Шпаргалка по истории России
1. История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения
Основные определения истории: - процесс развития какого-то явления(история болезни),- процесс развития человека, -наука, изучающая прошлое природы и человека, - учебная дисциплина. Появления «Истории» в Греции: Фалес применял к вопросам о происхождении. Гомер рассказы о былом. Профессиональные Историки: Геродот («отец»), Политий, Фукидид – Греция; Ливий, Тацит, Плутарх – Рим. На Востоке история- бесконечная цепь превращений человека в границах божественного. Русь: «Повесть временных лет». Идеи цикличности в истории (араб Аль-Бируни, француз Боден, итальянец Вико). В XVII-XVIII начался процесс превращения истории в науку. Россия: Карамзин, Татищев. Гегель, Шеллинг: абсолютный дух в истории. Гердер «генетическое» развитие истории. Всемирная История делится на: -по времени (история первобытная, древняя, средневековья, новая, новейшая); -по географическому признаку (история Стран, регионов, частей света); -по комплексным проблемам (эпоха Возрождения…). Раздела истории: экономическая, политическая, духовная, военная… Историч. Науки: антропология, археология, этнография… Смежные науки: история техники, гос-ва и права, воин, историография. Историческое пространство(страны, регионы), Историческое время (для отчета, периодизации).
2. Савянский и норманский фактор в образовании древнерусского государства.
1. Норманская ( о завоевании Руси варягами)2. Антинорманская3. теория о призвании варягов
Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.
Суть:1)Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва;2)Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.Доводы:1)слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.;2)дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т;3)1-е киевск князья были варягами;4)в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.Антинорманская теория.Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ваДоводы1)термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан2)рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии3)у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.Теория о призвании:Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок.Признаки гос-ва:1)единая терр-рия2)наличие чиновнич апп-та3)армия4)наличие суд системыК 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции.Причины оформления гос-ти у В сл-н: усложнение эк жизни, отделение ремесла от с/х,выделение воен сословия,появление эк нерав-ва.Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг:варяги - хорошие воины,у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва,нейтральная фигура
3. Древнерусское государство и его исторические значения.
980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти. Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный предводитель, судья, адресат дани ). Княжеская администрация - посадники и тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны ( дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание, решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами. “Младшие” дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги ( в военное время воины ). Основное население составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды ( широкая общ-венная группа ) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы: челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в. холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе. Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса ( порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты: многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по положению в гос-ве. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь (киевское княжество, киевский каганат).Высшая категория — КНЯЗЬЯ, из которой выделяются Великие князья.БОЯРЕ — знатные люди, обладавшие вотчинами. Делились по происхождению на родовое боярство (в прошлом «старцы градские») и служилое боярство (верхушка княжеской дружины).Средний слой населения был представлен КУПЦАМИ и ЗАЖИТОЧНЫМИ ГОРОЖАНАМИ в городах и МЛАДШИМИ ДРУЖИННИКАМИ.Зависимое население: ЛЮДИ — все свободное население;СМЕРДЫ — полусвободное население, живущее на землях князя и платящее подати;ЗАКУПЫ — полусвободные люди, отрабатывающие долг (купу); РЯДОВИЧИ — работающие по «ряду» — договору; ХОЛОПЫ — несвободное население, рабы. Как правило, холопами были военнопленные, а также бежавшие или не вернувшие долг закупы; ИЗГОИ — люди, стоящие вне общества. Изгоями становились вышедшие из общины смерды, позднее — не обучившиеся грамоте дети священников и дети князей, не получившие «стола» до смерти родителя. Основные тенденции в развитии социальной структуры:1. Появление единого термина — «бояре», включавшего в себя различные группы родоплеменной и служилой знати,2. Деление дружины на старшую и младшую и появление низшей части господствующего класса — отроков.3. Обогащение правящей верхушки — через государственную систему (грабительские набеги и перераспределение государственных податей).4. Появление вотчинного хозяйства (XI — XII вв.) с эксплуатацией челяди.5. Расслоение общины.Государственное управление:1. Во главе государства стоял КНЯЗЬ, принадлежавший к роду Рюриковичей. В первое столетие существования Киевской Руси землями, подвластными Киеву, управляли племенные князья, избранные по родовому принципу. Впоследствии они были вытеснены великокняжеской династией.Для Руси было характерно перераспределение княжеских «столов» между всем родом Рюриковичей (лествиничная система), когда самый старший в роду правил Киевом, второй по старшинству — Новгородом и т.д. В случае смерти киевского князя вся лестница поднималась на ступень вверх. Эта система очень скоро стала крайне неудобной из-за невозможности установить старшинство того или иного члена рода. Это вело к непрерывным войнам между ветвями Рюриковичей.Функции князя:— обеспечение внешней безопасности; издание законов; высший суд; глава администрации.Князь был настолько необходимой частью политической системы, что, по свидетельству очевидца, было удивительно, как два месяца город жил без князя и не был захвачен врагами.2. Князь был ничем без ДРУЖИНЫ, состоящей из профессиональных воинов. Сначала дружина была едина и кормилась при дворе князя, в последствии выделяется старшая дружина, в которую входят воины, получившие земельные владения, — бояре, и младшая дружина, состоящая из гридней. Дружина выполняла не только военные, но и административно-судебные функции.3. Наследием первобытно-общинного строя было вече, регулярно собиравшееся в Новгороде и, в исключительных случаях, в других городах. Решало вопросы княжения, войны и мира, созыва народного ополчения.Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начинал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. Размер государственных повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулировался обычаем. После гибели в 945 г. князя Игоря, попытавшегося произвольно увеличить размер дани, его вдова, княгиня Ольга, установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: «становища и погосты».
4. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.
В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич. Владимиру удалось прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей он посадил наместниками в главные города Руси. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру. Однако язычество не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя.Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.Причины, которые обусловили принятие Русью христианства:1)язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;2)язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;3)требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;4)монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;5)появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.Влияние христианства на судьбу страны:1)церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);2)принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;3)церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;4)принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;5)церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;6)христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения
6. Причины распада Древнерусского государства и его последствия
С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой. И Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «... кажцо да держит отчину свою».Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:1)особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, арентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;2)натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;3)развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;4)рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;5)в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение;6)борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50.
7. Объединение русских земель вокруг Москвы и его значение
Причины превращения Москвы в центр складывающегося единого государства:1)москва являлась центром довольно развитого пашенного земледелия и ремесла;2)она находилась на пересечении торговых путей, что способствовало развитию экономических связей с другими областями, более широкому и тесному общению людей;3)географическое положение гарантировало ее относительную безопасность от внешних вторжений, обусловливало приток населения, увеличение его плотности, что, в свою очередь, ускоряло экономическое развитие;4)Москва являлась средоточием тех территорий, где формировалась великорусская народность. Население более развитого московского региона в большей степени влияло на отдельные элементы языка, культуры и быта людей всей Северо-Восточной Руси.Однако перечисленные специфические условия во многом были характерны и для Тверского княжества. Но центром объединения стала не Тверь, а Москва, в первую очередь благодаря умелой политике московских князей.К концу XIV в. были созданы экономические, политические и социальные предпосылки для объединения и образования единого государства. В отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс имел ряд особенностей:1)монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в XIII в. объединительные процессы. Борьба за свержение монгольского ига определяла само существование Руси как самостоятельного государства. Политические задачи объединения отдельных княжеств в единое государство стали определяющими;2)развитие городов и внутренней торговли не достигло такого уровня, как на Западе, еще не возникли буржуазные отношения, а именно этот фактор стал главной социально-экономической предпосылкой создания единых государств в Западной Европе;3)единое государство на Руси складывалось на основе многих народностей, и к началу XIV в. Российское государство носило многонациональный характер;4)процесс объединения русских земель в единое государство был обусловлен необходимостью защиты от внешних врагов — татар, турок, поляков, немцев и т. д.Можно выделить следующие этапы образования единого Российского государства:1)конец XIII — 80-е гг. XIV в. — хозяйственный подъем в русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы;2)80-е гг. XIV — вторая четверть XV в. — дальнейшее объединение земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удельными князьями;3)вторая половина XV — начало XVI в. — образование единого государства.
8. Объединение единого Российского централизованного государства (Х1V – XV1вв)
Образование Московского царства: причины возвышения Москвы.Собирание Русской земли (1236-1462) совершалось медленно, и даже 200 лет спустя, ко времени вступления на престол Ивана 3, территория Московского княжества по размерам была довольно скромной: превосходя Тверь и Рязань, Москва всё же значительно уступала княжеству Литовскому и Новгородской области. Клин, Вязьма, Калуга, Коломна, все на расстоянии 100-170 вёрст от города Москвы ; Нижний Новгород, в 400 верстах – определяли приблизительно границы Московских владений на запад, юг и на восток; и только на север рубеж Московского княжества выдвинулся далеко: в Заозёрский край (Белоозеро ( 700 вёрст) и в зырянские леса и болота (Устюг (900 вёрст)). Зато это был край гуще населённый, более зажиточный, что не осталось без влияния на быстрый последующий рост княжеских владений. За 60 лет при Иване 3 и Василии 3 (1462-1533) территория московская выросла почти в 4 раза. При Иване Москва в один приём поглотила обширные земли Новгородской области, что сразу приблизило её к Финскому заливу, Белому морю и Ледовитому океану, втянула в себя Вятскую землю, Пермский край, прикоснувшись, таким образом, до Уральского хребта; а покорив Тверское княжество и сумев привлечь на свою сторону мелких князей чернигово-северных, она вошла в непосредственное соприкосновение с Литвой. В княжение Василия 3 падают последние остатки независимости в Северо-восточной Руси: Псков и Рязань. С 1523 года на всём протяжении её существовала одна только власть – великого князя московского. Прекращение уделов, распространение на все области Северо-восточной Руси единой власти превратило хозяина московской земли из прежнего удельного князя-собственника в князя-государя. Прежнего московского князя можно сравнить с крупным богатым помещиком: владелец обширных угодий, пашен и лесов, бесконтрольный властелин над сёлами и деревнями, населёнными многочисленными крестьянскими душами, окружённый большой покорной дворнёй, готовой к его услугам, такой барин-помещик жил в своё удовольствие, мало заботясь о том, что лежало вне его личных интересов и выгод. Сама Москва-город была в своём роде помещичьим имением: в центре лежала барская усадьба – княжеский Кремль; а вокруг него – всякого рода дворовые постройки, населённые дворнёй, обязанной обслуживать её хозяйские нужды. Раньше деятельность московского князя протекала в среде таких же, как он, хозяев-помещиков (вотчинников): всё это были близкая или дальняя родня, свои Рюриковичи, и всякая война, спор или соглашение носили характер то домашней распри, то желания поддержать добрососедские отношения. Теперь московский князь, а вместе с ним и всё население его княжества очутились в совершенно ином положении: вокруг соседями были совершенно чужие люди; кроме прежних татар бок о бок оказались Литва, Ливонский орден, шведы: каждая такая группа представляла собой особый народ; каждая со своими отличительными признаками: свой язык, свои обычаи. Хотя свои этнографические и культурные особенности русский человек выявил в себе уже давно, но только теперь явилась у него осознанная потребность закрепить и выявить их, поставить свой родной язык, веру и порядки в условия, благоприятные для дальнейшего их существования – короче говоря, только теперь русские люди почувствовали себя народом, нацией, единым, отличным от других политическим целым.Внешнее выражение политическая независимость московского князя нашла в титулах царь и самодержец, которые начинают входить в употребление в официальных бумагах того времени: при Иване 3 – в отношениях с орденами Ливонским и Тевтонским, при Василии 3 – кроме немецких орденов, ещё с германским императором, с папой, с Данией, со Швецией, а также в делах внутреннего управления. От императора Максимилиана Василий 3 добился признания за ним титула «цесарь и обладатель всероссийский». Если Иван 3 мог себя считать наследником византийской короны, тем более имел на это право Василий 3: как сын византийской царевны, он был кровно связан с византийскими императорами. Этими титулами князья хотели заявить, что они больше не данники татар и вольны распоряжаться своей землёй независимо от давления посторонней воли, что никто из других государей не имеет права вмешиваться в их внутренние дела, что они не вассалы и никому не подчинены. Таким образом, величаясь самодержцами и царями, Иван 3 и Василий 3 определяли исключительно внешнее, международное положение и далеки были от мысли характеризовать ими своё положение внутри гос-ва. Позднейший смысл термина «самодержец» - неконституционный государь – стал придаваться ему лишь с Ивана Грозного.
9. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного Опричнина и ее социальные последствия
Подходило к концу правление Василия III. Он умер в 1533 г., оставив наследником трехлетнего сына Ивана при регентше- матери Елене Васильевне (из рода князей Глинских). Вскоре, пять лет спустя, великий князь потерял и родительницу. Правитель-мальчик, наделенный умом смышленым, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием. Окруженный пышностью и раболепием во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. К этому прибавилась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовы. Позднее, уже в зрелые годы, царь Грозный не мог забыть свои детские невзгоды: «Бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем на постель нашего отца и, положив ногу на стул, а на нас не смотрит».В такой обстановке рос великий князь. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Наблюдая сцены междоусобий и расправ, он и сам, взрослея, входит во вкус – отдает, например своим псарям приказ затравить неугодного ему князя Андрея Шуйского.Молодого великого князя возмущали неправедные дела бояр в городах и волостях – захваты крестьянских земель, взятки, судебные штрафы и прочее. От их лихоимства страдали «черные люди» – крестьяне и ремесленники, и главное (в глазах Ивана IV), казна, порядок и спокойствие в государстве.Первые годы правления.Борьба бояр и княжат продолжалась. Шуйских сменили Воронцовы и Кубенские, а их – Глинские, родственники великого князя по матери. Распри вельмож-правителей, разгул и притеснения вызвали общее недовольство крестьян, посадских людей, дворян, значительной части боярства и духовенства. С надеждой многие смотрели на Ивана IV. Когда он вошел в «возраст», его венчали на царство. В январе 1547 г., когда Ивану было 16 лет, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля. По «чину венчания», составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться «царем и великим князем всея Руси». Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского правителя, род которого, как тогда считали московские политики, восходит к Августу, преемнику Юлия Цезаря. От имени последнего идет титул «царь».В следующем месяце молодой царь женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева. Новые родственники царя, появившиеся при дворе и получившие высокие чины и должности, митрополит Макарий, их сторонники из бояр и князей вскоре объединилась против Глинских, возглавивших правительство. Представился и подходящий случай.Летом 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание. 21 июня огромный пожар почти дотла спалил деревянную столицу – сгорело 25 тысяч дворов, остались без крова 80 тысяч москвичей, почти все ее население, 1700 человек погибли. Начавшиеся эпидемия и голод косили людей. Поползли слухи: «Москву-де подожгли Глинские, а бабка царя Анна Глинская колдовала: вынимала сердца человеческие и клала их в воду да тою водою, ездя по Москве, кропила, и оттого Москва выгорала». Подобный оборот событий оказался выгоден для Захарьиных и их сторонников.Падение правительства ускорило выступление простых москвичей. 26 июня они собрались на вече, и по его решению восставшие двинулись в Кремль, схватили и убили одного из Глинских – дядю царя боярина князя, Юрия Васильевича, его брат Михаил Васильевич Глинский успел бежать из столицы. Дворы ненавистных правителей подверглись разгрому.Царь Иван, уехавший из-за пожара из Москвы, отсиживался в подмосковном селе Воробьеве (на Воробьевых горах). Сюда 29 июня явились восставшие, вооруженные, чем попало, и потребовали у царя отдать им на расправу Анну и Михаила Глинских. Иван уговаривал прекратить восстание, уверял, что Глинских у него нет. Москвичи, поверив ему, ушли в город. Восстание вскоре утихло. Восстание привело к падению правительства Глинских и приходу к власти Захарьиных.При участии митрополита Макария была создана «Избранная рада» - это орган, который осуществлял исполнительную власть, формировал новый приказной орган.Избранная рада начала создание центральных органов гос. управления – приказов. ПРИКАЗ № 1: челобитная изба. Его задача: принимать жалобы (челобитные) на имя государя и расследовать их. ПРИКАЗ № 2: посольский. Это ведомство иностранных дел. ПРИКАЗ № 2: поместный. Занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. ПРИКАЗ № 4: разрядный. Штаб вооружённых сил. ПРИКАЗ № 5: разбойный. Ведал борьбой против разбоев и лихих людей. ПРИКАЗ № 6: земский. Ведал порядком в Москве. Для укрепления нового гос-ва монархии потребовалось создать чиновничий аппарат. В городах и волостях выбирались целовальники и старосты, которые становились чиноначальными людьми гос-ва. В 1550 году было ликвидировано местничество. В 1550 году вводится постоянное стрелецкое войско, в отличие от дворянского ополчения. В 1550 году отменены кормления. В 1556 году принято уложение о службе. В 1550 году был принят новый судебник, который ликвидировал привилегию монастырей не платить податей в казну, запретил превращать в холопов детей боярских и дворянских, затруднил переход от одного владельца к другому в Юрьев день путём увеличения пожилого. Введён поземельный налог в т.ч. и с церковных земель. Реформы укрепили гос. управление, военную систему, способствовали централизации.Опричнина.2 февраля 1565 г. Иван IV объявил духовенству, знатным боярам об учреждении опричнины. В опричнину, подвластную царю (царский удел), вошли земли, включавшие 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны. Остальная территория была названа земщиной, в ней сохранялись старые порядки во главе с боярами. Противников опричнины уничтожали.Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано специальное опричное войско. Опричники приделывали к седлам коней собачьи головы и метлы, что символизировало их собачью преданность царю и решимость вымести всякую измену.В 1570 г. Иван Грозный вместе с сыном Иваном возглавил поход по родной земле отмеченный проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым разгулом его слуг. Были разграблены Клин, Тверь, и Новгород. Это был настоящий террор, ставивший целью не только подавить бояр, но и запугать народ. Но вскоре царь сам стал бояться опричников.В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать это ненавистное в народе слово.Последствия опричнины:1)опричнина способствовала становлению деспотического характера русского самодержавия, фактически она превратила в холопов и феодалов, и крестьян;2)была подорвана экономика страны, многие земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий. В 1581 г. Иван Грозный ввел «заповедные годы» — временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день, т. е. в России на время вводилось крепостное право;3)опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне.
10.Крепостное право в России этапы закрепления, последствия
Со 2трети 12в до конца15в на Руси длился период феодальной раздробленности.Главн.предпосылки:ослабление центральн.власти киевского князя,укрепление власти феодалов на местах.(восстание в