Участие башкир в крестьянской войне 1773-1775 гг.; их предводители. Положение о башкирах от 14 мая 1863 года. Реформы в области суда
достигшие совершеннолетия, могли принять участие в сходах в качестве домохозяев. В сходах принимали участие и те башкиры, которым были выделены земельные участки в собственность. Но они имели право голоса при решении вопросов денежных сборов и натуральных земских повинностей, при обсуждении вопроса о мирских нуждах и пользах, при выборах должностных лиц, но не принимали участия в вопросах, касающихся общинных земель.Лица духовного звания — мусульмане, хотя они принадлежали к числу домохозяев сельского общества, не могли лично принимать участия ни в сельском, ни в волостном сходах. Закон также не допускал к участию в местном самоуправлении башкир, состоящих под следствием или судом по преступлениям и проступкам, влекущим за собою потерю всех особенных прав и преимуществ. Лица, не проживающие в обществе, не имеющие усадебной оседлости и не ведущие никакого хозяйства, не имели права участвовать в сходах вплоть до фактического возвращения в общество.
Если же в одном сельском обществе проживали и вотчинники (башкиры), и припущенники (пришлое население), то по делам, касающимся владения ими земель, те и другие составляли отдельные сходы.
Сельский сход созывался по мере необходимости, но преимущественно в праздничные дни.
Ведению сельского схода подлежали:
«1.Выборы сельских должностных лиц и кандидатов в волостные судьи, а также назначение выборных на волостной сход».
(В целях стимулирования правильного подбора кадров сельские общества несли имущественную ответственность за избранных ими должностных лиц.)
«2. Замещение должностей сотских и десятских уездной полиции».
«3. Удаление из общества лиц, дальнейшее пребывание которых в этой среде угрожало местному благосостоянию и безопасности, а также временное устранение башкир от участия в сходах не далее как на три года».
(Решения об удалении из общества должны были включать в себя определенные указания, в чем именно выразилась порочность удаляемого и в чем заключался вред наносимый обществу. На основании решения Правительствующего Сената от 16 января 1901 года «никакой орган со стороны, в том числе и вышестоящий, не имел права оказать влияние либо давление при решении вопросов об удалении от общества».
Приговоры о выселении и временном устранении от участия в сходах принимались большинством двух третей голосов, и подлежали проверке земским начальником и вступали в силу после утверждения губернским присутствием.
Временное устранение от участия в сходах, являясь мерой личного взыскания, не распространялось на весь двор. Последний мог присылать для участия в сходе другого члена семьи.)
«4. Прием в состав общества лиц из других башкирских обществ».
«5. Отобрание паспорта и другие дела, выделение из общества на основании устава о паспортах».
«6. Назначение опекунов и попечителей, проверка их действий».
(На основании указа 1 департамента Правительствующего Сената от 4 февраля 1883 года назначение опекунов к имуществу малолетних, хотя бы они находились вне пределов общества и даже губернии, осуществляли сельские сходы того общества к которому принадлежал малолетний.)
«7. Разрешение семейных разделов»
(На основании указов от 5 ноября и 9 ноября 1906 года разрешению сельского схода подлежали лишь вопросы о разделе полевых и других угодий.)
«8. Дела, относящиеся до общинного пользования мирскою землей, как-то: передел земель, окончательный раздел земель на постоянные участки, выдел участков в частную собственность и т. п.»
«9. Распоряжение свободными за душевым наделом участками общественных неделимых угодий».
«10. Совещания и ходатайства об общественных нуждах, благоустройстве призрении и обучении грамоте».
(Вопросы, непосредственно связанные с улучшением народного обучения, подлежали обсуждению схода. Притом сход мог вынести решение о возбуждении ходатайства о замене сельского учителя другим лицом.)
«11. Обращение в соответствующие инстанции с жалобами и просьбам по делам общества через особых выборных».
(Сельский староста мог ходатайствовать по делам общества лишь при наличии уполномочиваемого его на то решения.)
«12. Назначение сборов на мирские расходы».
«13. Раскладка всех лежащих на башкирах денежных сборов, равно земских и мирских натуральных повинностей, и порядок ведения счетов по этим сборам»
(На основании указа 2 департамента Правительствующего Сената от 15 января 1893 года раскладка податей и повинностей должна была производиться уравнительно между всеми плательщиками и для плательщиков не могли быть установлены различные основания обложения.)
«14. Учет должностных лиц, избранных сельским обществом, и назначение им жалованья или иного вознаграждения.»
«15. Дела о воинской повинности на основании Устава о воинской повинности.»
«16. Принятие мер к предупреждению и взысканию недоимок.»
«17. Обращение хлебных общественных запасов в денежные общественные капиталы, назначение ссуд из запасных хлебных магазинов или заменяющих их общественных продовольственных капиталов, замена общественных продовольственных капиталов хлебными запасами и другие дела по обеспечению продовольственными потребностями сельских жителей.»
«18. Дача доверенностей на хождение по делам общественным.»
«19. Решения об избрании в сельские приходы магометанских духовных лиц и о постройке или исправления мечетей.»
(При решении таких вопросов принимали участие только мусульмане. Муллы и другие духовные лица избирались исключительно сельскими сходами и большинством не менее двух третей всех башкир, имеющих право голоса на сходе, и непременно при присутствии старосты и волостного старшины.)
20. Все те вопросы, когда по действующему законодательству либо по Положению о башкирах требовалось согласие либо разрешение сельского общества.
Например сельский сход рассматривал вопрос о займе на общественные нужды решал вопрос покупки земель на средства мирского капитала, учреждал сельскую общественную ссудно-сберегательную кассу. При том сельское общество принимало на себя ответственность по обязательствам учреждаемой им кассы.
Настоящий перечень предметов ведения является исчерпывающим. Если же сход выносил решения по вопросам, которые не входили в его компетенцию, то такие решения признавались ничтожными, а лица, виновные в этом, подвергались взысканию либо же привлекались к судебной ответственности.
Решения сельских сходов признавались законными лишь тогда, когда на сходах были сельский староста или заступающий на его место и не менее половины всех домохозяев, имеющих право участвовать в сходах. Все дела на сходе решались с общего согласия или большинством голосов. За каждым участвующим на сходе считался один голос.
Для решения следующих дел требовалось согласие не менее двух третей всех башкир, имеющих право голоса на сходе:
об удалении из общества лиц, дальнейшее пребывание которых угрожало местному благосостоянию и безопасности;
об увольнении из общества и о приеме в общество;
о замене общинного пользования землей участковым или подворным (наследственным);
о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки;
5) о продаже и отдаче в аренду общественных земель;
6) о переделах мирской земли;
7) об установлении добровольных сборов и об употреблении мирских капиталов;
8) об избрании в сельские приходы духовных лиц и о постройке мечетей;
9) о взаимном друг за друга ручательстве, об учреждении сельских общественных ссудо-сберегательных касс.
Решения схода приводились в исполнение за исключением следующих дел:
1) об удалении из общества;
2) о выдаче из общинного владения участков земли в частную собственность;
3) о продаже и распоряжении свободных земель;
4) об избрании духовных лиц и о постройке мечетей;
Постановления по вышеперечисленным вопросам представлялись старостой земскому участковому начальнику. На основании указа от 5 октября 1906 года уездные съезды могли отменять решения крестьянских общественных сходов в случаях несоответствия решений действующим законам либо когда решение схода нарушало законные права членов сельских обществ.
На сельского старосту были возложены следующие обязанности:
1) созыв и роспуск сельского схода, и поддержание на нем соответствующего порядка;
2) предложение повестки дня;
3) исполнение всех решении схода, распоряжений волостного управления и вышестоящих должностных лиц;
4) наблюдение за целостью меж и межевых знаков на землях общества, за исправным содержанием дорог, мостов, перевозов, за исправным внесением денежных сборов и отправлением натуральных повинностей, за порядком в училищах, богадельнях и других общественных заведениях если они были учреждены сельским обществом за свой собственный счет;
5) понуждение к исполнению договоров башкир как между собою, так и с посторонними лицами, когда такие договоры не оспаривались сторонами;
б) выдача установленных видов на жительство или о выходе из общества;
7) заведование установленными сельским обществом мирскими хозяйствами и суммами;
8) охрана от растраты имущества неисправных плательщиков в целях обеспечения взыскания недоимки;
9) исполнение распоряжений начальства о сбережении и правильном использовании общественных лесов;
10) контроль за установленными правилами пригула скота;
11) составление списков домохозяев общества.
На сельского старосту также были возложены обязанности по охране общественного порядка, соблюдению безопасности сельских жителей и охране их имущества, недопущению потрав хлеба, сельскохозяйственных угодий, незаконных порубов. Он был наделен и полицейскими функциями. Так, на основании статьи 98 Положения о башкирах сельскому старосте были предоставлены полномочия по задержанию бродяг и беглых, проведению предварительного дознания в случае совершения преступления и задержанию виновных, по охране следов преступления до прибытия полиции или судебного следователя. Старосте было предписано оказывать необходимое содействие чинам уездной полиции, по последние не имели права вмешиваться в дела сельского управления.
Для успешной реализации возложенных на него полномочий сельскому старосте было предоставлено право лиц, совершивших малозначительные проступки, либо привлекать к общественным работам на срок до двух дней, либо подвергать аресту на тот же срок, либо же налагать на них штраф до одного рубля в пользу мирских сумм. Для сравнения напомним, что в те годы корова стоила в пределах трех рублей.
Особо регламентировалась процедура исполнения старостой полицейских и других важных функций. Так, староста при проведении как личных взыскании, так и налагаемых волостным судом или сельским сходом, при всяком обыске, задержании или взятии под арест, при получении денежных сборов непосредственно от самих плательщиков или от сборщика податей, равно при расходовании мирских денег непременно обязан был приглашать двух свидетелей, преимущественно из стариков сельского общества. Те же правила должны были наблюдаться и при проведении предварительного дознания по проступкам и преступлениям.
Безусловно, эти нормы были направлены на недопущение злоупотреблений со стороны сельских должностных лиц при исполнении служебных обязанностей и на охрану прав сельских жителей.
Обязанности других сельских должностных лиц (смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц, волевых сторожей, сборщиков податей, сельских писарей) определялись самим названием должностей.
На лесных и полевых сторожей были возложены также обязанности по надзору за соблюдением правил охоты.
Десятские, не входя в состав чинов уездной полиции, находились в непосредственном подчинении сельского и волостного начальства в качестве низших служителей сельской полиции. На десятских возлагалось исполнение полицейских обязанностей в местах их постоянного пребывания.
В состав волосного управления входили: волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной суд.
Волостной сход состоял из сельских и волостных должностных лиц, а также из выборных, избираемых в каждом селении от двадцати пяти дворов. Ведению волостного схода подлежали: выборы должностных лиц, решение хозяйственных вопросов, назначение мирских сборов и повинностей, выборы уездных земских гласных, утверждение решений волостного схода и др. Сход признавался правомочным, если на нем присутствовали волостной старшина и квалифицированное большинство выборных. Кроме утверждения волостных общественных ссудно-сберегательных касс двумя третями голосов, остальные вопросы решались простым большинством. Решения волостных сходов исполнялись, как правило, без утверждения вышестоящими органами. Они могли быть обжалованы в уездный съезд.
Волостной старшина отвечал «за сохранение общественного порядка, спокойствия и благочиния в волости» (статья 119). По этим вопросам он координировал работу сельских старост. На него были возложены полицейские, общественные, хозяйственные обязанности. По делам полицейским он должен был объявлять по предписаниям полиции законы и распоряжения правительства и «наблюдать за нераспространением между башкирами подложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов; охранять благочиние в общественных местах и безопасность лиц и имуществ от преступных действий; задерживать бродяг и беглых» (статья 121). По общественным и хозяйственным делам старшина обладал примерно такими же полномочиями, как и сельский староста. Кроме того, он обладал функциями судебного исполнителя и организовывал ведение актов гражданского состояния. Так волостной старшина был обязан наблюдать за исполнением приговоров волостного суда, рассылать метрические книги мусульманским приходам и язычникам, которые он соответственно получал от духовного собрания мусульман и полицейского управления. Волостной старшина надзирал также за деятельностью сельских старост.
Волостное правление составляли старшина, сельские старосты, помощники старшины и сборщики податей.
Решению волостного правления подлежали:
1) исполнение волостного бюджета;
2) продажа частного имущества башкир по взысканиям казны или исковым требованиям;
З) прием на работу и увольнение должностных лиц, служащих
по найму;
4) утверждение отчетов оспопрививателей;
5) распоряжение пригульным скотом и общественными землями в соответствии с существующими положениями.
Кроме того, волостное правление по требованию губернского присутствия рассматривало и другие вопросы.
Правовому статусу волостных и сельских должностных лиц в Положении о башкирах посвящена отдельная глава.
В ней должностные лица, исходя из порядка замещения должностей, подразделены на две категории. В первую входят те должности, которые могут быть замешены только по выбору. К ним относятся: должности волостного старшины, сельского старосты, помощников старшины, сборщиков податей и заседателей волостных правлений, судей волостных судов и кандидатов к ним. Вторая категория состоит из должностей, которые (по усмотрению общества) либо назначались, либо выбирались. В их число входили волостные и сельские писари, смотрители магазинов, лесные и полевые сторожа, смотрители богоугодных и общественных заведений.
Положение о башкирах содержит и ряд ограничений. Так, не могли быть избраны на должности по общественному управлению лица, не пользующиеся в обществе землей, и лица, не имеющие там хозяйства и оседлости.
Также не подлежали избранию лица:
а) моложе двадцати пяти лет;
б) состоящие под судом и следствием;
в) «заведомо развратного поведения».
На должности волостного и сельского писаря не могли быть назначены лица, «исключенные из службы, либо опороченные по суду, либо состоящие под судом или следствием и вообще заведомо развратного поведения». Земскому начальнику принадлежало право «удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей».
Срок службы для всех выборных лиц, кроме сборщика податей, ограничивался одним трехлетием, а для сборщика податей — одним годом.
Для лиц, служащих по найму, срок службы не устанавливался.
Существовало правило, согласно которому «избранный обществом в какую-либо должность не имел права от нее отказаться, за исключением только следующих случаев:
если ему более шестидесяти лет;
если он уже прослужил по выбору полный срок;
если он одержим сильными телесными недугами.
Согласно статье 145 Положения о башкирах на должности волостного старшины,
помощников его и сельских старост избирались по два лица, с тем, чтобы второй мог приступить к исполнению обязанностей в случае отсутствия, смерти, тяжкой болезни и устранения от должности первого. Сенатом в 1884 году был введен для таких случаев ценз благонадежности. Так, крестьянские учреждения имели право утверждать в должности волостного старшины, из двух избранных сходом кандидатов, не избранного большинством голосов, а более «благонадежного».
Волостной старшина и волостные судьи утверждались в должности земским участковым начальником, приводились им к присяге на верность службе и после этого приступали к работе. Остальные должностных лица вступали в отправление своих обязанностей немедленно по избранию.
В Положении о башкирах достаточно четко регламентированы права и льготы должностных лиц. Они освобождались от всяких натуральных повинностей и телесных наказаний. Назначение жалованья или иного вознаграждения лицам, служащим по выбору или по найму, решало то общество, в котором происходили выборы либо производилось назначение.
Выход башкир из сельского общества (в Положении о башкирах применен термин «увольнение») обставлялся рядом условий. Для этого требовались:
1) передача своего права на пользование общественной землей другому лицу, если состоящий в его пользования участок не был выделен увольняемому в частную собственность;
2) отсутствие казенных, земских и мирских недоимок и частных бесспорных взысканий и обязательств перед волостным правлением;
З) отсутствие судебного преследования;
4) согласие родителей на увольнение;
5) обеспеченность в своем содержании малолетних и других неспособных к работе лиц, если таковые имелись в семье увольняемого и оставались в сельском обществе;
6) представление увольняемым «приемного приговора» от того общества, куда он переходил, или удостоверения о приобретении в собственность земли, где бы то ни было. Для крещеных башкир три последних условия не требовались.
На основании указа от 5 октября 1906 года от представления увольнительных общественных приговоров освобождались при поступлении в учебные заведения и на гражданскую службу, при производстве их в чины и получении орденов и знаков отличия, при получении ученых степеней и званий.
Выход из общества осуществлялся на основании увольнительного свидетельства, выдаваемого волостным старшиной. За незаконную выдачу увольнительного свидетельства последний подвергался ответственности и, кроме того, с него взыскивали все убытки.
Увольняемый был «обязан приписаться к тому сельскому или мещанскому обществу, от которого он получил приемный приговор, и
представить в казенную палату просьбу о прописке не позже, как в шестимесячный срок со дня получения увольнительного свидетельства».
Государственный поземельный налог и земский сбор с башкирских земель взимались по правилам, изложенным в Общем положении о крестьянах. Земские натуральные повинности отбывались в башкирских обществах по правилам, изложенным в Уставе о земских повинностях. Дворяне, действительные чиновники с их семьями и зауряд-чиновники лично освобождались от отправления натуральных повинностей без несения их обществу.
К мирским повинностям относились те повинности, которые отправлялись каждым обществом для удовлетворения внутренних его потребностей. Обязанность участвовать в мирских расходах определялась безотносительно к происхождению облагаемых.
Мирские повинности распределялись на обязательные и те, которые устанавливались дополнительно по решению сельского общества.
К обязательным относились расходы:
1) на содержание общественного управления;
2) оспопрививание и принятие мер, предписываемых Врачебным уставом в случае появления заразных болезней и падежа скота;
З) устройство и поддержание сельских запасных магазинов;
4) содержание в исправности проселочных дорог и межевых знаков, проточных вод на землях, принадлежащих обществам;
5) содержание караулов в деревнях;
б) призрение престарелых, инвалидов, у которых нет родственников, и круглых сирот;
7) принятие мер по истреблению саранчи, хищных зверей, сусликов, по борьбе с оврагами, пожарами и наводнениями;
С язычников производился особый сбор на покрытие расходов по изготовлению метрических книг дня них. Метрические повинности отправлялись либо натурой, либо посредством сбора денег.
Кроме того, существовала и подводная повинность. Волостные старшины, их помощники, сельские старосты и сборщики податей имели право брать лошадей сельских жителей в поездках по служебным делам.
Остальные чины сельских и волостных управлений были обязаны на собственных лошадях или платить за прогоны.
2.2. «Реформы в области суда»
2.2.1. Особенности осуществления правосудия в Башкортостане
Организация системы органов судопроизводства и отправления правосудия в башкирском крае, равно как и законодательство России, регулирующее правовое положение населения края, модифицировались с учетом задач колониальной политики царского правительства. Поэтому произведенная периодизация этапов развития законодательной системы корректна и по отношению к судебной системе.
С учетом сказанного следует выделить следующие этапы развития судебной системы в башкирском крае:
— судебная система в период соблюдения условий вхождения башкирских племен в состав Московского государства (ХVI—XVII века);
— судебная система периода колонизации края и усмирения башкир (ХVII - 1 половина ХIХ века);
— судебная система периода буржуазно-либеральной эволюции российской государственно-правовой системы (II половина ХIХ — начало ХХ века).
Необходимо отметить, что особенности осуществления правосудия в башкирском крае в дореволюционной России не являлись до сих пор предметом исследования со стороны правоведов. Имеется всего одна работа Ф. А. Ишкулова, посвященная подготовке и проведению в крае во II половине ХIХ века судебной, земской, городской, полицейской и судебно-административной контрреформы. Отдельные аспекты имеются в монографии дореволюционного исследователя Д. П. Никольского «Башкиры». Источниковой базой при изучении данного вопроса являются богатое башкирское народное творчество (сказания, предания, обычаи), в котором отражены нормы обычного права башкир; нормативные материалы, регламентирующие деятельность Шариатских судов и Оренбургского магометанского духовного Собрания, которые содержатся в Своде учреждений и уставов Управления духовных дел МВД (т. II Свода законов Российской империи); нормативные акты, сосредоточенные в Своде военных постановлений, изданных в 1838, 1843, 1851 годах, Полном собрании законов Российской империи (т. 4—40 1 -го собрания, т 1—40 2-го собрания) и в 6 томах «Материалов по истории Башкирской АССР» (М., 1936—1960, 2002).
Одним из условий вхождения башкирских племен в состав России явилось сохранение религии, обычаев и обрядов. Юридическое содержание данного условия составляло также отправление правосудия местными (народными) судами на основе норм обычного права и духовными лицами на основе норм шариата.
Следует признать, российские власти долгое время проводили политику невмешательства во внутреннюю жизнь башкир. Так, согласно Указу Сената от 31 мая 1734 года «Об отдаче башкирцам рыбных ловель по рекам Белой и по Каме, с положением на них оброка; о провозе башкирцами для себя Илецкой соли и о непродаже ими оной русским; о дозволении Уфимским иноверным народам разбираться третейским судом и мириться добровольно...» башкирам разрешалось в собственных делах, кроме дел об убийстве и разбое, самим осуществлять правосудие в третейских (обычноправовых) судах.
В инструкции от 18 мая 1734 года, данной Кирилову при отправке его на постройку Оренбурга, специально оговаривается: «Впрочем, что касается до распорядка суде и правосудия, о том смотреть на обычай каждого народа, как и почему, а коем народе правыя удовольства получают, а винных штрафуют, так и в помянутых судах установить: ибо наше Всемилостивейшие соизволение есть чтоб все, кто б какой веры и народа ни был, справедливостью и судом скорым довольствовались и тем напрасныя озлобления в волокитах и незнающему наших российских судных прав народу неправые в суде вымыслы (о которых не токмо Нашему интересу повреждение происходить может, но и Богу противно) пресечены были».
Однако существовали дела, например, сторонами являлись башкиры и пришлое население, которые не могли быть решены в традиционных башкирских инстанциях. В таких случаях правосудие осуществлялось воеводами и чиновниками Уфимского уезда. На деле их деятельность принимала форму произвола, волокиты и мздоимства. Интересно мнение Доннелли А. С. о русском колониальном суде в Башкортостане «Русское правительство учредило в Башкирии систему судопроизводства, призванную отправлять правосудие над русскими, тептярями и бобылями. Башкиры и другие мусульмане разрешали свои проблемы по законам шариата — свода исламского законодательства, на местном уровне, в присутствии старшины рода и муллы. В ХVIII столетии все чаще русские суды под председательством воевод стали рассматривать земельные споры и дела мусульман с иноверцами. Работа по отправлению правосудия была очень доходной для правительственных чиновников. Взяточничество, высокая судебная плата и другие злоупотребления создавали судам плохую репутацию».
Такое положение не могло не вызвать недовольство у башкир.
В вышеупомянутой инструкции Кирилову предписывалось организовать для подобных дел суды со смешанным составом (2—З русских и 2— З иноземцев). Это было достаточно прогрессивным явлением, призванным привлечь башкир и другие народы региона к отправлению правосудия. Однако это и наглядный пример политики империализма: данный шаг был вызван также неэффективностью института аманатов и преследовал вторую цель — превратить судей-башкир (а в судьи избирались очень авторитетные и знатные люди) в заложников.
В общем, в период с момента вхождения башкирских племен в состав России до установления кантонной системы правосудие осуществлялось по национальному признаку: башкиры руководствовались обычным правом и шариатом, русские и ряд других народов — законами русского государства.
2.2.2. Местное правосудие
Местное судопроизводство у башкир, осуществляемое на основе норм обычного права, отличалось простотой и отсутствием всяких формальностей. Правосудие отправляло выборное лицо из числа старейшин-аксакалов, либо знатных башкир, пользующееся авторитетом у своих соплеменников. Суд рассматривал только те дела, которые были возбуждены самими сторонами и при наличии их обоюдного согласия на рассмотрение дела в местном суде. То есть судья не мог возбудить и рассматривать дело не иначе, как по жалобе одной из сторон. Процесс при этом был довольно прост и носил состязательный характер. Истец или потерпевший перед судьей излагал свое обвинение или претензию в присутствии ответчика. В случае признания последним своей вины или претензии, судья выносил решение (приговор), который приводился в исполнение немедленно. В случае отрицания ответчиком своей вины или претензии, судья принимал решение или выносил приговор на основе оценки показаний свидетелей и приведенных сторонами доказательств.
По требованию царского правительства тот или иной обычай башкир признавался нормой права, если был одобрен, либо на сходе башкирской общины, либо на совете старейшин аула, либо Оренбургским Мусульманским духовным Собранием (по делам семейно-брачных отношений).
Говоря об особенностях отправления правосудия по шариату в башкирском крае надо иметь в виду следующие обстоятельства. В конце ХVI века царское правительство начало проводить активную политику по христианизации мусульман из числа служилых татар, а также марийцев, чувашей и других инородцев. Попытки христианизации башкирского населения натолкнулись на упорное сопротивление башкир и являлись одной из причин башкирских войн-восстаний. Зачастую вооруженную борьбу башкир возглавляли духовные лица — муллы, абызы. Например, среди активных руководителей войны- восстания 1705—1711 годов были муллы Исмаил, Уразай, Рахмангул, Аббас; в 1735—1740 годах — мулла Елдаш Суярембетов, абыз Килмяк Нурушев, мулла Бепеня Торопбердин, абыз Кучум Аиткулов, мулла Кучук. Восстанию башкир 1755—1756 годов способствовало воззвание муллы Бурзянской волости Батырши. Одним из сподвижников Е. Пугачева в крестьянской войне был абыз Кинзя Арсланов. В связи с этим царское правительство воевало и против мусульманства в башкирском крае. К примеру, по Сенатскому указу от 9 ноября 1742 года было приказано уничтожить все новые мечети. За короткое время было разрушено 418 из 536 мечетей.
В целях успокоения мусульманского населения в начале крестьянской войны в 1773 году по велению Екатерины II был принят Синодскнй указ о терпимости вероисповеданий, который положил начало в России мирному сосуществованию двух мировых религий: ислама и христианства.
Следствием этого является учреждение именным указом Екатерины II от 22 сентября 1788 года духовного Собрания мусульман. Оно с 1788 по 1796 год располагалось в Уфе и носило название «Уфимское духовное магометанского закона собрание». С образованием Оренбургского генерал-губернаторства (1796) оно было переведено в Оренбург под тем же названием, а с 1841 года стало именоваться Оренбургским мусульманским Духовным Собранием. Создавая органы управления в сфере мусульманского духовенства в башкирском крае, царское правительство преследовало цель установить контроль, прежде всего над башкирами со стороны «верных Правительству» духовных лиц. Так, в пункте Положения о Духовном магометавском собрании говорилось, что в Данном учреждении председательствует «…муфтий и заседают З муллы из казанских татар, в верности и добропорядочном поведении испытанные».
Царское правительство предусмотрело довольно сложную процедуру утверждения на должность муфтия. Кандидатура муфтия выдвигалась Казанским и Оренбургским губернаторами с одобрения полицейских органов Казани, получала одобрение членов Духовного Собрания, затем утверждалась Министерством внутренних дел. Только после этого император утверждал представленную кандидатуру муфтию в должности именным указом.
Должность муллы, имеющего право отправлять правосудие по шариату, занимало только лицо, имеющее соответствующую рекомендацию Духовного Собрания проверенное органами полиции в благонадежности и утвержденное либо указом Правительствующего Сената, либо приказами генерал-губернатора. Такие лица назывались указными муллами. Они осуществляли правосудие по первой инстанции:
а) по вопросам, связанным с семейно-брачными отношениями;
б) наследованию и разделу имущества;
в) религиозным проступкам мусульман и духовных лиц, если они не были отнесены к компетенции самого Духовного Собрания;
г) спорам о неправильных записях в метрических книгах.
Принятые шариатским судом решения могли быть обжалованы в Духовное управление мусульман. Однако это не останавливало исполнение принятого решения шариатским судом.
Духовное управление мусульман выступало в качестве второй инстанции для шариатских судов не только башкирского края, но