Учебный курс Экологическое право

(часть 1)

1. ЭП как учебная дисциплина и отрасль правовой науки

Система ЭП имеет три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина. «Первокирпичиком» отрасли ЭП является экологическая норма, представляющая собой правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение.

Элементами эколого-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в институты, которые в свою очередь объединены в отрасль права - ЭП, подразделенное на Общую, Особенную и Специальную части.

Под институтом ЭП понимается совокупность правовых норм, регул-их узкий круг сходных общественных отношений (институт права гос-ой и других форм собственности на природные объекты; институт права гос-го регул-ия экологопользования и охраны окружающей среды; институт права экологопользования. Институты организованы в 2 системы - Общую и Особенную части. В «Общую» часть входят институты, «обслуживающие» все или значительную группу институтов Особенной части. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования, недропользования и т.д.

Система ЭП как науки

ЭП как наука представляет собой систему знаний об ЭП как отрасли права. В предмет науки, дополнительно к информации, составляющей систему ЭП как отрасли права, включаются следующие темы:

1. методы научных исследований

2. правоприменительная и правотворческая практика

3. история развития ЭП

4. источники ЭП

5. международно-правовое регулирование экологопользования в различных странах мира.

6. источники научно-правовой информации

7. понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в эколого-правовой науке.

ЭП включает в себя Общую часть, Особенную часть и Специальную часть.

2. Система источников ЭП и их виды

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся: законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации.

Иерархия источников. В основе конституция (определен примат права) , затем законы, затем законы субъектов федерации, затем подзаконные акты, затем постановления правительства, органов местного управления.

Особое место занимают нормы международного права.

В зарубежных странах структура источников та же, но добавляется: прецедент (англо-саксонское право), обычай.

Международные соглашения.

Россия присоединяется к разным европейским конвенциях. Россия первая присоединилась к конвенции о транскраничных водах. Присоединившись к конвенции в Водном кодексе появились бассейновые соглашения

Конституция.

Прогрессивно закреплены статьи об охране среды (ст. 9,42). Право человека на благоприятную окр. среду. Описан критерий благоприятности (нормативы), право человека, на достоверную информацию. Достоверность информации исходит из соответствующего гос. органа. Мин-во охраны окр. среды. Соотношение гос. тайны и достоверности. Закон о гос. тайне не экологизирован. Достоверность информации - понятие должно быть углублено, и возникает вопрос о порядке проведения экспертиз.

Право обжалования, возмещение вреда. Возможность взыскать с органов гос-ва. Дать возможность привлечь к ответственности административное лицо, в судебном или административном порядке.

Указы президента.

Президент фактически работает в пробеле права.

Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения Президента РФ, практически неограничен. В числе указов следует назвать указ от 4 февраля 1994 года "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития" и указ от 27 декабря 1993 года, "О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ" Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции. Но иногда возникают противоречия указов Президента с законами высшего представительного органа. (ГД РФ) В таком случае Федеральное Собрание приостанавливает действие указа Президента и направляет на заключение Конституционного Суда, решение которого должно быть окончательным.

Президент ввел указ о федеральных природных ресурсах. 72, 73 статья.

Постановления правительства.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов РФ, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановление Правительства - нормативно-правовой акт принятый Правительством в силу его компетенции. Постановления правительства по вопросам экологии можно разделить на три группы:

1. Те, которые принимаются во исполнение закона, для конкретизации его отдельных положений. (Постановление Правительства от 20 июня 1993г. Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе.)

2. Определение компетенции органов управления и контроля (Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов РФ, 22 февраля 1993г.)

3. Нормативно-правовые акты дальнейшего правового регул-ия экологических отношений.

Акты министерств и ведомств.

Нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства наделены правом издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Так, Минприроды издает нормативные приказы, инструкции, положения и другие правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Госкомсанэпиднадзор наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей природной среды - воздуха, водных источников, почв от загрязнения. Роскомрыболовстпва издает нормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов.. Также, немаловажную роль играют нормативные правила- санитарные, технические, строительные, технологические. Эти нормативы выражают технические правила и не рассматриваются как источники. Закон "Об охране" (ст. 25,26,27,) устанавливает юридическую обязанность их исполнения. Эта обязанность придает им юридических характер и дает возможность оценивать их как источники права.

Законы и Акты субъектов.

Согласно Федеративному договору и Конституции субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению.

Круг ведения Субъектов определяется отраслевым законодательством: по землепользованию - Земельным кодексом, по недрам - О недрах и т.д. В основе подразделения лежит отношение к природным ресурсам. Законы и иные акты, принимаемые Субъектом РФ не должны противоречить Конституции РФ. В случае противоречия такой акт считается недействительным. Ущерб подлежит возмещению через суд.

Акты органов местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении. Акты являются источником экологического права.

Гражданское, уголовное, экономическое и иное законодательство как источник экологического права.

Законодательство выступает как источник экологического права:

Гражданское - если затронуты имущественные отношения и права природопользования.

Уголовное - предусматривает ответственность за совершенные экологические преступления.

Административное - предусматривает ответственность за экологические правонарушения.

Экономическое - регулирует эколого-экономические отношения.

3. Становление и развитие ЭП. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии ЭП

1. Характеристика Экологич. проблемы

В мире проявилась в эпоху индустриализации экономики, в моменты освоения новых земель.

Различное соотношение проблемы в мире. В России возникли от обобществления производства, от состояния развития всего общ-ва.

Результат один - загрязнение, бедствия, неэкологичные технологии. - Отсюда: проблема носит глобальный характер и по нисходящей приходит к человеку, или от ч-ка до глобальной пробемы. Проблема существует и должна решаться.

2. Россия - в 1989г. вышла книга об экоциде в СССР. (состояние эк. кризиса по всей терр. СССР, вся терр. в сост. кризиса.) .

Экологическое движение, носителями являются люди. К 1983-84г. стало ясно, что создавалось неправильное развитие экономики в СССР, Связано в первую очередь с революцией и.т.д. С другой стороны - сверхпроекты начиная с проекта ГОЭЛРО. Такие планы нарушали структуру природы и соответственно приводили к тому, что к 1985г. мы пришли к совокупности "строек века", на экологию никто не обращал внимания. Все породило то, что вся грандиозная система пришла в состояние развала. Много прочетов, ошибок стали приводить к катастрофам, авариям.

С одной стороны, система развития советского периода привела к такого рода последствиям, но с другой стороны это происходило в целях гуманности. Нужно было проводить правильные экологические исследования.

3. Ситуация развития страны давала возможность развития экологического права. Право развивалось поступательно, как и в других западных странах. В России до 17г. уже были статьи об охране водных ресурсов. Проводильсь экспедиции в Белорусию, Среднюю Азию и Флексер, изучая это создавал нормы права, которые входили потом в законодательство России. Но не было единого эк. законодательства. Зак-во идет от отраслевого к обобществлению,

Когда появилась экол. функция гос-ва и права. В России появилось с изданием первого закона об охране природы, (после войны).

На западе все шло также: отраслевое - к обобществлению.

Через это проходило все законодательство. Но в разных плоскостях. (Капиталистич, Социалистич.) В СССР все шло от общего к частному.

4. Понятие права окружающей среды.

а)Комплексная отрасль права регулирующая общественные отношения порациональному использованию и охране окружающей среды; охрана прав участников отношений , в целях установления законности для настоящих и будущих поколений.

Охрана окружающей среды носит международный, межнациональный и национальный характер. Проблема становится глобальной. В первую очередь надо рассматривать Европейское экологич. законодат-во. Европа - континентальная система права, Романо-германская система. Англо-саксонское, Мусульманское, Скандинавское.

Европейское право окружающей среды - уже имеет нормы права.

Идея единства Европы возникли в период Рима. Затем в период феод. раздробленности Европы возникали идеи единства европы. В основе этого лежало: религиозные воззрния.

Религия тесно связана с природой, охрана природы в Европейской идее занимает значительное место. След. право окруж. среды является соорганизующим звеном в европейском сообществе.

Мы не можем рассматривать экологическое право как внутринациональное право, т.к. оно формирует единые нормы.

Качество жизни, из этого понятия происходило понятие права окружающей среды,

Суть экологического права - создается межрегиональная система отношений и норм носящих надгосударственный характеру но закона еще нет, а есть директивы.

б) СССР - единая система. Законы, надгосударственные т.к. кроме республиканских законодательств существуют более сильные и единые законы для всего союза. Стремление стран к созданию такого рода законов существует теперь в странах Европы, поэтому Европа объединяется в Союз.

Начало экологии, права был Декрет о земле, т.к. была объявлена националзация природных ресурсов, земля была изъята из оборота. Но линия этого законодательства была продолжена.

К 1924 г. в связи с обр СССР были Кодифицированы акты.

1922 г. - земельный кодекс

В Белорусии в 1928 г. принят водно-мелиоративный кодекс. В средней азии земельно-водный кодекс.

По принятии горного, лесного и.т.д. законодательств. После этого законодательство не развивалось вплоть до 50х гг.

Тогда началась постепенная кодификация законодательства.

В период 60-80 гг. вышли основы земельного (68), водного (72), лесного, о животном мире (82) и.т.д.

В 60 м. г принимается закон об охране природы. 2 направления:

1: Об охране природы.

2: Об использовании природных ресурсов.

Закон об охране природы хоть и имел опр. санкции, но играли не столь важную роль, но политически имели очень важное значение.

В основном реализовывались положения об охране заповедников, заказников.

После 1985 г. начался процесс движения. Через это стал проводиться в жизнь ряд проектов, которые были закреплены в 1991 г. Нормы реализованы в Законе об охране окр. Среды 1991г. Создание этого закона в основном заслуга Петрова.

Закон был достаточно прогрессивным, но в новых условиях он не учитывал реальную экономическую ситуацию, но тем не менее своими нормами он сдерживал рост экологических преступлений.

Новое в Законе:

1) Экологическая экспертиза.

2)Экономический механизм. Введена плата за воду, землю.и.т.д.

3) Раздел о праве граждан на благоприятную окружающую среду.

Параллельно с принятием закона встает вопрос о сохранении или несохранении законов о природоресурсов. Продолжается тенденция развития конкретизированного законодательства, но в контексте на благоприятную окружающую среду и охрану.

Вывод: Разделение природоресурсового и природоохранного зак-ва сохранены, но они объединены в общую комплексную часть.

Одну из важнейших ролей играет принятие Конституции, в ней отражена тенденция развития экологического законодательства.

в) Право окруж. .среды. Будет ли формироваться эк. право в рамках СНГ ? России проще создать экологическое право потому, что уже есть база создания общего законодательства. Также легче, потому, что нет взаимопроникновения правовых семей в России.

4. Проблема соотношения компетенции федерации и субъектов федерации в области экологии

К ведению РФ в числе других вопросов конституционно отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, федеральные программы в области экологического развития, международные отношения и договоры РФ, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, уголовное и гражданское законодательство (ст. 71 Конст. РФ).

По предметам ведения РФ принимаются и изменяются Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (пп. «а», абзЛ, ст.71 и чч.1 и Зет. 76 Конституции РФ).

К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесены такие вопросы, как защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области экологии, обеспечение законности и правопорядка; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; координация международных связей субъектов РФ; выполнение международных договоров РФ (ст. 72 Конст. РФ).

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституция РФ).

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. В случае противоречия между ними действует федеральный закон (чч.1,2 и 3 ст. 76 Конституции РФ).

5. Закон "об охране окружающей природной среды". Общая характеристика и место в системе источников экологического права

Во-первых, закон является комплексным головным законодательным актом прямого действия. Предметом регулирования с его стороны служат экологические (природоохранительные) отношения. В регулировании этих отношений закон преследует три задачи:

1. Сохранение природной среды.

2. Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека.

3. Оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Закон возглавляет систему экологического законодательства. В вопросах охраны окружающей природной среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.

Закон является актом прямого действия, т.е. его нормы, за небольшим исключением, действуют без каких либо дополнительных актов, конкретизирующих нормы данного закона.

Во-вторых, главная линия этого закона состоит в сочетании экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и его естественных прав на благоприятную окружающую среду. Мерой сочетания выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду.

Превышение этих норм является правонарушением.

В-третьих, закон формирует экологические требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду и здоровье человека, т.е. к предприятиям, учреждениям, организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.

В-четвертых, центральная тема закона - человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек в законе рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на природную среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

В-пятых, нормы закона закрепляют механизм его исполнения. Такой механизм состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта в охране окружающей природной среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний. Закон закрепляет обязательность государственной экологической экспертизы, меры контроля, его правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности вредных объектов, меры административной, уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое воспитание и образование.

Ядром закона служат природоохранительные нормы. Именно они обеспечивают выполнение задачи охраны природной среды.