Создание проекта планово-высотного обоснования для стереотопографической съемки в масштабе 1:5000
М о с Г У Г К
К а ф е д р а г е о д е з и и
К у р с о в а я р а б о т а п о т е м е :
" Создание проекта планово-высотного обоснования для стереотопографической съемки в масштабе 1:5000
с высотой сечения рельефа 2 метра "
Выполнил:
студент II курса Кузнецов П.Н.
- МОСКВА 1994 -
Содержание.
Введение..........................................................1
I. Определение географических координат углов рамки исходной трапеции N-41-40-А-б. Определение номенклатуры и географических координат листов карты масштаба 1:5000, покрывающих исходную карту......................................................3
II. Составление проекта размещения плановых и
высотных опознаков................................................5 III. Сгущение геодезической основы с использо-
ванием светодальномерной полигонометрии 4
класса. Составление проекта полигонометрических ходов, установление их формы и определение предельной ошибки планового положения точки в слабом месте хода. Расчет влияния ошибок линейных измерений. Проектирование базиса для уточнения постояныых светодальномера. Расчет влияния ошибок угловых измерений. Расчет точности определения высот пунктов полигонометрического хода........11
IV. Составление проекта плановой привязки опознаков........................................................24
1. Многократная обратная засечка...........................27
2. Многократная прямая засечка.............................30
3. Привязка разрядным полигонометричес-
ким ходом..................................................32
4. Плановая привязка опознаков теодолит-
ными ходами................................................34
V. Составление проекта высотной привязки опознаков............................................................37
1. Тригонометрическое нивелирование при засечках...................................................38
2. Тригонометрическое нивелирование при
проложении теодолитных ходов...............................40
3. Геометрическое нивелирование по линии
хода разрядной полигонометрии..............................42 Заключение.......................................................43 Литература.......................................................44
Введение.
Топографические карты и планы создают при помощи топографических съемок или по материалам топографических съемок, как правило, более крупных масштабов.
Топографическая съемка представляет комплекс работ, выполняемых с целью получения съемочного оригинала топографической карты или плана, а также топографической информации в другой форме.
Топографические съемки выполняются следующими методами: стереотопографическим, комбинированным аэрофототопографическим, мензульным, наземным фототопографическим, тахеометрическим и теодолитным. Основными методами съемки являются стереотопографический и комбинированный.
Целью настоящей работы является составление проекта планово-высотного обоснования для создания карт масштаба 1:5000 с высотой сечения рельефа 2 метра. Съемка будет выполнятся стереотопографическим методом на территории, ограниченной рамкой трапеции карты масштаба 1:25000.
I. Определение географических координат углов рамки исходной трапеции: N-41-40-А-б. Определение номенклатуры и географических координат листов карты масштаба 1:5000, покрывающих исходную
карту.
Для реализации поставленной задачи прежде всего требуется определить географические координаты углов рамки исходной трапеции карты масштаба 1:25000, а также найти номенклатуры и географические координаты углов рамок трапеций карт масштаба 1:5000, покрывающих исходный двадцатипятитысячный лист, то есть тех, которые получатся в результате съемки.
Разграфка топографических карт основывается на листе карты масштаба 1:1000000. Поверхность Земли в равноугольной поперечно - цилиндрической проекции Гаусса поделена по широте на четырехградусные пояса, каждый из которых обозначаются заглавной латинской буквой от экватора к полюсам (A, B, C,...,V); и на шестиградусные зоны по долготе, которые обозначаются цифрами от единицы до шестидесяти в направлении от гринвичского меридиана на восток. Однако непосредственно в номенклатуре миллионного листа присутствует не номер зоны, а номер колонны, который отличается от последнего на 30.
На рис. #1 показаны 4 листа карты масштаба 1:1000000, у которых обозначены географические координаты углов рамок.
Таким образом, исходная трапеция карты 1:25000 с номенклатурой N-41-40-А-б имеет в своей основе лист карты миллионного масштаба N-41. По приведенным выше положениям были найдены географические координаты углов рамки его трапеции (рис. #2)
Листы карт крупных масштабов (в том числе и масштаба 1:25000) имеют в основе лист масштаба 1:100000, который получается путем деления миллионного листа на 144 части. Таким образом лист карты масштаба 1:1000000 размером 4х6 градусов содержит в себе 144 стотысячных листа с размерами рамок 20х30 минут (каждый из них пронумерован от 1 до 144). На рис. #3 показан лист масштаба 1:1000000 и процесс получения из него листа масштаба 1:100000.
Далее, получили лист карты масштаба 1:50000 (рис. #4), поделив стотысячный лист на 4 части (пятидесятитысячные листы обозначаются заглавными русскими буквами от А до Г), размерами 10х15 минут.
И, наконец, делением листа карты масштаба 1:50000 на 4 части размерами 5х7.5 минут (обозначаются строчными русскими буквами а,...,г), определили географические координаты исходной карты масштаба 1:25000 (рис. #5).
Топографические карты масштаба 1:5000 , как было сказано выше, получаются непосредственно из листа стотысячной карты, путем деления его на 256 частей (размерами 1'15"х1'52.5"). При этом, полученные пятитысячные листы нумеруются от 1 до 256 и этот номер в номенклатуре берется в скобки. На рис. #7 показан фрагмент листа карты масштаба 1:100000 (его северо-западный угол) с покрывающими ее пятитысячными листами. Двойной линией показан лист исходной карты масштаба 1:25000.
Номенклатуры и географические координаты двух углов (северо-западного и юго-восточного) рамок трапеций карт масштаба 1:5000, покрывающих исходный лист двадцатипятитысячного масштаба, сведены в таблицу #1.
II. Составление проекта размещения плановых и высотных опознаков.
Для того, чтобы выполнить аэрофотосъемочные работы необходимо определить маршруты, по линиям которых должен будет пролететь самолет с установленной на нем аэрофотосъемочной аппаратурой, масштаб фотографирования местности и количество снимков, которые необходимо выполнить для полного фотографирования района съемки.
Аэрофотосъемка выполняется таким образом, что снимки перекрываются вдоль по маршруту (продольное перекрытие) и поперек маршрута (поперечное перекрытие). Значения эти величин устанавливаются Инструкцией в зависимости от вида съемки, внешних условий, характера снимаемой местности и ее рельефа и обычно выражаются в процентах от общей площади аэрофотоснимка. Для крупномасштабных съемок требуется, чтобы продольное перекрытие составляло 80-90%, а поперечное - 30-40% от площади аэрофотоснимка.
Для проектируемых работ установили величину продольного перекрытия - 90%, а величину поперечного перекрытия - 30%.
Масштабы фотографирования устанавливаются Инструкцией исходя из масштаба создаваемой карты, фокусного расстояния аэрофотосъемочного аппарата и типа фототрансформирующего прибора. При крупномасштабной съемке равнинных территорий обычно производят аэрофотосъемку в масштабе 1:15000.
Стандартный размер снимка, получаемый в результате фотографирования местности, составляет 18х18 см.
Ось первого маршрута самолета совмещается с северной рамкой исходной карты масштаба 1:25000. Расстояние между маршрутами вычисляются по известной фотограмметрической формуле:
100-q
d = ------- l m ,
100
где d - расстояние между маршрутами аэрофотосъемки в проекции на местности, q - величина поперечного перекрытия, l - ширина аэрофотоснимка и m - знаменатель масштаба фотографирования.
При заданных выше условиях, по данной формуле было получено расстояние между маршрутами аэрофотосъемки, которое должно выдерживаться при съемке для обеспечения 30-процентного поперечного перекрытия. Его величина составила 1890 метров (7.56 см на исходной карте). Это расстояние откладывалось на кальке в масштабе исходной карты, пока маршруты не покрыли всю площадь съемки. Таким образом было посчитано необходимое для выполнения фотографирования количество маршрутов аэрофотосъемки - 5.
Последний маршрут оказался за пределами снимаемой территории, однако его наличие необходимо для обеспечения выполнения заданных условий съемки, а также для перекрытия со снимками, которые будут получены с соседнего района съемок.
На кальке маршруты фотографирования показаны линиями зеленого цвета.
Далее, необходимо рассчитать количество снимков, которые должны приходиться на один маршрут, для обеспечения 90-процентного продольного перекрытия, то есть базис фотографирования. Базисом фотографирования называют расстояние между главными точками аэрофотоснимков, приведенное к расстоянию на местности, при заданной величине продольного перекрытия. Базис фотографирования рассчитывается по следующей фотограмметрической формуле:
100-p
b = ------- l m ,
100
где b - базис фотографирования в проекции на местности, p - величина продольного перекрытия, выраженного в процентах от площади снимка, l - длина аэрофотоснимка и m - масштаб фотографирования.
При заданных величинах продольного перекрытия - 90%, длины аэрофотоснимка - 18 см и масштаба фотографирования 1:15000, длина базиса, рассчитанного по формуле, составляет 270 метров в проекции на местности (1.08 см на исходной карте двадцатипятитысячного масштаба). Данная величина базиса фотографирования была отложена на кальке столько раз, сколько необходимо для полного покрытия аэрофотосъемкой района фотографирования, и также было посчитано число базисов (а значит и снимков), приходящихся на один маршрут.
На кальке проекции на местность главных точек показаны кружками зеленого цвета, которые располагаются вдоль оси первого маршрута, а, очевидно, проекция базиса фотографирования есть расстояние от центра одного кружка до соседнего. Число снимков, приходящихся на один маршрут составило 40 штук, а, следовательно, при пяти маршрутах общее число снимков составит 200 штук.
Для того, чтобы после выполнения аэрофотосъемки изготовить фотоплан - общую фотографию местности в пределах рамки исходной карты по аэрофотоснимкам, необходимо устранить искажения, присущие каждому снимку, и привести их к одному масштабу - то есть выполнить трансформацию снимков. Для этого необходимо иметь на снимке, в пределах его рабочей плоскости, 4 точки с известным плановым положением, причем расположенные примерно по углам.
Любая четкая контурная точка, легко опознаваемая на местности и аэрофотоснимке, координаты которой определены геодезическим методом, называется плановым опознаком (ОП), а полевые работы по определению координат опознаков, называются привязкой опознаков.
Определение положения четырех опознаков для каждого аэрофотоснимка наземными геодезическими способами называется сплошной плановой привязкой. Однако такой объем работ существенно повышает стоимость производства съемки, поэтому, как правило, используют разреженную привязку - то есть определение двух-четырех опознаков на каждый маршрут, а координаты четырех трансформационных точек для каждого снимка получают методами графической фототриангуляции, фотополигонометрии и построением сетей на универсальных приборах в камеральных условиях.
Для создания высотной части фотоплана, на аэрофотоснимках должны присутствовать точки с известными высотами. Эти точки называют высотными опознаками (ОВ), а определение их отметок - высотной привязкой.
Инструкция позволяет совмещать плановые и высотные опознаки (ОПВ) для топографических съемок с высотами сечения рельефа 2 и 5 метров.
В качестве опознаков выбирают четкие контурные точки, положение которых можно определить на аэрофотоснимке и отождествить на местности со средней квадратической ошибкой не превышающей 0.1 мм в масштабе составляемого плана. Опознаки нельзя выбирать на крутых склонах, на округлых контурах леса, и сельскохозяйственных культур, а также использовать отдельно стоящие деревья, кусты и углы высоких построек (из-за влияния теней). При отсутствии на местности естественных контуров, которые могут быть использованы в качестве опознаков, производят маркировку точек, то есть создают на местности геометрические фигуры, которые отчетливо изобразятся на аэрофотоснимках.
Инструкция требует проектирования опознаков в зонах двойного продольного и тройного поперечного перекрытия аэрофотоснимков. Границы зон поперечного перекрытия, располагающиеся по обе стороны от оси маршрута на расстоянии
1
z = --- l m
2
(1350 метров или 5.4 см на исходной карте масштаба 1:25000), показаны на кальке сплошными линиями желтого цвета; в этих зонах в последствии будут запроектированы опознаки. Ближайший к западной рамке карты опознак должен отстоять от нее не менее, чем на 20% для соблюдения условия проектирования опознаков в зоне двойного продольного перекрытия.
Опознаки проектируются перпендикулярно осям маршрутов с расстояниями между соседними в 5 км, за исключением крайних зон - в них опознаки должны располагаться вдвое чаще. Взаимное положение опознаков между собой также регламентируется Инструкцией: опознаки должны быть запроектированы один под другим как в крайних, так и в средних зонах; иными словами, на линиях, параллельных западной рамке исходной карты. Отклонение допускается в пределах величины одного базиса фотографирования.
В соответствии с этими требованиями были запроектированы 16 планово-высотных опознаков на исходной карте в зонах перекрытия. В качестве опознаков выбирались, в основном пересечения шоссейных дорог, просек и проселков. В условиях данной местности это выгодно по следующим соображениям.
Данные контуры выглядят на снимках отчетливо, они хорошо опознаются как на снимке, так и на местности; по дорогам и просекам лучше всего прокладывать полигонометрические и теодолитные ходы при сгущении главной геодезической основы и привязке опознаков; при закладке геодезических пунктов вблизи дорог обеспечивается их лучшая сохранность и снижается возможность их утери. Такие пункты можно легко отыскать и успешно использовать в качестве исходных при последующих геодезических работах в данном районе.
В качестве одного из опознаков (а именно ОПВ2) выбран пункт триангуляции, это несколько сократит объем привязочных работ.
III. Сгущение геодезической основы с использованием светодальномерной полигонометрии 4 класса. Составление проекта полигонометрических ходов, установление их формы и определение предельной ошибки планового положения точки в слабом месте хода. Расчет влияния ошибок линейных измерений. Проектирование базиса для уточнения постоянных светодальномера. Расчет влияния ошибок угловых измерений. Расчет точности определения высот
пунктов полигонометрического хода.
В пределах территории подлежащей съемке известны только три пункта триангуляции, они показаны на кальке условным знаком в виде треугольника с обозначенным центром. Их явно недостаточно для привязки всех запроектированных опознаков. Поэтому необходимо провести работы по сгущению главной геодезической основы, чтобы иметь достаточное количество исходных пунктов для привязки опознаков.
Сгущение главной геодезической основы на объектах крупномасштабных съемок производится методом светодальномерной полигонометрии 4 класса с несколько пониженной точностью, по сравнению с государственной полигонометрией 4 класса.
Отдельный ход полигонометрии 4 класса должен опираться на два исходных пункта с обязательным измерением примычных углов. В таблице #2 приводятся основные требования к построению полигонометрии 4 класса, а также 1 и 2 разрядов.
На основании этих требований были запроектированы 2 полигонометрических хода 4 класса от пункта триангуляции 1 до пункта триангуляции 3 - первый, и от пункта триангуляции 2 до пункта триангуляции 3 - второй (исходные пункты триангуляции показаны на кальке условным знаком в виде треугольника черного цвета). Оба хода спроектированы таким образом, что их пункты располагаются вдоль шоссейных дорог, что, как было уже отмечено выше, обеспечит их сохранность и снизит возможность утери.
На кальке стороны ходов показаны тонкими линиями красного цвета, а пункты полигонометрии - условным знаком в виде квадратика, также красного цвета. Пункты полигонометрии подписаны буквами "ПЗ", что означает "полигонометрический знак" и далее его номер, например, ПЗ12.
Длина первого хода ( [s] ) составляет 6.650 км, а второго -
6.325 км. Число сторон в каждом по 10. Как известно, более длинный ход менее надежный, поэтому расчет точности будет вестись именно для такого хода (то есть для первого); очевидно, что все выполненные расчеты также будут справедливы и для менее длинного хода, иными словами, при соблюдении технологии, более короткий ход будет проложен с точностью, не ниже рассчитанной для более длинного хода.
Полигонометрические ходы в общем случае имеют произвольную изогнутую форму (конечно, не противоречащую Инструкции). Однако, в некоторых случаях ходы могут иметь вытянутую форму - как частный случай изогнутых ходов. Поэтому расчет точности начинается с установления формы хода. Это связано с фактом существования упрощенных расчетных формул для ходов вытянутой формы.
Ход считается вытянутым, если он одновременно удовлетворяет трем критериям вытянутости полигонометрического хода. Если хотя бы одно из требований критериев не выполняется, то ход нельзя считать вытянутым. Для проверки этих условий, первый ход был скопирован