Государство и право в России
создана в 1866 году (первые присяжные поверенные). Адвокаты делились на- присяжных-поверенных, профессиональные юристы имеющие стаж работы и обязательно высшее юридическое образование
- ???
Для того чтобы стать частным поверенным, требовалось сдать экзамены. Адвокаты в дореволюционной России – только мужчины.
Земская и городская реформа. Земские органы занимались теми делами, которыми не занимались государственные органы, то есть социальными вопросами.
Городские – очень похожи на земские.
Контрреформы – неопределенное понятие – земская и городская контрреформа в 1890 году на смену 1870 года. Было изменено сословное представительство. Судебная контрреформа – отдельные поправки к судебным уставам принятые в разное время. Все дела о государственных преступлениях рассматривались в сенате, а не в судебной палате. Появилось дисциплинарное присутствие сената – для ограничения принципа несменяемости судей. Следователи тоже были несменяемы, поэтому не эту должность старались не назначать, а назначали – исполняющих обязанности (что уставом не предусматривалось. Число дел рассматриваемых на закрытых заседаниях увеличилось после принятия в 1881 году закона “О чрезвычайном положении” - в частности разрешалось закрывать суды, школы и т.п. и передавать дела из подсудности общих судов в подсудность военных. Готовилась и более серьезная поправка о ограничении суда присяжных, но она не прошла.
К контрреформам в 1871 году относится и тот факт, что дознание о государственных преступлениях передано жандармерии, хотя не было даже такого понятия, как жандармское расследование.
Революция 1905-907 годов.
Первые советы в России появляются в 1905 году в мае-июне (Иваново-Вознесенский и несколько на Урале). Советы создавались как орган забастовочной войны – общегородской забастовочный комитет (поначалу), потом советы рабочих и солдатских депутатов. Петроградский и Московский советы – нечто большее, так как они принимали решения и следили за их выполнением (решения: о 8 часовом рабочем дне, о запрете некоторых газет, журналов, о нормах продажи). Выполнение контролировалось через рабочих, запрещая последним выполнение тех или иных действий. Арестовать совет было трудно, так как в нем присутствовали и солдатские депутаты. Советы не принадлежали какой-то конкретной партии.
Революция стала неизбежна после бессмысленного расстрела демонстрантов.
Тогда призывов бороться с бюрократией было очень много и на них правительство было вынуждено отвечать. Оно стало задумываться о подготовке каких-то актов или проектов распоряжений для исправления существующей взрывоопасной ситуации. В 1905 году Булыгину было дано задание на разработку некоего представительного органа и к разработке приступили в феврале, а закончили в августе. Результат – принятие манифеста “О государственной думе” утверждающей порядок ее избрания и т.п. Но государственная дума не была создана так как она должна была быть в проекту чисто законосовещательным органом (то есть если закон отвергался думой, это не означало что царь не мог его принять). Избираться такая дума должна была по куриям:
- дворянская курия
- крестьянская
- городская
Но принятие этого закона не принесло ожидаемого результата, а даже напротив – усилила революционное движение, так как выборы в такую булызинскую думу был бойкотированы многими социалпартиями.
В результате – в октябре 1905 года – всеобщая стачка, которая парализовала все движение и ее поддержали очень значительная часть населения. В ответ и был принят манифест 1905 года:
- даровал основные политические свободы гражданам России (слова, собрания, совести, организаций, …)
- изменился статус государственной думы:
1. законодательный орган (без него ни один закон не проходит)
2. должны быть представлены те классы, которые раньше не были
3. получает контроль за деятельностью исполнительной власти
Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии.
В декабре 1905 года появились ряд положений, которые ограничивали цензуру (о повременной и не повременной печати), разрешали (при определенных условиях) создания союзов и т.п.
Это все повлияло на революционное движение, которое пошло на спад, но не прекратилось и в борьбе с ним использовали все тот же закон 1881 года “О чрезвычайном положении”, то есть принятые положения не реализовывались в местах с объявленным чрезвычайным положением, что вызывало недовольство.
В декабре же 1905 года был принят новый избирательный закон, по которому в думу добавлялась четвертая курия – рабочих.
Для всех курий порядок выборов в них был разный, как и количество мест в думе.
Волости à уезды à губернии à губернское собрание выборщиков – для крестьян.
Предприятия à губернский съезд à губернское собрание выборщиков – для рабочих.
Для городского населения – в два этапа и самый простой способ выборов – для дворян (часть в один этап, часть – в два). Количество выборщиков учитывало соотношение дворян к населению в данном выборном районе. То есть выборы были не равные и не всеобщие, так как некоторые слои населения (женщины, военнослужащие, жандармерия, студенты).
Дума приступила к работе в конце апреля 1906 года, но до этого в феврале был принят указ о том, что государственный совет является второй палатой российского парламента (то есть все законы должны проходить через нее).
23 апреля 1906 года (до начала работы думы) принят новый вариант основных законов, который дума не могла изменять. Царю принадлежала законодательная власть, вся полнота исполнительной власти, он назначал правительство, менял его, царь имел право в любом месте, где он находится, брать на себя полномочия любого органа; он также оставался верховным главнокомандующим и стоял во главе суда, то есть все приговоры шли от его имени.
Дума и государственный совет делили с императором только законодательную власть, за исключением права думы на запрос в правительство на который последнее обязано было ответить.
Закон выйдя из думы направлялся в совет, где либо полностью отклонялся либо принимался (причем дума не могла обойти вето совета), далее законопроект шел на утверждение императору, который также обладал правом полного вето без возможности обхода. В период роспуска думы или думских каникул царь обладал возможностью издавать чрезвычайные указы (которые в последствии дума должна была принять или отклонить, тогда указ прекращал свое действие), но эти указы не могли менять основных законов.
Переворот 3 июня 1907 года. Это был переворот в представительной власти. Царь распустил думу и решил поменять основные законы и внес из: представительство от курий было изменено для рабочих и городских жителей, многие районы России были лишены (Средняя Азия, …) избирательного права. Это и был переворот.
Первая мировая война и февральская революция
Военно-промышленные комитеты (ВПК). Война потребовала создания новых органов управления которые не обладали государственными функциями непосредственно, но контактируя с реально властвующими выполняли задачи по обеспечению фронта. Таким общественным органом стали ВПК, которые выполняли следующие функции:
1) перевод промышленности на военный рельсы
2) поставка снаряжения на фронт
3) примирение капиталистов и рабочих
Особые совещания – государственный орган, для координации действий думы, правительства, общественности и т.д. Туда входили представители ВПК и многие другие. Их было создано несколько: по вопросам обороны – самое главное. Для реализации решений и контроля был создан особый аппарат.
Из-за войны – спад промышленности, следовательно в больших городах проявляются очереди и возникают взрывоопасные ситуации (одна из них вылилась в феврале 17 года). 26 февраля происходят столкновения с полицией и жандармерией, но часть войск неожиданно для властей, переходит на сторону восставших. 27 февраля начался повсеместный переход армии на сторону восставших.
Создаются сразу 2 органа управляющих этим восстанием: петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и временный комитет членов государственной думы (которые выехали на встречу с императором, который ехал с фронта, и в Пскове предложили ему отречься от престола в пользу сына, но царь отрекся в пользу брата Михаила, который 2 марта отложил принятие решения до созыва учредительного собрания ). На время безвластия (со 2 марта) комитет государственной думы создал временной правительство, но параллельно действовал и петроградский совет, который фактически управлял армией. То есть двоевластие в армии привело к двоевластию в стране (войскам предписывалось выполнять только те приказы командования которые одобрялись петросоветом) .
Советы 17 года – выборный орган, но без единого документа об избрании, поэтому долгое время не существовало органа координирующего действия советов и петросовет взял на себя эту роль. В результате во всех губерниях были созданы свои советы, причем создавались 2 типа советов независимых друг от друга:
1. рабочих и солдатских депутатов
2. крестьянских депутатов
(и так будет до 18 года). Из этих советов и был создан совет, который сразу себя конституциировал, а на время между сборами совета его обязанности исполнял исполнительный комитет (ВЦИК).
Параллельно работала дума, временное правительство, государственный комитет, которые заменили губернаторов комиссарами от временного правительства. Серьезно изменилась министерство внутренних дел: жандармерия уничтожена полностью. Накануне свержения временное правительство создало предпарламент, который был совещательным органом (большевики отказались входить туда).
Судебные органы и прокуратура почти не изменились, но стали создаваться народные суды (председатель + два заседателя).
Двоевластие продолжалось по официальной версии до 25 октября.
3 июля произошла политическая демонстрация, на которую все пришли с оружием, в результате чего временное правительство разогнало ее и перешло в наступление на партию большевиков, так как их считали зачинщиками. ВЦИК поддержал временное правительство. Так закончилось двоевластие, но сама советская система продолжала существовать.
Но в сентябре во главе большинства советов стояли представители большевиков и естественно, что с этого времени начинается большевизация советов и возникает опять двоевластие (хотя ВЦИК до сих пор состоит в основном из меньшевиков и эсеров ).
Октябрьская революция и образование советского государства и права.
Среди большевиков была 2 подхода к смене правительства:
1. военный (Ленин)
2. на учредительном собрании (Троцкий)
Но в октябре временное правительство, видя неотвратимость захвата власти большевиками, само пошло в наступление захватив большевистский телеграф. Но большевики были готовы к такому повороту и 24-25 октября власть была полностью в руках последних.
Ленин никакого значения лигитивности власти не придавал (то есть диктатура – власть пролетариата), но Троцкий хотел опираться на некоторый закон.
25 октября II съезд начал работу в 22.00. Он начал работу с принятия власти, но тогда же было принято решение о созыве учредительного, а на смену временного правительства был избран совет народных комиссаров. Тогда им был переизбран ВЦИК, большинство которого теперь составляли большевики. Декрет о земле и о мире был принят также. Декрет о мире – воззвание к рабочим воюющих держав и их правительствам, причем по декрету мир заключался без аннексий и контрибуции, чего на деле не получилось.
Декрет о земле имел большее значение. Он состоял из двух частей:
1. конфискация земли у помещиков без выкупа
2. крестьянский наказ о земле (аграрная программа эсеров), там не было ни слова о национализации земли.
То есть вся земля подлежала перераспределению между теми кто ее обрабатывает, а распоряжается ею выборный орган – совет. Конкретно как делить землю устанавливали на листах, но постоянно земля не закреплялась ни за кем. Постепенно к 22 году утверждается принцип: земля – государственная собственность.
Произошла отмена смертной казни.
Декларация прав народов России. В ней говорилось о том, что все народы России имеют право на самоопределение (вплоть до отделения); все народы имеют право на равное развитие; отменялись все права и привилегии каких-то народов. Этой декларации (31 декабря 1917 года) воспользовалась Финляндия, а сама декларация была принята в ноябре 1917.
ВЧК. Борьба с контрреволюцией начинается с момента начала революции. Если раньше Ленин считал, что жандармерию и полицию заменит повальное вооружение народа или хотя бы пролетариата, то сейчас он понял ошибочность этого мнения. Сначала – Революционные Военные Комитеты (РВК), а позднее – ВЧК (Всероссийский чрезвычайный комитет по борьбе с контрой и саботажем, ведь люди не хотели работать на новую власть). Сеть ВЧК к весне 18 года стала системой органов безопасности революции. Сначала ВЧК – исполнительный орган, но в начале 18 года получает возможность вынесения приговора (после объявления декрета о борьбе со шпионами). Тогда же впервые начали создаваться концентрационные лагеря. По началу ВЧК – в рамках закона, но после столкновений между наркоматом юстиции (органом заменившем прокуратуру) партия встала на сторону ВЧК и фактически ликвидировала всякий контроль на его деятельностью.
Декрет о суде №1 – принят в ноябре 1917 года:
1. ликвидировала всю систему судопроизводства, кроме народных судов
2. революционные трибуналы решали дела о контрреволюционной деятельности (1 председатель + 6 заседателей)
3. законы свергнутых правительств могут применяться до тех пор, пока не противоречат революции и революционному сознанию (окончательно все ссылки на прежние законы запретили в ноябре 18 года)
2-й декрет о суде – в феврале 18 года, который учредил окружные и областные суды (которые фактически не были тогда созданы) с ведением заседания на том языке, котором говорило большинство данного региона. Создавались коллегии правозащитников.
Декрет о суде № 3 – июль 18 года, без особых нововведений.
Образование красной армии. По началу думали, что армия не нужна, поэтому в декабре 17 – отмена всех чинов, званий и чинопочитаний; все командиры – избирались. Поэтому в январе 18 года решили создать крестьянскую армию: декрет “О создании красной армии” и “О создании красного флота”, в армию принимали только рабочих и крестьян (остальных – сначала не принимали). Но в апреле 18 года приняли решение о всеобщей воинской повинности. С созданием института комиссаров (не имели военного образования и были надсмотрщиками над командирами и занимались агитацией в рядах). Был создан революционный военный совет во главе с Троцким.
Рабочий контроль над фабриками и заводами. О рабочем контроле было принято решение в 18 году, он осуществляет все сферы контроля над производством. Тогда началась национализация предприятий, поэтому создалось ВСНХ (высший совет народного хозяйства) - в декабре 17 года. И к 20 году вся национализация была завершена и был создан наркомат рабочей инспекции для контроля. Тогда же встала проблема борьбы с нарождающейся советской бюрократией.
Учредительная собрание. Оно должно быть избрано в ноябре 17 года и выборы прошли, но вопрос о созыве остался (так как большевики получили всего четверть голосов). Это было первое всеобщие и повсеместные выборы. Оно приступило к работе 5 января 18 года, но большевики выдвинули ультиматум написанный Лениным “Декларация прав трудящихся эксплуатируемого народа”, который закреплял