Системы рефинансирования Центральным банком кредитных организаций
height="171" border="0" />Рисунок 1 – Денежная масса М2 в 2008–2009 г.г. (млрд. руб.)
Широкая денежная масса2 за январь – сентябрь 2009 года, по предварительным данным, увеличилась на 4,5% (за январь – сентябрь 2008 года ее прирост составил 9,8%). Годовой темп прироста широкой денежной массы на 1.10.2009 г. составил 9,1% (на 1.10.2008 – 26,5%). Основными источниками увеличения этого денежного агрегата были рост чистого кредита федеральному правительству, а также увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (за февраль – сентябрь их рост в долларовом эквиваленте составил 11,6%).
В условиях существенного снижения объема ВВП объем депозитов до востребования, формируемый главным образом за счет средств на расчетных и текущих счетах нефинансовых организаций, за девять месяцев 2009 года сократился в абсолютном выражении на 0,3%. Срочные рублевые депозиты нефинансовых организаций и населения за январь – сентябрь 2009 года возросли на 8,2% по сравнению с 18,4% за январь – сентябрь предыдущего года.
Основной причиной такой динамики срочных депозитов стало ослабление рубля в конце 2008 – начале 2009 года, вызвавшее перемещение рублевых средств в активы в иностранной валюте. По мере стабилизации и последующего укрепления курса рубля, а также роста процентных ставок по депозитам срочные вклады в национальной валюте стали постепенно увеличиваться. Однако их ежемесячные темпы прироста на протяжении трех кварталов 2009 года (за исключением мая и сентября) были ниже, чем в предыдущем году.
Что касается динамики депозитов в иностранной валюте, то после существенного роста в январе происходило снижение ежемесячных темпов роста этого показателя. Тем не менее уровень валютизации депозитов в январе – сентябре 2009 года был заметно выше, чем в соответствующий период 2008 года. Так, доля депозитов в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте) в общем объеме депозитов банковской системы, по предварительным данным, на 1.10.2009 г. составила 27,6% (на 1.10.2008 – 13,9%), а в структуре широкой денежной массы – 22,1% (на 1.10.2008 – 10,5%).
Значительное уменьшение рублевой депозитной базы, произошедшее в начале года, а также продолжающееся сокращение поступлений средств, привлекаемых на международных финансовых рынках, существенно ограничивали предложение кредитов со стороны российской банковской системы. В этот же период продолжился рост просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям и населению. Это стало дополнительным фактором, обусловившим ограничение предложения кредитов, так как вынуждало банки действовать более осторожно в связи с ухудшением качества банковских активов и финансового состояния многих заемщиков.
Кроме того, на динамике кредитных агрегатов отразилось снижение спроса на кредиты в условиях общего спада экономической активности и высокой стоимости заимствований на внутреннем рынке. Реализация кредитных рисков в российском банковском секторе и высокая стоимость фондирования для кредитных организаций обусловили в конце 2008 — начале 2009 года рост процентных ставок по кредитам нефинансовым организациям, приостановившийся под влиянием мер, принятых Банком России.
Просроченная задолженность по банковским кредитам нефинансовым организациям и населению в первой половине 2009 года росла быстрыми темпами. Она увеличилась с 415 млрд. рублей на 1.01.2009 г. до 824 млрд. рублей на 1.07.2009 г. В дальнейшем ее рост замедлился, а в сентябре наблюдалось ее некоторое снижение. На 1.10.2009 г. она составляла 948 млрд. рублей.
В связи с ростом «плохих» активов кредитные организации создают значительные резервы на возможные потери. Размер этих резервов увеличился с 1023 млрд. рублей на 1.01.2009 г. до 1824 млрд. рублей на 1.10.2009 г. Несмотря на быстрый рост резервов на возможные потери, достаточность капитала банковского сектора увеличивается. На 1.01.2009 г. она составляла 16,8%, на 1.10.2009 г. – 20,3% (при нормативном значении 10%).
На постепенное улучшение ситуации существенное влияние оказывали антикризисные меры Правительства Российской Федерации и Банка России. Одним из факторов смягчения проблемы «плохих» активов является наметившееся во второй половине 2009 года оживление экономики. Совершенно ясно, что проблема «плохих» долгов продолжает оставаться одной из центральных с точки зрения развития состояния банковской системы и экономики. Данная проблема учитывается Банком России при проведении им денежно-кредитной политики.
Динамика денежной базы в широком определении3, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, отражала основные изменения ситуации на денежном рынке и проводимой денежно-кредитной политики.
В январе 2009 года в условиях значительного оттока капитала частного сектора произошло резкое (на 22,4%) сокращение денежной базы, в основном за счет существенного снижения наличных денег (на 14,5%) и остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России (более чем в 2 раза).
На фоне снижения девальвационных ожиданий участников рынка объем денежной базы в феврале – марте 2009 года существенно не менялся, оставаясь на уровне примерно 4,3 трлн. рублей. За апрель – сентябрь 2009 года в условиях закрепления позитивных внешнеэкономических тенденций, укрепления валютного курса рубля, смягчения бюджетной политики объем денежной базы возрос на 11,7%. В этот период объем наличных денег в составе денежной базы увеличился на 5,8%. Рост ликвидности в банковском секторе в апреле—сентябре 2009 года проявился также в увеличении объема депозитов кредитных организаций в Банке России на 32,8%.
Основными источниками увеличения денежной базы за апрель – сентябрь 2009 года были операции Банка России на внутреннем валютном рынке и рост чистого кредита федеральному правительству. В условиях повышения притока иностранной валюты на российский рынок и формирования тенденции к укреплению валютного курса рубля прирост международных резервов органов денежно-кредитного регулирования за апрель – сентябрь 2009 года составил 29,6 млрд. долларов США, а суммарный приток ликвидности в банковский сектор в результате этих операций – около 0,8 трлн. рублей. Сопоставимым по объему источником роста денежной базы в этот период было увеличение чистого кредита федеральному правительству, что было связано с принятым решением об использовании средств Резервного фонда для финансирования дефицита федерального бюджета. Увеличение уровня банковской ликвидности было связано также с возобновлением с апреля 2009 года операций по размещению временно свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах (таблица 1).
Таблица 1.
Оценка показателей денежной программы на 2009 год (млрд. рублей)
Показатели | 1.01.2009 | 1.10.2009 | 1.01.2010 | Прирост за |
факт | факт | прогноз | 2009 год | |
1. Денежная база: | 4 392 | 3 955 | 5 008 | 616 |
1.1. наличные деньги в обращении | 4 372 | 3 869 | 4 909 | 537 |
1.2. обязательные резервы | 20 | 85 | 99 | 79 |
2. Чистые международные резервы | 11 199 | 11 275 | 12 095 | 895 |
3. Чистые внутренние активы, в том числе: | -6 807 | -7 320 | -7 086 | -280 |
3.1. Чистый кредит расширенному правительству: | -7 152 | -5 872 | -4 867 | 2 286 |
3.1.1. чистый кредит федеральному правительству | -6 343 | -4 744 | -4 047 | 2 297 |
3.1.2. остатки средств консолидированных бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов на счетах в ЦБ РФ | -809 | -1 128 | -820 | -11 |
3.2. Чистый кредит банкам: | 2 515 | 1 024 | 159 | -2 355 |
3.2.1. валовой кредит банкам | 3 692 | 1 805 | 1 355 | -2 337 |
3.2.2. корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности | -1 177 | -780 | -1 195 | -19 |
3.3. Прочие чистые неклассифицированные активы | -2 170 | -2 473 | -2 379 | -210 |
2.2 Рефинансирование как инструмент денежно-кредитного регулирования
В январе 2009 года в условиях недостатка ликвидности спрос кредитных организаций на операции по рефинансированию со стороны Банка России находился на высоком уровне: средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности составлял около 820 млрд. рублей. Стабилизация внутреннего валютного рынка привела к снижению спроса кредитных организаций на дополнительную ликвидность: в феврале – марте средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности снизился до 430 млрд. рублей и в апреле – сентябре 2009 года – до 81,9 млрд. рублей.
В апреле – сентябре 2009 года сократилась задолженность по кредитам Банка России: объем валового кредита кредитным организациям снизился на 1,7 трлн. рублей (на 48,4%). При этом особенно существенно сократилась задолженность кредитных организаций по кредитам без обеспечения (в 5,2 раза), часть которой была погашена досрочно.
Одним из основных рыночных инструментов рефинансирования в 2009 году оставались операции прямого РЕПО Банка России. За девять месяцев 2009 года объем данных операций составил 25,1 трлн. рублей по сравнению с 8,4 трлн. рублей за аналогичный период 2008 года. Средний дневной объем операций прямого РЕПО Банка России за этот период составил 136,3 млрд. рублей, при этом в январе был достигнут максимальный дневной уровень данного показателя – около 763 млрд. рублей.
Повышению потенциала данного инструмента в 2009 году способствовало начало проведения операций РЕПО Банка России на Фондовой бирже ММВБ, а также расширение Ломбардного списка Банка России (Приложение В). Кроме того, важным шагом являлось возобновление операций прямого РЕПО на срок 90 дней и начало проведения операций на сроки 6 и 12 месяцев.
За январь – сентябрь 2009 года объем операций по предоставлению кредитов без обеспечения на сроки от 5 недель до 1 года составил 3,1 трлн. рублей. Первый кредитный аукцион на срок 1 год был проведен 8 июня 2009 года, по его итогам было предоставлено почти 48 млрд. рублей. Задолженность банковского сектора по данным операциям на 1 октября 2009 года составила 0,3 трлн. рублей.
Объем операций Банка России по предоставлению кредитов под обеспечение нерыночными активами (векселя, права требования по кредитным договорам организаций) и под поручительства кредитных организаций за девять месяцев 2009 года составил 1,8 трлн. рублей, из них кредитов, обеспеченных поручительствами, – 580 млрд. рублей.
Существенно увеличился спрос на ломбардные кредиты (рисунок 2). За девять месяцев 2009 года общий объем операций по предоставлению кредитным организациям ломбардных кредитов превысил 251 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в 4,4 раза, при этом 49,6% составили ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней, в том числе более 16,5 млрд. рублей – через систему электронных торгов ММВБ. Объем операций по предоставлению кредитным организациям ломбардных кредитов на аукционной основе за девять месяцев 2009 года составил 127 млрд. рублей по сравнению с 4,4 млрд. рублей за соответствующий период 2008 года.
В 2009 году Банк России продолжил работу по расширению перечня активов, которые банки могут использовать в качестве обеспечения при проведении операций рефинансирования с Банком России. В I квартале 2009 года в Ломбардный список Банка России (Приложение В) были включены облигации с ипотечным покрытием, обязательства эмитента по которым обеспечены солидарным поручительством ОАО «АИЖК» (ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»), а также облигации эмитентов, входящих в Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 № 957, включенные в котировальный список по крайней мере одной фондовой биржи, действующей на территории Российской Федерации, независимо от наличия у указанных эмитентов международного рейтинга.
Рисунок 2 – Объем ломбардных и внутридневных кредитов, предоставленных Банком России, млрд. руб.
Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты овернайт для завершения операционного дня: объем этих операций за январь – сентябрь 2009 года составил 241 млрд. рублей.
Существенно возрос в январе – сентябре 2009 года объем операций по внутридневным кредитам, предоставляемым Банком России в целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы, – до 16,6 трлн. рублей, что на 40,7% больше, чем за соответствующий период 2008 года.
В целях регулирования ликвидности банковского сектора Банк России проводил депозитные операции с кредитными организациями – резидентами в валюте Российской Федерации по фиксированным процентным ставкам на стандартных условиях. Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок за январь – сентябрь 2009 года составил 13,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,5 трлн. рублей.
В качестве дополнительного инструмента регулирования банковской ликвидности Банк России также использовал операции с облигациями Банка России (ОБР), однако возможности использования данных операций были ограниченны ввиду низкой активности участников и ограниченной ликвидности данного сегмента рынка.
В 2009 году Банк России в качестве инструмента прямого регулирования ликвидности использовал обязательные резервные требования. В январе 2009 года Банк России принял решение о переносе ранее установленных сроков поэтапного увеличения нормативов обязательных резервов с 1 февраля и 1 марта 2009 года на 1 мая и 1 июня 2009 года соответственно, а в апреле 2009 года – о реструктуризации повышения нормативов обязательных резервов с проведением его не в два, а в четыре этапа (на 0,5 процентного пункта на каждом этапе). Нормативы были установлены по каждой категории резервируемых обязательств в следующем размере (рисунок 3): с 1 мая 2009 года – 1,0%; с 1 июня 2009 года – 1,5%; с 1 июля 2009 года – 2,0%; с 1 августа 2009 года – 2,5%.
Рисунок 3 – Динамика нормативов обязательных резервов ЦБ РФ, %
C 1 ноября 2009 года вступило в силу новое Положение Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций», которым уточнены категории резервируемых обязательств, что позволит Банку России устанавливать при необходимости дифференцированные нормативы обязательных резервов. В сентябре 2009 года Банк России принял решение о сохранении ранее установленных нормативов обязательных резервов в размере 2,5% по каждой из категорий резервируемых обязательств (по обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте, о обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ и иностранной валюте, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и иностранной валюте).
Кроме того, Банк России до 1 марта 2010 года предоставил возможность использования усреднения обязательных резервов, то есть поддержания части обязательных резервов на корреспондентских счетах в Банке России кредитным организациям, независимо от классификационных групп, присваиваемых им в результате оценки экономического положения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов Банка России.
Установленный Банком России коэффициент усреднения обязательных резервов (0,6) позволяет кредитным организациям поддерживать на корреспондентских счетах и использовать в расчетах 60% от общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России. Усредненная величина обязательных резервов увеличилась с января по сентябрь 2009 года с 37,0 до 199,9 млрд. рублей. Доля кредитных организаций, использующих право на усреднение, также постепенно увеличивалась и в сентябре 2009 года составила 75,2% от общего числа действующих кредитных организаций практически во всех регионах России.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 – 2012 ГОДОВ
3.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011-2012 годов
В 2010 году ожидается некоторое улучшение внешних условий развития российской экономики после их резкого ухудшения в 2009 году. Международные организации прогнозируют постепенное возобновление роста мировой экономики. По прогнозу МВФ (сентябрь 2009 года) производство товаров и услуг в мире в 2010 году возрастет на 3,1% (в 2009 году – сократились на 1,1%) /20, с. 6/. Однако не исключается возможность более медленного роста мирового ВВП. В 2011 и 2012 годах ожидается повышение темпов роста мировой экономики. Оживление мировой экономики будет способствовать восстановлению отечественного производства и росту экспорта. Инфляция в странах – торговых партнерах России в 2010 году прогнозируется относительно низкой, что не будет создавать дополнительных рисков ускорения роста цен в стране.
Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние российской экономики. В связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010–2012 годах (таблица 2) /19, с. 10/.
Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов в 2010 году ожидается в диапазоне 31,4 – 44,3 млрд. долларов США. В 2011 – 2012 годах во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо. В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4 – 5,5%.
В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9 – 10%, в 2011 году – до 7 – 8%, в 2012 году – до 5 – 7%. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5 – 9,5% в 2010 году, 6,5 – 7,5% в 2011 году и 4,5 – 6,5% в 2012 году /22, с.25/.
Таблица 2.
Сценарии макроэкономического развития на 2010 г. и период 2011–2012 гг.
№ варианта | 1 | 2 | 3 | 4 |
Цена за баррель российской нефти, долл. США | 45 | 58 | 68 | 80 |
Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения | -0,6 | 0,4 | 1,4 | 2,4 |
Увеличение инвестиций в основной капитал | -2,5 | 1,0 | 4,5 | 8,0 |
Экспорт товаров и услуг | -305,9 | 348,5 | 384,0 | 425,5 |
Увеличение валютных резервов, млрд. долл. США | -8,0 | 15,5 | 30,2 | 69,7 |
Экономический рост | 0,2 | 1,6 | 3,0 | 4,4 |
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В связи с этим диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8—18%. Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10—20 и 12—21% соответственно.
Денежная программа на 2010—2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 – 2012 годы. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в 2010 году может составить 8 – 17%, в 2011 году – 11–19%, в 2012 году – 13 – 19% /15, с. 33/.
В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов (ЧМР) на 0,2 трлн. рублей и увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам – снизиться на 1,2 трлн. рублей. Исходя из прогноза платежного баланса в условиях этого варианта ЧМР увеличиваются в 2011 году на 0,1 трлн. рублей, в 2012 году – на 0,3 трлн. рублей. При этом ЧВА увеличиваются ежегодно на 0,5 трлн. рублей. В 2011 – 2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается ежегодное повышение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей при незначительном увеличении чистого кредита банкам.
По второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,5 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,2 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей.
В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения ЧВА на 0,2 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,8 трлн. рублей чистый кредит банкам может сократиться на 0,3 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,9 трлн. рублей и ЧВА — на 0,2 трлн. рублей.
Согласно третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,2 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,7 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,5 и 2,0 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,5 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011—2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,3 трлн. рублей в 2011 году и на 0,2 трлн. рублей в 2012 году.
Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,2 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,9 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,5 и 1,8 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году — на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,4 трлн. рублей в 2011 году и 0,3 трлн. рублей в 2012 году.
Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.
3.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики. По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.
В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.
При формировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности – депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия – депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.
В 2010 – 2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.
Кроме того, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.
4. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ
Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ РФ состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития экономики страны.
Обязательным условием обеспечения сбалансированности спроса и предложения денег является наличие обоснованной методики оценки спроса на них. В начале 1990-х годов при его оценке в российской экономике была допущена системная ошибка, состоявшая в том, что спрос на деньги определялся на основе динамики ВВП. Соответственно при падении этого показателя была реализована политика сжатия денежного предложения, которая привела к росту процентной ставки и огромному бюджетному дефициту в результате неспособности предприятий выплачивать налоги в денежной форме при тотальной бартеризации экономики. Но следовало учитывать, что именно в указанный период увеличивались объемы посреднических операций, развивался фондовый рынок, а также рынки земли и недвижимости. В таких условиях падение ВВП сопровождалось ростом объема сделок в экономике. Поэтому спрос на деньги не падал, а, наоборот, возрастал. Использование рациональной методики оценки спроса на деньги на основе показателя динамики объема сделок (платежного оборота) позволит проводить эффективную и обоснованную ДКП и избежать ошибок 1990-х годов, имевших катастрофические последствия для российской экономики.
Банк России намерен в период до 2011 г. в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. При этом Центральный банк и Минфин считают главной целью ДКП и критерием ее успешности достижение низкой инфляции. С правовой точки зрения их позиция противоречит Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в ст. 3 которого указано, что главной целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля;
Это серьезная методологическая ошибка. Целью монетарной политики должно быть достижение высших целей общества: поддержание высоких и устойчивых темпов экономического роста и НТП, обеспечение нормальных уровней занятости и реальных доходов граждан, обороноспособности страны и макроэкономической стабильности.
Подмена основного критерия успешности социально-экономического развития инструментальной целью (снижение темпов инфляции) практически исключает проведение кредитно-денежной политики в соответствии с нормами Конституции и