СНГ: позиция Узбекистана
Приобретение Узбекистаном государственной независимости и переход к рыночной экономики обусловили необходимость развития внешне экономической деятельности республики и интеграции её в мировое хозяйство.
Одним из направлений этого процесса является развитие прямых и многосторонних отношений со странами образующими Содружество Независимых Государств (СНГ). Это Содружество было создано 21 декабря 1991 года. В Алма-Ате одиннадцать руководителей независимых государств подписали декларацию о взаимодействии участников Содружества. СНГ представляют следующие государства: Азербайджанская Республика,
Республика Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистан, Республики Узбекистан и Украины. Узбекистан поддержал идею Содружества, вошёл в состав его учредителей.
22 декабря 1993 года в Минске, подписан Устав СНГ, в котором определены принципы и цели Содружества, где подчёркивается, что эта организация проводит свою деятельность на основании общепризнанных принципов международного права.
Цели Содружества, определённые Уставом предусматривают сотрудничество в экономической, политической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами международного права и документами СБСЕ;
Сотрудничество между государствами - членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие граждан государств в свободном общении, контактах и передвижении в сотрудничестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2 "Устава СНГ").
Для понимания правовой природы СНГ важное значение имеет положение Устава о том, что Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Наличие у Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета государств- членов позволяет говорить о нём, как о международной, государственной организации. Для государств Содружества многосторонние и двухсторонние договорные отношения на основе равноправного партнерства являются естественным процессом.
В основе этого процесса "лежат не только территориальная близость и экономическая сопряженность стран Содружества, но и глубокие исторические корни, культурные и духовные связи, общность судеб народов на протяжении большого исторического периода". В книге Ислама Каримова "Узбекистан на пороге ХХ1 века" подчёркивается, что необходимо при этом отмечать подлинную интеграцию от "искусственно" насаждаемой политической интеграции "вопрос заключается не в том, чтобы выбирать между независимостью и интеграцией, а в том, чтобы гармонизировать эти два направления". Очень спорным выглядит идея так называемой "углублённой интеграции стран СНГ".
СНГ превращается в ряд субрегиональных политических альянсов и экономических межгосударственных блоков.
Формирование ориентированных на Россию группировок Союза Белоруссии и РФ, Сообщества Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, а также, Восточноевропейской (Украина, Молдавия) оси и совершенно новый - ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) без участия Росси это в большей мере вынужденные действия власти, чем закономерные следствия продуманной политики новых государств.
Для Узбекистана однозначно неприемлемы такие Союзы и Сообщества, так как они ограничивают свободное сотрудничество со всеми заинтересованными государствами доброй воли. При подобных интеграционных процессах возникает озабоченность возвращения к старой империи, то есть потери государствами суверенитета и независимости. Это, прежде всего, относится к образованию надгосударственнх структур, которые наделяются правом "принимать решения прямого действия, то есть обязательные к исполнению всеми органами и организациями, через голову соответствующих легитимных органов каждой отдельной страны-участницы Договора".
"Сколько требует себе полномочий соответствующая надгосударственная структура Сообщество, ровно столько же полномочий и прав теряет каждое отдельное сегодня, суверенное государство. Это истина, отрицать которую невозможно". Узбекистан придерживается утверждённого устава СНГ, в рамках которого возможно углублять экономическую и финансовую интеграцию, цивилизованно решать вопросы платежей, снятия барьеров на пути экономической и гуманитарной интеграции. И для этого вовсе не обязательно подписывать договоры и входить в различные Союзы, которые носят, прежде всего, геополитический характер. Навряд ли подобные договоры, политические альянсы помогут решить внутренние кризисные ситуации в странах Содружества.
"Ведь сегодня стало совершенно очевидно, что основная причина кризисной ситуации в экономике государств на постсоветском пространстве - это, прежде всего, ломка изжившей себя идеологии тоталитарной, командно-административной, центрально-распределительной системы, переход к новым рыночным отношениям, к свободной экономике, которыми живёт сегодня весь мир". Часто причина неработающих предприятий во многих странах Союза не в разорванных связях, а в неумении приспосабливаться к новым условиям хозяйствования. Такие предприятия не могут найти сбыт своей продукции, у них нет средств для поддержки и развития производства.
Отсюда видно, что надо быстрей реформировать экономику, совершенствовать механизмы расчётов, элементарно навести у себя необходимый цивилизованный порядок. При интеграционных процессах нужно учитывать мировой опыт (пример Европейского Союза, АСЕАН, АТЭС), но необходимо иметь ввиду и ту особую ситуацию, которая имеет место на постсоветском пространстве.
Как показывает опыт Европейского Союза подлинная интеграция достигается десятилетиями - это результат большого пути, пройденного государствами-участниками. Интеграция подобная Европейскому Союзу возможна между странами имеющие стабильные, основательные демократические общественные государственные структуры, сформировавшие прочные рыночные и правовые законодательные нормы, механизмы и инфраструктуру по их реализации. Страны, входящие в Европейский Союз, располагают примерно равным, достаточно высоким экономическим потенциалом.
Нет государств, которые бы имели явно выраженные преимущества по своему развитию. Рассматривая вопрос об односторонних и многосторонних связей в рамках СНГ и, прежде всего Узбекистана со странами Содружества необходимо учитывать следующие факторы. 1. Страны Содружества встали на путь рыночных преобразований, в ходе которых происходит изменение в отношениях собственности, формируются институты рыночной инфраструктуры, а также новые механизмы государственного регулирования в экономике. Вместе с тем в странах СНГ эти процессы идут с различной степенью интенсивности и находятся на разных этапах своего осуществления.
Например, одним из основных направлений изменения форм собственности, является разгосударствление и приватизация. В структуре приватизированных предприятий наибольший удельный вес приходится на предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживанию населения.
Доля этих предприятий в общем, числе приватизированных составляет в Белоруссии, Казахстане и Молдавии - 48 - 50 %, Кыргызстане и России - 57 - 59 %, на Украине - 66, в Грузии - 79, Узбекистане - 85 %.
Сложность переходного периода, различные условия экономического развития, обеспеченность ресурсами, темпы реформ, платёжный и торговый дисбаланс не могут, не отразится на динамике интеграционных и экономических процессов. 2. Образование подобной международной организации, типа СНГ, не имеет, пожалуй, исторического прецедента, так как в него вошли государства раннее составляющие части (республики) единого государства, государства, которое строило свою политику на основе единого народно-хозяйственного комплекса с учётом не только экономической целесообразности, но и политических интересов.
Этим определяется определённый дисбаланс в общественном разделении труда. Тяжёлую промышленность развивали в Прибалтике и в Белоруссии, а сырьё для неё доставляли из Сибири, Казахстана и Средней Азии, что не было выгодно не первым регионам ни последним. После распада СССР и провозглашения республиками независимости некоторые страны оказались монополистами в добыче и производстве важных видов сырья и продукции. Так, на долю Росси приходилось более 90% общесоюзной добычи нефти (включая газовый конденсат), более 75% газа, около 91% деловой древесины, более 80% пиломатериалов и бумаги.
На долю Украины - 65-68% общесоюзного производства стали готового проката, стальных труб, а Узбекистан производил более 60 % хлопка. Именно природные, структурные факторы, сложившиеся в процессе специализации, концентрации и размещении производства являются важнейшими предпосылками взаимодействия государств в рамках СНГ, и именно эти факторы вносят ряд противоречий в функционирование данной международной организации.
Безусловно, множественность участников СНГ, разнонаправленность их интересов и многослойность решаемых ими политико-экономических проблем сказываются на развитии региональных и локальных производственных связей.
Продолжаются поиски новых форм межгосударственных отношений. Это проявляется, прежде всего, в создании финансово-промыщленных групп (ФПГ) или (МФПГ) в том числе и на межгосударственном уровне.
Создание подобных групп позволяет концентрировать инвестиционную, техническую, структурную, маркетинговую и финансовую политику на наиболее важных направлениях. Основная цель их создания состоит в укреплении национального экономического потенциала стран-участниц и СНГ в целом, освоение новых рынков.
МФПГ должны обеспечивать интенсивную рыночную циркуляцию произведённой продукции и финансовых ресурсов. Базовым документом по созданию межгосударственных ФП Г является "Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений", подписанное правительствами государств - участников СНГ. На основе этого соглашения были подписаны договора о формировании МФПГ между правительствами Росси, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Эти государства приняли также собственные положения по ФПГ.
Формирование финансо-промышленных групп опирается на объективный характер интеграционных процессов в экономике. Либерализация хозяйственной жизни, функционирование фондового рынка открывает новые возможности перелива капитала в привлекательные сферы деятельности. Финансово-промышленные группы могут объединяться не только в мощные хозяйственные структуры, но и наибольшие предприятия, банки и прочие хозяйственные структуры.
Ключевой проблемой формирования межгосударственных финансово-промышленных групп в экономическом пространстве СНГ сегодня являются принятие общих законов и правил и обработка механизма контроля за их выполнением. В современных интеграционных процессах главной движущей силой является научно-технический процесс. Поэтому принятому ещё 3 ноября 1995 года Соглашение о создании общего научно-технического пространства государств - участников СНГ и всему научному и техническому сотрудничеству государств придаётся приоритетный характер.
В странах СНГ концентрируются основные технологические связи многих приоритетных узбекистанских предприятий. По этой причине в отношениях Узбекистана с Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Украиной определяется курс на постепенную реструктуризацию существующих товарооборотов, а именно: создаются условия для развития прямых связей с поставщиками и потребителями в рамках общего экономического пространства; необходимо эффективно использовать рынки СНГ для продвижения новой продукции в соответствии с технической и структурной политикой страны; сокращать недопустимо высокую зависимость Узбекистана от России энергоносителей, товаров народного потребления, стройматериалов за счёт импортозамещения и частичного распределения этих поставок по иным источ-никам импорта. Вместе с тем, на сегодня главным партнёром Узбекистана во внешней торговле остаётся Россия.
Начиная с 1992 года меж-государственный обмен между Узбекистаном и Россией осуществляется на основе двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве. В перечень взаимных поставок на правительственном уровне включились объёмы наиболее важной для обоих государств продукции.
Для создания благоприятных условий такие поставки освобождались от уплаты таможенных пошлин. Отношения между Узбекистаном и Россией складываются не всегда однозначно, это, прежде всего, касается торговли хлопком-волокном, а, следовательно, и проблемой текстильной промышленности.
В последние годы значительная часть экспортируемого из Узбекистана в Россию хлопка-волокна оформляется посредством бартерных соглашений и клиринговых операций. Подобные отношения не выгодны для Узбекистана, поскольку затрудняют движение реальных финансовых средств в отрасли-производители и в подразделении агропромышленного комплекса, обслуживающие хлопкоперерабатывающие и хлопкосеющие предприятия.
Кроме того, импортирующие организации, не заинтересованные в предоставлении хлопка-волокна текстильным предприятиям России, в целях обеспечения быстрого оборота средств экспортируют его в третьи страны (так в 1996 году Россия до 70 % полученного из Центральной Азии хлопка-волокна экспортировала в США, став для его производителей, в том числе и Узбекистана, торговым конкурентом на мировом рынке).
Тем не менее, Узбекистан не может без серьёзного экономического и социального ущерба отказаться от экспорта в Российскую Федерацию хлопка-волокна, удельный вес которого в экспорте в эту страну доходит до 50 %. При отсутствии оборотных средств позиции текстильной промышленности России стали бесперспективны. Возникла прямая угроза вымирания этой отрасли со всеми тяжёлыми социальными последствиями не только для занятых в ней, но и для производства хлопка-волокна, традиционно обеспечивающих её сырьём. Для решения возникшей проблемы необходимо не только развитие в республике перерабатывающей хлопок-волокно отрасли, но и приобретение узбекской стороной ряда текстильных и швейных предприятий России, то есть надо создавать единую структуру (кластер), которая охватывает, как и узбекистанских производителей, так и потребителей их продукции прямо выходящих с конечным товаром на рынок.
Приобретение Узбекистаном текстильных и швейных предприятий России может реализоваться через создание совместных предприятий. Узбекистан получит возможность распоряжаться не только финансовыми средствами за поставляемое сырьё, но и долей прибыли за реализацию готовой продукции.
Рассмотренный аспект интеграционных процессов на примере хлопковых и текстильных отраслей показывает очевидные преимущества такого взаимодействия. Это будет способствовать стабилизации экономик обеих стран, усилению конкурентного характера экономической среды, развитию научно-технической деятельности, улучшению инвестиционной обстановки.
В кооперации с финансово-промышленными группами могут в дальнейшем получить своё развитие многие направления малого и среднего бизнеса.
Отношения Узбекистана с Россией постоянно совершенствуются. Как известно 5-7 мая 1998 года Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов побывал в Москве с государственным визитом по приглашению Президента Российской Федерации Бориса Ельцина. Во время этого визита было подписано Соглашение о сотрудничестве в области совместного создания серийного производства и поставок самолётов ИЛ - 76 МФ и ИЛ - 76 ГФ, а также обеспечения эксплуатации и модернизации ИЛ - 76 и ИЛ - 78.
В первой половине октября этого года во время официального визита в Ташкент Борис Ельцин и Ислам Каримов предполагают подписать соглашение об углублении экономического сотрудничества на десять лет. 28 мая 1998 года Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов принял прибывшего в нашу страну Исполнительного секретаря СНГ Бориса Березовского.
Ислам Каримов приветствуя гостя с прибытием в нашу страну, выразил удовлетворением его вступлением на эту ответственную должность, на которую он был избран на Московском саммите глав государств СНГ. Пришло время пересмотра ным потенциалом для устойчивого и динамичного экономического развития. Участники Содружества накапливают опыт взаимодействия в современной хозяйственной жизни, и на его пространстве объективно формируется экономическое и политическое объединение суверенных государств.
Объективный характер интеграции определяется общностью исторических, географических, экономических и других факторов.
По оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), после семи лет "непрерывного падения экономических показателей постсоветский регион выходит