Основы конституционного строя Египетской Республики

и не менее двух ее членов. Что касается правового положения членов Конституционного суда и их полномочий, то ст. 11 Закона "О Конституционном суде" гласит, что члены суда не могут быть освобождены от должности или переведены на другую работу без их согласия. Члены суда могут быть командированы в международные организации или иностранные государства только для выполнения работы юридического характера. Ст. 25 Закона "О Конституционном суде" предусматривает специализацию Высшего конституционного суда по следующим делам:

контроль за конституционностью законов и других нормативных актов;

решение о предметах ведения путем определения уполномоченной стороны среди органов правосудия.;

разрешение разногласий, возникающих в результате исполнения двух противоположных органов правосудия.

В компетенцию Высшего конституционного суда входит также толкование законов, принятых законодательной властью, а также указов президента, изданных на основании Конституции в случае возникновения противоречий в течение их исполнения. Высший конституционный суд вправе считать неконституционным любой закон или указ, представленный ему и имеющий отношение к разбираемому делу. Высший конституционный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов всеми судами.

В ст. 172 действующей Конституции впервые был упомянут Государственный совет как независимый судебный орган, предназначенный для разрешения административных и дисциплинарных споров. Этой нормой египетская Конституция решила проблему компетенции Государственного совета как общего суда по административным спорам. Однако законодатель допускал возможность рассмотрения некоторых категорий административных споров другими судебными органами (например: социальной комиссией Вооруженных сил по должностным спорам, советами по дисциплине в полиции, Академией наук).


3.4 Информационная власть


Все египетские конституции закрепляли свободу мнения, которая выражалась в том, что человек может выражать свои идеи устно, письменно либо с использованием иных источников в рамках закона. Также они закрепляют свободу прессы в рамках закона (ст. 15 Конституции 1923 г., ст. 45 Конституции 1956 г., ст. 36 Конституции 1964 г., ст. 48 Конституции 1971 г.).

При внесении в 1980 г. изменений в Конституцию была введена отдельная специальная глава под названием "Информационная власть" (разд. 2, гл. 7, ст. 206-211). Возвращаясь к этим статьям можно отметить, что законодатель наделил средства массовой информации (СМИ) качеством власти. По Конституции СМИ считаются одной из властей в государстве, которой гарантируется свобода и подтверждается ее независимость. С точки зрения конституционного права, считать СМИ одной из властей государства нельзя, так как традиционно к ним относят три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Безусловно, что каждая из ветвей осуществляет часть суверенитета или общей власти. И нельзя относить СМИ к государственным органам, осуществляющим общую власть, решения которых имеют обязательную силу. И, наверное, поэтому Конституционная комиссия по изменениям приняла это во внимание и назвала СМИ не государственной властью, а властью народной. Ст. 206 Конституции (после изменений) закрепила, что СМИ - независимая народная власть, которая осуществляет свою миссию в строгом соответствии с Конституцией и законом. Все властные структуры, организации и граждане обязаны всячески содействовать этой власти при осуществлении ее деятельности. Как видно, эта статья содержит ссылку на закон, который регулировал бы соответствующие положения, но пока такого закона нет. Статьи, которыми была дополнена Конституция во 2-й главе 7-го раздела под названием "Информационная власть", не достигли своей цели, так как не были созданы институты, которые регулировали бы свободу СМИ. Эти статьи не изменили ст. 87, 88 Конституции в определении свободы и выражения мнения, свободы прессы, печати и подчиненности их закону.


Заключение


Египет — республика с социал-демократическим строем, опирающимся на объединение трудящихся сил народа, с 1971 входящая в состав Федерации Арабских Республик. Действующая конституция одобрена на референдуме, состоявшемся 11 сентября 1971, проект которой был подготовлен народными представителями - депутатами (как в Народном собрании, так и в Социалистическом союзе). Глава государства — президент, избираемый населением на 6 лет (с правом переизбрания на следующий срок). Президент определяет общую политику государства, назначает председателя правительства (Совета Министров), его заместителей и членов правительства, назначает и смещает должностных лиц (гражданских и военных), а также дипломатических представителей, издаёт декреты и постановления, объявляет чрезвычайное положение и состояние войны, имеет право помилования, заключает и ратифицирует международные договоры и т. д., является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Учрежден Совет национальной обороны во главе с президентом.

Высший орган законодательной власти — однопалатное Народное собрание; состоит не менее чем из 350 депутатов, избираемых населением сроком на 5 лет (10 депутатов могут быть назначены президентом). Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 21 года. Народное собрание утверждает генеральный план социально-экономического развития Египта, государственный бюджет, принимает законы по важнейшим экономическим и политическим вопросам.

Совет Министров осуществляет исполнительную власть совместно с президентом. Мухафазы возглавляются губернаторами, назначаемыми центральной властью. Местные органы управления — народные советы мухафаз, городов и деревень.

Основным источником законодательства конституция объявляет принципы мусульманского права. Судебную систему образуют суды 1-й и 2-й инстанций (центральные и местные), предусматривается создание специальных судов (например, трибуналов государственной безопасности). Образуется Государственный совет — судебный орган по рассмотрению административных споров и дисциплинарных исков. Верховный конституционный суд осуществляет надзор за конституционностью законов и толкование законодательных норм. Ответственность за принятие мер, обеспечивающих права граждан, соблюдение законов, безопасность общества и целостность политического строя, несёт прокурор.


Список источников и литературы


I НПА

Конституция Арабской Республики Египет 1956 г.

Конституция Арабской Республики Египет 1971 г.

Закон №73 от 1956г. "Об осуществлении политических прав" .

Закон № 38 от 1972 г. "О Народном собрании".

Закон № 40 от 1977 г. "О системе политических партий".

Закон №48 от 1979 г. "О Высшем конституционном суде".

Закон № 120 "О совете-шуре".

II Учебная и научная литература

Конституционное право зарубежных стран: Учеб. / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма-ИНФРА- М, 2000. – 832 С.

Арабская Республика Египет. Справочник / Отв. Ред. А. М. Васильев. М., 1990 279С.

Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М.,2003, 236С.

Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001, 175С.

Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока. М.: "РУДН" - 2001, 138 С.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000. – 600 С.