Концептуальные основы лечения и реабилитации лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами
в добровольном порядке. Добровольное лечение от наркомании проводится по месту отбывания наказания. При отказе от добровольного лечения администрация исправительного учреждения в установленном порядке входит в суд с ходатайством о применении принудительного наблюдения и лечения. После положительного решения суда осужденные переводятся в лечебное исправительное учреждение для содержания и принудительного амбулаторного наблюдения и лечения.Согласно Инструкции по организации принудительного лечения от алкоголизма или наркомании в случае освобождения от наказания осужденного, которому было назначено принудительное амбулаторное лечение, когда начатое лечение не закончено и освобождаемый нуждается в его продолжении, в органы здравоохранения по месту его жительства направляется необходимая документация. В медицинском заключении, выдаваемом прошедшему лечение от наркомании, отмечается его результат: достигнутый эффект, изменения, наступившие в психическом и соматическом состоянии, характер установки на воздержание от наркотического средства с внесением этих данных в медицинскую карту.
Совершенствование применения принудительных мер медицинского характера осужденным наркоманам, повышение их эффективности должны, по нашему мнению, основываться на дифференциации их личности.
Осужденных наркоманов можно классифицировать на определенные специфические группы, которые, в свою очередь, обусловливают и соответствующий подход к решению проблемы.
К первой группе можно отнести лиц, потребляющих наркотики (в том числе и без назначения врача), но не совершающих при этом никаких противоправных действий. В криминологическом отношении такие наркоманы не представляют большой общественной опасности, поскольку не нарушают общественный порядок. В позитивном плане они еще подвержены влиянию членов семьи, близких, работников наркологических служб и сами избирают форму лечения (открытую или анонимную) и вид наркологического учреждения. Данный подход должен распространяться также на лиц: а) осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, давших обязательство суду пройти курс лечения от наркомании добровольно; б) лишенных свободы за преступления небольшой тяжести и на короткие сроки (до 3 лет); в) ранее не подвергавшихся лечению. Лицам, успешно завершившим курс лечения, время лечения должно засчитываться в срок наказания или они могут быть освобождены от него.
Вторую группу составляют больные наркоманией, не желающие лечиться добровольно и представляющие общественную опасность (нарушающие общественный порядок). Эти лица уже не поддаются влиянию членов семьи, близких родственников, тех, чьи интересы они ущемляют и кого вынуждают обращаться в правоохранительные и иные органы за необходимостью их официального предупреждения. Лица, направляемые на данный вид лечения, берутся на профилактический учет. С ними, помимо лечения, должна проводиться работа по профилактике правонарушений.
К третьей группе наркоманов относятся лица, злостно уклоняющиеся от обязательного лечения и представляющие повышенную общественную опасность (к ним уже применялись меры общественного, дисциплинарного, административного воздействия).
Четвертая группа — лица, ранее проходившие курс лечения в наркологических учреждениях, центрах медико-социальной реабилитации, исправительных учреждениях и продолжающие совершать правонарушения на почве наркомании.
Пятая группа — наркоманы, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и отказывающиеся от добровольного лечения.
Шестая группа — наркоманы, осужденные к наказанию в виде лишения свободы.
К каждой из приведенных категорий больных наркоманией должны применяться свои специфические меры (формы) медицинской и социальной реабилитации, которые должны быть закреплены в законе.
При построении системы социальной и медицинской реабилитации наркоманов следует исходить из степени социальной запущенности конкретного лица, его поведения и глубины заболевания наркоманией. В зависимости от этого должны определяться и соответствующие формы реализации принудительных мер. Правильный выбор организационной формы оказания наркологической помощи должен лежать в основе всей системы социально-медицинской реабилитации больных наркоманией.
Для лиц, проходящих добровольное и обязательное лечение, существуют соответствующие наркологические учреждения органов здравоохранения. Больным наркоманией, совершившим преступления и осужденным к лишению свободы, наркологическая помощь оказывается в исправительных учреждениях. Сложнее решается вопрос в отношении лиц, больных наркоманией, не признающих факта такого заболевания, соответственно отказывающихся от какой-либо наркологической помощи и совершающих на этой почве правонарушения, не являющиеся преступлениями. Практика привлечения только к административной ответственности за допущенные правонарушения без оказания параллельно какого-либо наркологического воздействия является малоэффективной. В конечном счете такие лица, как правило, совершают преступления и исправительно-наркологическое воздействие на них оказывается уже учреждениями и органами, исполняющими наказания.
Учитывая повышенную криминогенную активность таких лиц, тот ущерб, который несет общество от них, следует в срочном порядке создать соответствующие учреждения для них.
Заключение
Наркомания и незаконный оборот наркотиков не имеют границ. Оказывая все более разрушительное воздействие на развитие мирового сообщества, стимулируя рост преступности, насилия и коррупции, они поражают людей независимо от социального положения, пола, религии и расы. Что самое ужасное, калечат жизнь детей и женщин и, как результат, тяжелым бременем ложатся на систему социального обеспечения.
Как отмечается в международных правовых актах, регулирующих эту сферу отношений, решение проблемы наркотиков «требует комплексного и сбалансированного подхода в полном соответствии с целями и принципами, закрепленными в Уставе Организации Объединенных Наций, уважения суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела государств и всех прав и основных свобод человека».
1 См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.
2 См.: там же.
3 См.: там же.
4 См.: там же.
1 См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.:ФСКН, 2006.
1 См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.:ФСКН, 2006.
2 См. там же.
3 См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.
1 См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.
2 См. там же.
1 См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.
32