Учебный курс Экологическое право

действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции России. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 4 и чч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ).

Конституционные нормы - основа развития и совершенствования всего законодательства, в том числе экологического В качестве источников экологического права непосредственное и наиболее важное значение имеют, например, следующие конституционные нормы.

Согласно Конституции (ч. 1 ст. 9) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма юридически защищает приоритет экологических интересов народов в месте жительства, а также природные ресурсы не только как объект использования, но и прежде всего как основу их жизнедеятельности.

Конституционно установлено свободное осуществление владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами их собственниками при соблюдении трех условий. Первое - ненанесение ущерба окружающей среде. Второе - ненарушения прав и законных интересов иных - лиц. Таковыми являются также экологические права и интересы. Третье - соблюдение условий и порядка пользования землей (чч. 2 и 3 ст. 36 Конституции РФ).

В РФ конституционно предусмотрено поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (чч2 и Зет. 41 Конституции РФ).

Наибольшее значение как источник экологического права имеет конституционная норма, установившая, что каждый человек и гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Вместе с тем конституционно установлено, что каждый человек и гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

К ведению РФ в числе других вопросов конституционно отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, федеральные программы в области экологического развития, международные отношения и договоры РФ, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, уголовное и гражданское законодательство (ст. 71 Конституции РФ).

По предметам ведения РФ принимаются и изменяются Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (пп. «а», абз.1, ст.71 и чч.1 и Зет. 76 Конституции РФ).

К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесены такие вопросы, как защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области экологии, обеспечение законности и правопорядка; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; координация международных связей субъектов РФ; выполнение международных договоров РФ (ст. 72 Конституции РФ).

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституция РФ).

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. В случае противоречия между ними действует федеральный закон (чч.1,2 и 3 ст. 76 Конституции РФ).

К источникам экологического права относится конституционная норма, на основании которой ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться на территории РФ в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения охраны природы (ст. 74 . Конституции РФ).

В конституционных нормах закреплена экологическая функция российского государства и права.

Основной закон России - органически цельный нормативный правовой акт. Поэтому его нормы экологического характера тесно связаны и находятся в единстве с нормами о собственности, суверенитете, международном сотрудничестве.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и инььх формах собственности.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

15. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе источников экологического права

Компетенция Президента, Правительства - закреплена в Конституции РФ.

Наличие отдельных источников права всегда рассматривалось в качестве обязательного принципа самостоятельности отрасли права.

Под источником права в материальном виде понимается воля народа, выраженная путем опроса, референдума по поводу того или иного документа. (Конституция РФ 12 дек. 1993г.)

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся: законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации.

Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения Президента РФ, практически неограничен. В числе указов следует назвать указ от 4 февраля 1994 года "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития" и указ от 27 декабря 1993 года, "О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ" Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции. Но иногда возникают противоречия указов Президента с законами высшего представительного органа. (ГД РФ) В таком случае Федеральное Собрание приостанавливает действие указа Президента и направляет на заключение Конституционного Суда, решение которого должно быть окончательным.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов РФ, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановление Правительства - нормативно-правовой акт принятый Правительством в силу его компетенции. Постановления правительства по вопросам экологии можно разделить на три группы:

1. Те, которые принимаются во исполнение закона, для конкретизации его отдельных положений. (Постановление Правительства от 20 июня 1993г. Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе.)

2. 0пределение компетенции органов управления и контроля (Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов РФ, 22 февраля 1993г.)

З. Нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Нормативно-правовьк акты министерств и ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства наделены правом издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Так, Минприроды издает нормативные приказы, инструкции, положения и другие правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Госкомсанэпиднадзор наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей природной среды - воздуха, водных источников, почв от загрязнения. Роскомрыболовства издает нормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов.. Также, немаловажную роль играют нормативные правила- санитарные, технические, строительные, технологические. Эти нормативы выражают технические правила и не рассматриваются как источники. Закон "Об охране" (ст. 25,26,27) устанавливает юридическую обязанность их исполнения. Эта обязанность придает им юридических характер и дает возможность оценивать их как источники права. Указом Президента был установлен строгий порядок в разработке и принятии ведомственных актов:

1.Сокращено количество принимаемых актов.

2.Предусмотрена обязательная регистрация актов в министерстве юстиции.

З.Ведомственные акты, касающиеся прав и интересов граждан, организаций подлежат обязательной публикации в газете "Российские вести".

Противоречащие закону акты подлежат отмене Правительством РФ, они также могут быть опротестованы прокурором.

Согласно Федеративному договору и Конституции субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению.

Круг ведения Субъектов определяется отраслевым законодательством: по землепользованию - Земельным кодексом, по недрам - О недрах и т.д. В основе подразделения лежит отношение к природным ресурсам. Законы и иные акты, принимаемые Субъектом РФ не должны противоречить Конституции РФ. В случае противоречия такой акт считается недействительным. Ущерб подлежит возмещению через суд.

16. Международные правоохранительные организации, международные конференции по охране окружающею среды

Международные конференции по охране окружающей среды

Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г.

Она стала поворотным пунктом в экологической политике государств и международного сообщества. Она состоялась в г. Стокгольме 5 -16 июня 1972 г. Приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.

Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды в настоящее время и на перспективу. Среди этих принципов следует отметить главные:

–,

–сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;

экономическое и социальное развитие имеющее решающее значение для улучшения окружающей среды (в отличие от теории ограничения роста, требующей остановить развитие для сохранения качества среды);

–суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;

–необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества;

–избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

План мероприятий содержит 109 пунктов. В них решаются организационные, экономические, политические вопросы охраны окружающей среды и взаимоотношений государств и международных организаций.

По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды; 5 июня провозглашено Всемирным днем окружающей Среды.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

Проходящее в г. Хельсинки в августе 1975 г. с участием всех европейских стран, США и Канады (за исключением Албании) Совещание приняло Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были вопросы экологической безопасности.

Окружающей среде посвящен пятый раздел Заключительного акта, В нем определяются цели, области, формы и методы экологического сотрудничества государств. В частности, международное экологическое сотрудничество имеет такие области сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды, охрана почвы, заповедников, окружающей среды в городах, намечены фундаментальные исследования по экологии.

В числе форм и методов такого сотрудничества предлагались: обмен информацией, организация конференций, обмен научными работниками, совместные разработки проблем охраны окружающей среды.

В плане реализации хельсинских решений странами-участниками впоследствии было принято несколько документов по предотвра) цению загрязнения окружающей среды. В частности. Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (1979 г.) и Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.). Организация

выполнения обязательств России, вытекающих из решений этих конвенций, возлагается на Минприроды России. Функции по оповещению об аварии и действия по ликвидации последствий промышленных аварий возлагаются на ГКЧС Российской Федерации.

Венская встреча представителя государств - участников СБСЕ (ноябрь 1986 г.)

Наряду с политическими вопросами выполнения Заключительного акта СБСЕ на этой встрече было уделено внимание состоянию окружающей среды и степени выполнения хельсинских договоренностей в части ее охраны. В Итоговом документе Венской встречи по разделу окружающей среды содержатся следующие рекомендации:

–сокращение выбросов серы до 1995 г. на 30%, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей;

–разработка соответствующих методов альтернативных захоронению опасных отходов в море;

–обмен информацией по потенциально опасным химическим веществам, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды;

–укрепление и развитие совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);

–поощрение мер по сокращению производства озоноразрушающих веществ;

–исследование явлений глобального потепления климата и роли при этом выбросов двуокиси углерода и газов.

Конференция ООН по окружающей среде и раавитию (3 -14 июня 1992 г Рио-де-Жанейро)

Организованная для подведения итогов двадцатилетней охраны окружающей среды после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., Конференция собрала около15 тысяч делегатов из 178 стран мира. Основные решения ее:

–Декларация, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и развития;

–Повестка дня - XXI век, представляющая собой обширную программу действий на предстоящее столетие;

–Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всех климатических зон;

– Конвенция по климату;

–Конвенция об охране биологического разнообразия.

Решено было образовать Комиссию ООН по окружающей среде и развитию для разработки проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам.

Международные природоохранительные организации

Охраной окружающей среды занимаются все известные виды международных организаций - специализированные учреждения и органы ООН, межправительственные организации, международные неправительственные организации универсального типа, региональные и субрегиональные органы.

По содержанию охватываемых экологических проблем все международные организации можно разделить на три группы: природоохранительного направления (ЮНЕП, МСОП), комплексного природоохранительного профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО), специального природоохранительного профиля (охрана перелетных птиц, рыбных запасов, международных рек и т.п.).

Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных Наций, ее специализированным учреждениям. Защита окружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Ее цель и задача - в оказании содействия разрешению международных проблем в области экономической, социальной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизни населения, соблюдения прав человека.

Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направления экологической политики международного сообщества, разрабатывает принципы взаимоотношений государств по охране окружающей среды, принимает решения о проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей среды, разрабатывает проекты международных конвенций, рекомендации по охране окружающей среды, создает новые природоохранительные органы, способствует развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества государств с целью защиты окружающей среды.

Природоохранительная деятельность ООН осуществляется непосредственно либо через ее главные и вспомогательные органы или систему специализированных учреждений. Одним из главных органов ООН является Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют функциональные и региональные комиссии и комитеты.

Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими и социальными вопросами занимаются экологическими проблемами. Вместе с тем система ООН имеет специальный центральный орган,