История виноделия
А пока перейдём к делу.Как это было
В Китае, согласно древнему преданию, некто Ю за 2000 лет до нашей эры был
первым, приготовившим из винограда вино. Попробовав новый напиток, император
запретил его употребление, изгнал Ю из Китая и предсказал гибель всем народам,
которые это самое вино станут пить. Однако, пожалуй, более достоверным
источником может служить <Че-ули>, труд Чеу-конга, брата императора Ю-Манга,
вступившего на престол в 1122 году до Рождества Христова: там есть прямые
указания на то, что виноград в Китае в ту пору уже был. Да, особенно в
провинциях Шань-си, Шень-си, Пе-че-ли вино пили уже столь обильно, что это
даже вызывало беспорядки. Застольные песни со времен всех династий - от Юм до
Хан - свидетельствуют: китайцы до вина были большие охотники. В старинной
книге <Ку-кин-ту-шин> (<Большая ботаника>) винограду посвящен особый параграф,
где говорится: вино подносилось городами в виде почетного дара своим
правителям, наместникам и даже императорам. В 1373 году Тай-Иссу, основатель
последней династии, в последний раз принял этот дар из Шань-си и запретил
поднесение вина на будущее время. При этом заявил: <Я пью очень мало вина и не
желаю, чтобы это незначительное количество могло причинить какие-нибудь
хлопоты моему народу>.
Согласно преданиям, виноград в Китае испытал много превратностей судьбы:
не раз подвергался запрещению, которое при некоторых правителях исполнялось
столь строго, что всякое воспоминание об этом растении исчезало. Когда же
виноград вводился опять, современники полагали, что он появился впервые.
Именно поэтому считалось, что этот плод стал известен в Китае очень поздно и
занесен туда с Запада - из Самарканда, Персии, Тибета, Кашкара, Хами:
Что касается Хами, то эта страна с незапамятных времен бала в связи с
виноградом как бы данницей Китая. Более чем за 1800 лет до нашей эры появился
закон, по которому вассальные князья Китая были обязаны посылать своему
сюзерену лучшие и драгоценнейшие плоды своих краев. В это время жители Хами
платили Китаю дань двумя сортами изюма и вином, которое привозилось в бурдюках
на верблюдах. Тай-Азонг, второй император из династии Ян, после присоединения
Хами к провинции Шень-си приказал насадить виноград в своем саду и приготовить
из него вино, которое потом он потреблял с большим удовольствием.
В XVIII веке императоры Канг-Хи, Ионг-Чинг и Киу-Лот ввели множество
новых чужеземных растений в провинциях Шань-тонг, Хи-нан, Шань-си Пе-че-ли.
Причем, в последней, особенно славившейся своими виноградниками, жители
прекрасно умели сохранять плоды впрок и продавали их по высоким ценам в
Пекине. Два города - Тай-Юэнь и Шань-си, где урожай был особенно высок,
поставляли виноград по всей империи - в аптеки и для стола:
* * *
Введение винограда в Японию совершилось так же давно, как и в Китай. И здесь
тоже новая культура подверглась преследованию. Например, шесть или семь
столетий тому назад император повелел уничтожить все виноградники, оставив
лишь по последнему кусту <на дым>. Между тем, в маленьком местечке Джураку,
недалеко от Киото, сорт Vitis vinifera культивировался с незапамятных времен.
Согласно древним хроникам, этот род культуры вообще пользовался предпочтением
и когда-то занимал большие пространства. Виноград <Джураку> давал превосходные
вина, похожие на португальские... Также славились здесь сорта <Кохиу>, <Кошю>,
<Яма-буто>. Маленькие черные ягоды <Яма-буто> очень приятны на вкус. Их сок
заключает в себе очень много красящих веществ - в частности, из него
изготовляли превосходные красные чернила.
* * *
В Индии, в Кашмире, в диком состоянии растут по крайней мере, три вида
виноградных лоз: <Опиман>, <Кавори>, <Качебури>. Подобно лианам, они опутывают
громадные деревья и дают обильные плоды. Еще в 1822 году справочник сообщал:
<Виноград культивируется с успехом в долине Кашмира и доставляет не только
вино, похожее на мадеру, но и употребляется для выгонки водки>.
Что же касается Кавказа, то есть свидетельство одного путешественника: в
1672 году он увидел там виноградные лозы, <которые поднимались по деревьям так
высоко, что невозможно было воспользоваться их плодами>. По его же словам, <в
Грузии виноград растет дико, обвиваясь вокруг деревьев, давая прекрасные плоды
и лучшее в мире вино>. А вот запись другого очевидца: <Путешествуя в 1845 году
по Тереку, я видел дикий или одичалый виноград, вьющийся по деревьям...>
Теперь обратимся к впечатлениям К. Коха, который в прошлом веке дважды
путешествовал по Закавказью, Малой Азии, Курдистану и Персии с
одной-единственной целью - выяснить все возможное о происхождении винограда:
<Виноград, подобно злакам, культивируется с незапамятных времен. Нет
возможности разыскать, где бы то ни было начало этой культуры. После долгих и
тщательных исследований я пришел к убеждению, что повсюду в этих странах имеем
дело не с диким, но с одичалым виноградом. Виноград растет до сих пор в густых
лесах древней Колхиды - страны, где начало культуры, зародилось много
тысячелетий тому назад.
Виноград растет здесь на полной свободе и свешивает свои грозди с высоких
буков... В лесах виноград достигает в размерах настоящего дерева, и, если
снять на плане расположение его насаждения, то мы увидим, что посадка была
сделана косыми рядами, то есть - по способу, который прилагался древними
преимущественно к виноградникам... Местные жители собирают в лесах плоды для
своего употребления. Вино приготовляется в особых кувшинах, крышкой которых
служит кусок шифера, приподнимаемый время от времени для выпускания
накопившейся в сосуде углекислоты. Когда брожение окончится, крышку засыпают
землей и оставляют так до тех пор, пока вино не сделается годным для питья, то
есть до Рождества, после чего вино разливают в бурдюки:>
Еще великий Плиний отмечал неограниченную долговечность виноградной лозы.
В частности, он писал о знаменитой <статуе Юпитера, сделанной из одного ствола
виноградной лозы и несколько ни поврежденной течением многих веков>. Далее
Плиний вспоминал про куст винограда, который покрывал тенью место, где любили
гулять римляне, и доставлял 12 амфор вина (233 литра).
Другое свидетельство из XVIII века: куст белого мускатного винограда,
посаженный в 1720 году в Безансоне столяром по имени Билло, уже в 1731-м
покрывал своими ветками не только стену и кровлю ближайшего дома, но также
крыши соседних домов и давал ежегодно 4206 кистей.
Свидетельство из XIX века: <В 1871 году на ферме Барро, в окрестностях
Филипваля, можно было увидеть куст арабского винограда, тысячи ветвей
которого, перекрещиваясь и укореняясь в почве, образовали настоящую рощицу,
общая длина веток которой (не принимая в расчет побеги тоньше 5 сантиметров)
равнялась 424 метрам, а главный ствол имел 93 сантиметра в окружности>.
Сколько же лет должно пройти, дабы виноградная лоза могла дать ствол,
достаточно толстый для того, чтобы из него можно было сделать статую? Если к
тому ж принять во внимание, что, по свидетельству Плиния, знаменитое
изображение Юпитера было осуществлено за много веков до его времени, то есть,
по всей вероятности, в эпоху процветания государства этрусков, то вряд ли
следует удивляться словам Коха (о нем речь шла в предыдущем разделе), который
утверждал: <Некоторые закавказские лозы были современны волшебнице Медее>.
Кстати, кроме статуи Юпитера, Плиний упоминает и о Храме Юноны в Метапонте,
который поддерживается колоннами из такого же дерева, и добавляет: <Еще и
теперь поднимаются на крышу храма Дианы в Эфесе по лестнице, сделанной из
одного ствола кипрской лозы>.
Внимательно почитаем старинные книги. Страбон рассказывает о стволах
виноградных лоз в Маргиане и Мавритании, <которые с трудом могут обхватить два
человека>. Силетти упоминает, что двери собора в Равенне и Св. Софии в
Константинополе сделаны из виноградной лозы, причем доски первых дверей <имеют
не менее 4 метров длины и 40 сантиметров ширины>. А панно из виноградного
дерева в часовне монастыря Салюция <имеет не менее 23 сантиметров по каждому
направлению>. Сам Силетти видел в Пик-ди-Малера виноградный ствол окружностью
в 77 сантиметров.
Все подобные факты, если их сопоставить с геологическими данными, убеждают
нас в том, что виноград в этих странах появился в незапамятные времена, раньше
каких бы то ни было исторических указаний и записей. Вот и Варрон
рассказывает, что <царь этрусский Мезенций помогал рутулам против латинов с
условием, чтобы они доставляли ему вино>, которое уже тогда производилось в
пределах Лациума. Значит, в мифические времена, когда сражались герои
<Энеиды>, употребление вина в Италии было делом обыкновенным. Вот и выходит,
что и виноград, и вино существовали здесь уже во времена Ромула.
Есть у разных народов такой миф - о похищении священного напитка с небес.
Например, в Индии повествует он о боге Индир, который превратился в сокола и
принес на землю с высот небесных Сому. У древних римлян - схожая легенда о
Пикусе, который кормил Ромула и Рема вином или медом. Ну а у греков существует
сказание: как Зевс, превратившись в орла, похищает юношу Ганимеда, чтобы
сделать его небесным виночерпием. Отец же Ганимеда, потерявший сына, получил
от Зевса в вознаграждение золотую виноградную лозу.
Ну а когда виноградная лоза появилась в Греции впервые?
В шестой книге <Законов> Платон спрашивает у критянина Клиния: <Следует
ли давать веру преданию, что некогда было время, когда неизвестная дотоле
виноградная лоза появилась на свет?> Из дальнейшего разговора выясняется, что
Платон не доверяет этому преданию и, по его мнению, в самые отдаленные времена
виноградная лоза произрастала во всех тех странах, которые он посетил, то есть
- на Сицилии, в Египте, в Греции и на островах греческого архипелага.
Уже первые греческие писатели воспели вино и дали различные советы по
культуре винограда. Так, Гезиод в своей эпопее <Труды и дни> рекомендовал
собирать виноград, когда Орион и Сириус находятся посередине небесного свода,
а Арктур восходит, и до выжимания из винограда сока держать грозди в течение
десяти дней