Учебный курс Экологическое право

пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Статья 3. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов

Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.

Виды платежей: плата за пользование природными ресурсами в России взимается с природопользо-вателей независимо от того, являются ли они активными природопользователями или пассивными, так как плата за землю взимается в виде налога с организаций, юридических и физических лиц, также с хозяйствующих субъектов.

11. Административный и судебный способы защиты экологических прав граждан. Процедуры защиты

Основные положения об административном и судебном методах защиты экологических прав граждан содержатся в законе об ООПС и законе "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. М 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"

Статья 1. Право на обращение с жалобой в суд

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.

Статья 3. Пределы действия настоящего Закона

В соответствии с настоящим Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

–действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

–действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Статья 4. Подача жалобы

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Статья 5. Сроки обращения в суд с жалобой

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

–три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

–один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Статья 6. Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Статья 7. Решения суда по жалобе

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Статья 8. Исполнение решения суда

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Распределение судебных издержек, связанных с рассмотрением жалобы

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, если установит, что их действия (решения) были незаконными.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России

27 апреля 1993 года 14 4866-1

Статья 78. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами

1. Споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями разрешаются Советами народных депутатов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Споры об охране окружающей природной среды с участием граждан подлежат рассмотрению в судебном порядке.

3. Имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека, разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.

Статья 79. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов

1. Споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов, краев, областей. Если комиссия не приходит к согласованному решению, то споры разрешаются комиссией, образуемой Верховным Советом Российской Федерации, решение которой является окончательным.

2. Имущественные споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории разных республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области и автономных округов, рассматриваются Высшим арбитражным судом Российской Федерации.

Статья 80. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территориях Российской Федерации и других суверенных государств

Споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территориях

12. Гражданское, уголовное, экономическое и иное законодательство как источник экологического права

Законодательство выступает как источник экологического права:

Гражданское - если затронуты имущественные отношения и права природопользования.

Уголовное - предусматривает ответственность за совершенные экологические преступления.

Административное - предусматривает ответственность за экологические правонарушения.

Экономическое - регулирует эколого-зкономические отношения.

Уголовный кодекс РСФСР (принят ВС РСФСР 27 октября 1960 г., по состоянию на 18 июля 1995 г.)

(извлечения)

Особенная часть

Глава первая. Государственные преступления

1. Особо опасные государственные преступления

Статья 67.1. Применение биологического оружия

Статья 672. Разработка, производство, приобретение, хранение, сбыт, транспортировка биологического оружия

Глава шестая. Хозяйственные преступления

Статья 160. Нарушение ветеринарных правил

Статья 161. Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений

Статья 163. Незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами

Статья 164. Незаконный промысел котиков и бобров

Статья 165. Производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов

Статья 166. Незаконная охота

Статья 166.1. Продажа, скупка, обмен шкурок пушных зверей

Статья 167. Нарушение правил разработки недр и сдачи государству золота

Статья 167.1. Нарушение законодательства о континентальном шельфе СССР

Статья 167.2. Самовольная добыча янтаря

Статья 168. Умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений

Статья 169. Незаконная порубка леса

Глава девятая. Преступления против порядка управления

Статья 199. Самовольный захват земли

Глава десятая. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения

Статья 222. Нарушение правил, установленных в целях борьбы с распространением инфекционных заболеваний  и отравлений людей

Статья 222.1. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами и токсинами

Статья 223. Загрязнение водоемов и воздуха

Статья 223.1. Загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами

Статья 223.2. Незаконное приобретение, хранение, использование, передача или разрушение радиоактивных материалов

Статья 223.3. Хищение радиоактивных материалов

Статья 223.4. Угроза совершения хищения радиоактивных материалов или их использования

Статья 223.5. Нарушение правил хранения, использования, учета, перевозки радиоактивных материалов и других правил обращения с ними

Статья 225. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного мака и конопли

Статья 225.1. Незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли

Статья 230. Умышленное уничтожениие, разрушение или повреждени памятников истории и культуры

Статья 230.1. Жестокое обращение с животными

13. Субъекты и объекты права природопользования

Субъекты права природопользования

Субъект природопользования - лицо, которому в установленном законом порядке принадлежит право природопользование объектом, его охраны, улучшения, воспроизводства возобновляемого природного ресурса и которое наделено соответствующими правами и обязанностями.

Субъектами права экологопользования могут быть:

1) граждане РФ, иностранцы,

2) организации,

3) учреждения, предприятия (в том числе иностранные юридические лица).

Для приобретения статуса объекта права экологопользования необходимо 2 юридических аспекта:

1. наличие экологической правоспособности субъектов, определенной в законе в специальных нормативно-правовых актах. Для граждан РФ - полная дееспособность, для иностранцев частичная (нужно создавать СП для того, чтобы стать землепользователем на территории РФ).

2. реализация данной экологической правоспособности в установленном порядке. Определенная процедура получения земельного участка в пользование: обратиться в установленном порядке к государственному органу, уполномоченному предоставлять земельные участки в пользование и в собственность, где должно быть оформлено дело об отводе земли заявителю, получить разрешение на отвод земли, спец. землеустроительные органы должны оформить этот отвод.

Статус экологопользователя возникает после решения компетентного органа об отводе природного объекта в пользование и реализации этого решения в натуре.

Права и обязанности природополмователей

Право природопользования - совокупность основанньгх на законе и взаимосвязанных между собой правомочий владения и пользования природными объектами, которыми наделяют в установленном порядке граждан. Правомочие владения служит предпосылкой осуществления любого природопользова-ния (право на огораживание полученного в пользование земельного участка).

Правомочие природопользования представляет собой основанную на законе возможносп: хозяйственной эксплуатации или иного пользования или иного использования природного объекта путем извлечения из него полезных свойств, его потребления для производственных целей.

Объем прав и обязанностей непосредственно обусловлены видом природных объекте; различных статусом субъектов права природопользования.

Право землепользования

Основным общим правом землепользования является право самостоятельного хозяйствования на земле (то есть, право осуществлять без применения взрывных работ добыч общераспространенных полезных ископаемых, строительство сооружений для своих нужд, устройство и эксплуатация колодцов и скважин на первый водоносный горизонт и т.д.).

Общие права пользователей недр:

1. использование предоставленного им участка недр для любой формы предпринимательской деятельности

2. самостоятельно выбирать формы этой деятельности.

3. использовать отходы своего горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств

4. проводить дополнительное изучение недр

5. обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотру условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех при которых лицензия была предоставлена

Виды прав и обязанностей

Обязанности, входящие в содержание права природопользования, по их назначению для природопользователей можно свести к 2 основным видам - позитивным и негативным.

Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия:

1) рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением;

2) применять экологически совместимые технологии;

3) осуществлять природоохранительные мероприятия;

4) своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение окружающей природной среды.

Негативные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия:

1) запрещение ухудшения состояния окружающей природной среды на территории в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности;

2) несоблюдение установленного порядка природопользования;

3) нарушение прав и законных интересов третьих лиц.

Права и обязанности подразделяют на общие (для всех или большинства природопользователей) и специальные (для отдельных определенных видов пользования природных объектов).

К общим правам природолользователеб можно отнести:

1. право на выброс и сброс вредных веществ и на захоронение отходов (на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды).

Общими обязанностями природолользователей являются:

1. несовершение действий, нарушающих законы, прав и интересы других природопользователей

2. пользование предоставленными природными объектами в соответствии с установленными законом нормами и правилами

3. общие экологические требования, которые необходимо выполнять при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов

4. выполнение заключений, постановлений, представлений и иных законных решений органов государственного управления

5. обязанность природопользователей по законодательству об охране окружающей природной среды является ведение совместно с государственными природоохранительными органами РФ и органами государственной статистики количественного и качественного учета природных ресурсов и вторичного сырья и определение их экологической и экономической оценки

Специальные права и обязанности.

Основные специальные права природопользователей установлены в зависимости от вид природопользователей и целевого назначения природного объекта, предоставляемого в пользование, и субъекта прав природопользователей. Это следующие права:

1. некоторые категории субъектов права, ведущие хозяйственную деятельность, наделены правами, являющимися в большинстве случаев одновременно и обязанностями, по внутрихозяйственному управлению закрепленными за ними природными объектами (распределение и перераспределение природных объектов, передаваемых первичным природопользователями во вторичное пользование; учет и контроль в случаях, непосредственно предусмотрено законом)

2. при обращении в органы государственной власти предприятия и организации имеют право на получение от них на договорной основе информации о состоянии окружающей природной среды.

Специальные обязанности.

1. Организации и предприятия, например, должны разрабатывать и проводить мероприяти направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды

2. Рекультивация земель (привидение земель в состояние, пригодное для с/х нужд, земельных участков по окончании использования их для строительства, добычи полезных ископаемых).

Кстати, правомочия природопользователей могут быть ограничены в интересах друг природопользователей, граждан, общества и государсва.

Объекты права природопользования

0бъектом права природопользования является прежде всего материализованная субстанция, которой возможно обладать как реальной вещью. Атмосферный воздух таковым не является. Не материализованные субстанции могут являться объектом права природопользования лишь при условии, что они являются частью тех природных обьъектов, которыми можно обладать как вещами.

Однако пользование любым из материализованных объектов природы неизбежно влечет за собой пользование и всеми его экосвязями в природной среде. Поэтому если юридический статус установлен относительно пользования основным «материализованным» природным объектом, то в отношении экосвязей этого объекта нужно учитывать неизбежную эксплуатацию.

Природный объект может быть объектом прав экологопользования только в случае, если он имеет естественное происхождение. Теплицы не объект права ...

Но не всякий объект естественного происхождения является объектом права ... Лишь тот, который находится в экосвязях с окружающей природной средой. Животные в зоопарках - не объекты права...

Но и естественный объект, находящийся в экосвязях, не всегда может быть объектом права ... Лишь тот, который предусмотрен в законе в качестве такового. Нет пользования ландшафтом.

14. Конституциюнные основы экологического права

Конституция РФ принята народом России, является Основным Законом российского государства. Она так же, как федеральные законы, имеет верховенство на всей территории России. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое