Способы осуществления таможенного контроля и деятельность должностных лиц в таможенных органах
также ряд других технических средств. Все используемые таможенными органами технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека30.Отдельно от технических средств в ТК выделены следующие средства контроля:
Морские (речные) и воздушные суда.
Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия.
Поисковые и сторожевые собаки.
7. Наложение ареста на товары или изъятие товаров. Эти обеспечительные меры, применяемые до возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении, появились в таможенном законодательстве РФ впервые. О применении ареста (изъятия) товаров в процессе проведения таможенного контроля говорится в нескольких статьях ТК:
– ст. 377 «Наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии»;
– ст. 391 «Дополнительные полномочия таможенных органов при обнаружении товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации».
Отличительными признаками ареста (изъятия) товаров служат применяемые формы таможенного контроля и лица, в отношении которых применяются данные формы таможенного контроля31.
Арест (изъятие) в процессе специальной таможенной ревизии проводится для целей обеспечения сохранности товаров до завершения специальной таможенной ревизии, по результатам проведения которой должно быть установлено наличие либо отсутствие факта нарушения таможенного законодательства. Факт пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, еще не является фактом нарушения таможенного законодательства. За этим должна последовать проверка таможенным органом совершения таможенных операций по выпуску товара в свободное обращение. И только по результатам такой проверки можно утверждать о незаконности пользования товарами на территории РФ.
Наложение ареста на товары или их изъятие в соответствии со ст. 391 ТК проводится на основании обнаруженных фактов незаконного перемещения товаров, и соответственно никаких дальнейших проверок таможенным органом уже не проводится.
Альтернативой аресту (изъятию) может служить фактическая уплата таможенного платежа и совершение таможенного оформления товара32.
Целью ареста (изъятия) товара в порядке ст. 391 ТК является обеспечение его сохранности до принятия судебного решения об обращении товара в федеральную собственность или его возмездной реализации для целей взыскания таможенных платежей33.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под таможней понимается государственный орган, который призван обеспечивать порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.
Большая часть основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу выделена законодателем в отдельные статьи ТК.
К основным принципам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу можно отнести: принцип свободы и равенства прав лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу; принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу; принцип обязательности прибытия товаров (транспортных средств) на таможенную территорию Российской Федерации или убытия товаров (транспортных средств) с таможенной территории Российской Федерации в установленных для этого местах и во время работы таможенных органов; принцип обязательности таможенного оформления и контроля перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств; принцип ограничения прав пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем.
Особое внимание необходимо обратить на принципы осуществления таможенными органами своей деятельности. К ним относятся принцип законности деятельности таможенных органов; принцип невмешательства в деятельность таможенных органов; принцип должностной индивидуализации; принцип обязательности решений таможенных органов; принцип обязательности требований таможенного органа.
Характеристику деятельности должностных лиц таможенных органов можно дать, рассматривая их права и обязанности. Права сотрудников таможенных органов – это специальные служебные права, предоставленные им для успешного осуществления служебной деятельности, обязанности - установленные правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности.
Анализируя процесс осуществления таможенного контроля, необходимо разграничить следующие виды контроля: таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств. Последний, в свою очередь, так же имеет дальнейшее деление в зависимости от вида транспортного средства. Применительно к таможенному контролю товаров различают таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) и транзитных товаров.
В зависимости от характера участия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих стран выделяются двусторонний, односторонний и совместный таможенный контроль.
К способам осуществления таможенного контроля относится создание зон таможенного контроля; истребование необходимых документов и сведений; идентификация товаров, транспортных средств; привлечение специалистов и экспертов; создание и применение информационных ресурсов; применение технических и иных средств проведения таможенного контроля; наложение ареста на товары или изъятие товаров.
Таким образом, к способам проведения таможенного контроля можно отнести все то, что не является формами таможенного контроля, но при этом призвано способствовать их проведению. Целью таможенного контроля является определение посредством проверок соответствия таможенных операций и таможенных процедур, осуществляемых участниками таможенных отношений, требованиям таможенного законодательства Российской Федерации.
Список использованной литературы
Богомолова А. А. Таможенное право: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2010. – С. 61.
В.Г.Драганова. Основы таможенного дела: Учеб. – 2 изд., перераб. И доп. - М, 2001 – 423 с.
Грудцына, Л.Ю. Таможенное право в России / Л.Ю. Грудицына. – М.: Юстицинформ, 2007. – 736 с.
Козырин А.Н. Таможенное право России. Уч. пособие. – М, 1995 – 288 с.
Комментарий к Таможенному кодексу РФ. Общая часть /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М, 1996 – 491 с.
Максимцев В.А., Габричидзе Б.Н. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. – М, 1998 – 295 с.
Основы таможенного дела: Учеб. пособие. Вып. IV: Правовое регулирование таможенного дела/Ю.В. Воробьев; Под общ. ред. В.А. Максимцева. – М, I99S – 271 с.
Основы таможенного дела: Учеб./Под общ. ред. В.Г.Драганова. – М, 1998 – 391 с.
Семьянинов А.Г., Крашенинников В.М., Наумов В.В. Налоги и таможенные платежи. Учеб. пособие. – М, 1995. – 211 с.
Таможенное право : учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. Т. 3. - 813 с.
Таможенное право / Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. Санкт-Петербург, 2001. – 372 с.
Таможенное право : учебник / под общ. ред. С.С. Алексеева. – М., 2009. - 293 с.
Таможенное право/Под ред. А.Ф. Ноэдрачева. – М, 1998 – 269 с.
Таможенное право: в 2 т.: учеб. / отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – Т. II. Полутом 1. – 734 с.
Таможенное право: учеб. / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин; под общ. ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
Таможенное право: учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – Т. 3. – 883 с.
Таможенное право: учебник / под общ. ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.
Таможенный Кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Шамахов В.А Таможенный контроль: Учебник. – М.: Софт, 2006. – С. 141.
Размещено на /
1 Анастасия Богомолова. Таможенное право: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2010. – С. 61.
2 Анастасия Богомолова. Таможенное право: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2010. – С. 69.
3 Анастасия Богомолова. Таможенное право: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2010. – С. 71.
4 ст. 12 ТК.
5 ст. 13 ТК.
6 ст. 14 ТК.
7 ст. 15, ст. 360 ТК
8 п.1 ст. 358 ТК РФ
9 п. 2 ст. 401 ТК
10 п. 2, ст. 16, § 2 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
11 П. 3 ст. 22 § 2 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
12 п. 19 ст. 11 ТК РФ
13 ст. 358 ТК РФ.
14 Шамахов В.А Таможенный контроль: Учебник. – М.: Софт, 2006. – С. 141.
15 п. 1, ст. 360 ТК РФ.
16 п. 1 ст. 391 ТК РФ.
17 п. 2 ст. 361 ТК РФ.
18 Шамахов В.А Таможенный контроль: Учебник. – М.: Софт, 2006. – С. 152.
19 Богомолова А. А. Таможенное право: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2010. – С. 82.
20 п. 1 ст. 362 ТК РФ.
21 п. 3 ст. 367 ТК РФ.
22 п. 4 ст. 363 ТК РФ.
23 п. 3, п. 5 ст. 362 ТК РФ.
24 гл. 38 ТК РФ.
25 п. 4 ст. 390 ТК РФ.
26 п. 1 ст. 390 ТК РФ.
27 п. 1 ст. 425 ТК РФ.
28 ст. 387 ТК РФ.
29 п. 1 ст. 388 ТК РФ.
30 п. 1 ст. 388 ТК РФ.
31 ст. 377 и 391 ТК РФ соответственно.
32 п. 2 ст. 391 ТК РФ.
33 п. 5 ст. 391 ТК РФ.