Государство и рыночная экономика
половины XX в. под давлением трудящихся государственно-правовое регулирование в экономической сфере было значительно усилено, что повлекло кардинальные изменения в данной сфере. Наряду с частным капиталом появились и получили развитие государственная, кооперативная и особенно акционерная собственность. Государство взяло на вооружение такие методы управления, как планирование и прогнозирование экономических процессов, стало проводить глубокую финансово-налоговую и кредитную политику. Все это обусловило появление у него новой основной функции — регулирования экономики в антикризисных целях, в интересах упрочения и развития общества. Параллельно с экономической государство стало выполнять и социальную функцию — принятие пенсионного законодательства, установление пособий безработным, минимальной заработной платы и др. Под воздействием государственно-правового регулирования общество обрело как бы второе дыхание. Такое общество и государство не без оснований называют посткапиталистическими.Иначе обстояло дело в Советском государстве. Оно опиралось на плановую экономику, на общенародную государственную собственность, которыми безраздельно управляло. Постепенно общенародная государственная собственность превратилась в ничейную, плодила расточительство, бесхозяйственность, что, в конечном счете, привело к глубокому экономическому кризису.
Сказанное позволяет сделать вывод, что частная и государственная общенародная (общественная) собственность полярны по своей природе, каждая из них обладает и достоинствами, и недостатками. Исторический опыт показывает, что оптимальной экономической основой современного государства может служить социально ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на многообразие форм собственности (смешанная экономика), которые на равных должны конкурировать друг с другом и доказывать свои преимущества.
2.1 Модели экономического рынка
Все многообразие рыночных структур охватывается четырьмя теоретическими моделями: совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.
Совершенная конкуренция - это ситуация на рынке, когда ни один из продавцов или покупателей не способен своими действиями заметно изменить соотношение спроса и предложения, а значит, и цену равновесия, "невидимая рука рынка" действует в общих интересах, подталкивает как продавцов, так и покупателей к выбору наиболее оптимальной линии поведения. Теория совершенного конкурентного рынка может без всяких изменений применяться для отдельных реально действующих отраслей либо служить основой для выявления закономерностей, присущих другим рыночным структурам. Как правило, поведение производителей в условиях совершенной конкуренции должно исходить из двух основополагающих условий: объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара; отрасль, где функционируют фирма или предприятие, является свободной для входа и выхода.
Это означает, что любая фирма, если она этого пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли, и никакого давления со стороны других производителей фирма не испытывает.
В гносеологическом аспекте знаменитый лозунг "laissez fair" -принцип экономического невмешательства и свободной конкуренции был выдвинут французским классиком политэкономии П.Буагильбером. Однако этот принцип теоретически был обоснован великим английским экономистом А.Смитом, экономические взгляды которого формировались под влиянием учения о "естественном порядке".
"Классической" же в экономической науке считается теория совершенной конкуренции французского экономиста Л.Вальраса, основанная им во второй половине XIX века. Теорию совершенной конкуренции Вальрас связывал с постоянством технических коэффициентов, под которыми понимают величину затрат того или иного фактора производства на выпуск единицы продукции. При этом производственная функция имеет линейный и однородный вид, выражается уравнением первой степени, т.е. изменение затрат факторов прямо пропорционально влияет на выпуск продукции.
Если стабильность производственной функции и технических коэффициентов нарушается, имеет место несовершенная конкуренция. Она объединяет особенности трех укрупненных типов несовершенно конкурентных рынков: монополии, монополистической конкуренции, олигополии.
Само слово "монополия" происходит от греческого "monopolien" - единственный продавец. Это ситуация, когда отдельная фирма или предприятие являются единственным производителем товара, не имеющим заменителя, и вследствие этого могут контролировать выпуск товаров всей отрасли. Такое предприятие или фирму называют монополистом.
Интересны взгляды А.Маршалла относительно объективного (двоякого) подхода к оценке роли производственных монополий. А.Маршалл, выделив, с одной стороны, негативные для общества последствия деятельности данных монополий, с другой он дал представление о позитивной роли монополистов для общества в связи с их заботой о развитии производства и удовлетворении интересов потребителей.
Такая интерпретация двуединой характеристики монополий А.Маршалла сыграла определенную роль в формировании взглядов на монополию ученых западной экономической мысли. Стараясь сохранять объективность, многие известные экономисты уделяли внимание и анализировали в своих исследованиях и негативные, и позитивные стороны в деятельности монополистических предприятий. Таким образом, явление монополии становилось многогранным и все более емким по содержанию. Свидетельством этому являются работы американского экономиста Дж. Б. Кларка "Проблемы монополий" и "Сущность экономической теории, который в круг монополий, играющих все более важную роль в экономической жизни развитых стран, наряду с производственными фирмами впервые включил и профсоюзы. Производственные монополии Дж.Б.Кларк считал носителями технического прогресса, а характеристику монополий как средства грабежа и тормоза прогрессивных изменений в технике и технологии фактически целиком относил к профсоюзам.
Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеются достаточно свободные вход и выход.
Однако (эта черта присуща монополии) все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром, она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль.
Дифференциация товара означает, что фирмы отрасли производят товары и достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром, и достаточно несхожие, чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара. Следовательно, теорию монополистической конкуренции можно свести к следующим положениям: фирме предоставляется возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде, так как на рынке продаются другие товары-субституты, производимые другими фирмами; свобода входа в отрасль и выхода из нее. Соответственно, в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю; в отрасль входит достаточно большое количество конкурирующих фирм, поэтому каждая фирма имеет возможность проводить собственную ценовую политику, не особо считаясь со своими конкурентами.
На практике третье условие выполняется не всегда. Например, во многих отраслях США имеется небольшое число (от 3 до 12) доминирующих фирм, которые определяют ценовую политику, вместе с тем в отрасли присутствует достаточное количество конкурентов, поэтому выделяют рыночную структуру - олигополию.
Для олигополии характерны следующие основные признаки: в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной; правила свободной конкуренции не действуют; в отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой неминуемо вызывает реакцию конкурентов.
Сама структура производства фирм-олигополистов предполагает способность удерживания цен в краткосрочном периоде, прогнозируя свое развитие, они заранее подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса. Для описания действий фирм-олигополистов в долгосрочном периоде необходимо точно знать ответные реакции конкурентов на возможные изменения цен.
Как было указано, именно исследования итальянского экономиста В.Парето помогают определить роль монополии и ее влияние на ценовой механизм. Разработанный им аппарат кривых безразличия, а также приоритетная роль дифференциации продуктов на рынке позволяют более полно выяснить причины монополизации. Именно эти исследования были использованы в теории олигополии Э. Чемберлина. Невозможно оставить без внимания исследования Й.Шумпетера, автора теорий эффективной конкуренции и эффективной монополии. Возможность эффективного развития экономики Й.Шумпетер связывал с конкуренцией, под которой он понимал тип конкурентной борьбы, базирующейся на непрерывном потоке нововведений, "взламывающих" статические ситуации в экономике. Й.Шумпетер был одним из первых исследователей, кто стал оценивать производственные монополии не в порядке противопоставления их конкуренции, а в их непрерывном взаимодействии с конкуренцией, когда монополии являются составным и необходимым элементом конкурентного процесса.
Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина основывается на выводах Й.Шумпетера и находит свое дальнейшее отражение и развитие. Э.Чемберлин исходит в основном из того, что в реальной жизни редко встречаются ситуации совершенной конкуренции или абсолютной монополии. Как правило, исследователь имеет дело с кругом явлений, лежащих между этими полюсами. Это состояние олигополии и монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция между олигополистами способна привести к улучшению качества товаров, что выгодно потребителю. Более того, не ценовая конкуренция, а именно борьба между олигополистами за потребителя с помощью улучшения качества продукции ведет, по его мнению, к ограничению ценовой конкуренции, что опять идет только на пользу потребителю.
При характеристике монополии Э.Чемберлин главное внимание уделял дифференциации продукта. Тем не менее отнюдь не сводил к этому фактору причины образования фирм с монополистической властью. В качестве таких причин Чемберлин выделял также патентные права или исключительно высокую репутацию торговой марки каких-либо фирм, наличие каких-либо невоспроизводимых особенностей у того или иного индивидуального предприятия, фактор естественной ограниченности предложения (в частности, земельных участков в пределах того или иного конкретного района). Не исключал он также возможность явных или тайных сговоров картельного типа, выделяя в структуре развитых рынков возможность возникновения таких ситуаций, когда предложение какого-либо блага сосредоточено в руках небольшой группы компаний, т. е. олигополии.
Процесс становления рыночного механизма и разновидностей конкуренции представляет интерес для исследования анализа и совершенствования комплекса антимонопольных экономических отношений.
2.2 Формирование рыночной экономики РФ в совершенной конкуренции
В странах с развитыми рыночными механизмами имеет место управляемая конкуренция, которая регулируется комплексом антимонопольных экономических отношений. Антимонопольные экономические отношения представляют собой экономико-правовой каркас рынка, т.е. определенные правовые нормы, в рамках которых действуют спрос и предложение. Современный рынок связан с управляемой конкуренцией, представляющей механизм, с помощью которого хаотическое взаимодействие разных видов производства и потребления превращается в оперативно действующую многомерность. Этот механизм определяет предельную продуктивность, ниже которой производство должно быть прекращено.
Конкурентная экономика - это экономика, регулируемая и направляемая антимонопольными экономическими отношениями. Именно антимонопольные экономические отношения, с помощью которых направляется деятельность монополистов на дальнейшее развитие конкуренции, а следовательно, и на совершенствование научно-технического прогресса в целом, используют монополии для служения обществу, предотвращают монополизм - сугубо негативное явление.
Содержание антимонопольных экономических отношений определяется экономическими критериями, которые поддерживают управляемый баланс между монополией и конкуренцией. Благодаря действию эффективного механизма антимонопольных экономических отношений в значительном большинстве отраслей мирового хозяйства сложился олигополистический тип экономики. Именно этот тип экономики служит мощным стимулом к появлению более новых, прогрессивных производств. Монополии (олигополии), как правило, обеспечивают своим работникам более благоприятные условия труда, строят красивые, комфортабельные офисы и надежные более безопасные производственные предприятия.
Суть антимонопольных экономических отношений, которые обеспечивают потребительский суверенитет, составляет принцип, в основе которого лежит тезис, что ни одна фирма не может обладать властью диктата, что бизнес не может навязывать свою волю ни тем, кого нанимает, ни тем, кого обслуживает. В современном мире с его несовершенной конкуренцией эти вопросы полностью не решены. Более того, их решение сегодня увязывается с интернационализацией капитала, с властью многонациональных корпораций, черпающих запасы сырья в одной части света, размещающих производственные мощности в другой и продающих свою продукцию в третьей.
Содержания антимонопольных экономических отношений необходимо увязать с государственным антимонопольным регулированием, высветить экономические критерии, лежащие в основе этого процесса. Антимонопольное законодательство является одним из основных рычагов воздействия на процессы монополизации и конкуренции. Используя его, государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создает условия для воспроизводства такого экономического процесса, как конкуренция. Необходимость антимонопольного регулирования заключается в том, что концентрация производства в некоторых сферах экономики ведет к установлению монополий и потому требует государственного вмешательства. Во всех странах с развитой рыночной экономикой фактически нигде не придерживаются курса на полное предотвращение всех монополистических образований и союзов. Но, учитывая объективный характер функционирования самой монополии, все развитые страны проводят антимонопольную политику, что позволяет этим странам развиваться.
Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию, централизацию и концентрацию производства.
Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивался преимущественно за счет создания новых малых предприятий в торговле и услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти.
На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий экономический кризис, не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.
В условиях жестко ограниченного спроса и кризиса сбыта даже доминирующие на рынке предприятия стали применять новые методы поддержания собственной конкурентоспособности, такие как:
организация лоббирования собственных экономических интересов посредством получения от органов власти разного рода законодательно оформленных льгот, квот на ограниченные ресурсы и пр.;
участие в процедуре лицензирования в целях недопущения и оттеснения конкурирующих субъектов с рынка;
негласные разделы рынков между крупными доминирующими предприятиями по территориальному принципу либо закрепление раздела рынка правовыми актами;
организация таможенного протекционизма для защиты собственных интересов и недопущения на рынок иностранных конкурентов.
Наличие реальных условий и для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда реализовывалось в силу слабого финансово-экономического положения многих предприятий, "выживающих" примитивными способами. Высокая инфляция и финансовая нестабильность как еще одна составляющая глубокого кризиса российской экономики препятствовали демонополизации, подъему производства и развитию конкуренции. Они создавали дополнительные входные барьеры на рынки для новых предприятий, особенно в части изыскания первоначальных инвестиций для развития производства и освоения новой продукции.
Некоторые предприниматели прибегают к активной конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и сбыта своей продукции. В то же время предприятия-доминанты не всегда бывают в состоянии воспользоваться своими преимуществами из-за низкой платежеспособности потребителей их продукции. В этих условиях вследствие монопольного эффекта от необоснованного удорожания продукции теряют потребители, и производство сокращается.
В России до настоящего времени не сформирован полноценный рынок факторов производства, что характеризуется неурегулированностью прав собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке капитала. Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся разнообразными проявлениями регионального монополизма со стороны как хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти.
Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.
Воздействие либерализации внешнеэкономических связей на состояние конкуренции также оценивается весьма неоднозначно. Иностранная конкуренция теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике нередко наблюдалось быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных производителей, в первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства.
Разумеется, открытие российского рынка для зарубежных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки на многих сегментах рынка (как в отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители утратили свои позиции. Зависимость российской экономики от поставок отдельных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.
В целом можно сделать вывод, что в ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем состояние конкурентной среды на различных региональных и отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции (горизонтальное доминирование, вертикальная интеграция, региональная сегментация, исключительные, в том числе неформальные, отношения продавцов и покупателей, институционально-регламентационные ограничения на вход новых субъектов).
Разумеется, такая структура рынка неизбежно приводит к монополистическим действиям со стороны отдельных его участников в форме как индивидуальных злоупотреблений доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений. Например, рынки продукции нефтяной промышленности имеют различную степень развитости конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии в области транспортировки нефти до рынка сырой нефти; который в национальном (и даже в мировом) масштабе можно оценивать как рынок с развитой конкуренцией. Однако наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти и реализация нефтепродуктов. Если рассматривать этот рынок как национальный, его можно считать олигопольным, так как основными субъектами на нем являются вертикально-интегрированные нефтяные компании.
Стратегические задачи государственной антимонопольной политики Российской Федерации на данный момент таковы:
совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования:
противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией:
распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на финансовые рынки, в том числе рынки банковских и страховых услуг, и рынок ценных бумаг:
усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий:
разработка и реализация государственной политики демонополизации:
преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма:
применение защитных мер во внешней торговле и поддержка отечественных товаропроизводителей:
охрана объектов интеллектуальной собственности и предотвращение недобросовестной конкуренции в данной области:
усиление интеграции деятельности национальных и международных антимонопольных органов. В июле 2006 г. был принят Федеральный закон "О защите конкуренции". Глава вторая Закона, в частности налагает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением:
1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, правительство РФ делает все, чтобы устранить недостатки в экономике, связанные с конкуренцией, однако это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие обобщающие выводы:
Государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.
Отличительные признаки государства: территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; публичная (государственная) власть; государственный суверенитет; неразрывная связь государства и права.
Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние граждан.
В экономической теории выделяют четыре основные рыночные структуры: совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия. Основными стратегическими задачами государственной антимонопольной политики Российской Федерации являются: совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования; противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией; распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на финансовые рынки, в том числе рынки банковских и страховых услуг, и рынок ценных бумаг; усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий; разработка и реализация государственной политики демонополизации; применение защитных мер во внешней торговле и поддержка отечественных товаропроизводителей; усиление интеграции деятельности национальных и международных антимонопольных органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. "Российская газета"
Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ
Баженова В.С., Иохин В.Я. Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2: Учебник/ под общ. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук Г. П. Журавлевой. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004
Борисов Е.Ф., Экономическая теория: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005
Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М., 1989
Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 2006
Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. пособие. – М.: Юрист, 2007
Ковалева Т.М. Экономическая политика в Российской Федерации: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2006. – 208с
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2008
Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. – М., 1989
Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. М., 2005
Курс экономической теории: Учебник/Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2006
Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 2005
Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. - М.: ИТД "КноРус", 2005
Морозова Л А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 2006. № 6. С. 98-108
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Б.Н.Топорнин. – М.: Юристъ, 2007
Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. Т 1. 2-е изд. / Отв. ред. М.Н.Марченко М., 2006
Основы государства и права. / Под ред. В.А. Ржевского и В.Т. Гайкова. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2008
Основы рыночной экономики: учебное пособие. – К.: РВО "Полиграфкнига", 2005
Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. 2008
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., ИНФРА, 2005
Экономика/Под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
Экономика: Учебник./ Под ред. Булатова А. С. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2008