Профессиональный выбор как социальное действие
и приводят к ослаблению духовных ориентаций масс, связанных с идеями социальной справедливости и равенства.С.И. Сергейчик пишет: «Основу ценностей современного молодого человека составляют деловитость, инициатива, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал».
Оценка профессий в общественном сознании позволяет судить о степени их престижности. Как известно, престижность играет немаловажную роль в выборе профессии, учебного заведения, места предполагаемой работы. Сама «престижность» определяется степенью уважения к данному объекту, а также предполагаемым влиянием человека, овладевшего данным объектом или данной деятельностью.
Социологические исследования, проведенные в России в конце XX в., показали, что процессы, происходящие ныне в стране, существенно изменили привлекательность различных профессий.
В 60-е гг. ХХ в. первые места отводились профессиям летчика, физика, радиотехника, инженера, научного работника. В 80-е гг. их сменили профессии летчика, военного, юриста, работника милиции и врача.
Результаты анкетирования школьников выпускных классов, проведенного В.И. Писарчук, Л.И. Скляр в 1989 г., показали следующие результаты. Учащиеся 11-х классов наиболее привлекательными считали профессии экономиста – 13 %, торгового работника – 11 %, инженера – 11 %, учителя – 10 %, шофера – 4 %. Девятиклассники отметили привлекательность профессии медицинского работника – 10 %, шофера – 10 %, инженера – 8 %. Главным критерием при выборе профессии была названа высокая зарплата.
Данные мониторинга, который был проведен Фондом «Общественное мнение» в 1997 г., показали, что при ответе на вопрос «Какие профессии, на Ваш взгляд, сегодня наиболее популярны, кем чаще всего хотят стать сегодняшние молодые люди?» были отмечены следующие сферы деятельности: частное предпринимательство – 51 %, финансы – 41 %, маркетинг, менеджмент, управление частной кампанией – 27 %, право, юридическая деятельность – 32 %, сфера услуг, сервис – 10 %.
В пятерку наименее популярных сфер вошли: производственная (рабочие специальности) – 3 %, искусство – 3 %, инженерная – 2 %, спорт – 2 %, наука – 1 %.
К концу ХХ в. снизился рейтинг естественно-научных и технических профессий, причем в такой степени, что эти профессии стали, по сути, непопулярными.
На протяжении вот уже трёх с половиной десятилетий старейший и наиболее известный в Германии социологический институт – Алленсбахский институт демоскопии (Institut fьr Demoskopie Allensbach) – регулярно составляет рейтинг престижности профессий.
Раз в несколько лет сотрудники института предлагают опрашиваемым список из 18 профессий и просят назвать те пять видов деятельности, которые вызывают наибольшее уважение. По результатам опросов, в Германии стабильно самой престижной считается профессия врача. На втором месте с большим отрывом идёт профессия священника. Третье место занимают университетские профессора, четвертое – адвокаты, пятое – предприниматели.
Пятёрка самых непрестижных профессий состоит из книготорговцев, профсоюзных функционеров, политиков, офицеров, а также преподавателей гимназий. Автор опроса видят в этом весьма тревожный сигнал, ведь в современном западном обществе, которое всё чаще называют не индустриальным, не постиндустриальным, а информационным обществом, роль образования стремительно растёт. Ещё один тревожный сигнал – продолжающееся вот уже три десятилетия падение рейтинга профессии инженера.
То есть мы видим, что отечественная ситуация престижности профессий не имеет принципиальных отличий от результатов такой европейской страны, как Германия.
У многих молодых людей при выборе профессии доминирует перспектива переместиться в более престижные слои общества. К тому же, если учесть, что в большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не столько потому, что его привлекает именно содержание труда, сколько он скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия – это лишь одно из средств его построения. Этим объясняется популярность профессий юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать большинство молодых людей, но они, в представлениях молодежи, могут позволить человеку много зарабатывать и иметь социальную значимость.
В свете вышесказанного можно выделить группы молодых людей, относительно цели получения профессии:
представители первой группы видят итогом своего обучения диплом, подкрепленный соответствующими профессиональными знаниями;
представители второй группы нацелены только на получение документа о высшем образовании, как символического выражения нормативных элементов.
В начале обучения о своей будущей профессии носители обеих моделей имеют весьма расплывчатое представление. Фрагментарные сведения добываются из следующих источников: работа родителей или родственников по аналогичной специальности, кино и телевидение.
Студенческие представления о вузовском образовании и о будущей профессии наполнены мифами и иллюзиями. Принятие решения о поиске места работы и профессиональной карьере обычно откладывается до окончания университета. В лучшем случае эта проблема возникает на старших курсах. Тогда расплывчатые первоначальные представления о будущей профессии сменяются сомнениями и разочарованиями, которые выливаются в стрессы и фрустрации. На этой почве появляется идея о смене профессии при помощи получения второго высшего образования. В результате рождается новый миф о том, что несколько дипломов помогают достичь желаемого жизненного статуса.
Таким образом, данные исследования показывают, что социальная ориентация молодежи на вхождение в слой специалистов продолжает быть первичной по отношению к профессиональной. В большинстве случаев молодежь выбирает профессию не столько потому, что ее привлекает именно содержание труда, сколько выбирает определенный образ жизни, где профессия – это лишь одно из средств.
Студенты осознают, что от уровня образования зависит их будущее: заработок, образ жизни, социальный статус и т.д. Движение индивида вверх или вниз по шкале социального престижа прямо зависит от его профессии и уровня образования.
Преобладает инструментальное отношение к высшему образованию, когда основным критерием является рыночная востребованность профессии, а такие факторы, как академический статус вуза или квалифицированный преподавательский состав, сколько-нибудь заметной роли не играют. Образование воспринимается как необходимое условие получения работы, не обязательно по изучаемой специальности.
Потребность в обладании профессией является комплексной. Ее по праву можно отнести к категории как материальных, так и духовных потребностей.
Таким образом, обосновано действие механизма профессионального выбора, который в зависимости от социокультурного потенциала субъекта, усвоенных ранее норм и ценностей, мотивации, определяет траекторию профессиональной самоидентификации личности.
Формирование ценностных ориентаций как внутренних детерминант деятельности связано со становлением системы значений и смыслов, ибо в их основе лежат обобщенные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности. они функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения, поэтому ценностные ориентации тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека; обосновано положение о том, что процесс самоидентификации личности, происходящий на фоне многообразия ценностей (материальных, духовных, виртуальных), связан с присвоением и реализацией данного социокультурного богатства в качестве ресурса и средства жизнедеятельности. В современных российских условиях ценности профессионального образования приобретают все более выраженный социально-статусный контекст, все в большей степени вытесняющий в сознании молодежи социокультурную и профессионально-деятельностную компоненту.
Мотивы можно разделить на внутренние и внешние:
внутренние мотивы выбора профессии – ее творческий характер, возможность общения и самореализации;
внешние мотивы – социальная значимость профессии, ее престиж, доходы от профессиональной деятельности.
В социокультурном измерении профессиональный выбор представляет собой реализацию мотивации к восхождению по социальной лестнице и выражает интериоризацию общих норм и ценностей общества.
Представляется неверным понимание самоопределения как «определение относительно самого себя». Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного в него субъекта, но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит.
Таким образом, это подтверждает, что в среде российской молодежи имеет место тенденция к индивидуализации, самореализации, оценки профессии как социального капитала. Все это позволяет утверждать, что молодежь нашей страны является носителем профессиональных ценностей, характерных для постиндустриального общества.
Напомним, что в единичный акт Т. Парсонс включает следующие характеристики: «(1) цель; (2) ситуация, разлагаемая, в свою очередь, на следующие составные части: (а) средства и (б) условия; и, наконец, (3) некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствии с которым цель связывается с ситуацией...
Таким образом, можно полагать, что в свете теории социального действия профессиональный выбор как «единичный акт» имеет следующую структуру:
социальный действие профессиональный выбор
А = S (C+M) + i + ie.
Целью применительно к нашей проблеме является движение индивида по жизненной траектории, важнейшей частью которой является вектор, определяемый профессиональным выбором.
Ситуация (S), если ее рассматривать непосредственно в ее связи с действием, может включать в себя:
С (условия) – влияние социального окружения, информированность, место жительства;
M (средства) – интеллектуальные и физические способности, финансовые возможности;
i (некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствии с которым цель связывается с ситуацией) – социально признанная необходимость получения профессии;
ie (символические выражения нормативных или идеальных элементов) – образ специалиста, его социальный престиж и условия работы.
Что это означает применительно к проблеме нашего исследования? Если выпускник среднего учебного заведения, получив аттестат, имеет в качестве непосредственной цели выбор места, где его научат основам будущей профессии, то в самом начале развития действия он будет не в состоянии наглядно представить себе ее содержание этого процесса со всеми подробностями. В то же время у него все же будет общая идея, представление о пути и способах получения профессии, а также о содержании предполагаемой будущей профессиональной деятельности в самых общих чертах. Детализированное содержание может появиться только в процессе действия. Но это предвидимый продукт, и, возможно, его реализация, в соответствии с взглядами Т. Парсонса, – это и есть конкретная цель.
Таким образом, на наш взгляд представляется правомерным рассмотреть процесс профессионального самоопределения как целую цепочку социальных актов – «профессиональных выборов».
Таким образом, профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, – это выбор, затрагивающий лишь ближайшую жизненную перспективу, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.
Библиографический список
Бутенко, И. Что привлекает студентов в учебном процессе? [Текст] / И. Бутенко // Альма-матер. Вестник высшей школы. – 2010. – с. 21–25.
Бусова, Н.А. Культурные корни социального капитала [Текст] / Н.А. Бусова // Социол. исслед. – 2009. – № 8. – с. 144–148.
Вальдштейн, М.О. Очерк исторической социологии рациональности В. Зомбарта [Текст] / М.О. Вальдштейн // Кентавр. – 2008. – № 5. – с. 31–43.
Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-поли-тического познания [Текст] : пер. с англ., фр., нем., ит. / М. Вебер // Теоретическая социология : Антология : в 2 ч. / сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. – М. : Университет, 2008. – Ч. 1. – с. 147–216.
Вебер, М. Наука как призвание и профессия [Текст] / М. Вебер // Избранные произведения. – М., 2010.
Вишневский, Ю.В. Студент 90-х – социокультурная динамика [Текст] / Ю.В. Вишневский, В.Т. Шапко // Социол. исслед. – 2010. – № 12. – с. 56–63.
Размещено на