Интегральная модель исторической динамики: структура и ключевые понятия
Люди делают свою историю вовсе не затем, чтобы шествовать по за- ранее начертанному пути прогресса, и не потому, что должны повиновать- ся законам какой-то отвлеченной эволюции. Они делают ее, стремясь удовлетворить свои нужды.
Георгий Плеханов
Думая о будущем мира, мы всегда предполагаем, где он окажется, если будет двигаться в том же направлении, в каком, по нашему разумению, движется сейчас. О том же, что мир движется не по прямой, а по кривой, направление которой постоянно меняется, мы не думаем.
Людвиг Витгенштейн
Универсальная модель исторической динамики.
Под исторической динамикой здесь понимаются качественные и количественные изменения существенных характеристик больших социальных целостностей. Существенность прямо зависит от цели исследования, точки зрения, принятых критериев. В данной работе существенными будем считать все те изменения, которые прямо связаны с расцветом и упадком обществ. Универсальность модели означает ее предназначенность для описания и объяснения динамики всех типов обществ. Разумеется, ценой такой универсальности является высокая степень абстрактности модели. По сути дела, здесь будет представлен лишь понятийный каркас, требующий последующей конкретизации для разных типов и фаз развития обществ, для разных цивилизаций.
Данная модель строится также как интегральная, поскольку объединяет концептуальные схемы многих подходов макросоциологии и теоретической истории.
Даже этот абстрактный каркас весьма сложен, поэтому для его описания применяется иерархия нескольких уровней. Принцип иерархии состоит в том, что понятия каждого высшего (k+1) уровня строятся путем синтеза понятий предыдущих (1...k) уровней.
Каркас универсальной модели исторической динамики.
Уровень 1. Компоненты социальной синхронии и базовых факторов динамики: индивиды и группы, техноприродные ниши, социальные формы, культурные образцы (в том числе технологии), психические ментальности, социально-значимые решения, поведения, периоды, базовые процессы, события.
Уровень 2. Локусы, режимы синхронии, механизмы развития, 11 базовых факторов исторической динамики, локальные вызовы и ответы, стратегии, тенденции исторической динамики, локально-исторические события.
Уровень 3. Общества, социетальные вызовы и ответы, 14 типов динамических стратегий, тренд-структуры, мегатенденции, (средне)исторические события.
Уровень 4. Типы, стадии и фазы развития обществ и макроисторические события - трансформации обществ из типа в тип и межфазовые переходы.
Уровень 5. Исторические системы (мир-империи, мир-экономики, цивилизации) и мегаисторические события - рождение, трансформации и гибель исторических систем.
Уровень 6. Ход истории - структура Всемирной истории, объясненная через закономерности динамики обществ и исторических систем.
В данной работе будут перечислены и кратко описаны основные компоненты низших уровней 1 и 2. Основное внимание будет посвящено развертыванию средних связующих уровней 3 и 4. Затем крупными мазками намечены идеи исследования высших уровней 5 и 6.
Уровень 1. Компоненты социальной синхронии и базовых факторов динамики.
Социальная синхрония есть условная категория, объемлющая все существенные компоненты и процессы общества (исторической системы, ойкумены), которые считаются в рамках принятой в исследовании точки зрения неизменными или рутинно повторяющимися. Базовые факторы исторической динамики суть закономерности изменений, относительно однородные по своей природе и не сводимые к другим закономерностям в рамках принятой точки зрения.
Представление данного (микро)уровня модели преследует амбициозную идею задания списка необходимых и достаточных базовых понятий для последующего конструирования механизмов, процессов и закономерностей (макро)исторической динамики.
Основными компонентами социальной синхронии и базовых факторов динамики будем считать:
индивиды и группы, характеристики которых в рамках модели определяются тем, что они являются обитателями техноприродных ниш и носителями социальных форм, культурных образцов, психических ментальностей, решений и поведений, о которых см.ниже; кроме этого, индивиды обладают биологическими телами (организмами) с известными психофизиологическими характеристиками;
техноприродные ниши - совокупности окружающих материальных объектов и их социально-значимых свойств (ландшафты, ресурсы, коммуникационные возможности среды, климатические и прочие условия, а также объекты "второй природы" - всевозможные строения, инфраструктура, дороги и другие линии коммуникаций и т.д.); социальная значимость свойств ниш определяется возможностью удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей, особенно регулярных;
социальные формы - структуры позиций (ролей), позиционных норм, ожиданий и интересов, служащие каркасом всех взаимодействий между индивидами, группами и сообществами (типы семей, кланов, институтов, государств - все являются социальными формами); об основных типах социальных форм - социальных отношениях, социальных структурах и социальных институтах см. Розов 1992, глава 2; термин и обобщенное понятие социальных форм заимствовано у С.П.Никанорова (Никаноров 1995);
культурные образцы (далее просто образцы) - отчуждаемые от индивидов идеальные объекты с различными материальными носителями, передающиеся из поколения в поколение, определяющие функционирование и ориентации сознания и поведения людей; технологии как типовые программы деятельностей являются особой группой культурных образцов, см. подробнее Kroeber 1960, Розов 1992;
психические ментальности, т.е. многообразные потребности, мотивы, установки, ценности индивидов и групп; ментальности являются аналитическими единицами целостных менталитетов и составляют пердмет исторической психологии (Поршнев, Блок, Февр)
поведения индивидов и групп, в которые наряду с биологическими телами и элементами техноприродных ниш всегда включаются социальные формы, культурные образцы и психические ментальности, носителями которых являются индивиды и группы, осуществляющие данные поведения; особую роль в социальной жизни и истории играют деятельности как целенаправленные и продуктивные поведения, как правило, следующие тем или иным технологиям (не обязательно материальным);
решения - особый тип психических процессов, в результате которых на основе имеющихся культурных образцов и ментальностей формируются цели, задачи, проекты и программы последующих поведений (главным образом, деятельностей);
Каждая из указанных групп компонентов составляет основу одной из четырех соответствующих сфер бытия (онтологических слоев или "миров") социально-исторической реальности: биотехносферы, социосферы, культуросферы и психосферы (Розов 1997а), чем обеспечивается принципиальная полнота компонентного состава.
В ряду психофизиологических качеств и ментальностей индивидов особую роль играют потребности и ценности, требующие регулярного удовлетворения (питание, сон, одежда, общение с себе подобными, поддержание социального статуса, ориентация в среде, обретение и защита материальных благ, секс, потребность иметь детей и воспитывать их, а также разнообразные надстроечные социокультурно обусловленные потребности и ценности). На это направлены базовые поведения и деятельности, вызывающие в техноприродной и социальной среде соответствующие базовые процессы, продуктом которых является удовлетворение регулярных потребностей и ценностей.
Базовые процессы, как правило, имеют в качестве входов следующие элементы:
индивиды с ментальностями, в которых закреплены неотчужденные социальные формы и культурные образцы решений и поведений,
техноприродная ниша и социальная среда с совокупностями условий протекания процесса,
отчужденные от индивидов, представленные в знаковой форме социальные формы и образцы, организованные в технологии.
Технологии и сооветствующие базовые процессы делятся на материальные, антропные, социальные и культурные по онтологическому статусу главного целевого продукта.
Материальные технологии и процессы (к примеру, добывание и приготовление пищи, строительство домов и дорог, производство, военное и полицейское насилие) не требуют пояснений.
Социальные технологии и процессы (борьба за власть, налаживание обмена и торговли, военная мобилизация, установление законов, судопроизводство) направлены на установление или модификацию социальных форм.
Культурные технологии и процессы (организация ритуалов, создание и воспроизводство литературных, философских, религиозных, научных и прочих текстов, произведений искусства и т.п.) направлены, соответственно, на создание и воссоздание культурных образцов.
Антропные технологии и процессы (воспитание, образование, обращение в религию, пропаганда, физические тренировки) направлены на человека, точнее на целенаправленное изменение ментальностей и физических качеств индивидов.
Базовые процессы являются по определению повторяющимися и рутинными. Если в их рамках прнимаются решения, то это рутинные решения. Процессы принятия рутинных решений будем считать частью базовых процессов.
Через понятие периодов в схему вводится историческое время: условно считается, что базовые процессы, входящие в них техноприродные ниши, социальные обраазцы, социальные формы, рутинные поведения и решения в принципе неизменны в течение каждого периода; историческими считаются изменения этих и прочих компонентов при смене периодов; продолжительность периода - "резиновая" величина и зависит от задач исследования (от дней, недель и месяцев в истории революционных событий до столетий и тысячелетий в истории палеолита, мезолита и раннего неолита), но мы будем иметь в виду под периодом среднее время роста и обретения потомства индивидами - 20-30 лет.
Данное теоретическое рассмотрение основано главным образом на категориях структур и процессов, поэтому особое внимание уделим наиболее популярной в эмпирической категории события.
Под событиями будем понимать более или менее быстрые изменения (превращения) объектов и ситуаций, ведущие к следствиям разного масштаба значимости. Очевидно, что оценка "быстроты" прямо зависит от точки зрения и принятой длительности периода. Поэтому правильнее будет сказать, что событие происходит в течение одного периода. Поэтому событиями являются и столкновения в течение нескольких часов или дней при изучении войн и революций, и многотысячелетние изменения, такие как палеолитическая революция (овладение огнем и каменными орудиями). В системном теоретическом смысле события следует понимать как процессные узлы, т.е. точки пересечения разнородных процессов, трансформации процессов, прекращения одних процессов и возникновения процессов иного рода. В зависимости от масштаба задействованных процессов и их отнесенности к онтологической структуре истории (Розов 1997б) будут ранжироваться события по своей исторической значимости.
Социально-значимые события в качестве своих следствий имеют изменения в жизни индивидов, групп и в их отношениях, существенных для них самих. Исторически значимыми будем считать лишь те социально-значимые события, которые приводят к существенному качественному или количественному изменению хотя бы одного из режимов (экологического, социального, культурного или антропного) во всем ареале текущего исторического исследования. Как правило, события большей исторической значимости (к примеру, войны и революции) являются комплексами событий меньшей исторической значимости (бои, столкновения, разрушение и создание институтов).
Социально-значимые события можно разделить на чисто природные (к примеру, стихийные бедствия такие как ураганы, землетрясения, наводнения), социально-природные (экологические изменения вследствие человеческой жизнедеятельности) и чисто социальные (разного рода столкновения между индивидами и группами, географические и научные открытия, появления, превращения и исчезновения вещей и процессов, значимых для функционирования технологий, социальных форм, образцов и ментальностей). Все остальные сущности (системы) в рамках модели составляются только из указанных первичных - базовых сущностей, их комбина- ций и процессуальных изменений. В то же время нет ограничений на появление новых отношений и структур. Нет ограничений также на появление новых потребностей и цен- ностей, новых культурных образцов, технологий и социальных форм.
Уровень 2. Локусы, режимы синхронии, базовые факторы динамики, механизмы развития, стратегии, тенденции, локально-исторические события.
Под локусом будем понимать любую заселенную или систематически используемую людьми территорию, в границах которой есть заданная степень сходства техноприродных ниш, социальных форм и культурных образцов. Данное понятие специально построено как "резиновое": квалификация той или иной территории как локуса прямо зависит от принятых критериев сходства. Как правило, под локусами понимаются провинции (земли, губернии, штаты, области), совокупность которых составляет территорию, занимаемую обществом. Однако, возможны более дробные масштабы рассмотрения, где локусом будет лишь одно селение или даже домохозяйство (микросоциологические и микроисорические исследования), либо более крупные масштабы, где локусами являются уже общества или даже группы обществ на своих территориях (глобалистские исследования).
Наиболее общим, в то же время конструктивным и открытым для концептуального развертывания значимых структур и регулярнос- тей в социальной синхронии представляется парадигма человеческих режимов голландских историков Дж.Гудсблома и Ф.Спира.
Согласно Норберту Элиасу люди всегда и везде вынуждены иметь дело с природным окружением, с другими людьми и с самими собой. Соответственно, Гудсблом выделяет
"экологический режим", отражающий более или менее регулярное поведение людей по отношению к другим частям природы, и "социальный режим", включающий все правила и регуляции, которые более или менее соблюдаются людьми в их взаимодействиях (Goudsblom 1989,1992). Сам Ф.Спир дополняет комплект "индивидуальным режимом", включающим все все формы контроля, которые люди осуществляют над самими собой. Спир также проводит параллель между "индивидуальным режимом" и понятием "хабитуса" у Элиаса и Пьера Бурдье.
Режимы не описывают все поведение, но даже нарушение режимов означает знакомство людей с ними. Таким образом, любое, сколь угодно отклоняющееся поведение может быть описано в отношении к преобладающим режимам.
Несложно провести сооветствие между режимами и сферами бытия (Розов 1997а): экологические режимы осуществляются в биотехносфере, социальные - в социосфере, индивидуальные - в психосфере. Пропущенной остается важнейшая (сквозная для всех остальных) кульуросфера, поэтому дополняем состав кульурным режимом - совокупностью регулярных решений и поведений, направленных на сохранение, порождение, передачу образцов (ритуалы, пересказ мифов, церковные служения, функционироваанаие библиотек и музеев, институтов образования, средств информации и пропаганды и т.д.). Кроме того, индивидуальный режим по Спиру лучше расширить за счет внешних процессов воспитания и обучения и называть антропным режимом.
Наряду с четырьмя базовыми режимами можно выделить подрежимы и синтетические режимы (например, демографический режим как часть экологического, объединяющий рутинное поведение людей в отношении к деторождению), политический, правовой, социально-экономический режимы как части социального, воспитательно-образовательный режим как пересечение социального и культурного режимов и т.д.
Если Спир специально оставляет свое понятие режимов крайне общим и "расплывчатым", то при построении модели динамики представляется целесообразным уточнение. Во-первых, режимы могут быть определены как совокупности базовых процессов, регулярно реализуемых в заданных территориальных границах (например, локуса). Во-вторых, целесообразно соединить понятие режимов с конструкциями социального функционирования и социальных структур (форм), разработанной в книге (Розов 1992, глава 2) и основанной на схеме функционально-методного отношения (Никаноров 1970) и расширении Марксова понятия "способ производства".
В этом случае экологический, социальный, культурный и антропный режимы предстают как сети социальных функций, обеспеченных социальными способами.
Каждая социальная функция преобразует типовой набор входов (например, неудовлетворенные пищевые потребности индивидов и групп: люди голодны) в типовой набор выходов (потребности удовлетворены: люди накормлены). Очевидно, что каждая социальная функция может быть выполнена совершен- но различными путями - социальными способами.
Социальный способ (расширение Марксова "способа производства" и миросистемного понятия "способы накопления") определяется здесь как организованная совокупность базовых процессов, осуществляющая одну или несколько социальных функций. К примеру, хозяйственные уклады, разные типы политического управления, военной мобилизации, пропаганды и образования являются социальными способами выполнения соответствующих функций. Организацию способа задает его каркас: комплекс взаимосвязанных социальных форм (отношений между позициями и более сложных структур), технологии как программы действий (поведенческие образцы разного уровня сложности), требования к персоналу, материальным входам, условиям, а также реализацию способы - комплекс функционально связанных базовых процессов.
Выходы каждой функции, как правило, являются входами иной функции. Большая часть функций замкнута сама на себя, но в кажом режи- ме есть также терминальные функции: начальные и конечные. К примеру, экологический режим "начинается" с функций преобразования ресурсов как части ниш техноприродного окружения, а "заканчивается" потреблением произведенных конечных продуктов и выбросом разнообразных отходов.
Социальные режимы известны как замкнутые, так и разомкнутые. В замкнутых режимах все "выходы" - люди - являются также его "входами". В разомкнутых режимах либо требуется постоянная "подпитка" (допустим, рабами), либо напротив, режим не может "переварить" демографический рост, что выражается, как правило, в волнах миграций.
"Все человеческие режимы появляются как ответ на определенные социальные, экологические и психологические проблемы. Джоан Гудсблом коротко суммировал это таким образом. Совместная жизнь порождает проблемы. Люди постоянно стараются их решить, и делая так, они порождают новые проблемы" (Spier p.5).
Этот общий тезис развертывается в последующих понятиях механизмов развития, базовых факторов динамики, вызовов и ответов.
На уровне локуса осуществляются разнообразные механизмы развития: механизм рост-помехи, механизм синтез-распространение, механизм взаимостимуляции и др. Эти механизмы детально описаны в другой работе (Розов 1992, глава 2). Будучи структурированы согласно сферам бытия, механизмы развития в своем совместном действии порождают закономерности изменений, которые являются самостоятельными базовыми факторами исторической динамики.
Эти базовые факторы как совокупности аспектных