Курс лекций по анализу экономической деятельности

сборов гос. органами, органами местного самоуправления, др. уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В России система налоговых органов представ. службами налоговой полиции. Права, обязанности и взаимоотношения налоговых служб с налогоплательщиками опред. в соотв-ии с законами и подзаконными актами.

Налог – специфическая форма фин. взаимоотношений, связанная с распред-ем части ст-ти ВВП и НД между субъектами налоговых отношений.

Различают налоги прямые и косвенные.

Прямые – выплачиваются хоз. структурами за счет их текущих доходов и включаются в издержки пр-ва и обращения, в операционные расходы страховых компаний, банков и др. структур коммерческого характера. Косвенные не включаются в издержки плательщика налога, а входят в цену товара и покрываются в конечном итоге потребителем, когда уплачиваются как правило производителем товара. Наиболее распространенными видами федеральных прямых налогов являются:

- налог на имущество; - на землю; - на операции с капиталом; - на транспортные ср-ва. К косвенным налогам следует относить НДС, акцизы.

Фактически роль косвенных налогов играют и таможенные пошлины. Особую группу образуют налог на прибыль, подоходный налог. В зависимости от конкретных особенностей законодат-ва в группу прямых налогов могут быть отнесены сборы за оказание предприятиями регистрационных и нотариальных услуг, а к числу личных налогов – налог на сделки по купле – продаже имущество, налог на наследство и дарение. Формально не включаются в состав налогов обязательные платежи хоз. субъектов в специализированные гос. внебюджетные фонды. Прямые реальные, личные, взносы в соц фонды.

Косвенные (надбавки к цене):

1) акцизы - индивидуальные и общие; налог с оборота; налог с продаж, НДС;

2) фискально-монопольные, таможенные пошлины.


3.10. Финансы пр-ий: сущность, ф-ии, место в фин. системе.

Фин. отношения делят на 3 блока – гос. финансы, финансы орг-ций, финансы граждан.

Финансы пр-ий - это эконом. отношения, возникающие в результате движения ДС и образующихся на этой основе ден. потоков, связанных с формированием и использованием на этом пр-ии ден. фондов, и их исп-е на выполнение обяз-ств перед финансово-кредитной системой, др. субъектом и развитие собственного пр-ва, соц. развитие и стимулирование работников. Финансы пр-ий - это основа фин. системы гос-ва.

Задача государства - сочетать самостоятельность пр-ий с гос. экономикой без норм функционирования фин. механизма рын. экономика работать не в состоянии.

Сущ. 4 группы финансовых отношений:

- с др. пр-ями,

- внутри пр-ия;

- с финансово-кредитной системой (получение и погашение долгосрочных краткоср. обяз-ств);

- внутри объединений пр-ий (внутри ФПГ, с вышестоящей орг-ций)

Выделяют 3 функции финансов:

- Формирование и распределение ден. доходов;

- Распределение ден. доходов и расходов;

- Контроль;

Под организ. финансов понимается состав ден. фондов и порядок их использования на которые влияют 3 гр:

1) особенности орг-ции финансов в мат. и нематер. сферах (услуги реализуются в момент их оказания, товары накапливаются на складах – этим обуславливается специфика образования и распределения фонда ден. ср-в);

2) особенности отраслевых факторов (длительность произв. цикла, создание резервных фондов)

3) влияние огр.-правовых форм на орг-цию финансов (распределение прибыли, формирование УК)

Финансы гос-в воздействуют на производственный процесс через финансирование отраслей с/х посредством фискальной политики и соц. программ – ускорение НТП, повышение эфф-ти пр-ва, обеспечение поддержки экономики. Финансы пр-ий участвуют в создании ВВП и участвуют в распределении.

Фин. политика – мероприятия гос-ва направленные на мобилизацию фин. ресурсов, их распределение, перераспределение и использование на основании законодательства.

Задачи - обеспечение ресурсами эконом. программ, социально- полит. развитие.


3.11. Управление, его ф-ии и задачи.

Управление представляет собой осознанную, целенаправленную деят-ть человека, с помощью к-рой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Основные ф-ии управления. Функция управления заключается в выполнении опр. задач как субъектом, так и объектом управления.

1) ф-ия планирования – формирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий и составляет необходимые планы и программы для их реал-ии;

2) ф-ия орг-ции – реализуется через создание самой орг-ции, формирование ее структуры, системы управления и обеспечение ее деят-ти необходимой док-цией;

3) ф-ия координации – обеспечивает необходимый уровень взаимодействия между участниками процесса управлдения;

4) функция мотивации;

5) функция контроля.

Цель представляет собой описание будущего состояния объекта управления. Цели выполняют организационную, мотивирующую и контролирующую ф-ии. Миссией обычно называется общая цель, к-рая вызывает у членов орг-ции состояние устремленности к чему-либо, она показывает, для чего сущ. орг-ция. На основе миссии формируются долгосрочные цели орг-ции. Средством достижения долгосрочных целей является стратегия. Краткосрочные цели наз. задачами и представляют собой рез-ты, которые явл-ся опред. этапами в достижении долгосрочной цели. Политика – ср-во достижения задач, она вкл. правила и процедуры для достижения плановых целей. Руководитель орг-ции по своему статусу находится между пр-ием и внешним миром. Соответственно цели могут быть 2-х типов:

1) цели, относ. к внешнему окружению (для их опред-ия исп. стратегия не упущенных шансов – заключается в анализе товаров и услуг с точки зрения потенциальных возможностей пр-ия, в выборе и использовании наиб. благоприятных из имеющихся возможностей);

2) цели, относ. к орг-ции (применяется стратегия ликвидации узких мест – закл. в поиске и устранении так наз. узких мест, к-рые сдерживают развитие орг-ции и мешают ее эффект. функц-ию).

Структура стратегии управления: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, реал-ия стратегии, оценка и контроль.

Управленческое решение:

1. Признание необходимости решения вкл. признание проблемы, формирование проблемы, определение критериев ее успешного решения.

2. Интерпретация проблемы.

3. Выработка решений (разработка альтернатив, оценка и выбор подходящей альтернативы).

4. Стадия реал-ии решений (орг-ция выполнения решения, анализ, контроль, установление обратной связи).


3.12. Эконом. содержание, ф-ии и виды цен.

Цена – это ден. выражение ст-ти. Рын. цена – это факт. цена, складывающаяся под влиянием спроса и предложения. Рын. цена выполняет сл. ф-ии:

1. Информационная – с помощью цены мы узнаем о предложении товаров со стороны продавцов, о том, сколько они хотят получить за свой товар, о платежеспособности покупателей.

2. Стимулирующая – состоит в том, что те производители, к-рые внедряют передовые современные технологии и др. путями добиваются снижения издержек пр-ва, получают большую прибыль.

3. Распределительная – закл. в том, что производители, потерпевшие убытки по пр-ву данной ТП переориентир. на пр-во др. ТП, т.е. происходит переброс капитала, рабочей силы и т. д. в др. отрасль. При наступлении равенства спроса и предложения цена становится рановесной, т. е. она равна ст-ти.

Сущность цены проявляется в двойной роли, к-рую она играет на рынке: 1) индикатор, отраж. политику и коньюктуру рынка (соотнош. спроса и предлож., торговый и эконом. риск, фин. и кред. политика); 2) регулятор рынка, с помощью к-рого осуществл. воздействие на спрос и предложение, структуру рынка, покупательскую способность денег.

Цены классифицируют:

1. По сферам товарного обслуж.: оптовые, розничные, закупочные, цены и тарифы на услуги;

2. По способу отражения транспортных расходов: цены франко-отправления и франко-назначения.

3. По формам продаж: контрактные, биржевые котировки, цены ярмарок и выставок, аукционные цены.

4. По степени регулирования: жесткофиксир., регулируемые, свободные.

5. По степени устойчивости во времени: твердые, подвижные, скользящие, цены с последующей фиксацией.

Цена пр-ва – превращенная, модифицир. форма ст-ти, возникающая в условиях развитого кап. пр-ва. Ц=И+П, где И - издержки пр-ва, П - абсол. величина средней прибыли. Цена продажная – цена, по к-рой происходит купля-продажа товаров на рынке. В условиях простого воспр-ва в основе цены лежит ст-ть. Конкретная величина рын. цены зависит еще от соотношения спроса и предложения. При превышении спроса над предложением цена поднимется выше ст-ти, и наоборот. Однако в масштабе всего общества сумма цен равна сумме стоимостей. В условиях развитых рын. отношений в основе продажной цены лежит уже не ст-ть, а цена пр-ва, она явл. центром, вокруг которого колеблются рыночные цены. В условиях господства монополий появл. монопольная цена. Она может быть монопольно высокой, по к-рой монополии продают ТП, или монопольно низкой, по к-рой они ее покупают. Роль ценовой конкуренции в условиях господства монополий ограничена. Они препятствуют резким колебаниям цен на рынке. В то же время сохраняется свободная конкуренция , поэтому имеет место свободное ценообразование.


3.13. Пр-ие – осн. звено рын. хо-ва. Формы и виды пр-ий

В рамках рын. отношений производители различных благ стремяться обменять свои товары на др. необходимые им блага так, чтобы не только возместить издержки, связанные с пр-вом своего товара, но и получить некоторый дополнительный V благ, обеспечивающий товаропроизводителю возможность улучшить условия своего существования. В рын. эк-ке V произв. благ приобретает ден. выражение. В ден. форме оцениваются в конечном счете и все издержки, связанные с пр-вом и реал-ей товара. Отсюда следует, что предприним. деят-тью в рын. эк-ке следует понимать целенаправленную деят-ть людей, направленную на получение дохода в размерах, не только покрывающих текущие издержки пр-ва благ, но и обеспечивающий их пр-во доп. доход. Предприн. деят-ть может осущ-ся в 2-х формах: индивидуальная трудовая деят-ть и в кооперации с др. лицами. Кооперирование людей может пр-ся в различных орг.-правовых формах.

Группа лиц, объединенных общими целями в достижении результатов пр-ва, располагающих необходимыми для этих целей мат. ресурсами, образует юр. лицо – пр-ие, к-рое явл. хоз. единицей, обусловленной закон-вом административной и эконом. самостоятельностью, т.е. правами юр. лица, орг. техническим единством, обусловленным общностью целей деят-ти.

Пр-ие может быть сл. форм собственности: частное, госуд., общественных объединений, смешанная собственность, совместных пр-ий. Негосударственные формы: АО, товарищества, кооперативы, арендные предпр.. Общим явл. принадлежность им-ва фирм не одному владельцу – физ. лицу, а группе физ. и юр.лиц. Их права и обязанности регул-ся уставом, учред. договором.

АО – УК разделен на опр. число акций, акционеры не отвечают по обяз-ствам АО, не несут риск убытков, рискуют только в пределах принадл. акций. ЗАО – акции среди учредителей, ОАО – участники могут отчуждать акции без согласия др. акционеров.

Товарищество: полное – отвеч. всем своим им-вом, на вере – только несколько несут риск убытков в пределах вклада).

ООО – учреждается одним или неск-кими лицами, капитал разделен на доли, опр. в учредит. док-тах, убытки в пределах ст-ти вкладов.

Кооперативы – добровольное объединение гр-н на основе членства для совм. деят-ти. Основывается на их личном трудовом участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Арендные, унитарные пр-я – ком. орг-ции – несобственники, финансируемые собственником пр-ия – гос. или муницип.

Общественные и религиозные орг-ции, фонды – неком. орг-ция, не основанная на членстве его участников.

Союзы – объединения юр. лиц.

Кроме классификации по орг-прав. формам и по отраслевой принадлежности, необходимых для получения макроэкономических хар-к, степени разделения труда, особенности структуры экономики и др. целей в связи со спецификой налогового и др. разделов закон-ва ряда стран большое значение имеет распределение пр-ий по размерам, что зависит от хар-ра их деят-ти. Для ком. банков, страх. орг-ций используют величину УК, для производственных пр-ий – ст-ть произведенной ТП, торговых фирм – оборот реал-ии.

В соврем. российской эк-ке све стоим. показатели оказываются малонадежными и на практике в кач-ве признака берут размеры фирмы, используют численность: мелкие, средние и крупные пр-ия.


3.14. Условие равн. на рынках труда, товаров и услуг.

Рынок – институт или механизм, к-рый связывает воедино потребителей спроса и продавцов. Кривая совокупного спроса для каждого уровня цен задает равновесный уровень выпуска ТП, при к-ром расходы равны доходам. Кривая совокупного спроса показывает равновесный уровень доходов и занятости для каждого уровня цен, при к-ром рынки товаров и денег уравновешиваются. Кривая совокупного пр-ия показывает V ТП, к-рый фирмы готовы предложить на рынке при каждом уровне цен. Она суммирует взаимодействия рынка товаров и рынка факторов пр-ва. Совокупное предложение, отраж. взаимодействие между рынками товаров и факторов пр-ва и совокупный спрос, отражает взаимодействия между рынками товаров и денег, определяют в сумме уровень цен и V пр-ва. При равновесии в точке Е все рынки товаров, денег и факторов пр-ва находятся в состоянии равновесия.

Закономерности спроса и предложения. Предложение, которое соответствует каждому конкретному продавцу – индивидуальное пр-е, их сумма – рын. пр-е. Предпосылка 1. Цена предложения отражает издержки на пр-во ТП

П 2. Цена предложения отражает издержки последних единиц ТП, к-рые производят или продают продавцы по более высокой цене. Предполагается, что в экономике действует закон убывающей доходности или возрастающих издержек. Темпы роста предельных издержек растут. Каждый субъект в рын. эк-ке руководствуется только теми параметрами, к-рые имеет в распоряжении и отсюда принимает решения. Цена должна соответствовать оценке полезности. Спрос. Предпос. 1. В основе опр-ия цены спроса лежит оценка полезности товара. П.2. Цена спроса отражает полезность последних доп. единиц товара, которые потребитель согласен купить по более низкой цене. Цена спроса явл. убывающей ф-ией, это отражает з-н убывающей предельной полезности. Рын. равновесием назовем такую рын. цену, при к-рой рын. спрос = рын. предл-ию. Под рын. равновесием понимаются такие V пр-ва, при к-рых цена спроса = цене пр-ия.

Рынок труда. При определении предложения труда потребитель соотносит ценность своего полезного времени и ЗП, к-рая представляет доход на ед. труда. Если труда затрачено мало, то свободного времени много, потребитель согласится работать за относительно низкую ЗП и наоборот.


3.15. Общественное воспр-во. его эконом. формы.

Вся экономика страны делится на:

- производственную сферу – это промышленность, с/х, транспорт и связь.

- обслуживающее производство и непроизводственную сферу – здравоохранение, просвещение, культура, наука и т.д.

Произв. сфера делится на 2:

1) пр-во средств пр-ва;

2) пр-во предметов потребления.

Пр-во, рассматриваемое, как непрерывно повторяющийся процесс наз. воспр-вом. Оно вкл. в себя воспр-во мат. благ, производительных сил и производственных отношений. Воспр-во может быть простым и расширенным. Простое – это пр-во повторяющееся в неизменных масштабах. Т.к. орг-ция любого пр-ва преследует цель – достижение ком. успеха, в основном – получение прибыли при простом воспр-ве вся прибыль используется на непроизводственные цели.

Расширенное воспр-во это пр-во повторяющееся во все увеличивающихся масштабах.

Расширение пр-ва происходит за счет приобретения доп. ср-в пр-ва и найма доп. раб. силы за счет полученной прибыли. Всю совок-ть общественных фондов, образующихся в процессе расширенного воспр-ва СОП и выполняющих различные ф-ии принято объединять в 3 фонда – возмещения, потребления, накопления.

Большинство экономистов пришло к выводу, что современному пр-ву характерна цикличность, т.е. пофазное развитие.

Цикл – это время от начало одного эконом. кризиса до начала кризиса.

Фазы пром. цикла: кризис – застой – оживление - подъем.

Эконом. кризис характеризуется резким спадом пр-ва, массовым банкротством пр-ий, увеличением безработицы, ростом цен, падением жизненного уровня и т.д. Для того, чтобы выйти из эконом. кризиса необходимо существенно снизить издержки пр-ва, а это достигается за счет внедрения НТП и снижения цены рабочей силы.


3.16. Затраты на 1 руб. ТП: сущность, область

Для характеристики уровня и динамики себ-ти ТП применяется показатель затрат на 1 рубль. Анализ затрат на 1 рубль позволяет отследить тенденции изменения издержек пр-ва и реализации ТП.

Показатель - затраты на 1 руб. ТП применяется для обобщающей хар-ки себ-ти ТП пр-ия, в составе ТП к-рых может быть как сравнимая, так и не сравнимая (в одном периоде)

Зр= Затраты все / ТП (ТП,РП) = е sq (себ-ть) / е pq (ТП,РП) *100. (Сколько копеек затрачено на каждый 1 руб. ТП).

ТП - это ст-ть всей произведенной продукции и выполненных работ, в нее не вкл. остатки НЗП и внутрихоз. оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Реализованная ТП - это ст-ть отгруженной и оплаченной покупателями ТП.

Положительно оценивается тенденция к снижению данного показателя. Факторы: 1) q-кол-во, 2) s – себ-сть, 3) p-цена.

МЕТОДИКА :

1.) +Зр (q) = ( еs0*q1) / (е p0*q1) - ( еs0*q0) / (е p0*q0). Зр- затраты на один рубль. Зрў-затраты в сопоставимых ценах.

Зрў Зр0

2.) +Зр (s) = ( еs1*q1) / (е p0*q1) - ( еs0*q1) / (е p0*q1). Зр”-затраты в сопоставимых ценах по факт. себ-ти.

Зр” Зрў

Если (+), то прибыль снижается. Надо искать резервы для снижения себ-ти.

3.) +Зр (p) = ( еs1*q1) / (е p1*q1) - ( еs1*q1) / (е p0*q0). Зр1 - затраты факт. на 1 руб., Зр0 - затраты баз.

Зр1 Зр”

Баланс +Зр=Зр1-Зр0= +Зр(q) + +Зр(s) ++Зр(p)


3.17. Показатели, хар-ющие V затрат и себ-ти ТП:

Себ-ть ТП - выраженные в ден. форме затраты всех видов ресурсов: ОФ, природного и пром. сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления ТП, а также для сохранения и улучшения условий пр-ва и его совершенствования. Состав затрат, вкл. в себ-ть ТП, их классификация по статьям определяются гос. стандартом, а методы калькулирования — самими пр-иями.

Себ-ть ТП, представляя собой затраты пр-ия на пр-во и обращение, служит основой соизмерения расх. и дох.. Задачи анализа себ-ти ТП:

- оценка обоснованности и напряженности плана по себ-ти ТП, издержкам пр-ва и обращения на основе анализа поведения затрат;

- установление динамики и степени выполнения плана по себ-ти;

- определение факторов, повлиявших на динамику показателей себ-ти и выполнение по ним, величины и причины отклонений факт. затрат от плановых;

- выявление резервов дальнейшего снижения себ-ти ТП. Анализ себ-ти ТП направлен на выявление возможностей повышения эфф-ти использования мат., труд. и ден. ресурсов в процессе пр-ва, снабжения и сбыта. Изучение себ-ти ТП позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на пр-иях.

На пр-иях планируются и учитываются сл. показатели издержек пр-ва:

затраты на пр-во, себ-ть ТП и реал-ой ТП, затраты на 1 руб. ТП и реал-ой ТП, себ-ть сравнимой ТП, себ-ть отдельных важнейших изделий. При анализе издержек пр-ва используются также показатели: затраты предметов труда на 1 руб. ТП, затраты трудовые (ЗП и расходы на соц. страхование) на 1 руб. ТП, пр-во на 1 руб. затрат (полной себ-ти) и др.

Себ-ть ТП может исчисляться 2 способами:

- по экономически однородным элементам затрат;

- по статьям калькуляции.

При расчете себестоимости по элементам затрат в ее состав вкл. сл. расходы (эта группа показывает что именно расходуется на пр-во):

- мат. затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на соц. нужды; - аморт. ОС; - др. затраты.

При расчете ст-ти ТП по статьям калькуляции в ее состав вкл. расходы, предусмотренные отраслевыми инструкциями по планированию, учету и анализу ст-ти (где произведены затраты):

- сырье и мат.; - возвратные отходы (-); - покупные изделия и п/ф; - топливо и энергия; - ЗП произв. рабочих; - отчисления на соц. нужды; - расходы на подготовку и освоение пр-ва; - общепроизв. расходы; - общехоз. расходы; - потери от брака; - др. произв. расходы; - внепроизв. расходы; - полная себ-ть.

Себ-ть ТП - не только важнейшая экономическая категория, но и качественный показатель, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении пр-ия.

Как эконом. категория себ-ть ТП выполняет ряд важнейших ф-ий:

- учет и контроль всех затрат на выпуск и реал-ию ТП;

- база для формирования оптовой цены на ТП пр-ия и определения прибыли и рентабельности;

- эконом. обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, тех. перевооруж. и расширение действующего пр-ия;

- определение оптимальных размеров пр-ия;

- эконом. обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Виды себ-ти: цеховая, произв. и полная.

Цеховая себ-ть - затраты цеха, связанные с пр-вом ТП.

Произв. себ-сть помимо затрат цехов вкл. общепроизводственные и общехоз. расходы.

Полная себ-ть - все затраты на пр-во и реализацию ТП.

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная себ-ть обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или др. пр-ие.

Среднеотраслевая себ-ть - средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу ТП по отрасли.

Значение снижения себ-ти ТП:

- увеличении прибыли, остающейся в распоряжении пр-ия, => появляется возможность не только в простом, но и расширенном воспр-ве;

- в появлении большей возможности для мат. стимулирования работников;

- улучшении фин. состояния пр-ия и снижении степени риска банкротства;

- в возможности снижения продажной цены на свою ТП;

- в снижении себ-ти ТП в АО, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Классификация затрат на пр-во ТП

По эконом. роли: основные и накладные.

По составу: одноэлементные и комплексные.

По способу вкл. в ст-ть ТП: прямые и косвенные

По отношению к V пр-ва: условно-переменные и условно-постоянные.

По периодичности возникновения: текущие и единовременные.

По участию в процессе пр-ва: производственные и коммерческие.

По эффективности: производительные и непроизводительные

К единовременным - относят затраты на подготовку и освоение новых видов ТП, расходы, связанные с пуском новых пр-тв, и др.

Производительные - затраты на пр-во ТП установленного качества при рациональной технологии и орг-ции пр-ва.

Непроизводит. расходы - потери от простоев, брак ТП, оплата сверхурочных и др.).

Условно-постоянные затраты – затраты, которые не изменяются незначительно в зависимости от изменения V пр-ва (аморт., расх. на управление пр-вом и пр-ием в целом, арендная плата).

Условно-переменные – затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению V пр-ва (сдельная ЗП рабочих, расходы на сырьё, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию …).


3.18. Анализ стоим. пок-лей выпуска и реал-ии ТП.

Цель анализа - нахождение путей увеличения V реал-ии ТП по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при мах использовании произв. мощностей и как результат – увел. прибыли пр-ия.

V пр-ва пром. ТП может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях.

Основными показателями V пр-ва является товарная, валовая и реал-ная ТП.

Валовая ТП - это ст-ть всей произведенной ТП, вкл. НЗП. Валовая = товарной, если нет НЗП.

ТП- это ст-ть всей произведенной ТП, в нее не вкл. остатки НЗП и внутрихоз. оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Реализованная ТП- это ст-ть отгруженной и оплаченной покупателями ТП.

1) Необходимо сравнить темпы роста ТП и чистой продукции. ТП=ЧП+МЗ или ЧП=ТП-МЗ. Данные должны быть сопоставимы.

Если темпы роста ТП < темпов роста ЧП, то происходит снижение МЗ, т.е. в составе выпуска ТП растет доля изделий менее материалоемких и наоборот.

2) Сравниваются темпы роста ТП и РГП. Если темпы роста ТП > темпов роста РГП, то происходит рост нереализ. ТП (проблемы со сбытом ).

ЧП- чистая продукция, МЗ- материальные затраты,

Основной задачей комплексного целевого анализа выпуска и реал-ии ТП явл.: анализ конкурентных позиций пр-ия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения сл. задач:

- оценки степени выполнения плана реал-ии ТП и производственной программы;

- оценки динамики выпуска и реал-ии ТП;

- оценки выполнения договоров по V, ритмичности поставки, качеству и комплектности ТП;

- установление причин снижения объектов пр-ва и неритмичности выпуска;

- количественной оценки резервов роста выпуска и реал-ии ТП.

Анализ номенклатуры выпущенной ТП проводится в натуральных единицах (коэф. ассортимента) и в стоимостных выражениях. При этом все изделия делят на группы А- продукция производственно-техн. назначения и Б – товары народного потребления.

Разделив на группы определяем удельный вес каждой группы в общем V выпуска ТП.

Анализ взаимосвязи пр-ва, отгрузки и реал-ии ТП производится в нат. и стоимостном измерении, в относительных и абсолютном виде (абсол. прирост Ф-Б, относит. прирост Ф/Б-100, относит. рост Ф/Б)

Процесс реализации формируется на 3-х стадиях:

1) выход из пр-ва и поступление на склад ГП, 2) отгрузка, 3) ден. расчеты.

С точки зрения контроля за выполнением плана поставок следует проводить анализ показателей продукции как единого процесса. Используют балансовый метод увязки по выпуску продукции, отгрузки, реализации.

Товарный баланс : НПнач+ТП=РП+НПкон, где НП-нереал-ая ТП, РП-реал-ая ТП.

Методом цепных подстановок можно определить на сколько изменился остаток товаров и за счет какого фактора. Выполнение плана от реал-ии зависит от спроса и степени его обеспеченности товарной массой.

Обеспеченность V реал-ии проверяется на основе товарного баланса, который позволяет определить насыщенности бизнес-плана по V реал-ии, вскрыть неучтенные резервы.

В разрезе анализа стоимостных показателей выпуска ТП проводится анализ структуры ТП, неравномерное выполнение бизнес-плана приводит к изменению структуры ТП,т.е. соотношение изделий в общем выпуске. Выполнить бизнес-план по структуре – значит сохранить фактически запланированные соотношения отдельных видов продукции. В процессе анализируется качество ТП и рассчитывается коэф. сортности – отношение изделий всех сортов к ст-ти той же ТП, но по цене высшего сорта.


3.19. СИСТЕМА ХАР-К ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПР-ИЯ.

Под деловой активностью понимается оборачиваемость средств пр-ия.

Деловая активность проявляется в динамичности развития орг-ции, достижении ею поставленных целей. В фин. аспекте это проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств орг-и. Фин. положение пр-я, его платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. На длительность нахождения ср-в в обороте оказывают влияние разные внешние и внутренние факторы:

Внешние – отраслевая принадлежность, сфера деят-ти пр-ия, масштаб деят-ти, влияние инфляционных процессов, характер хоз. связей с партнерами.

Внутренние – эфф-ть стратегии управления активами, ценовая политика пр-ия, методика оценки ТМЦ и запасов.

Анализ показателей деловой активности может проводиться по