Коррупция: общественная опасность и правовые последствия

в борьбе с коррупцией зависит, прежде всего, от активного участия в этом процессе населения. Количество людей, страдающих от произвола коррумпированных чиновников, намного больше числа этих чиновников. Для изменения ситуации люди должны осознать свое законное право контролировать чиновников, требовать у них отчета о расходовании государственных средств, проверять их профессионализм и нравственные качества, избавляться от нерадивых и нечестных бюрократов. Положение о том, что государственный чиновник – слуга народа, наемный работник, недостаточно записать в законах. Важно внедрить его в сознание людей, чтобы они почувствовали себя полноправными и ответственными хозяевами страны.

В качестве позитивных примеров участия общественности в борьбе с коррупцией можно рассмотреть опыт Российской Федерации, в которой усилиями представителей гражданского общества в сентябре 1999 г. для противодействия коррупции была создана общественная организация - Национальный антикоррупционный комитет (НАК).

В НАК вошли многие известные в России люди – депутаты парламента, писатели, журналисты, юристы, политические и общественные деятели, придерживающиеся разных идейных взглядов, предприниматели, некоторые бывшие руководители спецслужб.

Как отмечалось в сделанном по этому поводу заявлении НАК, члены этой организации понимают, что они вряд ли переломят ситуацию с коррупцией в России, размеры которой начали представлять угрозу национальной безопасности. Однако они понимают и то, что всегда надо с чего-то начинать, что в любом деле требуется некое организационное ядро. Поэтому стратегия НАК состоит не в образовании «элитного клуба» противников коррупции, а в постепенном формировании широкого общественного антикоррупционного фронта, способного оказывать мощное воздействие на государство для проведения им последовательной антикоррупционной политики, постоянной реализации комплекса мер, направленных на выкорчевывание корней коррупции.

Как отмечают исследователи, наилучших успехов в преодолении коррупции добились страны, отличающиеся следующими особенностями:

– малый размер государства;

– четкое разделение законодательной, распорядительной и контрольной функций чиновников;

– создание в стране условий для деятельности подлинно независимых и свободных средств массовой информации;

– создание условий для свободной экономической деятельности.

Одним из важных вопросов, определяющих успех в сфере борьбы с коррупцией, является установление приоритетных направлений этой борьбы. В какой форме должна вестись борьба с коррупцией? Самые примитивные предложения состоят в ужесточении уголовной ответственности за проявления коррупции. Между тем, следует заметить, что чрезмерная суровость наказаний не является эффективным средством сдерживания этого рода преступлений.

Нет сомнения в том, что борьба с коррупцией должна вестись и с использованием мер уголовно-правового воздействия. И что наказания за коррупционные преступления должны быть достаточно суровыми. Между тем, следует заметить, что правоохранительные органы лишь фиксируют те проявления коррупции, которые выросли в обществе. Поэтому, конечно же, попавшие в их поле зрения сорняки, они должны срезать. Однако, если эти сорняки размножаются на благоприятной для себя почве, то кардинальное решение состоит в том, чтобы сделать почву для них неблагоприятной. Что же касается почвы, неблагоприятной для произрастания коррупции, то ученые считают, что сделать ее таковой возможно отделением права осуществлять контроль над предпринимательством от права получения денег, появляющихся в результате предпринимательской деятельности. Когда политикам и государственным чиновникам предоставляется такое право, то появляется соблазн им воспользоваться. Неудивительно поэтому, что самыми коррумпированными считаются именно те чиновниками, которые наделяются этими правами. Афоризм лорда Эктона о том, что власть обычно развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно, остается актуальным применительно к любому времени и к любым личностям.

Государства, имеющие устойчивые демократические традиции, выработали достаточно действенные и проверенные временем средства, сдерживающие порочные склонности находящихся у власти лиц. К самым эффективным из них относится государственное устройство, основанное на широком распространении самоуправления граждан и периодической выборности лиц, наделяемых властными полномочиями.

Принцип разделения властей с предусмотренным им механизмом сдержек и противовесов также препятствует концентрации власти в одних руках. Очень важным представляется и наличие в этой системе независимого и беспристрастного суда, пользующегося уважением и доверием населения.

Практика показала, что неблагоприятной для злоупотреблений власти является и атмосфера гласности и свободы слова, наличие множества не зависимых от власти и свободных от цензуры средств массовой информации.

Что же касается экономической сферы, то, для того, чтобы победить коррупцию, необходимо перевести экономику на «рыночные рельсы», внедрить свободное предпринимательство, конкуренцию, многоукладную экономику, ограничить вмешательство властей в хозяйственные отношения. Необходимо создать благоприятные условия для развития частной инициативы, сделать прозрачным и подконтрольным обществу использование государственной собственности.

Подводя общий итог рассматриваемому нами вопросу, можно сказать, что издревле коррупция как таковая существовала и существует во всех странах. Она не является уделом только Беларуси. Разрешение этой проблемы возможно только на основе комплексного подхода, с учетом результатов научных исследований, изучения положительного опыта других стран. Однако рассчитывать на серьезные успехи в деле борьбы с коррупцией можно только в том случае, если решением проблемы займется все общество, а не только «компетентные государственные органы». Ответственность за будущее лежит, прежде всего, на самих гражданах республики, инициативных и ответственных представителях гражданского общества.

Список использованных источников


1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. : ратифицирована Законом Респ. Беларусь от 26 мая 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 61. - 2/948 ; 2007. - № 175. - 2/1373 ; 2008. - № 157. - 2/1446.

2. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., подписанная Республикой Беларусь 14 декабря 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. - № 55.

3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: Текст по состоянию на 5 сентября 2008 г. – Мн.: Амалфея, 2008. – 336 с.

4. Кодекс о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 107. - 2/1236 ; 2007. - № 4. - 2/1292 ; 2010. - № 5. - 2/1629.

5. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006г.// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 122. - 2/1262 ; 2008. - № 184. - 2/1514 ; 2009. - № 300. - 2/1616 ; 2010. - № 5. - 2/1630.

6. Бачило, И. Л. Информационная база противодействия человека и общества коррупции// Государство и право. - 2009. - № 9. - С. 65-72.

7. Богуш Г. И. Понятие коррупции в международном праве и российском законодательстве / Г.И. Богуш// Вестн. Моск. Ун-та. Серия «Право». – 2004. - № 2.

8. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Н. А. Бабий, А. В. Барков и др.; Под ред. В. М. Хомича. – Минск, 2002.