Свободное использование объектов смежных прав
Введение
Гениальность музыкальных произведений Чайковского, Глинки, Бетховена и многих других великих композиторов не была бы по достоинству оценена любителями классической музыки без адекватного дарования таких виртуозных исполнителей, как музыканты М. Ростропович и С. Рихтер, дирижер Г. Рождественский, певцы Ф. Шаляпин и Л. Паваротти.
В наше время развитие музыкальной, сценической и иной культуры уже немыслимо без фонограмм, радио- и телепередач, в том числе по каналам кабельного вещания. Функционирующие в данной области права исполнителей получили наименование смежных, т.е. сопряженных, сопредельных с авторскими правами.
1. Понятие и функции смежных прав
В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняют те же функции, что и авторское право, в отношении произведений науки, литературы и искусства.
Сходны также и источники смежных и авторских прав. К отношениям в сфере смежных прав применяются многие нормы ГК, регламентирующие отношения и в области авторских прав. Вместе с тем смежные права регулируются рядом специальных подзаконных правовых актов, касающихся охраны и использования фонограмм, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией от 29 октября 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) и Римской конвенцией 1961 г. об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.
2. Объекты смежных прав
Объектами смежных прав, согласно Гражданскому кодексу РФ, являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, инвестиционные базы (ст1304 ГК РФ). Также, существуют служебные объекты смежных прав (ст. 1320 ГК РФ).
Фонограмма – это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов: деревьев, трав, ветра или морского прибоя.
Несколько сложнее определение понятия исполнения, под которым понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, «в живом виде», «живьем») или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).
Иными словами, чтобы исполнить, к примеру, театральную пьесу, актерам надо сыграть (изобразить, представить и т.п.) роли ее героев. При этом если по ходу спектакля героями пьесы окажутся играющие актеры, т.е. театральные исполнители, исполнители пьесы одновременно должны в своем исполнении изобразить и их игру.
Постановкой признается одна из форм исполнения. Поэтому понятием исполнения охватывается также и постановка определенных произведений. При этом важно подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.
Передачи организаций эфирного и кабельного вещания – это набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или через спутник Земли либо иным образом, в том числе при кабельном вещании – посредством кабеля, провода, оптического волокна и т.п. Под передачей организации эфирного или кабельного вещания как объектом смежных прав понимается передача, созданная самой организацией или по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
В отличие от игры артистов-исполнителей звукозаписи и передачи организаций эфирного и кабельного вещания, будучи плодом не только и не столько умственного, сколько физического труда, не отражают особой творческой оригинальности их создателей. Тем не менее мировая практика показала, что дополнительное поощрение и создателей фонограмм и вещательных организаций вполне оправданно. Оно способствует повышению качества данных продуктов человеческого труда.
Использование фонограмм и ретрансляция программ вещательных организаций расширяют аудиторию, воспринимающую исполнителей. Одновременно усиливается эффект воздействия на аудиторию: мастерски сделанные фонограммы, позволяют, к примеру, певцам вести себя на сцене более раскованно, танцевать, изящно передвигаться по зрительному залу, вовлекая в «соисполнение» слушателей, создавая у них праздничное настроение и превращая заурядный концерт в подлинный спектакль («шоу»).
Что касается такого понятия, как «служебный объект смежных прав», то его определение и само понятие в раннем законодательстве РФ отсутствовало, хотя такие объекты широко распространены. В настоящем ГК РФ в ч.IV установлены положения о служебных исполнениях. Служебный объект смежных прав – это исполнение, которое создано исполнителем или исполнителями в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или задания работодателя. Права на данный вид объекта смежных прав определены в ст. 1295 ГК РФ.
Помимо всех вышеперечисленных объектов смежных прав, Гражданским кодексом РФ определены и такие понятия, как «совместные объекты смежных прав», «составные объекты смежных прав», «производные объекты смежных прав».
3. Свободное использование объектов смежных прав
Как и произведения науки, литературы и искусства, объекты смежных прав в предусмотренных ГК РФ случаях могут использоваться без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и, как правило, без выплаты им вознаграждения (ст. ст. 1273,1274,1277, 1278 и 1279 ГК РФ). Присутствие в нормативно-правовых актах подобных случаев, которые имеются в законодательстве всех государств, охраняющих смежные права, и допускаются ст. 15 Римской конвенции, объясняется теми же причинами, что и наличие ограничений в правах авторов. Совершенно очевидно, что они установлены в интересах общества, которое заинтересовано в свободном распространении информации, развитии науки и образования. Как и любые исключения из общего правила, предусмотренные ограничения смежных прав не подлежат какому-либо расширительному толкованию. Свободное использование объектов смежных прав не должно наносить ущерба нормальному их использованию и ущемлять законные интересы исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания, а также авторов исполняемых или передаваемых произведений.
Установленные случаи свободного использования объектов смежных прав сводятся к следующему. Во-первых, допускается свободное использование во время передачи в эфир, передачи по кабелю, а также для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы. Данный случай использования объектов смежных прав ничем не отличается от свободного использования в аналогичных целях произведений науки, литературы и искусства. Главное состоит в том, что целью обзора или репортажа является информирование публики о происходящих событиях, а не доведение до ее сведения исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю. Поэтому в соответствующем обзоре или репортаже могут приводиться лишь отрывки, которые становятся увиденными или услышанными в ходе освещения текущих событий.
Во-вторых, к рассмотренному случаю близко примыкает использование небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю для цитирования при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. Определение границ данного случая свободного использования объектов смежных прав зависит от правильного толкования используемых законом понятий «небольшой отрывок» и «информационная цель», которые взаимосвязаны друг с другом. Под небольшим отрывком подразумевается такая часть исполнения фонограммы или передачи, которая является необходимой и вместе с тем достаточной для того, чтобы публика получила представление о том объекте смежного права, сведения о котором доводятся до нее путем цитирования. Установить какой-либо предельный объем цитаты хотя и заманчиво, но вряд ли возможно. Многое зависит от характера самого используемого объекта смежного права, от того, какая его часть взята в качестве цитаты, от способа ее использования и т.д.
Наряду с этим понятие «информационная цель» выступает в качестве критерия обоснованности цитирования как такового. Что такое «информационная цель», ГК РФ не раскрывает, однако уяснить это понятие помогает ст. 1274 ГК РФ, допускающая цитирование произведений науки, литературы и искусства в научных, учебных, культурных и информационных целях. Как видим, есть различие между указанными целями цитирования и рассматривается цитирование в информационных целях как его особый вид.
Однако, как бы широко или узко ни трактовать понятие «информационная цель», им в любом случае не охватывается получившая широкое распространение практика использования цитат из чужих произведений и объектов смежных прав, при которой цитаты внедряются в состав других объектов смежных прав в художественных целях. Так, например, в передачах многих известных радиостанций постоянно звучат цитаты в виде фраз или диалогов героев известных кинофильмов, короткие отрывки из чужих исполнений, фонограмм и передач. Подобные действия могут совершаться лишь при условии соблюдения авторских и (или) смежных прав правообладателей используемых объектов.
Условия использования исполнения, постановки, передачи в эфир или по кабелю, с одной стороны, и воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, с другой стороны, не совсем совпадают. Если первая группа объектов смежных прав может использоваться заинтересованными лицами для цитирования бесплатно, то любое использование организациями эфирного и кабельного вещания экземпляров фонограммы для передачи в эфир или по кабелю возможно только при условии выплаты вознаграждения.
В-третьих, объекты смежных прав могут использоваться любыми заинтересованными лицами в целях обучения или научного исследования. Это изъятие из сферы смежных прав является достаточно серьезным, так как не поставлено в какие-либо дополнительные рамки в отличие, например, от использования в тех же целях творческих произведений. Следует отметить, что формулировка данного случая свободного использования в российском законодательстве полностью совпадает с тем, как он описан в ст. 15 Римской конвенции.
В-четвертых, допускается без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания использование передачи в эфир или по кабелю и ее записи, а также воспроизведение фонограммы в личных целях. Это достаточно обычное изъятие из сферы исключительных прав, которое уже анализировалось применительно к правам создателей творческих произведений. Воспроизведение фонограммы даже в личных целях допускается при условии выплаты вознаграждения, выражающегося в виде особой наценки на оборудование и материальные носители, используемые для такого воспроизведения (ст. 1326 ГК РФ).
В-пятых, не требуется разрешения исполнителя, производителя фонограммы и организации эфирного вещания на осуществление записей краткосрочного пользования исполнения, постановки или передачи, на воспроизведение таких записей и на воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, если запись краткосрочного пользования или воспроизведение осуществляются организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственной передачи при условии:
1) предварительного получения организацией эфирного вещания разрешения на передачу в эфир самой постановки, исполнения или передачи, в отношении которых осуществляется запись краткосрочного пользования или воспроизведение такой записи;
2) ее уничтожения в пределах 6-месячного срока после ее изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с обладателями прав на запись. Но если единственный экземпляр записи имеет исключительно документальный характер, он может быть сохранен в официальных архивах.
В-шестых, свободное использование объектов смежных прав разрешено также в тех случаях, которые установлены ГК РФ в отношении произведений науки, литературы и искусства. Возможность введения во внутреннее законодательство подобных ограничений предусмотрена Римской конвенцией. Исполнение, постановка, фонограмма, передача в эфир и по кабелю могут свободно воспроизводиться для судебных целей, использоваться во время официальных и религиозных церемоний и т.д.
Тогда, когда условия свободного использования объектов смежных прав и авторских произведений применительно к одним и тем же случаям их использования (цитирование, использование в целях обучения и т.п.) не совсем совпадают, надлежит руководствоваться правилами, закрепленными соответствующими статьями ГК РФ.
Заключение
Предоставление исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям исключительных прав на результаты их деятельности повышает их заинтересованность в улучшении качества данных результатов. В то же время интересы развития образования и культуры обусловливают целесообразность установления определенных границ исключительных смежных прав. Вследствие этого установлены отдельные ограничения этих прав.
Таким образом, выяснили, что без согласия обладателей смежных прав и, как правило, без выплаты им вознаграждения допускается, в частности, использование объектов последних исключительно в целях обучения, научного исследования или цитирования, в личных целях, а также включение в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнений, постановок, фонограмм и передач. При условии свободного использования выплата вознаграждения требуется только при цитировании в информационных целях вещательной организацией фонограммы, опубликованной в коммерческих целях.
Список использованной литературы
Гражданский кодекс РФ, часть IV, 2006
Долин Е.М. Авторское и патентное право. Курс лекций – Балашиха, МОИУ, 2008
Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности. Учебник – Проспект, М., 2010
Суханов Е.А. Гражданское право. Учебник: – М., 2000