История еврейского народа от катастрофы до укрепления государства Израиль (1976г.)
Накануне Второй Мировой войны нацистское правительство Германии осуществляло планомерную кампанию преследований евреев. В 1935 г. были приняты так называемые "Нюрнбергские законы"*, в 1938 произошла "Хрустальная ночь"*. В других европейских государствах нарастает антисемитизм, увеличивается дискриминация евреев. Еврейские беженцы становятся неразрешимой международной проблемой. Их не желает принимать ни одна страна - за исключением Доминиканской республики, которая на Эвианской конференции (Франция, 1938 г.) выступила с гуманной, но неосуществимой инициативой: предоставить им убежище. (Эвианская конференция по проблемам беженцев была собрана по инициативе Рузвельта, под давлением общественного мнения в странах Запада).
В это самое время небольшой еврейский ишув в Стране Израиля - полмиллиона евреев из 17 миллионов, составлявших в 1939 г. еврейское население мира, - поднимает восстание против мандатных властей, которые все более явно ведут проарабскую политику, мотивируя это тем, что следует заручиться поддержкой арабов на случай войны. Еврейский ишув возмущен антисионистскими действиями английской администрации: ведь публикация "Белой Книги" 1939 г., по сути дела, сводила на нет все достижения "политического сионизма" и саму Декларацию Бальфура, в которой говорилось о создании "национального дома для еврейского народа".
Восстание против английского господства
Начало восстания было положено независимыми действиями "Иргун Цваи Леуми" - "Эцель", который в 1937 г. приступил к серии ответных акций против арабского террора, что, в свою очередь, вызывало реакцию английских властей. Деятельность "Эцсля" шла вразрез с тактикой "гавлага" - "сдержанности" - которая, с одной стороны, вполне соответствовала традиционным религиозным нормам еврейской этики, а с другой стороны диктовалась политикой официального руководства еврейского ишува - Сохнута* и Национального Совета, которые полагали, что развитие "национального дома для еврейского народа" зависит от английской помощи, и были уверены, что со временем англичане изменят свою проарабскую позицию. Еще один аспект еврейского восстания против английских властей, угрожавших, по мнению членов "Эцеля", осуществлению сионистской мечты - то есть "сбору изгнанников" и заселению Страны Израиля - "Алия Бет", подпольная нелегальная алия из Центральной и Восточной Европы (см. карту И, с. 182).
После опубликования "Белой книги" руководство ишува и "Гагана", находившаяся под его руководством, прекратили сотрудничество с мандатными властями. Участие 'Таганы" в организации нелегальной эмиграции из Европы вело к прямым столкновениям с английской армией. Английские военные суда останавливали транспорты с нелегальными иммигрантами прямо в море; тех же, кому удавалось добраться до места, англичане бросали в специально организованные лагеря. Англичане повсюду устраивали обыски, разыскивали оружие, вводили военное положение в поселениях, связанных с "Гаганой". В отличие от 'Таганы", "Эцель", сосредоточил свои усилия на террористической деятельности против английской администрации. "Арабское восстание" к тому времени уже начало выдыхаться -отчасти благодаря противодействию евреев и англичан, отчасти из-за того, что большинство арабского населения отказалось оказывать террористическим бандам экономическую поддержку.
В сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война. Руководство ишува было охвачено тревогой за судьбу ишува и всего сионистского дела, за само будущее еврейского народа. В случае успеха нацистских Германии и Италии евреям Страны Израиля угрожало бы новое арабское восстание, которое, скорее всего, было бы поддержано миллионами арабов из соседних стран. Вот почему в борьбе между евреями и мандатными властями началась "передышка", продолжавшаяся до тех пор, пока армия Роммеля* не отступила из Египта в октябре 1942 г. Вначале английское правительство не было заинтересовано в организации еврейских боевых частей. Но когда возникла реальная угроза со стороны стран "оси" (правительство Виши*, овладело Сирией) и поддерживавших их арабов, английское правительство решило использовать евреев в военных операциях. В Сирии действовал "Палмах"* (сокращение от "Плугот Ма-хац" ["Ударные отряды"] - боевые части Гаганы*); в Ираке действовали отряды "Эцеля"*; тысячи еврейских юношей и девушек вступили в английскую армию и воевали в Египте.
Но по мере того, как фронт военных действий отдалялся от Страны Израиля, укрепление военных сил еврейского ишува внушало все больше беспокойства английскому правительству. Руководство ишува все более открыто заявляло о стремлении к политической независимости. В мае 1942 г. в Нью-Йорке была принята так называемая "Балтиморская программа"*, в которой содержались следующие требования: "Открыть свободный въезд в Страну Израиля; передать посланцам Со-хнута* руководство алией и необходимые полномочия по развитию страны, по освоение пустынных и заболоченных земель; Страна Израиля при этом рассматривается как единая республика (обратим внимание на эту осторожную формулировку: еще не говорится о независимом еврейском государстве - Н.А.), которая станет частью нового демократического мира". Мандатные власти в Стране Израиля возобновляют обыски, аресты и военные трибуналы, стремясь нанести ущерб всем учреждениям ишува, и в особенности 'Тагане", равно как и отколовшимся от нее организациям. Кроме того, английские власти ужесточили свою политику по отношению к евреям, которым удалось бежать из Европы: Страна Израиля была для них окончательно закрыта. Это жестокое решение было лишь проявлением общей политики Англии и союзных с ней государств, которые не сделали ничего для спасения еврейского народа, планомерно уничтожавшегося в Европе. (См. приложение 5: с.151)
Антианглийские настроения, распространившиеся среди евреев в ишуве, способствовали поддержке "восстания против британских захватчиков" в 1943 г. Возглавил восстание Менахем Бегин*, новый руководитель "Эцеля". В то же время члены организации "Лехи" начали кампанию индивидуального террора. В августе 1944 г. они пытались организовать покушение на жизнь верховного комиссара Палестины. В Египте был убит лорд Мойн, британский статс-секретарь по Ближнему Востоку. Непосредственно вслед за тем началась операция "Сезон": разведка 'Таганы" и "Палмаха" поймала и передала в руки английской военной полиции около ста бойцов "Эцеля". Моральная сторона этой акции была по меньшей мере неоднозначна и вызвала растерянность и угрызения совести среди евреев ишува и самих бойцов "Палмаха".
Евреев Страны Израиля не покидала тревога за судьбу ишува: вначале из-за вторжения армии Роммеля*, подступавшего совсем близко к границам Палестины, затем из-за развернувшейся с 1943 г. борьбы с мандатными властями. Нужно представить себе это настроение тревоги, чтобы понять явление, ставшее его следствием: евреи Страны Израиля утратили ощущение общности своей судьбы с трагедией еврейского народа в Европе. Эта утрата чувства национальной и исторической связи с "галутными" евреями стран рассеяния была также следствием подчеркнуто нерелигиозного воспитания, которое получили "новые евреи" - молодежь Страны Израиля. Эта особенность "ментальности" ишува проявилась, как только в 1942-1943 стали просачиваться слухи о том, что происходит в гетто, а позже - и о лагерях смерти в Восточной Европе. Масштаб Катастрофы* европейского еврейства просто не доходил до сознания жителей ишува. Вот почему еврейский ишув практически не пытался оказать помощь истребляемому европейскому еврейству - исключая, конечно, попытки руководителей всемирных еврейских организаций оказать моральное давление на союзников - и в особенности на Англию - и убедить их сделать хоть что-нибудь для спасения евреев. Результат был невелик: тридцать два еврейских парашютиста были посланы в Восточную Европу в конце 1943 и в 1944 г. Только в конце 1944 г. под покровительством Англии, как бы в качестве компенсации за отказ Гаганы от террористической деятельности против мандатных властей, была организована самостоятельная еврейская бригада "Хаиль"* (сокращение от "Хаяль Йегуди лохем" ["Сражающийся еврейский солдат"]), которая смогла встретиться с еврейскими беженцами в Европе спасти их и провезти в Страну в рамках нелегальной алии. "Хаиль" насчитывал около 25.000 бойцов, вступивших в английскую армию. Когда в начале Войны за Независимость был организован Цагаль* (сокращение от "Цава Гагана ле-Исраэль" ["Армия Обороны Израиля"], "Хаиль" слился с Цагаль.
В конце войны многим европейским евреям, которым удалось уцелеть в Катастрофе* и вернуться в конце войны в родные места, вскоре снова пришлось бежать, спасаясь от ненависти своих соседей, и они вновь очутились в лагерях - на этот раз в лагерях беженцев. Тех, кто пытался нелегально пробраться в Страну Израиля, мандатные власти высылали на кораблях английского флота в лагеря беженцев на Кипре и обратно в Европу. (Особенно большую известность получила история судна "Эксодус"*). Эти беженцы сыграли большую роль в образовании еврейского государства, несмотря на противодействие англичан, делавших все возможное, чтобы не допустить этого.
Так Катастрофа*, в конечном счете, снова связала судьбу евреев Страны Израиля с судьбой их братьев в странах рассеяния. Есть такая еврейская поговорка: Всевышний готовит излечение прежде удара. К концу войны стало ясно, что деятельность сионистов в Стране Израиля была "лекарством", которое Провидение уготовило для страшного удара, обрушившегося на евреев, которые остались - кто по инерции, кто из извечного еврейского оптимизма - в Западной и Восточной Европе и до последней минуты не верили, что "решение еврейского вопроса", осуществлявшееся Гитлером и его пособниками, - и в самом деле было "окончательным". С другой стороны, христианскому миру после войны некоторое время был присущ некий комплекс вины по отношению к еврейскому народу, треть которого погибла на территории Европы - в том числе около миллиона детей. Это желание загладить вину перед евреями удивительным образом соединилось с другими историческими и психологическими обстоятельствами и способствовало ускорению политических процессов, которые привели к образованию независимого еврейского государства, которое могло бы решить проблему беженцев в Европе. События развивались гораздо быстрее, чем могли себе представить даже сами лидеры ишува, которым эти политические тенденции в тот момент казались еще далекими от осуществления.
В 1945 г. внезапно умер президент США Франклин Рузвельт*, который вначале поддерживал идею создания "свободной и демократической еврейской республики", но потом изменил свое мнение под давлением арабского короля ибн-Сауда. Президентом США стал Гарри Трумен*. В середине августа 1945 г. он заявил, что поддерживает право евреев на свободную алию в Эрец Исраэль, и потребовал от Этли*, нового главы правительства Англии, чтобы тот разрешил въезд в страну 100.000 еврейских беженцев. Лейбористское правительство Англии вначале пыталось уклониться от ответа на обращение Трумена, а затем опубликовало заявление, содержавшее окончательный отказ от принятых ранее решений. В заявлении говорилось: "В образовании "национального дома еврейского народа" не будет ни смысла, ни шансов на успех, если только мы не разрешим евреям, если Вы настаиваете на этом, прибыть в страну в количестве, которое позволило бы им стать большинством... Есть убедительные доводы в пользу того, что из соображений гуманности в таком случае следует поддержать поселение на постоянное жительство в стране, с одной стороны, и переселение жителей из страны - с другой стороны. Следует побудить арабов уйти из страны, а евреев - прибыть в нее. В настоящий момент арабы занимают большую территорию, чем евреи". И все же, поскольку в послевоенной ситуации Англия сильно зависела от экономической поддержки США, лейбористскому правительству в конце 1945 г. пришлось согласиться на создание совместной англо-американской комиссии по этому вопросу.
Комиссия посетила лагеря еврейских беженцев в Европе и воочию убедилась, что их положение невыносимо. Английское правительство намеревалось разрешить въезд в страну 1500 беженцам в месяц, но арабы решительно выступили против этого предложения: они понимали, что оно знаменует начало отхода англичан от прежнего проарабского курса. Посетив Страну Израиля, комиссия увидела, что повстанческое движение евреев ишува, вызванное разочарованием в политике Этли-Бевина*, принимает все более серьезные масштабы. "Еврейское повстанческое движение" ["Тнуат га-Мери га-Иври"], объединившее все существовавшие до того военные группы, принадлежавшие к "Гагане", "Эцелю" и "Лехи", развернуло деятельность против военных и гражданских объектов, принадлежавших мандатной администрации, чтобы показать англичанам, что им не удастся сохранить власть в стране против желания ее жителей. Приняв во внимание все эти факты, комиссия пришла к следующим выводам: политика "Белой книги" находится в противоречии с мандатом; следует немедленно разрешить 100.000 евреям въезд в страну; следует разоружить Гагану и другие еврейские вооруженные силы.
Но английское правительство не приняло предложений комиссии. Это еще более обострило положение в Стране Израиля. Последовали так называемые "Ночь мостов"* и "Черная суббота"*, в ходе которой были арестованы тысячи деятелей ишува и бойцов Гаганы. В ответ на это члены "Эцеля" взорвали здание иерусалимской гостиницы "Царь Давид", в котором располагалась английская администрация. Члены "Эцеля" и "Лехи" нападали на военные и стратегические объекты, стреляли в британских солдат и полицейских и даже организовали похищение заложников, чтобы освободить своих товарищей, которые были схвачены и приговорены к смерти. Мандатным властям было известно, что "организованный" ишув не поддерживает террористическую тактику "отколовшихся" организаций. Тем не менее англичане ввели военное положение во всех городах и поселках Страны Израиля. Один за другим выносились смертные приговоры, их было все больше.
Но англичанам не удалось запугать жителей ишува; более того, создавшееся положение вызывало все более широкий отклик и в самой Стране, и во всем мире. В борьбу вступило и общественное мнение в самой Англии, которое все настойчивее требовало от своего правительства уйти из Палестины - ведь под угрозой гибели оказались английские солдаты и офицеры.
В конце концов английскому правительству, как оно ни сопротивлялось, все же пришлось передать вопрос на рассмотрение в Организацию Объединенных Наций. К удивлению англичан, на Чрезвычайном заседании ООН в апреле 1947 г. произошло "дипломатическое чудо": не только представители США, стран Западной Европы и Латинской Америки поддержали позицию евреев - но даже представитель СССР выразил поддержку "стремлению еврейского народа создать свое государство" и заявил, что "было бы несправедливо не посчитаться с этим и отрицать право еврейского народа на осуществление этого стремления".
В конце августа 1947 г. "Чрезвычайная комиссия ООН в Палестине", состоявшая из представителей десяти небольших государств, избранная на Чрезвычайном заседании, представила свои выводы в ООН. Большинство ее членов полагали, что Страна Израиля должна быть разделена. На ее территории должны были быть образованы еврейское государство, которое бы занимало 62% ее площади, без Иерусалима, Западной и Центральной Галилеи, без гор Шомрона и Иудеи (см. карту 15, с. 186), арабское государство и международная территория в окрестностях Иерусалима под наблюдением ООН. Меньшинство членов комиссии пришли к выводу, что в Стране Израиля должно быть образовано федеративное двунациональное государство.
Во время обсуждения выводов комиссии в ООН, к крайнему изумлению англичан, представитель СССР -а вслед за ним, соответственно, представители стран коммунистического лагеря - поддержали предложение о создании еврейского государства. (Разумеется, у СССР были свои причины так поступить: среди них немалую роль играло стремление уменьшить английское присутствие на Ближнем Востоке). Министерство иностранных дел США склонялось к тому, чтобы принять мнение меньшинства комиссии, но решающим оказалось личное вмешательство президента Трумена, который, вопреки мнению своего министра, высказался за раздел Страны Израиля на два государства. И вот 29 ноября 1947 г. на заседание ООН большинством 33 против 13 членов было принято решение о разделе Палестины.
Руководители ишува восприняли это решение со смешанными чувствами. Они заявили, что раздел Страны Израиля противоречит историческому праву еврейского народа на возвращение на свою родину; но что тем не менее, желая установить мир с арабами, они подчиняются, как это ни горько, решению ООН. Арабы, в свою очередь, заявили - и во время обсуждения вопроса в ООН, и после принятия решения - что они категорически протестуют против раздела