Китайская цивилизация как альтернатива средиземноморской

только удивляться прозорливости основоположника российской синологической школы о. Иакинфа (И. Бичурина), который еще в 1840 году писал: "...в Китае все то же, что есть у нас, и все не так, как у нас. Сообщают ли что-нибудь любопытное о сем государстве - мы читаем и по большей части не так понимаем, а когда начнем судить по-своему, то на втором или много/на третьем шагу вступаем в какой-то хаос, где во всем видим одну несообразность и странную противоположность понятий с их предметами. Отчего же это, спросите вы? Оттого, что мы судим о вещах по нашим о них понятиям, а в Китае в отношении к ним все то же, и все не то же" [13].

Последняя формулировка возвращает к началу этой статьи: о, Иакинф говорит как раз о противопоставлении двух путей развития культуры и снятии различия между ними. Но только развитие науки в течение XX века позволило осуществить кросс-цивилизационный подход, дающий возможность хоть в какой-то мере эксплицировать и обосновать эти "то же" и "не то же".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карапетьянц А.М. Изобразительное искусство и письмо в архаических культурах // Ранние формы искусства. М., 1972.

2. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.

3. Карапетьянц А.М. Древнекитайская системология: уровень протосхем и символов, М., 1989 (препринт).

4. Карапетьянц А.М. Теория "пяти элементов" и китайская концептуальная прото-схема // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 1994. № 1.

5. Спирин B.C. Построение древнекитайских текстов. М„ 1976. С. 188-190.

6. Wang Shu. Ba jiao xing wen yu shi gian zhi ji (Орнамент в виде восьмиконечной звездочки и доисторический ткацкий станок) // Zhongguo wenhua. 1990. № 2.

7. Ebherhard W. Lexikon chinesischer Symbole. Koln, 1983. S. 158.

8. Карапетьянц А.М. Древнекитайская системология: генеральная схема и приложения. М., 1990 (препринт).

9. Рубин В.А. Концепции у-син и инь-ян // Личность и власть в Древнем Китае. М., 1999.

10. Исаева М-В. Соотношение музыкальной системы люй и общей теории познания в Китае // Х1Х-я конференция "Общество и государство в Китае". М., 1987.

11. Карапетьянц А.М. Китайское письмо до унификации 213 г. до н.э. // Ранняя этническая история народов Восточной Азии. М., 1977.

12. Знание - сила. 1985. № 6, 7.

13. Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. Сочинение монаха Иакинфа. СПб., 1840. С. 116. linkexchange/users/060398/goto.map