан, было в восточных провинциях немногочисленно. Именно поэтому латинский язык довольно долго остается основным языком государственности.
“Наследовала” от Римской империи Византия и своих соседей. На Севере это были преимущественно готы и другие германские племена. Главным противником империи на Востоке был Сасанидский Иран. Южные соседи Византии – воинственные племена Нубии и кочевники ливийской пустыни.
Аграрные отношения.
Отличие Византии от западных областей заключалась в том, что здесь в большей степени сохранилось рабство в городе, мелкое и среднее городское рабовладение. Один из законов конца 4 века сообщает о городских рабовладельцах, доходы которых от рабов были не меньше, чем доходы куриалов от поместий. В 4 веке в связи с обеднением части крестьянства, государство усиливает коллективную ответственность общины, а с конца столетия вводит эпиболу (прикидку) – обязанность общины платить подати за заброшенные односельчанами земли.
Мелкие земельные собственники, ремесленники и торговцы – производительное и социально более самостоятельное население – были в ранневизантийском городе значительной прослойкой, по сравнению с рядовыми городскими общинами Запада. Это можно сказать о средних городских землевладельцах – куриалах, что объясняется сложными функциями управления ранневизантийским городом и округой. Характерной для восточно-римского города была его связь с округой через крупные селения, поселки. Крестьянин, направляющийся на городской рынок, типичен для ранневизантийского города, тем более что расстояние до города редко превышало 10-12 км. Население рядового позднеантичного полиса обычно составляло от 1 тыс. до 5 тыс. человек. Город с 10 тыс. населения уже считался средним, города с 30 тыс. населения – крупными. И лишь в некоторых городах население превышало 100 тыс. человек, максимум 200 – 300 тыс. Таким образом, городское составляло примерно до 12 млн., т.е. не меньше, чем ¼ всего населения империи – уровень, достигнутый большинством европейских стран лишь к концу средневековья.
Ремесленник работал в своей мастерской (эргастерии), часто наемной, которая одновременно служила ему жильем, и лавкой. Некоторые снимали места для торговли лавки в портиках и на рынках. На главных улицах, в первых этажах домов размещались магазины богатых торговцев и купцов. Более имущую часть торгово-ремесленного населения составляли ремесленники по металлу и производившие дорогие изделия, предметы роскоши. К богатой верхушке принадлежали также владельцы пекарен, выпекавшие и продававшие хлеб, содержатели постоянных дворов и харчевен, более крупные местные торговцы, золотых и серебреных дел мастера (аргиропраты), выступавшие также в качестве менял и ростовщиков. Также к самостоятельной плебейской верхушке можно отнести строителей-подрядчиков и представителей интеллигентных профессий – Врачей, учителей, адвокатов, риторов. Значительную часть города составляла беднота, наемные работники - мистии, поденщики. К бедноте относились сапожники, плотники, льноткачи, портные- представители самых массовых профессий.
Город постепенно аграризовался. Как писал Ливаний, уже в 4 веке многие мелкие города становились похожими на деревни. Приходили в упадок городское благоустройство, общественная система водоснабжения, муниципальное образование, исчезали общественные бани, не организовывались зрелища, ветшали и не восстанавливались общественные постройки. Однако в ранней Византии упадок мелких полисов как городов проходил медленнее.
Для позднеантичной эпохи структурным и стадиально-характерным явлением был подъем крупных центров, внешне создавший иллюзию благополучия и процветания городов. Рост крупных городских центров был непрерывно связан с переменами, происходившими в социальных отношениях. Крупные собственники перебирались в большие города, где в 4-5 вв. шло интенсивное частное строительство. На смену преобладающей массе богатых домов зажиточных куриалов приходили роскошные дворцы ранневизантийской знати. “Весь город в стройках”,- писал Ливаний об Антиохии 4 века.
Умножение числа провинций (в Византии – до 60) обусловило возрастание значения их центров – столиц, в которых концентрировалась администрация, местная знать, располагались военные контингенты и командование, велось строительство государственных хранилищ, арсеналов, мастерских.
Кризис 3 века привел к резкому ослаблению сухопутной торговли, подорожанию перевозок. Отсюда и рост приморских городов, строительство гаваней.
Со второй половины 4 века бурный подъем начинает переживать Константинополь. Центром его с момента основания стал Большой императорский дворец, – обособленный от остального города комплекс сооружений: покоев, разного рода служб, залов для приемов, канцелярий, и т.д. Город был обнесен стенами, как с суши, так и с моря, и первоначально площадь за его стенами занимала 10 кв. км. Население города к началу 4 века достигло 150 тыс. Его жители пользовались особыми привилегиями. Они получали бесплатно участки, имели податные льготы, пользовались императорскими раздачами. К концу 4 века Константинополь превращается в крупный торгово-ремесленный центр, в котором развивалось не только государственное, дворцовое производство, но и не менее бурно частное. В начале 5 века были выстроены новые стены _ вершина военно-инженерного искусства античности и средневековья, - на столетие превратившее Константинополь в один из неприступнейших городов мира. Три ряда стен с огромным защищенным рвом, уходившим в глубину, исключавшую подкопы, и один ряд морских (500 башен) надежно защищали столицу. Константинополь постепенно становился не только административным, но и религиозным центром империи, “христианской столицей” Византии; развертывается бурное церковно-монастырское строительство.
Постепенно Константинополь становится и культурным центром станы, способным конкурировать со старейшими центрами античного мира, как Афины, Александрия, Антиохия. В нем во многом вырабатывалась христианская культура византийской государственности.
Классово-сословная структура ранневизантийского общества в 4-5 вв.
На низшей ступени структуры Византии стояли рабы, Рабство было достаточно широко распространено в империи. Кроме перечисленных уже категорий населения рабами владел многочисленный в 4-5 вв. клир, церковь. Крупнейшим рабовладельцем было государство. Их широко использовали на рудниках, в мастерских и т.д. Положение рабов в ранневизантийскую эпоху существенно не изменялось. Несколько упрочилась имущественная правоспособность, а также право на семью, признание “брака” рабов. Рабы по рождению оставались рабами. Рабовладельческий “настрой” был характерен для всего общества. Это было просто престижно, и многие хотели раба не для дела, а для своей “солидности”. Распространению колоната, рост крупной земельной собственности не привели к резкому снижению числа рабов. Для части колонов, особенно лишенных своей собственности, полностью экономически зависевших от собственника земли, существовала тенденция сближения их экономического положения с рабским, использование их “взамен рабов”. Колоны имели определенные статусные разряды, на их положение во многом влияло рабство, но в целом они достаточно резко отчленялись от рабов. Разряды в какой-то мере градуировались количеством имеющейся у них собственности. Колоны были социально не равноправны, составляя низшую, ограниченную в правах категорию крестьян, но не были лишены имущественной и личной правоспособности. Класс колонов стал окончательно господствующим в византийской деревне, в аграрных отношениях.
К низшей прослойке свободного населения может быть отнесён сельский и городской плебс, более правильно плебейское сословие. Для деревни это масса сельских собственников, крестьянства. На сельский плебс, так же как и на Западе, ложились всей своей тяжестью аннона, поголовное обложение и основная масса личных – “грязных” повинностей. Городской плебс, хотя и платил хрисаргир-налог с разного рода профессиональных занятий, был свободен от поголовного обложения. Неимущее население, лица, жившие случайными заработками, вообще не облагались никакими налогами. Социально- привилегированное положение позднеантичного городского плебса также поддерживалось и в определённой мере обеспечивалось городской общиной.
Ordo plebeius в целом составляло низшее сословие в империи, не обладало привилегиями и подвергалось более суровым и жестоким наказаниям за преступления.
Значительно более мощным и многочисленным, чем на Западе, было “второе” привилегированное сословие империи – сословие средних городских земельных собственников – муниципальная аристократия, куриалы. На более бедную часть куриалов ложились тяжёлым бременем муниципальные обязанности и ответственность за сбор податей. Куриалы имели возможность поддерживать своё благополучие за счёт массы подвластного населения. Ёще в конце этого столетия положение куриалов было почетно, и они носили тогу с каймой. В сословии была достаточно мощная прослойка куриалов среднего достатка, и в целом его положение было достаточно устойчивым до середины пятого века.
Государство.
В Византии не утвердились полная неограниченность и наследственная преемственность императорской власти. Византийские императоры не стали “богами” или родственниками богов. Христианская концепция власти продолжила и закрепила римско-эллинистическую – “священства” власти, божественной её санкции, благословения “по воле богов”, “милостью божьей”. Христианская концепция оформила представления об императоре как “наместнике божьем” в мирских делах.
Власть византийского императора была доверенной ему неограниченной властью римского государства. Византийский император всегда должен был помнить, что “я