Демократия: недостатки и пороки
к государству, государственным институтам и отождествляемой с ними политике вообще. Общеизвестен тот факт, что американцы предпочитают правительства штатов федеральному правительству, органы местного правительства – правительствам штатов, семью, общину и индивида – обществу в целом.Где нет свободы несогласия или господствует принцип единогласия, там нет и не может быть демократии независимо от того, как она называется – народная, либеральная, буржуазная, социалистическая и т.д. В этом смысле демократии близки принципы критического рационализма, особенно готовность выслушивать критические аргументы и учиться на опыте, руководствуясь принципом: «Я могу заблуждаться, прав можешь быть ты, а вместе мы, возможно, найдем след истины». При таком подходе к решению сколько-нибудь значимых проблем в идеале отвергается волевое навязывание позиций одной части общества другой его части. С данной точки зрения существенным признаком демократии как формы правления большинства является соблюдение интересов и прав меньшинств.
Это, в частности, выражается в наличии лояльной и конструктивной оппозиции в качестве законного партнера в демократическом процессе. Отвергая любую монополию какой-либо одной партии, демократия характеризуется своим методом принятия взаимоприемлемых решений, основанном на диалоге, открытости, терпимости, критическом исследовании и компромиссе. Эти последние должны соответствовать принципам демократической веры, что означает признание фундаментальных ценностей индивидуальной свободы и политического равенства всех людей. Терпимость в отношении элементов, которые отвергают фундаментальные принципы демократии и ее право на существование, не приемлема, поскольку эти элементы представляют угрозу самому существованию демократии. Предполагается, что и правительство, и оппозиция, партии и заинтересованные группы соблюдают «правила игры», суть которых состоит в общепринятом согласии на мирную передачу власти от одной партии (побежденной) другой, победившей в ходе избирательного процесса, в ротации власти на всех уровнях власти и выполнении других норм и принципов парламентаризма и плюрализма. Различным независимым как от государства, так и друг от друга организациям, ассоциациям, заинтересованным группам и т.д. на законных основаниях предоставляются конституционные гарантии мирной конкуренции за доступ к власти1.
Особо важное значение имеет то, что в отличие от тоталитарной и авторитарной моделей, где сила занимает статус первого, или главного, аргумента, призванного решать возникающие в обществе конфликты путем нанесения противной стороне поражения, в демократической модели сила отодвинута на задний план и оставлена про запас в качестве последнего аргумента, который может использоваться в случае необходимости при решении конфликтов путем соглашений, компромиссов, судебных разбирательств и т.д.
ГЛАВА II. НЕДОСТАТКИ И ПОРОКИ ДЕМОКРАТИИ
Как уже автором было сказано выше, демократия означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
Также мы выяснили выше, что демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название – непосредственная, то есть та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Одни из них – выборы, референдумы – четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.
Недостатками прямой демократии являются:
отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью. Не секрет, что на выборах любого уровня (имеется ввиду федеральные, региональные, местные выборы) явка избирателей составляет в среднем 35-40 %. Таким образом, даже меньшинство может набрать больше голосов нежели большинство. Такая политическая апатия является следствием «бесполезности» участия в выборах. Любой кандидат никогда не делает того, что обещает. Поэтому люди не хотят участвовать реализации своего права участия в выборах.
сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей».
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты:
возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции;
отрыв представителей власти от своих избирателей;
принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов.
В обществе постепенно растет понимание глубины опасности наблюдавшейся ранее широко организованной кампании «оглупления» позиций, высказываемых государственниками. На протяжении ряда лет их представляли сторонниками возврата к действовавшей в СССР административно-командной системе, а также противниками развития рыночных отношений и вхождения России в мировую систему экономики. На самом деле эти люди предлагают создание «динамичной цивилизованной рыночной экономики при понимании того, что один рынок без продуманного государственного регулирования к этому не приведет». Например, бывший премьер-министр и автор сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю в отношении современной России заметил: «Вам нужны стабильность, определенность и безопасность более, чем что-либо еще. Демократия не работает в условиях хаоса1».
Автор настоящей работы считает, что данное высказывание абсолютно верно. Демократия невозможна в условиях экономической и социальной нестабильности. Яркий пример этому мы наблюдали в начале 90-х годах в России, когда была разрушена советская авторитарная система управления государством, но не было создано ничего взамен. Возник хаос. Попытки жить по демократическим принципам привели к тому, что в результате была проведена несправедливая приватизация, разворовывание государственной собственности, фальсифицированные выборы и т.д.
Как уже было сказано в первой главе, демократия есть система свободы, есть система политического релятивизма, для которого нет ничего абсолютного, который все готов допустить, всякую политическую возможность, всякую хозяйственную систему, лишь бы это не нарушало начала свободы.
В этом сила, жизнеспособность и одновременно слабость демократии. В стремлении же избавиться от заложенных в ней слабостей, исправить, заменить формальную демократию сущностной, социальной или иными формами демократии присутствует опасность тотализации путем слияния общества и государства и соответственно уничтожения самой демократии. Не случайно Ж. Ж. Руссо, который говорил об освобождении человека, обеспечении его безграничной свободы путем стирания границ между управляющими и управляемыми, некоторые авторы не без определенных оснований причисляют к духовным предтечам тоталитаризма. Таким образом, если кто-нибудь откажется повиноваться общей воле, то он будет принужден к повиновению всем политическим организмам, а это означает лишь то, что его силой заставят быть свободным. Поэтому грань между тоталитаризмом и демократией слишком тонкая, и как было сказано выше демократия без труда превращается в тоталитаризм.
Многие мыслители прошлого, будучи не всегда противниками демократии, предупреждали об ее недостатках и таящихся в ней угрозах. Примечательно, что ещё Платон считал демократию самой коррумпированной после тирании формой правления. Аристотель называл демократию самой низшей из всех законных форм правления, в наибольшей степени склонной перерождаться в тиранию. И. В. Гете писал: «Ничто так не отталкивает, как большинство, ибо оно состоит из кучки сильных лидеров, из плутов, которые приспосабливаются, из слабых, которые ассимилируются, и из массы, которая движется за ними, не имея ни малейшего представления о том, чего она хочет». Развивая эту мысль автор считает необходимым добавить, что при демократии стать представителем власти может любой, для этого достаточно быть практичным, приспособленцем и т.п. Поэтому стать лидером может человек, не имеющий специального образования управления государством, подверженный влиянию узкой прослойки состоятельных людей, которые спонсировали, например, выборы. Такую ситуацию мы наблюдали в 90-х годах в России, когда был избран Президентом Б. Н. Ельцин, являющийся политической марионеткой, который был неспособен проводить реформы и приватизацию.
В странах, испытавших демократию на практике, она давно уже перестала быть предметом страха, но она перестала быть и предметом поклонения. Те, кто ее опровергает, видят, что в ней все же можно жить и действовать; те, кто ее ценит, знают, что, как всякое земное установление, она имеет слишком много недостатков для того, чтобы ее можно было безмерно превозносить.
Все демократические государства, их органы власти переживают убыль авторитета и находятся под натиском непомерного числа требований, коих они не могут выполнить. Например, российская государственная власть уже много лет работает в условиях слабого, а в отдельные периоды – отсутствующего авторитета. Иногда власть сама считает себя обладающей высоким авторитетом, хотя на самом деле либо он невысок, либо отсутствует вовсе1.
Реальная демократия, таким образом, постоянно испытывает давление, имеет низкую способность к управлению (в том смысле, что она нестойка в отношении предъявляемых ей требований и имеет слабую способность к принятию и осуществлению твердых решений).
Следовательно, недовольство общественности вызывает вынужденное политическое бездействие гражданского общества в промежутках между выборами. Общественные проблемы накапливаются значительно быстрее, чем происходит смена партий у власти и истекают полномочия депутатов.
Не менее существенным представляется и то, что система политического представительства не способна адекватно реагировать на эволюцию и многообразие интересов различных социальных групп. Все это требует коррекции политической системы в направлении политической и правовой институциализации прямых инициатив и временных объединений граждан, создаваемых для решения той или иной интересующей их проблемы.
Вопросы противодействия коррупции всегда находились в поле зрения Российского государства во всех периодах её развития. Политическая, правовая, экономическая и нравственная оценки этому явлению даны давно и однозначно: это преступление на основе циничного использования власти и авторитета должности в личных или групповых корыстных интересах. Российская Федерация ратифицировала большинство международных конвенций о борьбе с коррупцией. В июле 2008 г. Президентом Российской Федерации утвержден Национальный план борьбы с коррупцией, создан специальный Совет по борьбе с этим опаснейшим социальным злом. Был даже принят Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Практически в каждом послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию борьбе с коррупцией отводится главное место. 18 апреля 2002 г. в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В. В. Путин сказал: «колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом…; знание чиновниками современной науки управления – очень большая редкость»1, 25 апреля 2005 г. Президент снова в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации говорил о том, что в планы государства «не входит передача страны в распоряжение неэффективной и коррумпированной бюрократии» 2 и т. д. Слова Президента слушают, записывают, аплодируют им, но ничего не меняется.
С не меньшим вниманием 5 ноября 2008 г. воспринято и Послание Д.А. Медведева. Особенно те его части, в которых представлена неприглядная социальная сущность нашей бюрократии, когда говорилось о недоверии аппарата к свободному человеку и к свободной деятельности, о том, как наше чиновничество «кошмарит» бизнес, контролирует средства массовой информации, грубо вмешивается в избирательный процесс, давит на суды. В своём Послании Президент сделал жесткий вывод: «сложившаяся система абсолютно неэффективна и создает только одно - коррупцию... порождает массовый правовой нигилизм... вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии»3.
О коррупции много говорят. Однако попытки бороться с ней на корню подавляются коррумпированными, но в то же время высокопоставленными чиновниками.
Автор считает необходимым добавить, что коррупция присуща любому государству, но особенно её развитие присуще государствам, избравшим демократический путь развития, которые находятся на пути становления демократических принципов.
Причины коррупции в Российской Федерации очевидны1:
1) избыточные масштабы государственного администрирования;
2) социальная незрелость гражданского общества;
3) деформированность правового и нравственного сознания общества;
4) отсутствие действенного контроля деятельности властных структур;
5) ущербность кадровой политики и технологий принятия кадровых решений, основанных на личной преданности, землячестве, родстве, так называемой командности.
Всем известно, в XVIII в. Петр Первый вешал взяточников и казнокрадов. Однако, такие меры недопустимы в правовом демократическом государстве. И поэтому, объектом главного удара должна быть не только коррупция как таковая, а условия, ее порождающие, прежде всего кардинальное обновление системы кадрового обеспечения власти. Причем на всех ее уровнях и во всех ее звеньях, начиная с выборов и конкурсов и заканчивая усилением дисциплинарной практики.
В этом смысле демократический режим является наиболее подверженным коррупции, особенно в Российской Федерации, с её неповоротливой судебной системой, круговой порукой, незначительным наказанием за взяточничество.
Автор считает необходимым также сказать ещё об одном существенном недостатке демократии. Демократия позиционируется как конституционная ценность, органически взаимосвязанная с целями формирования гражданского общества, демократического, конституционного и правового государства. Однако подобная взаимосвязь не складывается сама по себе. Требуется соблюдение ряда условий, к числу которых относятся справедливость и прозрачность избирательной системы, адекватные полномочия представительных органов, оптимальное правовое регулирование структуры и организации их работы, демократический механизм воздействия избирателей и гражданского общества на процесс принятия государственных и муниципальных решений и т.д.
Поэтому необходимо подчеркнуть, что внезапное превращение в демократическое общество невозможно в принципе.
Политическая свобода есть одновременно угроза конституционной безопасности. Граждане в своем большинстве желают мирно заниматься своими делами и безопасно достигать своих выгод. Поэтому конституционная организация современного народного представительства нуждается в сбалансированности и равновесии. С одной стороны, общественное неудовольствие должно находить себе выход в процессе очередных выборов, где есть место для критики, органам власти напоминаются актуальные потребности общества, а поддержка кандидатуры не является неоспоримой презумпцией. С другой – конституционный механизм представительства, особенно в его многопартийной форме, не может посягать на само существо конституционализма, ставить под сомнение демократию, гуманизм и справедливость, целостность страны и нерушимость ее основных устоев1.
Таким образом, демократия является самым прихотливым политическим режимом, требующим большого количества времени для её установления и нормального функционирования, что, по мнению автора является её существенным недостатком.
Говоря о демократии, её проблемах и недостатках автор считает необходимым упомянуть также о политич6еских партиях. Являясь необходимым элементом демократического общества, политические партии не в меньшей степени необходимы и для государства, называющего себя демократическим. Проблематика демократичности политических партий, партийной системы в целом вытекает из особенностей ее формирования в посткоммунистической России и в значительной степени связана с отношениями «власть – оппозиция».
Суждение о демократичности Российского государства затруднительно без общей характеристики проблематики его развития в начале XXI в. В период доминирования олигархических групп слабость государства именно с демократических позиций была очевидной, и установление олигархического режима во многом определяется именно этим фактором. Преодоление всевластия олигархов (далеко не окончательное и неполное) едва ли можно признать демократическим завоеванием широких народных масс. Основную роль в этом процессе сыграло государство, инструментальные возможности которого и были использованы конкурирующими с олигархами политическими группами. Трудно назвать этот процесс демократическим, но в равной степени трудно отрицать и его позитивные последствия. Если в качестве дилеммы в условиях неразвитости гражданского общества рассматривать олигархический и бюрократический режимы, то укрепление власти чиновников, а не олигархов следует признать положительным именно с позиций российской государственности. Институты государства как носителя власти были использованы для установления режима, который с некоторой степенью условности можно было бы назвать государственно-бюрократическим. Государство в который раз подтвердило свое значение для российского общества, совершив в рамках этого режима немало необходимых и полезных действий1.
Приоритет в демократическом государстве должен быть отдан не принуждению и убеждению, а выгоде. Прежде всего, речь следует вести о выгоде экономической, то есть о наличии условий, в которых участие народа в формировании власти государства было бы экономически полезным и способствовало бы развитию благосостояния граждан и народа в целом.
Как бы то ни было, но экономическая выгода тесно сопряжена с демократией. Более того, она является необходимым инструментом построения российского демократического государства. Таким образом в долгосрочном плане эффективное осуществление возможностей политической системы требует широкого общественного контроля за распределением. Иначе рано или поздно одна из корпораций гражданского общества (скорее всего бюрократическая), в руках которой и сосредоточены рычаги распределения, начинает присваивать национальный продукт либо делить его, исходя из собственного понимания общественного блага. Только достаточно демократический режим способен оптимизировать широкое использование дистрибутивной возможности, и чем больше потребность в перераспределении, тем более демократической должна быть осуществляющая его политическая система.
Следовательно, демократия способна существовать только в относительно выгодных экономических условиях. Ярчайшими примерами этого могут служить таким экономически благополучные страны как Великобритания, США, Норвегия, Канада, Германия, Бельгия, Франция и т. .д. И наоборот, в экономически неблагополучных государствах демократия находится лишь в зачаточном нежизнеспособном состоянии. Например, Россия, Казахстан, Украина, и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной курсовой работы автор подведёт итог проделанной работы.
Происходящие в России преобразования, когда главной задачей является построение сильного правового государства и создание дееспособного гражданского общества, продвижение в направлении общества, основанного на праве и приверженного праву, одновременно актуализируют, как двуединую, проблему усиления Российского государства и демократии, ее возможности в решении широкого круга политических и правовых проблем взаимоотношения личности и государства.
Конституционное закрепление обязанности Российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека есть выражение сущности нового конституционного строя, в котором учредительная власть принадлежит суверену – многонациональному народу, что безусловно, является новеллой действующей Конституции Российской Федерации. Это означает, что именно народ имеет право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые народ для себя выбирает. Именно на признании учредительной природы конституции основываются особый порядок ее принятия, верховенство, роль в правовой системе государства, ее непререкаемость для всех учрежденных ею же властей. Конституционные предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Конституция России закрепляет незыблемый принцип построения демократической модели управления государством и обществом, построения правового государства.
Однако, при анализе учебников по теории государства и права, статей видных ученых автор нигде не встретил упоминания о том, что Россия – это уже демократическое государство. Такое понимание современной России вполне обоснованно. Выше автор многократно повторял и доказывал, что построение демократии в «одночасье» невозможно. Это длительный и очень процесс, требующий консолидации усилий общества и государства и наличия определенных условий, которые были перечислены в данной работе.
Наверное, самый главный вывод, который можно сделать это то, что нет и не может быть совершенной демократии, но несмотря на все недостатки она самая лучшая и самая гуманная форма правления из всех до сих пор известных. Уинстон Черчилль в своё время сказал : «демократия – ужасная форма правления, если не считать всех остальных».
Демократическая форма правления действительно характеризуется многими недостатками и связана с целым рядом издержек. Но при всем том человечество еще не придумало более эффективную и вместе с тем более соответствующую воле большинства членов общества и одновременно духу свободы личности форму правления.
Очевидны относительность, временная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более серьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию.
Сам факт того, что демократия признаёт и стремится защищать права человека и гражданина, свободу гражданина уже является сам по себе основой демократии.
Многие авторы характеризуют демократию как режим, не способный мгновенно реагировать на изменения в обществе. Не способный сплачивать людей во время национальных бедствий. С ними можно согласиться. По глубокому убеждению автора демократия возможна только в условиях политической и общественной стабильности.
Демократические институты представляются слишком статичными, неповоротливыми. Приведем пример, чтобы принять закон, необходимо пройти множество этапов от законодательной инициативы до опубликования и вступления силу данного закона. Пройдет очень много времени. Однако, те отношения которые он будет регулировать не будут стоять на месте, очевидно, что они будут развиваться. Поэтому одним из существенных недостатков демократии является формальность и длительность принятия решения, регулирующих жизнь общества и государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 1993. 25 дек.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
Абдулаев М.И.Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев – М. : Магистр-Пресс, 2008. – 124 с.
Астафичев П.А. Сущность консультативного участия граждан в муниципальной деятельности // Государство, право, управление – 2007: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Ч. I и II / Отв. ред. С.И. Некрасов; Государственный университет управления. М. : ГУУ, 2007. С. 45.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: часть первая / Под общ. ред. А. Б. Венгерова – М. : Проспект, 2007. – 617 с.
Гаджиев К.С. Основные принципы и установки демократии / К.С. Гаджиев – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 664 с.
Кириленко Г.Г. Философия: учебник для вузов / Г. Г. Кириленко – М.: Проспект. 2003. – с. 60.
Комарова В.В. Демократия - конституционный императив / В.В. Комарова // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 22.
Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник, 3-е изд., перераб. и доп / В.В. Лазарев. – М. : Юристъ, 2006. – 698 с.
Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов / Под общ. ред. С.В. Липень – Ташкент. : AKADEMIYA, 2007. – 737 с.
Мартышин О.В. Теория государства и права: учебник для вузов / Под общ. ред. профессора О.В. Мартышина – М. : Норма, 2006. – 496 с.
Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций, 2-е изд., перераб. и доп. / Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Юристъ, 2007. – 49 с.
Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник / А.В. Мелехин – М. : Маркет ДС. 2007. – 569 с.
Астафичев П.А. Рецензия: Садовникова Г.Д. Представительная демократия: от идеи к реализации / П.А. Астафичев // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7.
Васильева С.В. Социальная легитимация власти как основа консультативной демократии и демократии соучастия / С.В. Васильева // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 14.
Затонский В.А. Демократический режим – оптимальная форма функционирования сильного государства / В.А. Затонский // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 7.
Лебедев В.А., Киреев В.В. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия демократического государства и политических партий / В.А. Лебедев, В.В. Киреев // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 11.
Охотский Е.В. Борьба с коррупцией – важнейшая составляющая кадровой политики демократического правового государства / Е.В. Охотский // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 2.
Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 18 апреля 2002 г.
О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г.
Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г.
1 См. Абдулаев М. И.Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев – М. : Магистр-Пресс, 2008. – 124 с.
2 См. Комарова В. В. Демократия - конституционный императив / В. В. Комарова // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 22.
1 См. Кириленко Г. Г. Философия: учебник для вузов / Г. Г. Кириленко – М. : Проспект. 2003. – с. 60.
2 См. Матузов Н. И. Теория государства и права: курс лекций, 2-е изд., перераб. и доп. / Н. И. Матузов, А. В. Малько – М.: Юристъ, 2007. – 49 с.
1 См. Гаджиев К. С. Основные принципы и установки демократии / К. С. Гаджиев – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 325 с.
1 См. Лазарев В. В. Общая теория права и государства: учебник, 3-е изд., перераб. и доп / В. В. Лазарев. – М. : Юристъ, 2006. – 453 с.
1 См. Конституция Российской Федерации. Пункт 2 статья 3 // Российская газета. 1993. 25 дек.
1 См. Васильева С.В. Социальная легитимация власти как основа консультативной демократии и демократии соучастия / С.В.Васильева // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 14.
1 См. Васильева С.В. Социальная легитимация власти как основа консультативной демократии и демократии соучастия / С.В.Васильева // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 14.
1 См. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
1 См. Астафичев П. А. Сущность консультативного участия граждан в муниципальной деятельности // Государство, право, управление – 2007: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Ч. I и II / Отв. ред. С.И. Некрасов; Государственный университет управления. М. : ГУУ, 2007. С. 45.
1 См. Гаджиев К. С. Основные принципы и установки демократии / К. С. Гаджиев – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 327 с.
1 См. Лазарев В. В. Общая теория права и государства: учебник, 3-е изд., перераб. и доп / В. В. Лазарев. – М. : Юристъ, 2006. – 455 с.
2 См. Липень С. В. Теория государства и права: учебник для вузов / Под общ. ред. С. В. Липень – Ташкент. : AKADEMIYA, 2007. – 237 с.
1 См. Венгеров А. Б. Теория государства и права: часть первая / Под общ. ред. А. Б. Венгерова – М. : Проспект, 2007. – 323 с.
1 См. Мартышин О. В. Теория государства и права: учебник для вузов / Под общ. ред. профессора О. В. Мартышина – М. : Норма, 2006. – 214 с.
1 См. Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелехин – М. : Маркет ДС. 2007. – 452 с.
1 См. Затонский В. А. Демократический режим – оптимальная форма функционирования сильного государства / В. А. Затонский // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 7.
1 См. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 18 апреля 2002 г.
2 См. О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г.
3 См. Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г.
1 См. Охотский Е. В. Борьба с коррупцией – важнейшая составляющая кадровой политики демократического правового государства / Е. В. Охотский // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 2.
1 См. Астафичев П.А. Рецензия: Садовникова Г. Д. Представительная демократия: от идеи к реализации / П. А. Астафичев // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7.
1 См. Лебедев В. А., Киреев В. В. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия демократического государства и политических партий / В. А. Лебедев, В. В. Киреев // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 11.