От германского союза до германской империи
Отношения между Бисмарком и Вильгельмом II обострялись из-за борьбы против рабочего класса.В 1889году рейхстаг и император не поддержал Бисмарка превратить Исключительный закон в постоянный. И Бисмарк подал в отставку. Новый канцлер Каприви в угоду крупной буржуазии снизил торговые пошлины, но это вызвало недовольство юнкерства, т.к. снижение пошлины на продукцию сельского хозяйства усиливало конкуренцию со стороны российских экспортёров.
Вильгельм II провёл некоторые реформы: был сокращен рабочий день, улучшены условия труда женщин и подростков. Эти незначительные уступки не остановили рабочих продолжать стачечную борьбу. Господствующие классы разработали новые кланы против рабочего и социал-демократического движения. Но Каприви высказался пртив репрессий. За что он был смещен. В 1894году его место занял князь Гогенлоэ.
3.4 Внешняя политика.
После разгрома Франции Германия оказалась самой сильной державой в Европе. Бисмарк дважды пытался начать войну против Франции с целью ее нового разгрома. Лишь вмешательство России помешало этому. Готовясь к новой войне, Бисмарк в 1879году подписал секретный договор с Австро-Венгрией, направленный против России. В 1882году к этому союзу присоединилась Италия, так возник Тройственный союз – военно-политический блок направленный против России и Франции и сыгравший важную роль в подготовке первой мировой войны.
После отставки Бисмарка Германия стала расширять политику колониальных захватов.
В 1884 году она захватила территорию, названную затем протекторатом Юго-Западная Африка. В то же время во владение Германии перешли Того, Камерун и Восточная Африка, в бассейне Тихого океана были захвачены часть острова Новая Гвинея и Маршальские острова.10
Германия активно участвовала в разделе Китая. Уже к 90-ым годам колонии Германии в 5 раз превышали её территорию, но были в 12 раз меньше английских.
При проведении колониальной политики Германия столкнулась с интересами Англии и Франции. Претендуя на Марокко, Германия вступила в конфликт с Францией, чуть не привёдший к войне. На море обострились англо-германские противоречия, т.к. имперский флот стал вторым по величине после британского. Вступая в борьбу за передел мира, германский империализм начал строительство мощного военно-морского флота.
3.5 Конституция Германии 1871 года.
По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли 22 монархии (среди них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько вольных городов, включая Гамбург. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.
Главой империи – императором - был по конституции прусский король, и это отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60% населения страны. Император был главой вооруженных сил: "Император…от имени империи объявляет войну и заключает мир", назначал чиновников империи: "Император назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении", включая главу правительства – имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция давала ему возможность руководства министрами империи и самой Пруссией.
Члены верхней палаты империи – Союзного совета – бундесрата – назначались правительствами союзных государств: "Союзный совет состоит из представителей государств, входящих в состав союза, между которыми голоса распределяются таким образом, что… (Пруссия получает 17 голосов из 58)". Остальные государства имели в нем от одного до 6 депутатов. "Представительство в союзном совете и руководство его делами принадлежит имперскому канцлеру, который назначается императором", - так гласила 15 статья Конституции Германии. 11
Конституция предоставляла Союзному совету законодательную власть – наряду и вместе с рейхстагом и значительную исполнительную власть. Однако решающее слово во многих вопросах было за президентом: "Имперское законодательство осуществляется союзным советом и рейхстагом. Согласие большинства в том или другом собрании необходимо для имперского закона и устанавливает его. Если в союзном совете произойдет разделение мнений, касательно законодательных проектов, относящихся к армии, флоту, … голос президента является решающим, если он высказывается за сохранение существующего устройства". Бундесрат имел свой аппарат в лице комиссий, специализированных по тем или иным областям общественной и государственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату было предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.
Пруссия имела огромную долю власти в верхней палате империи. Председателем палаты, как уже было сказано, был канцлер – прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Одно это давало Пруссии заметное преобладание в бундесрате. Для отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего 14 голосов: "Изменения конституции… считаются отклоненными, если имеют против себя 14 голосов в союзном совете", между тем Пруссия была представлена в верхней палате первоначально 17-ю депутатами, затем их стало 22. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта. Мелкие государства нередко даже отказывались являться в бундесрат.
Нижняя палата парламента сохранила название рейхстага. Он избирался сначала на 3 года, затем (с1887 г.) на пять: "Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов". Фактическая власть рейхстага была небольшой. Его неоднократные попытки установить хотя бы минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались поражением.
Итак, статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институту вредному и опасному.
Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение исконной воли объединенных народов.
Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней – бундесрата, и это не единожды делалось.
Итак, как уже было сказано выше, имперское правительство было представлено в единственном лице – лице канцлера. Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в подчинении канцлера. Бисмарк писал: "Действительную ответственность в делах большой политики может нести … только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием".12
Функции имперского правительства были весьма широкими. "Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:
1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования, … сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.
2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.
3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.
4) Общие определения в банках.
5) Патенты на изобретения.
6) Охрана авторской собственности.
7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания … и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.
8) Железные дороги … и пути сообщения, водные и сухопутные, установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота.
10) Почта и телеграф …
13) Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.
14) Армия и военный флот в империи.
16) Определения о прессе и о праве общения (союзов)".
На долю же местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, получавших преимущества перед законами областническими.
Итак, по своему социально-политическому содержанию конституция 1871 г. была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом. В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.
Заключение.
Завершая работу, необходимо подвести итоги, сделать основные выводы.
Несмотря на то, что многие попытки объединения Германии, такие как Рейнский союз (1806 - 1813 гг.), образованный Наполеоном I, и Германский союз, просуществовавший с 1815 по 1866 г., были не очень удачными, ее воссоединение в единую Германскую империю все-таки состоялось. Огромную роль в этом объединении сыграл в то время первый министр Пруссии, а в последствии канцлер Германской империи, Отто фон Бисмарк (1815-1898). Итак, в 1871 году Германия была объединена "железом и кровью".
Сам факт объединения, несмотря антидемократичность его пути, был прогрессивным, так как устранял препятствия к экономическому развитию страны.
Конституция Германии 1871 года – реакционная и абсолютистская по своему духу и заложенным в нее идеям – была полна юридических нелепостей и несообразностей. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король, он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов и военного дела.
Список используемой литературы.
1. Федоров Н.Г. Всеобщая история // Под ред. В.И. Авдеева. М., 1993. – 651с
2. Авдеева В.И. Германия XVII-XX вв. М., 2001. – 361с.
3. История государства и права зарубежных стран // Под ред. П.Н.Галанзы. Т. 1. М., 1999. – 476с.
4. История государства и права зарубежных стран // Под ред. П.Н. Галанзы, О.А. Житкова. Т.2. М., 1999. – 512с.
5. История государства и права зарубежных стран // Под ред. П.Н. Галанзы и Б.С. Громакова. М., 2000. – 449с.
6. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. // Под ред. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1998. – 518с.
7. История государства и права зарубежных стран. Ч.2 // Под ред. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1998. – 533с.
8. О. Бисмарк Мысли и воспоминания. Т.1, М., 1997. – 391с.
9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. проф. З.М. Черниловского, сост. В.Н. Садиков. М., 1994. – 622с.
1 История государства и права зарубежных стран // Под ред. П.Н. Галанзы и Б.С. Громакова. М., 2000. – с.33
2 История государства и права зарубежных стран. Ч.1. // Под ред. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1998. – с.29-30
3 Федоров Н.Г. Всеобщая история // Под ред. В.И. Авдеева. М., 1993. – с.73
4 История государства и права зарубежных стран. Ч.1. // Под ред. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1998. – c.163
5 О. Бисмарк Мысли и воспоминания. Т.1, М., 1997. – с.82-83
6 История государства и права зарубежных стран. Ч.1. // Под ред. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1998. – с.189-190
7 Авдеева В.И. Германия XVII-XX вв. М., 2001. – с.105
8 . История государства и права зарубежных стран // Под ред. П.Н. Галанзы, О.А. Житкова. Т.2. М., 1999. – с.217
9 Федоров Н.Г. Всеобщая история // Под ред. В.И. Авдеева. М., 1993. – с.248
10 История государства и права зарубежных стран // Под ред. П.Н. Галанзы, О.А. Житкова. Т.2. М., 1999. – с.129
11 Авдеева В.И. Германия XVII-XX вв. М., 2001. – с.293
12 Авдеева В.И. Германия XVII-XX вв. М., 2001. – с.297-298