Этногенез восточных славян

славяне принадлежали к древнему индоевропейскому единству, которое сложилось в V–IV тыс. до н.э. в северо-восточной части Балканского полуострова и на территории Малой Азии. На рубеже III и II тыс. до н.э., когда развилось в Европе пастушеское хозяйство, скотоводческие племена в поисках пастбищ широко расселились по Европе, некоторые ушли на Средний Восток, в Северную Индию, Среднюю Азию. Тогда-то и началось разделение индоевропейцев на этноязыковые группы: кельтскую, германскую, романскую, славянскую, греческую, иранскую, балтийскую. При этом праславяне заняли широкую полосу Центральной и Восточной Европы: с севера на юг протяженностью около 400 км, а с запада на восток около 1,5 тыс. км. На западе эту зону ограничивали Судеты, Татры и Карпаты, на севере – Балтийское море, восточным рубежом служила река Припять, а южная граница проходила по верховьям Днестра и Южного Буга, захватывая бассейн реки Роси, впадавшей в Днепр.

На этом огромном пространстве единый праславянский этнос развивался вплоть до середины I тыс. н.э. в непосредственном соприкосновении с другими народами как индоевропейской семьи, так и финно-угорской группы урало-самодийской семьи и тюркской группы алтайской языковой семьи. С III–IV вв. н.э. славяне присоединились к Великому переселению народов. На этом этапе они участвовали в нем пассивно. Они либо добровольно присоединялись к тому или иному могущественному племенному союзу, либо включались в него насильно. Так, в III – первой половине IV в. н.э. славяне входили в готский племенной союз, доминировавший в Северном Причерноморье, во второй половине IV–V вв. н.э. – в состав державы гуннов на той же территории.

Уже в V в. во всем славянском мире происходила подготовка к бурным событиям последующего столетия, когда славяне стали активными участниками Великого переселения народов. В V в. началось частичное возвратное движение славян из лесной в лесостепную и степную зоны, а оттуда через хребты Балкан во владения Византии. Во всю мощь славянская миграция развернулась в VI столетии. Вторжение славян на Балканы приобрело массовый характер. Они заселили подунайские земли, Мезию, Фракию, Фессалию, дошли до владений древней Спарты и островов Средиземного моря. Из бассейна Балтики потоки переселенцев двигались в западном направлении в сторону Эльбы и в восточном – по направлению к Ильменю-озеру. В результате миграции славян в зону расселения германских племен возникла ветвь западных славян, заселившие византийские владения положили начало ветви южных славян, те же, кто оказался на Великой Русской равнине, получили название восточных славян.

Почти одновременно со славянской миграцией имело место усиление движения тюркоязычных племен. В VI в. в степях Северного Причерноморья сложился аварский племенной союз. В VII в. ему на смену пришел племенной союз черных болгаров, в середине VIII в. в степях Прикаспия и Причерноморья возник Хазарский каганат. Эти три политических образования, каждый на своем этапе, частично охватывали славянские племена, которые становились их данниками.

Самым первым названием славян было «скифы-сколоты», которое употребил Геродот в V в. до н.э. Русские историки и писатели ХVIII в. В.Н. Татищев и В.К. Тредиаковский развили взгляд о русскости древнегреческого наименования «скифы». В соответствии с нормами греческой фонетики это слово произносится как «скитфы». «Скит» является чисто русским корнем, от которого происходят слова типа «скитаться», «скитание». В связи с этим слову «скифы» – «скиты» придавалось значение «скитальцев», «кочевников». По поводу термина «сколоты» расхождения мнений нет – оно означает «солнцепоклонники» и связывается с корнем «коло» – древнеславянским наименованием солнца.

Более поздние античные авторы – Полибий (III–II вв. до н.э.), Тит Ливий (I в. до н.э. – I в. н.э.), Страбон (I в. н.э.) и Тацит (I–II вв. н.э.) – называли славян общим древним именем «венеды» («венеты») и помещали среди скифских и сарматских племен в районе Вислы. Более основательные сведения о славянах появляются у писателей VI в. – византийского историка Прокопия Кессарийского и готского историка Иордана. Они содержатся также в сочинении, которое раньше ошибочно приписывалось византийскому императору Маврикию и поэтому называется сочинением Псевдо-Маврикия.

Авторам VI в. славяне были известны под тремя именами, происходящими от одного корня, – венедов, антов и склавенов (славенов, словенов). Венедов они помещали к северо-востоку от Карпат в верховьях Вислы и Днестра, словен – в районе Нижнего Дуная, а антов, «самых могущественных среди славян», по словам Иордана, – вдоль широкой полосы от Дуная до Азовского моря. В греческой надписи III в. н.э., найденной в Керчи, содержится имя с присоединением к нему приставки «Антас». Ученые полагают, что оно указывает на принадлежность этого человека к племени антов. Это первое известное нам употребление этого термина. Немногочисленные обрывки антских слов позволяют предположить о развитии в IV–VI вв. н.э. древнеславянского языка, близкого к языку Киевской Руси. В передаче греческих писателей имена антских вождей оканчивались на «мир» и «гост» – Доброгост, Межамир.

В эпоху славянской колонизации Европы в VI–VII вв. произошло повсеместное распространение этнонима «славяне» на все венедские племена. Обычно его этимологию возводят к термину «слово», полагая, что славянами называли себя племена, понимавшие речь друг друга. Византийские источники проникавших в империю славян вскоре стали называть исключительно «словенами», упоминая непременно их прежнее общее имя «венеды». Это натолкнуло исследователей на мысль, что термин «словене», возникший в пору максимального размаха славянской колонизации в VI в., является составным. Б.А. Рыбаков высказал идею, что вторая его часть представляет древнее название коренной земли славян «Вене» и ее народа «венедов», а первая указывает на отношение переселенцев к прародине. По русским средневековым источникам Б.А. Рыбаков реконструировал первую часть слова в значении «послов», «представителей» («слы», «съли»). В результате этноним «словене» он расшифровал как соединение двух понятий: «представители венедов», или «послы земли Вене».

К VIII в., когда установилась хазарская власть над жителями Приднепровья, восточные славяне уже сильно отличались от родственных племен, обитавших за Дунаем и Карпатами. И хотя обособление восточнославянских племен в новую этническую общность – древнерусскую народность – в это время уже произошло, однако некоторые восточные славяне по происхождению были ближе к племенам западных и южных славян, нежели друг к другу. Даже «Повесть временных лет» указывает, что радимичи и вятичи являлись потомками ляхов – западных славян. По предположению ряда ученых, новгородские словене были связаны родственными узами с другой ветвью западных славян – полабскими и поморскими племенами. Таким образом, на стадии раннего этногенеза территориальная близость разных славянских племен не обязательно являлась признаком их этнического родства. К тому же славянские союзы племен были не столько этническими, сколько территориально-политическими образованиями, включавшими в свой состав финноязычные и, возможно, другие племена.

«Повесть временных лет» называет полтора десятка племенных княжений, которые представляли собой союз 100–200 племен, объединявшихся вокруг наиболее сильного. Он и давал название всему союзу. В Среднем Поднепровье жили поляне, в бассейне реки Припяти – древляне и дреговичи, вдоль левого притока Днепра, реки Сожи – радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы обитали северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – уличи, между Днестром и Прутом – тиверцы, в предгорьях Карпат – белые хорваты, по Западному Бугу – бужане, дулебы и волыняне, в верховьях Западной Двины и Днепра – кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть обитали полочане, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – ильменские словене, а в бассейне Волго-Окского междуречья – вятичи. Летописные данные подтверждаются археологическим материалом – находками различных височных колец – женских украшений, типичных для каждого племенного союза.

Соседями восточных славян были финно-угорские народы, обитавшие от Балтийского побережья до Урала в лесной зоне (чудь, эсты, весь, вотяки, коми, пермь, меря, мурома, мордва), народы летто-литовской языковой семьи, жившие по Неману, Западной Двине и в Прибалтике (жмудь, ятвяги, латгалы, пруссы и др.), и тюркские народы, селившиеся в степной зоне и Поволжье (хазары, камские булгары, печенеги, половцы и пр.). Расселяясь на землях других народов, славяне, как правило, ассимилировались с ними.


3. Образ жизни восточных славян


Восточной Европой, зоной расселения наших предков, принято считать равнину, ограниченную пятью морями (Черным, Азовским, Каспийским и Балтийским и Белым) и тремя горными массивами (Кавказом, Карпатами и Уралом). По природно-климатическим условиям она делится на три части: северную лесную, южную степную и промежуточную лесостепную. На юго-востоке Восточно-Европейской равнины раскинулись неплодородные песчаники и солончаки Северного Прикаспия.

Зоной, удобной для земледелия, является полоса наиболее глубокого чернозема лесостепи и безлесая, но удобная и плодородная территория степей. Лесные массивы представляли собой зону рискованного земледелия, дававшего низкие урожаи (не более сам-треть). Здесь был возможен прогресс не сельскохозяйственного, а промыслового производства. Величиной осваивавшейся территории обусловливалась низкая плотность населения в Восточной Европе (3–5 человек на 1 км2). При обилии лесов и болот главным средством сообщения были речные пути. Поэтому восточные славяне расселялись преимущественно по берегам рек на возвышенностях. Речные коммуникации связывали восточных славян с цивилизованным миром. Важнейшим среди таких путей был «из варяг в греки», известный с VI в. по летописным источникам и соединявший Скандинавию с Византией. Начинался он с Варяжского моря (Балтийского), далее шел по реке Неве в озеро Нево (Ладожское), далее по реке Волхов и озеру Ильмень, из него по реке Ловати, затем мелкими речками и волоками в Днепр и по нему к Черному морю. Другая магистраль «из варяг в персы» также начиналась на Балтике и реках этого бассейна, далее шла на юго-восток через систему волоков по направлению к притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских булгар, хазар и Каспий, оттуда в Среднюю Азию и арабские страны.

У славян лесостепной и степной полосы господствующее положение занимала пашенная система земледелия с использованием рала, а позже деревянного плуга с железным наконечником – лемехом. Тягловой силой здесь были волы. Она получила название перелог: участок земли эксплуатировали несколько лет, а затем переходили на другой. В лесной зоне применяли подсечно-огневую систему земледелия: участок леса вырубали и раскорчевывали, деревья сжигали, золой удобряли почву, которую эксплуатировали два-три года и бросали. Здесь преимущественно использовали тягловую силу лошадей. Из полевых культур славяне знали пшеницу, рожь, ячмень, просо и овес, из огородных разводили преимущественно репу, капусту, свеклу, морковь, редьку и огурцы. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, коз и овец. Использовали топор, мотыгу, борону, серп, заступ, цепы, ручные жернова. Продукты производились исключительно для нужд потребления. Основные промыслы были связаны с лесом: охота и бортничество – сбор меда и воска диких пчел. Именно меха, воск, мед, а также рабы являлись главными предметами внешней торговли восточных славян, их они обменивали на шелк, ювелирные изделия, оружие, пряности, шедшие с Востока и из Византии. Найденные на Днепре и Волге клады арабских монет свидетельствуют об оживленной торговле с Востоком, которая велась с конца VII–VIII в. Из арабских источников до нас дошли сведения, что русские купцы довозили свои товары до Багдада и что византийский император брал с них торговую пошлину – десятину.

Древнейшие города восточных славян возникли по главному речному пути «из варяг в греки» и представляли собой первоначально места обмена товаров. Сюда сходились промысловики для гостьбы – торговли. Здесь же хранились товары. К IX в. у славян насчитывалось более двух десятков крупных городов, поэтому за страной закрепилось скандинавское название Гардарика – страна городов. Древнейшие города называет «Повесть временных лет»: Киев, Чернигов, Любеч, Смоленск, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов, Суздаль, Муром.

Летописец Нестор связывал основание Киева с событиями VI в. в земле полян, при этом он пользовался древним свидетельством без каких-либо хронологических примет. Это была легенда о трех братьях – Кые, Щёке и Хориве и сестре их Лыбеди, сотворивших град во имя брата старейшего и нарекши ему имя Кыев. У Нестора легендарный Кый обрел черты реального вождя. Он родоначальник династии киевских князей, известен самому византийскому императору, пригласившему Кыя в Царьград и оказавшему ему «честь великую».

Политический строй восточнославянского общества VI – середины IX в. можно назвать предгосударственным. У наших предков появились первые княжества. Согласно арабским источникам, это были Куяба в окрестностях Киева, Славия в Приильменье с центром в Новгороде и Артания, которую трудно четко привязать к каким-либо географическим ориентирам. Они становились центрами объединения восточнославянских союзов племен, истоками древнерусской государственности. К VII в. в Среднем Поднепровье сложился мощный союз восточнославянских племен, который иноземцы именовали «Рус». Позже (к середине Х в.) он даст название всем восточнославянским землям, платившим дань Киеву. С VIII в. и до 882 г. племена полян, северян и вятичей находились в даннических отношениях с Хазарским каганатом. Это давало славянам ряд торговых преимуществ: они пользовались протекавшими по территории Хазарии реками Доном и Волгой.

Сведения о политическом строе славян содержатся у византийских авторов VI в. Они утверждали, что славяне не управлялись одним мужем, а искони жили демократически. В борьбе с Византией они выступали небольшими родоплеменными группами, имевшими каждая своего вождя. Органом власти являлось народное собрание – вече (от слова «вещать», т.е. «говорить») и выбранный им вождь. По словам Псевдо-Маврикия, славянские воины «многочисленны, выносливы, легко выдерживают зной и стужу, и наготу тела, и недостаток продовольствия». Аварский хан потребовал от восточнославянских князей подчинения и получил такой ответ: «Родился ли на свете и согревался ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу». Бесспорно, что борьба с тюркскими каганами (болгарским, аварским и хазарским) и Византийской империей сыграла важную роль в процессе складывания древнерусской народности и усиления ее культурной общности.

В условиях частых войн участие в них всех мужчин становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Уже с VIII в. в племенных союзах началось формирование военно-дружинного привилегированного сословия, сосредоточивавшего в своих руках и власть, и богатство. Они объявляли себя собственниками земель и заставляли свободных общинников платить дань. Князья и дружинники концентрировали в своих руках военную добычу, в том числе и военнопленных, которых превращали в рабов и сажали на свои собственные земли.

Вплоть до VI в. у славян преобладали родовые связи, которые начали разрушаться по мере расселения на территории Европы и перехода к пашенному земледелию с использованием железных орудий труда. Соседская община, которая постепенно вытесняла кровнородственную, сначала утверждалась на юге, где звалась миром, а потом на севере, где получила название верви по названию веревки, которой отмеряли участки земли. Пахотная земля выделялась семьям в пользование участками – наделами, которые постепенно переходили в собственность семьи. Общинная коллективная собственность при этом сохранялась на пастбища, водоемы, лесные и сенокосные угодья.

Рабский труд славяне применяли в ограниченных масштабах. Рабское состояние распространялось только на категорию военнопленных. Свод неписанных правил запрещал порабощать своих соплеменников за долги. Но и рабы считались младшими неполноправными членами семей. Жизнь общества регулировалась нормами обычного права, в котором главным оставался обычай кровной мести по принципу «око за око, зуб за зуб». Пережитком родовой старины являлся распространенный среди славян обряд побратимства, участники которого скрепляли свой союз кровью.

Древнейшее представление о священном славяне обозначали связанными понятиями: «свет», «бог» и «род». Каждое из них по-своему выражало идею сверхчеловеческой силы, наполняющей все сущее способностью к рождению, росту и изобилию.

К иранскому корню со значением «свет» восходит имя древнейшего славянского бога-творца и повелителя Вселенной Рода. Слово «бог» изначально связывалось со счастьем и богатством. В земледельческую эпоху популярными стали солнечные боги: Дажьбог, Хорс, Ярило, Купала. Тесно связаны с наблюдением за солнечным циклом поворотные вехи календаря, которые определяли характер сезонных сельскохозяйственных работ. Солярные знаки легли в основу древнейшей символики, развитая система которой говорит о существовании у наших предков узелкового письма. Вместе с развитием дружинного слоя возник культ бога войны и грозы Перуна. Славяне не выработали строгих форм культа, жрецы-волхвы не выделились у них в особое сословие.

Догосударственный период культурного развития восточных славян обнимает по меньшей мере полтора тысячелетия. В ходе него восточнославянский этнический массив не только выделился из единого индоевропейского сообщества народов, но и распался на племенные союзы и группы. Один из них, племенной союз руссов, и дал начало великой культуре. В эпоху славянской древности заложены были начала всего строя русской жизни, духовности, языка, культуры в целом. Русичей отличала могучая сила, неведомая цивилизованным народам того времени. Исторически сложилось так, что русская земля стала военным форпостом Европы, защищавшим ее от натиска кочевых племен. Это развило у народа способность к жертве во имя общего блага. И никакие частные отрицательные проявления жизни не могут отнять у русского народа славу народа-богатыря, защитника и спасителя с тех далеких времен.