Шпаргалка по истории России

1. История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения

Основные определения истории: - процесс развития какого-то явления(история болезни),- процесс развития человека, -наука, изучающая прошлое природы и человека, - учебная дисциплина. Появления «Истории» в Греции: Фалес применял к вопросам о происхождении. Гомер рассказы о былом. Профессиональные Историки: Геродот («отец»), Политий, Фукидид – Греция; Ливий, Тацит, Плутарх – Рим. На Востоке история- бесконечная цепь превращений человека в границах божественного. Русь: «Повесть временных лет». Идеи цикличности в истории (араб Аль-Бируни, француз Боден, итальянец Вико). В XVII-XVIII начался процесс превращения истории в науку. Россия: Карамзин, Татищев. Гегель, Шеллинг: абсолютный дух в истории. Гердер «генетическое» развитие истории. Всемирная История делится на: -по времени (история первобытная, древняя, средневековья, новая, новейшая); -по географическому признаку (история Стран, регионов, частей света); -по комплексным проблемам (эпоха Возрождения…). Раздела истории: экономическая, политическая, духовная, военная… Историч. Науки: антропология, археология, этнография… Смежные науки: история техники, гос-ва и права, воин, историография. Историческое пространство(страны, регионы), Историческое время (для отчета, периодизации).


2. Савянский и норманский фактор в образовании древнерусского государства.

1. Норманская ( о завоевании Руси варягами)2. Антинорманская3. теория о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.

Суть:1)Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва;2)Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.Доводы:1)слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.;2)дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т;3)1-е киевск князья были варягами;4)в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.Антинорманская теория.Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ваДоводы1)термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан2)рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии3)у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.Теория о призвании:Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок.Признаки гос-ва:1)единая терр-рия2)наличие чиновнич апп-та3)армия4)наличие суд системыК 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции.Причины оформления гос-ти у В сл-н: усложнение эк жизни, отделение ремесла от с/х,выделение воен сословия,появление эк нерав-ва.Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг:варяги - хорошие воины,у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва,нейтральная фигура


3. Древнерусское государство и его исторические значения.

980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти. Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный предводитель, судья, адресат дани ). Княжеская администрация - посадники и тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны ( дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание, решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами. “Младшие” дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги ( в военное время воины ). Основное население составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды ( широкая общ-венная группа ) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы: челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в. холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе. Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса ( порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты: многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по положению в гос-ве. Датой образования Древнерусского государства условно считает­ся 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого госу­дарства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь (киевское княжество, киев­ский каганат).Высшая категория — КНЯЗЬЯ, из которой выделяются Великие князья.БОЯРЕ — знатные люди, обладавшие вотчинами. Делились по происхождению на родовое боярство (в прошлом «старцы градские») и служилое боярство (верхушка княжеской дружины).Средний слой населения был представлен КУПЦАМИ и ЗАЖИТОЧНЫМИ ГОРОЖАНАМИ в городах и МЛАДШИМИ ДРУЖИННИКАМИ.Зависимое население: ЛЮДИ — все свободное население;СМЕРДЫ — полусвободное население, живущее на землях князя и платящее подати;ЗАКУПЫ — полусвободные люди, отрабатывающие долг (купу); РЯДОВИЧИ — работающие по «ряду» — договору; ХОЛОПЫ — несвободное население, рабы. Как правило, холо­пами были военнопленные, а также бежавшие или не вернувшие долг закупы; ИЗГОИ — люди, стоящие вне общества. Изгоями становились вышедшие из общины смерды, позднее — не обучившиеся грамоте де­ти священников и дети князей, не получившие «стола» до смерти роди­теля. Основные тенденции в развитии социальной структуры:1. Появление единого термина — «бояре», включавшего в себя различные группы родоплеменной и служилой зна­ти,2. Деление дружины на старшую и младшую и появление низшей части господствующего класса — отроков.3. Обогащение правящей верхушки — через государственную си­стему (грабительские набеги и перераспределение государственных по­датей).4. Появление вотчинного хозяйства (XI — XII вв.) с эксплуатаци­ей челяди.5. Расслоение общины.Государственное управление:1. Во главе государства стоял КНЯЗЬ, принадлежавший к роду Рюриковичей. В первое столетие существования Киевской Руси земля­ми, подвластными Киеву, управляли племенные князья, избранные по родовому принципу. Впоследствии они были вытеснены великокня­жеской династией.Для Руси было характерно перераспределение княжеских «столов» между всем родом Рюриковичей (лествиничная система), когда самый старший в роду правил Киевом, второй по старшинству — Новгородом и т.д. В случае смерти киевского князя вся лестница поднималась на ступень вверх. Эта система очень скоро стала крайне неудобной из-за невозможности установить старшинство того или иного члена рода. Это вело к непре­рывным войнам между ветвями Рюриковичей.Функции князя:— обеспечение внешней безопасности; издание законов; высший суд; глава администрации.Князь был настолько необходимой частью политической си­стемы, что, по свидетельству очевидца, было удивительно, как два ме­сяца город жил без князя и не был захвачен врагами.2. Князь был ничем без ДРУЖИНЫ, состоящей из профессио­нальных воинов. Сначала дружина была едина и кормилась при дворе князя, в последствии выделяется старшая дружина, в которую входят воины, получившие земельные владения, — бояре, и младшая дружина, состоящая из гридней. Дружина выполняла не только военные, но и административно-судебные функции.3. Наследием первобытно-общинного строя было вече, регулярно собиравшееся в Новгороде и, в исключительных случаях, в других го­родах. Решало вопросы княжения, войны и мира, созыва народного ополчения.Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начи­нал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осу­ществлял при этом судебные функции. Размер государственных повин­ностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулиро­вался обычаем. После гибели в 945 г. князя Игоря, попытавшегося произвольно увеличить размер дани, его вдова, княгиня Ольга, устано­вила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: «становища и погосты».

4. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.

В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич. Владимиру удалось прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей он посадил наместниками в главные города Руси. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру. Однако язычество не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя.Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.Причины, которые обусловили принятие Русью христианства:1)язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;2)язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;3)требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;4)монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;5)появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.Влияние христианства на судьбу страны:1)церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);2)принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;3)церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;4)принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;5)церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;6)христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения


6. Причины распада Древнерусского государства и его последствия

С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой. И Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «... кажцо да держит отчину свою».Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:1)особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, арентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;2)натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;3)развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;4)рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;5)в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение;6)борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50.


7. Объединение русских земель вокруг Москвы и его значение

Причины превращения Москвы в центр складывающегося единого государства:1)москва являлась центром довольно развитого пашенного земледелия и ремесла;2)она находилась на пересечении торговых путей, что способствовало развитию экономических связей с другими областями, более широкому и тесному общению людей;3)географическое положение гарантировало ее относительную безопасность от внешних вторжений, обусловливало приток населения, увеличение его плотности, что, в свою очередь, ускоряло экономическое развитие;4)Москва являлась средоточием тех территорий, где формировалась великорусская народность. Население более развитого московского региона в большей степени влияло на отдельные элементы языка, культуры и быта людей всей Северо-Восточной Руси.Однако перечисленные специфические условия во многом были характерны и для Тверского княжества. Но центром объединения стала не Тверь, а Москва, в первую очередь благодаря умелой политике московских князей.К концу XIV в. были созданы экономические, политические и социальные предпосылки для объединения и образования единого государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей:1)монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в XIII в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства. Политические задачи объединения отдельных княжеств в единое государство стали определяющими;2)развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, еще не возникли буржуазные отношения, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе;3)единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей, и к началу XIV в. Российское государство носило многонациональный характер;4)процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев и т. д.Можно выделить следующие этапы образования единого Российского государства:1)конец XIII — 80-е гг. XIV в. — хозяйственный подъем в русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы;2)80-е гг. XIV — вторая четверть XV в. — дальнейшее объединение земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удельными князьями;3)вторая половина XV — начало XVI в. — образование единого государства.


8. Объединение единого Российского централизованного государства (Х1V – XV1вв)

Образование Московского царства: причины возвышения Москвы.Собирание Русской земли (1236-1462) совершалось медленно, и даже 200 лет спустя, ко времени вступления на престол Ивана 3, территория Московского княжества по размерам была довольно скромной: превосходя Тверь и Рязань, Москва всё же значительно уступала княжеству Литовскому и Новгородской области. Клин, Вязьма, Калуга, Коломна, все на расстоянии 100-170 вёрст от города Москвы ; Нижний Новгород, в 400 верстах – определяли приблизительно границы Московских владений на запад, юг и на восток; и только на север рубеж Московского княжества выдвинулся далеко: в Заозёрский край (Белоозеро ( 700 вёрст) и в зырянские леса и болота (Устюг (900 вёрст)). Зато это был край гуще населённый, более зажиточный, что не осталось без влияния на быстрый последующий рост княжеских владений. За 60 лет при Иване 3 и Василии 3 (1462-1533) территория московская выросла почти в 4 раза. При Иване Москва в один приём поглотила обширные земли Новгородской области, что сразу приблизило её к Финскому заливу, Белому морю и Ледовитому океану, втянула в себя Вятскую землю, Пермский край, прикоснувшись, таким образом, до Уральского хребта; а покорив Тверское княжество и сумев привлечь на свою сторону мелких князей чернигово-северных, она вошла в непосредственное соприкосновение с Литвой. В княжение Василия 3 падают последние остатки независимости в Северо-восточной Руси: Псков и Рязань. С 1523 года на всём протяжении её существовала одна только власть – великого князя московского. Прекращение уделов, распространение на все области Северо-восточной Руси единой власти превратило хозяина московской земли из прежнего удельного князя-собственника в князя-государя. Прежнего московского князя можно сравнить с крупным богатым помещиком: владелец обширных угодий, пашен и лесов, бесконтрольный властелин над сёлами и деревнями, населёнными многочисленными крестьянскими душами, окружённый большой покорной дворнёй, готовой к его услугам, такой барин-помещик жил в своё удовольствие, мало заботясь о том, что лежало вне его личных интересов и выгод. Сама Москва-город была в своём роде помещичьим имением: в центре лежала барская усадьба – княжеский Кремль; а вокруг него – всякого рода дворовые постройки, населённые дворнёй, обязанной обслуживать её хозяйские нужды. Раньше деятельность московского князя протекала в среде таких же, как он, хозяев-помещиков (вотчинников): всё это были близкая или дальняя родня, свои Рюриковичи, и всякая война, спор или соглашение носили характер то домашней распри, то желания поддержать добрососедские отношения. Теперь московский князь, а вместе с ним и всё население его княжества очутились в совершенно ином положении: вокруг соседями были совершенно чужие люди; кроме прежних татар бок о бок оказались Литва, Ливонский орден, шведы: каждая такая группа представляла собой особый народ; каждая со своими отличительными признаками: свой язык, свои обычаи. Хотя свои этнографические и культурные особенности русский человек выявил в себе уже давно, но только теперь явилась у него осознанная потребность закрепить и выявить их, поставить свой родной язык, веру и порядки в условия, благоприятные для дальнейшего их существования – короче говоря, только теперь русские люди почувствовали себя народом, нацией, единым, отличным от других политическим целым.Внешнее выражение политическая независимость московского князя нашла в титулах царь и самодержец, которые начинают входить в употребление в официальных бумагах того времени: при Иване 3 – в отношениях с орденами Ливонским и Тевтонским, при Василии 3 – кроме немецких орденов, ещё с германским императором, с папой, с Данией, со Швецией, а также в делах внутреннего управления. От императора Максимилиана Василий 3 добился признания за ним титула «цесарь и обладатель всероссийский». Если Иван 3 мог себя считать наследником византийской короны, тем более имел на это право Василий 3: как сын византийской царевны, он был кровно связан с византийскими императорами. Этими титулами князья хотели заявить, что они больше не данники татар и вольны распоряжаться своей землёй независимо от давления посторонней воли, что никто из других государей не имеет права вмешиваться в их внутренние дела, что они не вассалы и никому не подчинены. Таким образом, величаясь самодержцами и царями, Иван 3 и Василий 3 определяли исключительно внешнее, международное положение и далеки были от мысли характеризовать ими своё положение внутри гос-ва. Позднейший смысл термина «самодержец» - неконституционный государь – стал придаваться ему лишь с Ивана Грозного.


9. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного Опричнина и ее социальные последствия

Подходило к концу правление Василия III. Он умер в 1533 г., оставив наследником трехлетнего сына Ивана при регентше- матери Елене Васильевне (из рода князей Глинских). Вскоре, пять лет спустя, великий князь потерял и родительницу. Правитель-мальчик, наделенный умом смышленым, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием. Окруженный пышностью и раболепием во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. К этому прибавилась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовы. Позднее, уже в зрелые годы, царь Грозный не мог забыть свои детские невзгоды: «Бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем на постель нашего отца и, положив ногу на стул, а на нас не смотрит».В такой обстановке рос великий князь. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Наблюдая сцены междоусобий и расправ, он и сам, взрослея, входит во вкус – отдает, например своим псарям приказ затравить неугодного ему князя Андрея Шуйского.Молодого великого князя возмущали неправедные дела бояр в городах и волостях – захваты крестьянских земель, взятки, судебные штрафы и прочее. От их лихоимства страдали «черные люди» – крестьяне и ремесленники, и главное (в глазах Ивана IV), казна, порядок и спокойствие в государстве.Первые годы правления.Борьба бояр и княжат продолжалась. Шуйских сменили Воронцовы и Кубенские, а их – Глинские, родственники великого князя по матери. Распри вельмож-правителей, разгул и притеснения вызвали общее недовольство крестьян, посадских людей, дворян, значительной части боярства и духовенства. С надеждой многие смотрели на Ивана IV. Когда он вошел в «возраст», его венчали на царство. В январе 1547 г., когда Ивану было 16 лет, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля. По «чину венчания», составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться «царем и великим князем всея Руси». Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского правителя, род которого, как тогда считали московские политики, восходит к Августу, преемнику Юлия Цезаря. От имени последнего идет титул «царь».В следующем месяце молодой царь женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева. Новые родственники царя, появившиеся при дворе и получившие высокие чины и должности, митрополит Макарий, их сторонники из бояр и князей вскоре объединилась против Глинских, возглавивших правительство. Представился и подходящий случай.Летом 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание. 21 июня огромный пожар почти дотла спалил деревянную столицу – сгорело 25 тысяч дворов, остались без крова 80 тысяч москвичей, почти все ее население, 1700 человек погибли. Начавшиеся эпидемия и голод косили людей. Поползли слухи: «Москву-де подожгли Глинские, а бабка царя Анна Глинская колдовала: вынимала сердца человеческие и клала их в воду да тою водою, ездя по Москве, кропила, и оттого Москва выгорала». Подобный оборот событий оказался выгоден для Захарьиных и их сторонников.Падение правительства ускорило выступление простых москвичей. 26 июня они собрались на вече, и по его решению восставшие двинулись в Кремль, схватили и убили одного из Глинских – дядю царя боярина князя, Юрия Васильевича, его брат Михаил Васильевич Глинский успел бежать из столицы. Дворы ненавистных правителей подверглись разгрому.Царь Иван, уехавший из-за пожара из Москвы, отсиживался в подмосковном селе Воробьеве (на Воробьевых горах). Сюда 29 июня явились восставшие, вооруженные, чем попало, и потребовали у царя отдать им на расправу Анну и Михаила Глинских. Иван уговаривал прекратить восстание, уверял, что Глинских у него нет. Москвичи, поверив ему, ушли в город. Восстание вскоре утихло. Восстание привело к падению правительства Глинских и приходу к власти Захарьиных.При участии митрополита Макария была создана «Избранная рада» - это орган, который осуществлял исполнительную власть, формировал новый приказной орган.Избранная рада начала создание центральных органов гос. управления – приказов. ПРИКАЗ № 1: челобитная изба. Его задача: принимать жалобы (челобитные) на имя государя и расследовать их. ПРИКАЗ № 2: посольский. Это ведомство иностранных дел. ПРИКАЗ № 2: поместный. Занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. ПРИКАЗ № 4: разрядный. Штаб вооружённых сил. ПРИКАЗ № 5: разбойный. Ведал борьбой против разбоев и лихих людей. ПРИКАЗ № 6: земский. Ведал порядком в Москве. Для укрепления нового гос-ва монархии потребовалось создать чиновничий аппарат. В городах и волостях выбирались целовальники и старосты, которые становились чиноначальными людьми гос-ва. В 1550 году было ликвидировано местничество. В 1550 году вводится постоянное стрелецкое войско, в отличие от дворянского ополчения. В 1550 году отменены кормления. В 1556 году принято уложение о службе. В 1550 году был принят новый судебник, который ликвидировал привилегию монастырей не платить податей в казну, запретил превращать в холопов детей боярских и дворянских, затруднил переход от одного владельца к другому в Юрьев день путём увеличения пожилого. Введён поземельный налог в т.ч. и с церковных земель. Реформы укрепили гос. управление, военную систему, способствовали централизации.Опричнина.2 февраля 1565 г. Иван IV объявил духовенству, знатным боярам об учреждении опричнины. В опричнину, подвластную царю (царский удел), вошли земли, включавшие 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны. Остальная территория была названа земщиной, в ней сохранялись старые порядки во главе с боярами. Противников опричнины уничтожали.Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано специальное опричное войско. Опричники приделывали к седлам коней собачьи головы и метлы, что символизировало их собачью преданность царю и решимость вымести всякую измену.В 1570 г. Иван Грозный вместе с сыном Иваном возглавил поход по родной земле отмеченный проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым разгулом его слуг. Были разграблены Клин, Тверь, и Новгород. Это был настоящий террор, ставивший целью не только подавить бояр, но и запугать народ. Но вскоре царь сам стал бояться опричников.В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать это ненавистное в народе слово.Последствия опричнины:1)опричнина способствовала становлению деспотического характера русского самодержавия, фактически она превратила в холопов и феодалов, и крестьян;2)была подорвана экономика страны, многие земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий. В 1581 г. Иван Грозный ввел «заповедные годы» — временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день, т. е. в России на время вводилось крепостное право;3)опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне.

10.Крепостное право в России этапы закрепления, последствия

Со 2трети 12в до конца15в на Руси длился период феодальной раздробленности.Главн.предпосылки:ослабление центральн.власти киевского князя,укрепление власти феодалов на местах.(восстание в