Понятие, классификация и содержание основных функций государства

части бюджета. Поэтому в эффективности работы государственных органов по сбору налогов заключается разрешение многих проблем обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности в целом. Нарастание в этот период тенденции постепенно сформировались в реальную угрозу бюджетно-налоговой политике.

Для того, чтобы иметь объективную возможность отслеживать процессы возникновения и развития общественных противоречий, которые могут в определенный период времени трансформироваться в угрозу безопасности, а также эффективно управлять этими процессами и воздействовать на них, государство должно принимать меры экономического, политического и иного характера, соразмерные величине угрозы.

Важное место среди таких мер принадлежат мерам правового и организационного характера. Одной из целей их реализации является создание сил и средств обеспечения безопасности, а также законодательное и нормативно-правовое обеспечение деятельности.

Анализ ситуации, сложившейся в сфере экономики и, в частности, связанной с собиранием налогов, пополнением доходной части, свидетельствуют, что в настоящее время налоговые правонарушения и преступления по своим социальным и экономическим последствиям, по их взаимосвязи с другими экономическими преступлениями представляют собой реальную угрозу экономической безопасности государства (Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Налоговая полиция: правовое регулирование деятельности. Учебно-практическое пособие. М.:УКЦ.ЮрИнфоР, 1998,с.7,8,9)

К словам Исаева А.А. (Очерк теории и политики налогов, 1887), "В будущем можно ожидать, вместе с дальнейшим развитием знаний и нравственных качеств, и более глубокого сознания обязанности граждан относительно государства, а потому все более редкого уклонения от платежа налогов", я хочу добавить, что до тех пор, пока наша система налогообложения не станет такой, что будет невыгодно скрывать прибыль и вести "черную кассу", государству придется развивать и расширять деятельность государственных налоговых органов.


      1. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собст­венности, правопорядка.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невоз­можен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и сво­бод граждан и правопорядка (Теория государства и права. Учебник для вызов.2-е изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова.М.:Норма-Инфра, 2000,с.152).

В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связан­ных между собой составных компонентов содержания этой триеди­ной функции.

Конституция Российской Федерации (ст. 2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защи­ту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие политических, экономи­ческих, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполни­тельных и судебных органов государственной власти.

Новым моментом в содержании данной функции является также то что согласно ст. 8 Конституции в Российской Федерации при­знаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Сообразно с этим прежде всего должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.

В современной обстановке возросло значение охраны правопо­рядка, предусматривающей обеспечение режима законности, пре­дупреждение и сокращение правонарушений.

С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности России, главное в охране правопорядка сегодня — это обуздание преступности.

В последнее время предприняты меры по концентрации уси­лий государства на этом важном направлении, подготовлена Феде­ральная программа борьбы с преступностью на ближайшие годы.

Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью призван занять новый Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 1997 г. Важная роль в этом принад­лежит также законам РФ "О прокуратуре РФ" (новая редакция), "Об оперативно-розыскной деятельности", указам Президента Рос­сийской Федерации "О защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" и др.

Неотложной мерой укрепления правовой основы обеспечения борьбы с преступностью является принятие новых Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998, с.204-205)


    1. Внешние функции

      1. Функция обороны страны.

Что касается функции обороны, то ранее, как известно, ее необходимость объяснялась постоянной угрозой агрессии, исходящей от империалистических государств. Отсюда главное ее содержание определялось неуклонной заботой о военной мощи страны с целью предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности империалис­тических разведок. Функция обороны современного Российского государства базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России, а ее Вооруженные Силы предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения между­народных обязательств. Изменение ориентиров в военной политике нашего государства обусловлено тем, что в современном мире усиливаются процессы взаимной интеграции экономики различных стран, сотрудничества в предотвра­щении угрозы развязывания мировых войн и военных конфликтов и как следствие - укрепляется международная безопасность. Это позволяет значи­тельно сократить военные расходы России, постепенно перейти на контрактную систему прохождения воинской службы, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.

В России принят специальный Закон "Об обороне" от 24 сентября 1992 г., в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

(Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе//Государство и право. 1993, №6,с.106).

Данный Федеральный закон определяет основы и организа­цию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ, организа­ций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, от­ветственность за нарушение законодательства Российской Феде­рации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.

Несмотря на улучшение междуна­родной обстановки, у России еще немало внешнеполитических про­блем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополи­тических изменений, в первую очередь, связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных кон­фликтов у российских границ.

Соответственно одно из важнейших направлений внешнепо­литической деятельности Российского государства — обеспечение его военной безопасности.

Согласно этой функции Вооруженные Силы РФ предназначе­ны для отражения агрессии, направленной против Российской Фе­дерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновен­ности территории России, а также для выполнения задач в соот­ветствии с ее международными договорами (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало, 1998,с.206).


      1. Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохра­нению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного ору­жия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими госу­дарствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. Здесь трудно бороться государству в одиночку, а требуется межгосударственное объединение усилий.

Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. События в Югославии, конфликт между Арменией и Азербайджаном - яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании межэтнических конфликтов (Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе//Государство и право. 1993, №6,с.108).

Приоритеты в деятельности Российского государства по обеспече­нию мира — это недопущение новой глобальной войны — горячей или холодной, укрепление обязательного для всех режима нерас­пространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, повышение контролируемости международной торгов­ли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области, введение в действие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического оружия.

Один из приоритетов многосторонней российской диплома­тии — укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.

Россия все более уверенно занимает принадлежащее ей по праву место в мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно становятся встречами "восьмерки" с полновесным участием России. Важным событием стало ее принятие в Совет Европы.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влия­ния Российское государство несет особую ответственность за под­держание стабильности и порядка в современном многосложном мире. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами. Правовому обес­печению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит федеральный закон "О порядке предоставления Российской Феде­рацией военного и гражданского персонала для участия в деятель­ности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности". Не менее важной формой участия России в пре­одолении возникающих в мире межнациональных и иных воору­женных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1, Теория государства. М.:Зерцало,1998,с.206).


      1. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ.

Эта новая основная функция возникла у Российского государ­ства в связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это — сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.

Вместе с тем здесь таятся и новые проблемы для России. Оча­ги конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную уг­розу безопасности нашей страны.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государ­ство выступает за укрепление содружества, прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; комплекс­ного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно-признанных стандартов в области прав чело­века и национальных меньшинств, гражданства и защиты пересе­ленцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого информационного пространства.

Наглядным выражением новых моментов, перспектив и тен­денции развития данной функции являются такие документы, как: Договор о Союзе Республики Беларусь и России, Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Рес­публикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.207-208).


      1. Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничест­ва с другими странами в решении глобальных проблем.

В само­стоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства сложилось лишь в последний период его развития.

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыноч­ным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэко­номической деятельности принадлежит всем организациям и предприятиям независимо от форм собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок това­ров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуются опреде­ленное время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции (Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе//Государство и право. 1993, №6,с.106).

Новый характер международных связей открыл благоприят­ные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-техниче­ского сотрудничества посредством ее интеграции в мировую эконо­мику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила Соглаше­ние о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом. В на­стоящее время ведется работа по налаживанию на основе принци­па партнерства полнокровного взаимодействия с США, с государ­ствами Западной Европы, с большинством которых подписаны дву­сторонние документы, со многими государствами азиатско-тихоокеанского и других регионов. Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэконо­мические связи.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельно­сти, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внеш­неэкономических связях.

Изменение внешнеэкономической политики потребовало соот­ветствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые акты, как Закон РСФСР "О предпри­ятиях и предпринимательской деятельности", Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", законы Российской Федера­ции "О валютном регулировании и валютном контроле", "О госу­дарственных внешних заимствованиях РФ и государственных кре­дитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юри­дическим лицам и международным организациям", "О присоедине­нии Российской Федерации к Уставу Совета Европы" и др.

Важной стороной данной функции является также сотрудни­чество России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безо­пасности планеты, защиты мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными бо­лезнями, предотвращения и ликвидации последствий крупных про­изводственных аварий, катастроф (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.208)


Вывод по второму вопросу: рассмотрение классификаций наглядно демонстрирует взаимосвязь всех направлений деятельности современного государства, раскрывает содержание основных вопросов, связанных с решением проблем, которые возникают на данном этапе развития Российского государства.

Деление функций государства по разным критериям, раскрытие их содержания, позволяет всесторонне рассмотреть деятельность государства и понять, что делает государство, чем занимаются его органы и какие вопросы оно решает.


  1. Правовые формы осуществления функций государства

Государство должно выполнять свои функции в прису­щих ему формах, применять в своей деятельности различ­ные методы.

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звень­ев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных орга­низаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам дея­тельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Различаются правовые и неправовые формы реализа­ции функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действо­вать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государ­ственные органы и должностные лица работают, какие юри­дические действия они совершают. Неправовые формы охватывают большой объем органи­зационно-подготовительной работы в процессе осуществле­ния функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юриди­чески значимыми действиями, влекущими за собой право­вые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с пись­мами и заявлениями граждан и т.п.

Основными правовыми формами осуществле­ния функций государства по первому критерию являются (см. приложение схема №3). (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства. М.:Зерцало, 1998,с.209):

  1. законодательная;

  2. управ­ленческая (исполнительная);

  3. судебная;

  4. контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании пред­ставительными и законодательными органами законов, обязатель­ных для исполнения всеми государственными органами, общест­венными объединениями, органами местного самоуправления, долж­ностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ, правом издавать федеральные за­коны наделено Федеральное Собрание — парламент России.

Управленческая или исполнительная деятельность представ­ляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реа­лизацию органами исполнительной власти (государственного управ­ления) функций государства в сферах развития экономики и куль­туры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т. д.

От управленческой деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распределительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций го­сударства путем осуществления правосудия всеми звеньями су­дебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функ­ций государства посредством действия всех разновидностей госу­дарственного надзора и контроля за законностью, а также в применение принудительных мер к ее нарушителям. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Россий­ской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокуро­ром РФ и подчиненными ему прокурорами.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей спосо­бов и средств служит целям реализации функций государства.

Наряду с изложенной в науке получила распространение имею­щая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внеш­ним признакам деятельность органов государства по осуществ­лению его функций (см. приложение схема №4).. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государст­во использует право для выполнения своих задач и функций. Сооб­разно этой классификации в работе всех звеньев механизма госу­дарства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть — ор­ганизационная.

Деление форм осуществления функций государства на право­вые и организационные не означает умаления или тем более отри­цания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Од­нако далеко не все организационные формы — правовые.

Под правовыми формами осуществления функций государ­ства понимается однородная по своим внешним признакам (ха­рактеру и юридическим последствиям) деятельность государ­ственных органов, связанная с изданием юридических актов. Со­ответственно этому к правовым формам реализации функций госу­дарства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на:

  • оперативно-исполнительную деятельность;

  • правоохранительную деятельность.

Правотворческоя деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменителъная деятельность — это деятельность го­сударственных органов по выполнению законов и подзаконных нор­мативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются опера­тивно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних во­просов управления делами общества властную, творческую испол­нительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов приме­нения норм права, служащих основанием для возникновения, из­менения или прекращения правоотношений.

Правооохранительная деятельность — это форма осуществ­ления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от наруше­ний, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обя­занностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушен­ного права, реализации юридической ответственности лица, совер­шившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, — охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличают­ся чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внеш­ним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

Выделяются следующие организационные формы деятельно­сти государственных органов по осуществлению функций государ­ства; а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хо­зяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность — это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государствен­ного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность — это опера­тивно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т. п.) по матери­альному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность — это повсе­дневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (напри­мер, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой ин­формации и т. д.) (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.209-210).


Вывод по третьему вопросу: Научное и практическое значение рассмотренных выше классификаций со­стоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма госу­дарства по выполнению его функций, тесно соотносится с принци­пом разделения властей.


Заключение

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

Конституция РФ закрепляет и гарантирует равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, защиту достоинства личности, право на свободу и личную неприкосно­венность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, выбора мест пребывания и жительства, свободу совести, мысли и слова, собраний, митингов и де­монстраций, право на объединение, участие в управлении делами государства, свободу предпринимательской деятель­ности, защиту права частной собственности, в том числе на землю. Каждый имеет право свободно распоряжаться свои­ми способностями к труду, имеет гарантии социального обес­печения, право на жилище, на охрану здоровья, на образо­вание, на свободу творчества, на судебную защиту прав и свобод. Конституция России устанавливает обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять при­роду и окружающую среду, бережно относиться к природ­ным богатствам, защищать Отечество, нести военную служ­бу в соответствии с федеральным законом.

Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содер­жание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его орга­ны, какие вопросы они решают.

Анализ основных направлений деятельности государства необходим для того чтобы сначала выделить и описать основные функции государства, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценить с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю государства и свободы человека.

Список литературы


  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.1999

  2. Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Налоговая полиция: правовое регулирование деятельности. Учебно-практическое пособие. М.:УКЦ.ЮрИнфоР,1998

  3. Конституция Российской Федерации. 1993

  4. Кучеров И.И. Налоговые преступления. Учебное пособие. М.:УКЦ.ЮрИнфоР,1997

  5. Лазарев В.В. Теория государства и права. М.1994

  6. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе// Государство и право. 1993, №6

  7. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998

  8. Теория государства и права. Учебник для вузов.2-е изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова.М.:Норма-Инфра, 2000


ПРИЛОЖЕНИЕ

Схема № 1


П

З

З

З

З

З

(f)

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ОГ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

Условные обозначения:


  • З – задача

  • (f) – функция

  • ОГ – орган государства


ОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА

Схема № 2

Схема № 3


Классификация форм осуществления функций государства, критерием которой является деятельность основных звень­ев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных орга­низаций





ПРАВОВЫЕ

Законодательная (правотворческая) деятельность

Управленческая

(правоисполнительная) деятельность

Контрольно-надзорная (правоохранительная) деятельность


Судебная

деятельность



Схема № 4


Классификация форм осуществления функций государства, критерием которой является однородная по своим внеш­ним признакам деятельность органов государства по осуществ­лению его функций.