Этногенез восточных славян
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема:
"Этногенез восточных славян"
Москва 2009
1. Первобытность на территории Отечества
Историю народов нашего Отечества принято начинать с момента обнаружения первых следов обитания человека на территории нашей страны. Основным источником по истории первобытного общества служат археологические материалы, которые дополняются этнографическими исследованиями жизни народов Африки, Америки и Австралии.
Историю этногенеза славянских племен обычно реконструируют на основе сопоставления различных по характеру источников: сообщений древнейших русских летописцев, римских, византийских, готских и арабских писателей, археологических данных и материалов топонимики – сведений о наиболее устойчивых географических названиях – именах рек и озер. Но даже и такой анализ не дает вполне четкой картины о языке, образе жизни и местах обитания наших предков. Поэтому начальная история до сих пор остается предметом наиболее острых дискуссий. Особенную трудность представляет вопрос о древнейшей родине (прародине) славян, времени и путях их расселения на просторах Восточно-Европейской равнины.
Начальная эпоха первобытной истории человечества носит название палеолит, или древнекаменный век. Его самый ранний период (нижний палеолит) на территории нашей страны продолжался от млн. лет до 100 тыс. лет тому назад. Стоянки первобытного древнейшего человека (архантропа) сохранились на Украине (село Королево на реке Тиссе и село Молодово на Днестре), в Южной Осетии (Кударо I и III), в Азербайджане (пещера Азых), в Южном Таджикистане (Кульдара). Севернее на этом этапе архантропы не продвигались в силу сурового климата, вызванного оледенениями. Древнейшие люди уже использовали в готовом виде огонь (от лесных пожаров, ударов молнии) и умели поддерживать костры. В конце раннего палеолита появились примитивные жилища. Одно из первых таких жилищ было обнаружено в селе Молодово. Оно представляло собой овальную выкладку из крупных костей мамонта и датировалось временем примерно 150 тыс. лет тому назад.
С возникновением около 100 тыс. лет тому назад неандертальского человека начался период среднего палеолита, длившийся до 40–35 тыс. лет тому назад. Неандертальцы распространились на нашей территории значительно шире. Их стоянки найдены не только на Кавказе, в Крыму и Средней Азии, но и в Казахстане, низовьях Днепра и Дона и даже под Волгоградом. Основу хозяйственной деятельности палеантропов, т.е. древних людей, составляла коллективная загонная охота на крупного зверя. Индустрия эпохи получила название мустье по имени местечка Ле Мустье во Франции, где был впервые обнаружен типичный памятник эпохи. Ее отличает высокое совершенство техники обработки камня. Была изобретена контрударная ретуш, с помощью которой более тонко обрабатывался режущий край. Частицы камня скалывались не за счет ударов другим камнем, а благодаря давлению или удару подставки-наковальни, на которой он лежал. Впервые для тонких поделок стала использоваться кость. С помощью костяных проколок и шильев обрабатывали шкуры животных и шили одежду. Широко начали применяться составные орудия труда. Они представляли собой пластинки кремня, помещавшиеся в прорези на кости. Получалось орудие в виде ножа.
Огромным завоеванием человечества, важнейшим шагом на пути его выделения из природы стало овладение огнем. Оно уменьшило зависимость палеоантропов от климата, остававшегося по-прежнему холодным, давало возможность использовать жареную пищу, которая лучше усваивается организмом. Наконец, появился очаг – символ типично человеческого жилища. Находки скелетов тяжелобольных и увечных людей говорят о том, что неандертальцы могли добывать достаточно пищи и для больных и старых, а значит, у них уже могли быть зачатки социальных отношений, складываться моральные нормы. Появление захоронений, в которых тела умерших ориентированы по линии восток-запад, трактуется учеными как свидетельство существования примитивных погребальных обрядов, зачатков идеологических и религиозных представлений. Наиболее показательным в этой связи является захоронение ребенка неандертальского типа в гроте Тешк-Таш (Средняя Азия). Человеческие кости окружали четыре пары рогов горного козла, одна из пар стояла возле черепа вертикально.
Поздний, или верхний, палеолит датируется на территории нашей страны временем от 40–35 тыс. до 12–10 тыс. лет тому назад. Следующая за ним эпоха мезолита закончилась также не в одночасье: в VII–V тыс. до н.э. Переход к стадии верхнего палеолита ознаменовался появлением человека современного вида – человека разумного, или неантропа. Вместе с ним возник и родовой строй. Началось выделение этнокультурных областей, которые в мезолите обозначились более отчетливо. Глобальным геологическим событием стало отступление ледника и общее потепление климата. Люди научились строить землянки, стали заниматься рыболовством, изобрели сначала копье-металку, а потом лук и стрелы, приручили лошадь, собаку, свинью, козу и овцу. Широкое распространение получили сложные миниатюрные каменные изделия – микролиты. Умение передвигаться по воде сначала на плотах, потом на лодках позволило человеку широко расселиться по земле. Стоянки этого времени археологи уже находят повсеместно в Крыму, на Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. В европейской части нашей страны граница поселений проходила от верховьев Днепра до низовьев Оки.
Найденные археологами в селе Костенки под Воронежем и селе Гагарино на Дону стоянки неоантропов представляли собой остатки жилищ в виде неглубоких землянок с одним или несколькими очагами внутри, скоплениями разбитых костей возле них и ямами для хранения пищи. Большое число стоянок этой эпохи найдено на Енисее и в Восточной Сибири, в том числе крупное поселение в местечке Мальта в 80 км от Иркутска. Наибольшую известность приобрела Капова пещера в Башкирии. На ее стенах древний человек сделал высоко реалистические, отмеченные особым динамизмом изображения мамонтов, лошадей и носорога, а также рисунки копий, пронзающих животных. На стоянках часто находят изображения женщин с ярко выраженными чертами пола, костяные предметы, украшенные резьбой. Таким образом, в этот период произошло зарождение искусства, теснейшим образом связанного с религиозно-магическими представлениями о мире.
Переход к неолиту раньше всего начался в Средней Азии, в VII–VI тыс. до н.э., и продолжался там до IV тыс. до н.э. В лесной зоне европейской части страны его хронологические рамки сдвинуты в направлении более позднего времени: V–IV тыс. до н.э. – II тыс. до н.э. На рубеже V–IV тыс. до н.э. оформилась индоевропейская этническая и языковая общность, которую археологи связывают с культурой шнуровой керамики.
Новшества, освоенные человеком на этом этапе, позволяют говорить о качественном революционном скачке в его развитии. Среди достижений неолитической революции выделяются: переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, превращение топора в основное орудие труда, изобретение лепной керамики, ткачества, колеса, освоение новых техник изготовления орудий труда (пиление, сверление и шлифование). Керамика и ткань – первые искусственные материалы – свидетельствуют о высоком уровне развития материальной культуры. О переходе к абстрактному мышлению людей говорит распространение геометрического орнамента на керамике и тканях, а также многофигурные сюжетные композиции, высеченные на скалах или скалистых речных берегах, – петроглифы. Петроглифику отличает схематизм изображений, стремление охватить сразу множество явлений, суммировать целое из единичного. Использование солярных знаков и прежде всего креста свидетельствует о зарождении анимистических религиозных представлений. Еще одной важнейшей чертой неолитической революции было создание крупных объединений родов – племен, появление межплеменных связей и обмена. Параллельно началось выделение племенной верхушки. Погребения вождей, как, например, в Мариупольском могильнике IV–III тыс. до н.э., отличались богатством предметов.
Древнейшая земледельческая культура неолита найдена на территории Средней Азии – Джейтунская на юге Туркмении (VII–VI тыс. до н.э.). К категории ранненеолитических относятся также среднеазиатские культуры Карадепе и Геоксюр. Неолитические поселения в Сибири и северной европейской лесной полосе, за исключением Крайнего Севера, располагались на берегах рек, озер, иногда на островах. Выбор места обусловливался исключительным значением рыболовства в хозяйственной жизни этой зоны. Поселения состояли из 10–15 неукрепленных землянок и полуземлянок. Летом жили в шалашах. Каждое такое поселение являлось матриархальной семейно-родовой общиной. По господствующему типу керамики эта культура получила название ямочно-гребенчатой. Стенки больших глиняных сосудов с коническим дном украшались орнаментом в виде ямок и черточек.
Meдно-каменный век первобытной истории человечества длился недолго – IV–III тыс. до н.э. Как составная часть эпохи неолита он является переходным периодом к бронзовому веку. Первым металлом, которым научился пользоваться человек, была медь. На этой стадии металлические орудия создавались методом холодной ковки. Металлургия сплавов еще не появилась, и господствующими оставались каменные орудия труда. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами. Месторождения меди неравномерно распределены по поверхности земли. Постоянный обмен разрушал замкнутость неолитической общины и способствовал обогащению племен, живших поблизости от месторождений.
Древнейшими областями распространения меди были оазисы Средней Азии и Кавказ. Уже в первой половине IV тыс. до н.э. существовала среднеазиатская культура земледельцев Анау, изготавливавших из меди ножи, шила, топоры, украшения, оружие. Распространение меди по европейской части нашей страны шло через Кавказ. Отсюда она проникала в первую очередь в степную зону, где господствовали пастушеские племена, по погребальному обряду принадлежащие к древнеямной культурно-исторической области. Главными их соперниками были северные соседи-трипольцы, которых им в конце концов удалось вытеснить.
Эта культура господствовала на Украине и Молдавии с конца IV по начало II тыс. до н.э. Она возникла в зоне, максимально благоприятной для мотыжного земледелия, – к западу от среднего и нижнего течения Днепра. Впервые ее раскопал недалеко от Киева, около села Триполье в 1890–1900 годах археолог Хвойко. Она представляла собой глиняную площадку, усеянную костями, орудиями из камня и остатками глиняной посуды. В дальнейшем археологические изыскания показали, что аналогичные площадки разбросаны повсеместно по территории Правобережной Украины и что найденные на них предметы имеют определенный орнамент. Ареал распространения культуры оказался еще более широким: Галиция, Венгрия, Нижний Дунай. Среди изобразительных элементов орнамента господствующими являются: волнистая линия (символ реки и воды), зигзагообразная линия (символ змеи, покровительницы дома, посредницы земли и неба, символ дождя), бегущая спираль (символизировала бег солнца и движение времени), ромб (символ женского божества, посылающего на землю «небесную влагу»), крест (символ солнечного диска), «елочка» (символ растения и злака). Хвойко ошибочно придавал открытым им глиняным площадкам ритуальное значение. В действительности они оказались остатками поселений.
Поселки первых земледельцев на территории нашей страны были крупными поселениями матриархальной родовой общины. Свидетельством существовавшего тогда культа матери-прародительницы являются находки женских статуэток с выделенными признаками материнства. Трипольцы выбирали земли, удобные для ручной обработки, недалеко от источников воды, на высоких берегах или возвышенностях. Жилище представляло собой одно-двухэтажные хижины с двускатной крышей удлиненно-прямоугольной формы самой разной величины. Выбранное место сначала утрамбовывалось, затем покрывалось глиной и подвергалось обжигу. Лишь после этого на площадке строилось жилище из дерева и глины. Внутри него устраивался очаг или печь. Основой хозяйственной жизни являлось экстенсивное земледелие. Просо, ячмень и пшеница высевались вблизи жилища. Поскольку земля быстро истощалась, такой поселок существовал недолго – всего несколько десятков лет. В конце III тыс. до н.э. трипольцы перешли к пастушескому скотоводству, в их среде возникло имущественное неравенство. Медь они получали из прикарпатских месторождений. Изучение послетрипольских культур скотоводов свидетельствует о наличии далеких связей со средиземноморским бассейном, Кавказом и дунайскими землями.
Новой ступенью развития человечества стал бронзовый век (II тыс. до н.э.). Орудия из бронзы (сплава меди с оловом или другими добавками) намного тверже и острее, чем медные. Их появление способствовало разложению первобытнообщинного строя. На Древнем Востоке эта эпоха привела к образованию классовых обществ и государств. На территории же нашей страны в наиболее развитых регионах возникла высшая форма организации первобытного строя, предшествующая его падению, – военная демократия. Одновременно началось формирование крупных племенных союзов. Большинство племен занимались как земледелием, так и скотоводством, но одно из направлений их хозяйственной деятельности становилось определяющим. Таким образом, имело место первое крупное разделение труда – отделение скотоводства от земледелия. Ему способствовало появление плуга и использование тягловой силы скота. Новые формы хозяйственной деятельности (плужное земледелие, пастушеское скотоводство), учащение военных столкновений неизбежно должны были привести к повышению роли мужчины в обществе. Так постепенно вместе с ростом имущественного неравенства устанавливается патриархат, культ вождей, распространяются заупокойные сооружения – курганы и дольмены.
Серьезные изменения в общественных отношениях эпохи бронзы ярко видны на примере майкопской культуры (II тыс. до н.э.). Племена Северного Кавказа на этом этапе знали уже не только имущественное, но и социальное расслоение. Активно шел процесс выделения родоплеменной знати. Курган одного из таких племенных вождей, раскопанный под Майкопом, даже своей высотой (10 м) подчеркивал значение покойного. Погребальное ложе находилось в специальной камере под земляной насыпью. Оно представляло собой сооружение с балдахином, которое держалось на полых золотых и серебряных стержнях, упиравшихся в литые золотые фигурки бычков. Полотно самого балдахина, которое покрывало тело вождя, было украшено штампованными золотыми и серебряными бляшками в виде шагающих львов и бычков. На вожде были надеты ожерелья из золота, серебра, лазурита и бирюзы, происходящих из Средней Азии, Ирана и Малой Азии. На голове покоилась золотая корона переднеазиатской работы. Круглодонные серебряные сосуды, гравированные по всему тулову, являются первыми образцами изображений животных в реальном пейзаже.
Другим ярким образцом эпохи является бронзовый инвентарь кобанской культуры, найденной на территории Осетии (конец II – начало I тыс. до н.э.). Ее наиболее яркий образец – небольшие ритуальные топорики специфической формы малой сработанности, украшенные волнистыми линиями и выгравированными фигурами животных: оленя, лошади, змеи и собаки. Часто встречаются здесь скульптурные навершия в виде человеческой фигуры. Вообще же Северный Кавказ отличался высоким мастерством в художественной обработке металла. Мастера освоили техники литья, ковки, чеканки, гравировки, умели создавать ювелирные изделия из металла. Здесь же сосредоточены и коллективные захоронения членов родовых коллективов в виде дольменов – мегалитических сооружений из вертикально поставленных камней или плит, сверху перекрытых еще одной плитой.
Для Сибири и Средней Азии по-прежнему центрами распространения бронзовых культур были Минусинский и Казахстанский районы, богатые медью. В Минусинской степи в бронзовом веке возникла долина менгиров – каменных изваяний, поставленных на видных местах, личины которых были прорезаны невысоким рельефом, а остальные детали изображения обозначались лишь графической линией. Предполагают, что это были объекты почитания матерей-прародительниц.
На берегу Енисея, на Афанасьевой горе археологи нашли богатый могильник II тыс. до н.э. Он относится к переходному типу между неолитической и бронзовой культурами. Основным занятием населения здесь были охота и рыболовство, появились домашние животные и отмечен первый случай совместного погребения женщины и мужчины. Афанасьевская культура плавно перешла в андроновскую, отмеченную на большом пространстве сибирских степей. Парные захоронения, указывающие на ритуальное убийство женщины, отмечены здесь в четверти всех погребений. Основным занятием становится скотоводство, дополнявшееся мотыжным земледелием. Заканчивается переход к патриархальной семье, заметным становятся имущественные различия погребений.
В эпоху бронзы степную зону европейской части территории нашей страны занимали земледельческо-скотоводческие племена катакомбной и срубной культур. В лесной промыслово-рыболоведческой зоне, в Волго-Окском междуречье, проживали оседлые скотоводы фатьяновской культуры, в Поволжье – племена абашевцев, знавшие и земледелие, и скотоводство. Фатьяновская культура, наиболее изученная из всех, относится к первой половине II тыс. до н.э. Могильник и стоянка фатьяновского типа были открыты в 1873 г. у деревни Фатьяново Ярославской области, подобные им широко встречаются в Московской и Тверской областях. Фатьяновцы были пришлыми скотоводами, но использовали шлифованные и сверленые орудия ладьеобразной формы и топоры с вислыми обухами. Западноевропейские археологи даже пытались доказать, что эта культура была принесена в Восточную Европу западноевропейскими племенами. Но археологический материал доказывает тесную связь фатьяновской культуры с предшествующей эпохой позднего неолита. Она соответствует более высокой стадии общественно-экономического развития местного населения. Характерным ее признаком являются могильники на высоких холмах. В Тверской области их обнаружено около 30. В могилах устраивались прямоугольные погребальные камеры из дерева или бересты. Сюда клали покойника, завернутого в шкуру или бересту, верх сооружения покрывали настилом из бревен. Везде в таких захоронениях присутствует погребальный инвентарь: орудия, оружие, украшения, сосуды, амулеты. Во второй половине II тыс. до н.э. фатьяновская культура переходит в сейминскую культуру времени полного развития бронзы (раскопки на станции Сейма около Нижнего Новгорода в 1912 г., когда были найдены бронзовые предметы). В жизни патриархально-родовых общин этого типа заметно проявились уже первые признаки дифференциации.
Эпоха железа – последний период существования первобытнообщинного строя. Впервые обработка железа возникла на территории Малой Азии в конце II – начале I тыс. до н.э., откуда широко распространилась по миру. Первые железные орудия появились сначала в Закавказье в первой половине I тыс. до н.э., затем в Северном Причерноморье, позже, примерно во второй половине I тыс. до н.э. в Приуралье, на Оке и Верхней Волге. Поскольку железо до сих пор остается одним из основных материалов для изготовления орудий труда, то время, когда оно возникло, а классовое общество еще не появилось, принято называть ранним железным веком. В это время наиболее отчетливо проявилась неравномерность развития разных обществ. Ряд народов в это время перешли к классовому обществу и государству, другие не вступили даже в стадию разложения родового строя. Вместе с тем это было время начала образования этнических сообществ. Первые рабовладельческие государства появились уже в I тыс. до н.э.: Урарту (Древняя Армения), Колхида (Западная Грузия), Иберия (Восточная Грузия), Хорезм (низовья Аму-Дарьи), Бактрия (верховья Аму-Дарьи) и Согдиана (бассейн реки Заравшан). Развитую культуру железного века на территории нашей страны оставили скифы.
По свидетельству древнегреческого историка Геродота, в начале I тыс. до н.э. в степях Северного Причерноморья широко расселились сначала киммерийцы, а потом скифы. Культура киммерийцев предшествовала скифской и должна быть отнесена к поздней бронзе – раннему железу. Поскольку греки киммерийцев не застали, письменных свидетельств у нас о них нет, лишь местные географические названия сохранили о них память. Из-за отсутствия надежных источников отделить киммерийские памятники от более поздних скифских невозможно. Рассказ Геродота о том, что киммерийцы были вытеснены скифами, вторгнувшимися со стороны Кавказа, удалились со своей земли без сопротивления и поселились в Малой Азии, носит легендарный характер. Бесспорно лишь то, что для скифов греческое влияние, распространявшееся через причерноморские колонии (Ольвию, Пантикапей, Херсонес, Фенагорию, Танаис), служило мощным ускорителем их развития. Территория Скифии, по Геродоту, достигала больших размеров. Западная граница подходила к реке Петр (Дунай), восточная – к Меотийскому озеру (Азовскому морю) и Дону. Северная граница отстояла от моря на 20 дней пути, что примерно соответствовало 700 км, т.е. она проходила севернее Киева и южнее Курска и совпадала с границей лесостепи. Этот факт подтверждает сообщение Геродота о том, что Скифия занимала степную поверхность.
Скифы не были единым народом. Сам Геродот выделял несколько их племенных образований. По соседству с греческой колонией Ольвией в нижнем течении Южного Буга жили «эллино-скифы», или каллипиды. Их северными соседями были алазоны. Оба народа занимались земледелием. Севернее них располагались скифы-пахари, которые сеяли хлеб не для своего потребления, а для продажи. На восточной стороне нижнего и среднего течения Днепра жили скифы-земледельцы, еще далее на восток, по северо-западному берегу Азовского моря располагались владения скотоводческих племен скифов-кочевников. По соседству с ними находились «царские владения» «храбрейших и многочисленнейших скифов», считавших других соплеменников своими подданными. Царские скифы, таким образом, составляли ядро скифского племенного союза, охватившего почти всю южную половину Восточной Европы.
Собственно Скифию окружала широкая периферия «скифских» племен. Горную часть Крыма заселяли воинственные племена тавров, жившие набегами и приносившие пленных греков в жертву своей богине. Степные пространства Северного Кавказа и Поволжья занимали савроматы (сарматы), центром кочевий которых был восточный берег Азовского моря.
Современная археология еще более расширяет ареал распространения скифской культуры, включая, кроме Причерноморья и Приазовья, Западную Сибирь, Алтай и Прикамье, где обнаружены скифские курганы с предметами, украшенными изображениями животных в своеобразном орнаментальном убранстве – в так называемом скифском стиле. Самым знаменитым шедевром этого стиля является пектораль (нагрудное украшение из золота, эмали и ткани) из кургана IV в. до н.э. Толстая могила в Днепропетровской области, на которой изображены сцены из скифской жизни. Своеобразным заповедником скифской культуры стали пазырыкские курганы Алтая (V–IV вв. до н.э.). Захоронения здесь совершались в деревянных срубах, установленных в вырытых котлованах и покрытых многослойными накатами. В древности курганы были разграблены, образовавшиеся лазы заполнила вода и образовалась искусственная вечная мерзлота, хорошо сохранившая вещи из легко разрушающихся материалов: дерева, войлока, кожи, меха, бересты, шерсти, шелка.
Скифская история делится на два этапа. Ранний охватывал Х–IV вв. до н.э. Это время господства племенного строя с элементами военной демократии, больших походов скифов в Переднюю и Малую Азию. В 652 г. до н.э. был даже заключен ассиро-скифский союз для совместных военных действий в Палестине и Египте. Немногочисленные остатки скифского языка, сохранившиеся в греческой передаче, свидетельствуют о его принадлежности к иранской ветви индоевропейской семьи с сильными включениями северокавказских наречий – адыгейско-чечено-лезгинской группы. Древнегреческие авторы сообщают об общности имущества, скифском обычае есть из общего котла, о распространении обычаев кровной мести и побратимства. Скотоводческое хозяйство скифов обслуживалось трудом рабов, которые были главным источником обогащения и формировавшегося имущественного неравенства. Рассказ Геродота об обрядах царского погребения иллюстрирует усиливавшееся значение верховной власти. Он подтверждается данными археологии. Набальзамированный труп царя сначала возили по территории подвластных племен. Люди в знак траура должны были стричь волосы, отрезать часть уха, царапать лицо и протыкать стрелами левую руку. Вместе с царем в могилу клали одну из наложниц, раба, утварь, драгоценности, оружие. Над могилой насыпали огромный курган, на котором через год совершали кровавую тризну – поминальный пир. Тогда в жертву приносили 50 лучших слуг и 50 отборных лошадей.
Второй период истории скифов начинается в III в. до н.э., когда многоплеменной союз распался, уступив место сарматскому племенному объединению. В конце III в. до н.э. сарматы передвинулись с восточного на северо-западный берег Азовского моря, вызвав ответные перегруппировки внутри скифских племен. Часть их из степей Северного Причерноморья ушла на запад в сторону Днестра и Дуная, другая часть проникла в степную зону Крыма. Здесь сложилась сильная скифская держава царя Скилура и его сына Палака. Скифы восприняли некоторые элементы жизни греческих колоний, возникли их города и столица – Неаполь Скифский (около совр. Симферополя), они начали чеканить монету с головой Гермеса. С конца II в. до н.э. стало усиливаться давление скифов на Понтийское царство и Херсонес с целью добиться доступа к морскому берегу. Это заставило могущественного понтийского царя Митридата VI послать своего полководца Диофанта с войском, который и разбил армию скифского царя Палака и покорил соседних тавров. Последнее крупное историческое событие, связанное со скифами, – это восстание скифских рабов в Боспорском государстве под руководством скифа Савмака, который убил последнего боспорского царя из династии Спартакидов. Движущей силой восстания были скифы-земледельцы, проживавшие в окрестностях Пантикапея (около совр. Керчи) и принадлежавшие к числу посаженных на землю рабов.
У племен лесной зоны Волго-Окского междуречья появление железных орудий не привело к разложению родового строя, как у скифов. Здесь с VII в. до н.э. и до V в. н.э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. Восточнее их в Поволжье обитали близкие к ним племена городецкой культуры. Приуралье в VII–I вв. до н.э. заселяли aнаньинцы – земледельцы, скотоводы и охотники.
В лесостепной зоне в V в. до н.э. – V в. н.э. археологи находят культуры, которые объединяют одним названием – культура полей погребения, поскольку в них преобладают погребения с трупосожжением. Среди этих культур выделяются зарубинецкая (III в. до н.э.) и черняховская (II в. до н.э. – IV в. н.э.), занимавшие Нижнее Приднепровье. Черняховцы занимались плужным земледелием, знали кузнечное и бронзолитейное дело, керамику изготавливали на гончарном круге. Ремесло у них уже было отделено от земледелия. Они поддерживали связи с многими народами. В их погребениях находят много римских вещей.
2. Становление восточнославянского этноса
Выделение древнейших славян (праславян) из индоевропейской языковой и этнической общности обычно относят к эпохе бронзы (II тыс. до н.э.), когда племена перешли к кочевому скотоводству и широко расселились по Евразии.
На территории Волго-Окского междуречья праславян представляла фатьяновская культура. Пришедшая ей на смену культура полей погребения железного века многими учеными уже рассматривается как исключительно праславянская. Однако справедливее утверждать, что она носила еще смешанный характер. Его ярко демонстрирует черняховская культура Нижнего Приднепровья II в. до н.э. – IV в. н.э. По керамике, погребальному обряду и типу жилища археологи выделяют внутри нее дакские, скифские, сарматские, готские и древнеславянские элементы. Общность же ей придавал фактор принадлежности черняховской зоны к образовавшемуся в первой половине I тыс. н.э. северопричерноморскому готскому союзу племен.
Выделение праславян шло параллельно с обособлением иранской группы языков и народов из индоевропейского праединства. Племена, говорившие на иранских языках, с эпохи энеолита заселили степную зону. Их связывают со срубной и древнеямной энеолитическими культурами, прямыми наследниками которых выступали киммерийцы, скифы, сарматы, саки, массагеты. Народы этой группы широко расселились по Средней Азии, Кавказу и Сибири. Одновременно в эпоху энеолита и бронзы (III–II тыс. до н.э.) началось продвижение из Восточной Сибири в Приуралье и Прикамье и далее в лесное Поволжье, Волго-Окское междуречье и Восточную Прибалтику угро-финских племен, с которыми связаны дьяковская, городецкая и ананьинская культуры, вошедшие в зону соприкосновения с праславянскими. Активное участие в этногенезе народов Евразии приняли тюркские народы. Их прародиной были степи Центральной Азии, откуда они продвигались в Сибирь, на Урал, в Поволжье, Среднюю Азию и на Кавказ. Расширение ареала их обитания относится ко времени Великого переселения народов (IV–VI вв. н.э.), открывшего тюркским кочевникам дорогу в Европу. По ней прошли сначала гунны (IV–V вв. н.э.), потом авары (VI в.), черные болгары (VII в.), хазары (VIII–IX вв.), печенеги (IX – середина XI в.), половцы (ХI-ХIII вв.) и монголо-татары (ХIII в.).
Устоявшееся в исторической науке представление о том, что славянские народы некогда имели общую прародину, из которой затем расселились по территории Западной, Южной и Восточной Европы, берет свое начало в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (начало ХII в.). Создавший ее монах Нестор приводит мифологическую родословную славян, возводя ее к младшему сыну библейского Ноя – Иафету, который получил в удел Северные и Западные земли. Поднимаясь от истоков времени к своим дням, Нестор поселяет славян в римской провинции Норик между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда, теснимые римлянами, они вынуждены были переселиться на Вислу и Днепр.
Так на основе начальной летописи и свидетельств римского историка Тацита (I b.) сложилась «дунайская» версия прародины славян, которой придерживались историки С.М. Соловьев и его ученик В.О. Ключевский. Последний рассматривал Карпаты как промежуточный этап в движении славян с дунайской прародины на территорию Восточной Европы, где они задержались до VI–VII вв. Эта версия может быть принята только в том случае, если речь идет о вторичном заселении славянами просторов Русской равнины. Возможно, в Прикарпатье сложился мощный союз славянских племен во главе с полулегендарным вождем Бусом, который начал движение на восток и северо-восток в VI–VII вв. Пришельцы расселились на территории, где ранее обитали другие славянские племена.
Другая группа историков определяли прародину славян гораздо более севернее: или в междуречье Вислы и Одера, или в Среднем Поднепровье и бассейне Припяти. Ее основоположником был знаток древнерусского языка академик А.А. Шахматов. Он определял славянскую прародину в бассейне Западной Двины вблизи Балтийского побережья. По его мнению, этот регион стал исходным пунктом славянских миграций. Отсюда единый славянский массив продвинулся сначала в Повислинье, на среднее и верхнее течение Вислы. Это направление колонизации втянуло славян в Великое переселение народов. Далее они уже разошлись разными потоками: одни двинулись на юг в пределы Византии, другие на Русскую равнину, третьи – на запад вплоть до Одера. Шахматов ближе других историков подошел к решению вопроса о месте древнейшей родины славян и утверждал, что славяне не были пришельцами в Восточную Европу, а сложились на ее огромных просторах в результате консолидации отдельных родоплеменных образований.
Академик Б.А. Рыбаков на основании новых археологических данных предпринял попытку объединить обе версии решения проблемы славянской прародины и этногенеза. Согласно его теории,