Валютные биржи
формально можно отнести к валютным: расчеты-то производятся в рублях!Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте делятся на текущие и капитальные (точнее, согласно Закону, "связанные с движением капитала").
Текущие валютные операции:
1) расчеты в валюте по экспорту и импорту (отсрочка платежа в РФ или поставки в РФ - не более 90 дней);
2) финансовые кредиты на срок до 180 дней;
3) выплаты процентов и дивидендов;
4) некоторые переводы неторгового характера (включая выплату зарплаты, командировочных расходов, оплату обучения и лечения за рубежом и др.).
Список текущих операций - закрытый. Расширять его имеет право Правительство РФ (но не ЦБР).
Валютные операции, связанные с движением капитала:
1) прямые инвестиции (вложения в уставный капитал предприятия);
2) портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг);
3) переводы в оплату прав на недвижимость;
4) отсрочка более чем на 90 дней платежа при экспорте (или, соответственно, поставки при импорте);
5) финансовые кредиты на срок более 180 дней;
6) все иные валютные операции, не являющиеся текущими.
Таким образом, если валютный платеж за экспортируемый товар (а равно за работу, услугу, интеллектуальную собственность) получен не позднее, чем через 90 дней после поставки, то это текущая операция, а если позднее - уже капитальная (поскольку она фактически эквивалентна кредитованию нерезидента). При импорте, соответственно, наоборот: для признания операции текущей в течение 90 дней после оплаты должна быть произведена поставка "эквивалента" в РФ.
Основным органом валютного регулирования Закон называет ЦБР. Именно ЦБР издает обязательные к исполнению нормативные акты в данной сфере, определяет порядок обращения в России иностранной валюты и т.п.
Валютное регулирование следует отличать от валютного контроля, понимаемого как совокупность мер по обеспечению соблюдения законодательства при проведении валютных операций. Такие меры осуществляются Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. На практике это означает, что резиденты обязаны предоставлять определенные документы для подтверждения законности своих валютных операций, а органы и агенты валютного контроля должны эти документы проверять. Органами валютного контроля, согласно Закону, являются ЦБР, а также неназванные "федеральные органы исполнительной власти" (фактически это Государственный таможенный комитет и Министерство финансов), а агентами - уполномоченные банки, подотчетные ЦБР, и другие организации, в соответствии с действующим законодательством. Именно на российские банки приходится львиная доля контрольных функций в отношении валютных операций российских резидентов.
Общий принцип, заложенный в Закон - "запрещено все, что не разрешено". Это значит, что резиденты могут производить только те валютные операции, которые предусмотрены федеральным законом или нормативными актами ЦБР, либо на которые у них имеется особое разрешение ЦБР.
Согласно Закону, российскими резидентами без ограничений проводятся все текущие валютные операции. Кроме того, непосредственно в Законе разрешены и некоторые виды капитальных операций, включая ряд случаев допустимой отсрочки платежа свыше 90 дней (об этом чуть ниже), а также валютные платежи физических лиц за границу за приобретаемые ими ценные бумаги (но не более 75 тыс. долл. в год).
Все прочие капитальные операции проводятся в порядке, определяемом ЦБР. Это значит, что какие-то их виды могут быть разрешены нормативным актом ЦБР (где обычно устанавливается и порядок их проведения). Все же остальные капитальные операции требуют особого разрешения ЦБР (отдельное разрешение на каждую операцию!). По важнейшим видам таких операций (например, зарубежные инвестиции) также принимаются нормативные акты ЦБР, определяющие порядок получения самих разрешений.
Что касается регулирования внутреннего валютного рынка России, Закон устанавливает, что резиденты имеют право покупать валюту в порядке и на цели, определяемые ЦБР. Покупка и продажа валюты допускается только через уполномоченные банки. При этом, согласно Закону, ЦБР имеет право определять предел отклонения курсов покупки и продажи валюты, а также самостоятельно проводить операции по покупке и продаже валюты - в том числе с целью поддержания ее курса (валютные интервенции).
Резиденты могут открывать валютные счета в уполномоченных (российских) банках. Именно на эти счета в обязательном порядке зачисляются любые валютные поступления в адрес резидентов (обязательная репатриация валютной выручки), если только иное не установлено ЦБР. Благодаря этому и появляется возможность возложить ответственность за контроль над валютными операциями резидентов на банки. Счета же в зарубежных банках резиденты могут открывать лишь на условиях, определяемых ЦБР - то есть, за некоторыми исключениями, по особому его разрешению. Законом, впрочем, предусмотрен уведомительный порядок для открытия зарубежных счетов резидентов в неконвертируемых валютах для расчетов по договорам международного строительного подряда.
Порядок открытия в России валютных и рублевых счетов нерезидентов также определяется ЦБР.
Закон вводит для резидентов понятие обязательной продажи валютной выручки, объем которой определяется ЦБР, но не может быть более 30% всей выручки (в настоящее время он установлен ЦБР на уровне 25%).
Довольно много места в Законе уделено порядку ввоза и вывоза наличной валюты и валютных ценностей, но я не буду на этом подробно останавливаться. Отмечу лишь, что физические лица - резиденты могут вывозить из России не более 10 тыс. долл. (подтверждающих документов при этом не требуется), причем до 3 тыс. - без обязательного таможенного декларирования.
Таковы основные положения Закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Заключение
Выполнив данную курсовую работу, я уяснила понятие "Валютных бирж", их роль и функции. Выяснила этапы становления валютных бирж и различия их работы в современном мире. Наличие в стране валютной биржи позволяет более эффективно противодействовать валютным кризисам и бороться с их последствиями. Но это еще не значит, что валютную биржу можно ликвидировать в период стабильности, потому что ко времени развития первых признаков валютного кризиса биржа уже должна функционировать в полной мере. Так же я рассмотрела ряд законопроектов, регулирующих деятельность валютных бирж на территории Российской Федерации.
Список использованной литературы
Алексеев М.Ю. - Рынок ценных бумаг-М.: 1992г.;
Голубков А.Ю. - Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Государство и право, 1997г., №2;
Гуриев С.М. - Мировой финансовый кризис, // Лекция в МФТИ, 2008г.
Ерпылева Н.Ю. - Правовые аспекты механизма валютного регулирования в Российской Федерации. // Хозяйство и право, 1999, №1, №2;
Захаров А. - Валютные и универсальные биржи XXI века как антикризисный механизм финансового рынка-М.: 2002г-78с.
Райзберг Б.А. - Курс экономики: Учебник 2-е издание: М., 1999-716с.
Федоров М.В. - Валюта, валютные системы и валютные курсы. -М.: ПАИМС, 1995.
Хапов А. – Новое валютное регулирование // Внешняя торговля. 1992. №11-12.
Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 27 февраля 2003 года №28-Ф3
Экономический кризис в России: экспертный взгляд. // Вопросы экономики, №4, 2009г. По материалам сайта http: // www. vopreco. ru/rus/archive. html
Итоги саммита G20 по материалам сайта http: // www. rosinvest. com/