Культурология. Теория культуры
Раздел 1. Теория культуры. Термин «культура»
Тема 1.1Предмет культурологи и ее место в системе гуманитарного знания
Цели: - дать понятие об основных этапах развития культурологи как науки; о многообразии использования термина культуры и ее понимание в различные исторические периоды;
- развить знания о предмете культурологи, ее методах, развить представления о роли культуры в общественном прогрессе.
План.
1. Вступление. Понятие термина «культурология».
2. Значение слова «культура».
3. Культура как система.
4. Функции культуры.
1. Сегодня, в резко меняющихся социальных условиях, небывало возрастают требования к личности специалиста любого профиля, не только к его профессиональной, но и в целом интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке. Таким образом, большое значение имеют решения законодательных и правительственных органов РФ по развитию гуманитарного образования в высших и средних специальных учебных заведениях. Таким образом, появилась и новая гуманитарная дисциплина – культурология (в переводе с греческого – «наука о культуре».)
Явления культуры изучает множество наук: археология, этнография, история, социология, философия и др. Каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования, и «образ культуры» в различных науках выглядит по-разному. Это объясняется специфическими интересами конкретных наук и разнообразием мировоззренческих позиций, с которых рассматривается культура.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ – это наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и человека. Культурологию интересует культура не только в своих эмпирических представлениях (искусство, религия и т.п.), а культура как таковая, как феномен общественной жизни в целом. Другими словами, культура является основным предметом этой науки.
2. Значение и происхождение слова «культура»
Термин в современном значении вошел в обиход европейской социальной мысли со второй половины ХVІІІ в. Но латинское слово культура известно с древнейших времен с несколькими значениями: возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и учёные Древнего Рима.
Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало так – агрикультура. Он посвящён не просто обработке земли, а именно уходу за участком, что предполагает не только возделывание почвы, но еще особое душевное отношение к ней. Следовательно, слово «культура» еще на первых порах употребления означало не только способ обработки земли, но и почитание, даже поклонение. Не случайно существует и родственное слово «культ». Видимо, со временем слово «культура» перешло на обозначение всего комплекса традиций и жизненного уклада людей и общества. Мы приходим к выводу, что термин «культура» изначально многозначен. Необходимо знать главные подходы определения понятия «культура», существующие в научной литературе. Их три: антропологический, социологический и философский.
Суть первого: признание равноценности всех культур на земле и самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился. Любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима. В мире существует множество «локальных» культур, каждая из которых содержит свои ценности и обладает своим уровнем развития.
Суть второго: выявление специфических признаков культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. При этом подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. К ним относятся прочные верования, ценности и нормы поведения.
Суть третьего. Данный подход к культуре имеет свою специфику. Большинство людей полагает, что знает значение понятия «культура», но при попытке его определить, обнаруживает, что в сущности ничего не может сказать. Дело в том, что философский подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в их сущность. В философской трактовке понятия культуры существует как бы два подхода раскрытия ее сущности.
Культура – это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека. (Отечественные исследователи: В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган).
Римский оратор и философ Цицерон (1 в. до н.э.) использовал это слово в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума. В немецкой, а затем и русской философской традиции Х1Х – начала ХХ в. Получило распространение понятие культуры как результата не всей деятельности человека, а лишь той, что связана с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни.
3. Итак, приходим к выводу о том, что культура имеет отношение буквально ко всем сторонам человеческой жизни. Культура – это результат всей и всякой (производственной, интеллектуальной, духовной) деятельности людей за время их существования на планете Земля. Это живой, единый организм. Это система.
Таким образом, второй вопрос понимания феномена культуры – это понимание ее как системы. Особенности данной системы: ей несвойственна четкая внутренняя организация, границы культурных явлений широки и неопределенны. Деление на виды и роды условны. Но их нужно знать.
1. В зависимости от рода деятельности людей культуру делят:
- на материальную – культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.;
- на духовную – интеллектуальная, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная и т.п.
2. Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют:
- на мировую – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю;
- на национальную – синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.
3. В соответствии с конкретными носителями выделяются виды культуры: городская, сельская, профессиональная, молодежная, классовая, сословная, семейная, отдельного человека.
4. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой) культуры.
5. Есть виды культуры, которые нельзя отнести ни к материальной, ни к духовной. Это так называемое вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему – экономическая, политическая, экологическая и эстетическая культуры.
4. Основные функции культуры:
1. Человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его духовности;
2. трансляции (передачи) социального опыта или информационная, Это функция исторической преемственности;
3. познавательная (гносеологическая). Культура, накапливая опыт и знания, дает возможность познания и освоения мира;
4. регулятивная (нормативная) – дает установки, нормы и правила поведения. Поддерживается моралью и правом;
5. семиотическая (знаковая) – дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, а значит, понимать культуры и свободно жить в ней. Язык – важнейший знак культуры. Специфические языки культуры – музыка, живопись, языки ЭВМ и т.п.;
6. ценностная (аксиологическая) – формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. С данной функцией тесно связан вопрос о культурных ценностях как особых категориях культуры. Культурные ценности – это те явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества. Как это понимать?
Каждая сфера жизни людей имеет свои ценности: политика – политические, искусство – художественные, наука – интеллектуальные и т.п. Одни и те же предметы и идеи могут занимать разное положение в шкале ценностей у разных людей и социальных групп, т.е. культурные ценности разнообразны, и не распространены равномерно среди всех членов общества. В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу, выделяют 4 уровня культурных ценностей:
1) общечеловеческие, или общезначимые, - ценность жизни, семьи, продолжения рода, любви, дружбы;
2) локально-групповые – конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и др.);
3) сословные, или социально-классовые, - интересы и предпочтения людей в зависимости от их социального положения в обществе;
4) индивидуально-личностные – предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям каждого человека, отобранные из тех, что имеются в окружающей его социокультурной среде.
Такое деление, конечно, условно. Культурные ценности не остаются в обществе неподвижными. Меняется человек, общество, меняются и предпочтения, вкусы.
Итак, мы познакомились с системой культуры, рассмотрели ее основные категории, ее структуру и функции, культурные ценности.
Подытоживая сказанное, хочу еще раз подчеркнуть: культура – исторически развивающаяся система, и поэтому важно постоянно иметь в виду исторический контекст этого явления. Культура Функционирует согласно собственным законам развития, которые не всегда можно объяснить с позиций социальных причин. Культура не переставала развиваться даже в самые неблагоприятные исторические периоды: в средние века, в годы тоталитарных режимов. В такие времена видоизменялись формы культурных явлений, достигая в отдельных своих проявлениях небывалых высот. Но во все времена ни одна новация в культуре не происходит без преемственности. В этом смысле любая культура одновременно традиционна и прерывна. Это единство прерывности и непрерывности позволяет выделить в развитии культуры определенные этапы, периоды, эпохи. Например, эпоха античной культуры и Возрождения. В русской истории – культура Киевской Руси, золотой век русской культуры ХІХ столетия и др.
Духовность и культура. В основе культуры средневековья лежит взаимодействие двух начал: варварской культуры и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, религии. В духовной сфере главная роль принадлежала христианству. Христианство наложило глубокий отпечаток на общественно-политическое, нравственное, интеллектуальное, художественное развитие европейской и мировой культуры. Идеология христианства содержала лозунг спасения мира, основанной на нравственной и социальной концепции (идеях любви, добра, справедливости, равенства, братства). Именно христианство на протяжении столетий обеспечивало культурное единство Западной Европы.
Эпоха Ренессанса, начавшаяся в 14-15 вв. в Италии. Под этим термином понималось тогда новое рождение, повторное открытие античного наследия. Сегодня Возрождение понимается как форма культурного подъема через обращение к классической древности. Возрождение связано с переворотом в мировоззрении европейцев 14-15 веков, произошедшим под влиянием нового прочтения античности.
В 18 в. гегемоном духовной жизни Европы становится Франция, а знаменем – Просвещение, вера в возможность прогресса на основе рационального преобразования общества. Главная идея просветителей – это вера в силу человеческого разума, поэтому в деятельности просветителей важное место занимает критика религии, церкви, которые препятствуют свободному развитию человека. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий состоит в невежестве людей. Следовательно, для устранения всех бедствий необходимо просвещать людей, - отсюда само название эпохи. Эпоху Просвещения часто называют веком философии, и, действительно, в это время именно она, а не религия, играет ведущую роль в духовной культуре общества. В концепции Ж.Ж. Руссо не исключается взаимосвязь культуры и цивилизации, однако цивилизация рассматривается как искусственный мир, созданный деятельностью людей. По Руссо, к культуре относится лишь собственное человеческое в цивилизации, а именно все то, что имеет разумное основание.
В разные культурные эпохи у разных народов формировалось свое понимание культуры. Так эллины видели в «пайдейе», т.е. «воспитанности», главное свое отличие от «некультурных» варваров. В послеримскую эпоху наряду с греческим представлением о культуре зародился иной комплекс значений – городской уклад социальной жизни. Это понимание жизни распространилось в средние века и приблизилось по значению к понятию «цивилизация».
Данную тему мы рассмотрим на следующей лекции.
Тест по теме.
1.Что изучает культурология как наука?
а) художественное творчество;
б) формы организации социальных групп;
в) Интеллектуальную и духовную культуру;
г) генезис, формы и типы культуры, ее функционирование в обществе;
д) нормы и правила поведения в обществе.
2.Каково этимологически первое значение термина «культура»?
а) община, город, государство;
б) возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание;
в) усовершенствование человеческого рода;
г) умение мыслить, рассуждать;
д) традиционное ведение хозяйства.
3.Какие главные подходы к определению понятия «культура» принято выделять?
а) естественнонаучный, психологический, биологический;
б) исторический, политический, экономический;
в) антропологический, социологический, философский;
г) социокультурный, эстетический, антропологический;
д) экологический, экономический, социологический.
4.Кто из ученых дал первое научное определение культуры?
а) Л.Г. Морган;
б) Н.А. Бердяев;
в) П.А. Сорокин;
г) О. Шпенглер;
д) Э.Б. Тайлор
5. Какое из предлагаемых определений культуры наиболее полно раскрывает ее сущность?
а) результат всей человеческой деятельности;
б) нечто культовое, чему естественно поклоняться;
в) установленный или принятый порядок поведения, хорошие манеры, умение себя вести;
г) просвещенность и совершенство вкуса;
д) высокий уровень развития чего-нибудь.
6. В каком из приведенных делений культуры не подсистемы критерием является род деятельности людей?
а) мировая и национальная;
б) городская, сельская, профессиональная, молодежная и т.д.;
в) материальная и духовная;
г) экономическая, политическая, экологическая, эстетическая;
д) язык, знания и убеждения, ценности, идеология.
7. Какая из перечисленных функций культуры является основной, формирующей все остальные?
а) информативно-трансляционная;
б) ценностно-ориентирующая;
в) нормативно-регулятивная;
г) гуманистическая, человекоформирующая;
д) знаковая.
8. Что можно назвать культурными ценностями?
а) то, что возвышает человека над биологическими обстоятельствами его бытия;
б) явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества;
в) нечто культовое, чему естественно поклоняться;
г) энергетика духа, способ и форма его самоорганизации;
д) дорогостоящие предметы искусства.
9. Развернутое культурологическое определение цивилизации допускает все приведенные ниже толкования, за исключением одного – какого?
а) стадия развития, наступающая вслед за дикостью;
б) технологическая культура общества;
в) материально-техническое обустройство человеческого бытия;
г) западное общество;
д) род человеческий, живущий на планете Земля;
е) показатель уровня общественного и технологического развития.
10. Какая особенность развития культуры позволяет выделять в развитии того или иного культурного типа отдельные периоды, этапы, эпохи?
а) единство прерывности и непрерывности, традиции и новаторство;
б) сочетание объективного и субъективного в историческом процессе;
в) разница между законами развития природы и общества;
г) деятельность выдающихся исторических личностей;
д) разнообразие форм человеческой деятельности.
Преподаватель ЕАТК ГА Онопко Л.В.