Государственная региональная политика в Российской Федерации
оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в других промышленно развитых регионах Российской Федерации.Большую угрозу для здоровья общества представляют наркотические средства и ВИЧ-заболевания. Сбыт психотропных веществ организован по принципу сетевого маркетинга, а сверхприбыли от их продажи позволяет лидерам организованной преступности вторгаться в политику в целях лоббирования либерального отношения к наркопотреблению.
При переходе к рыночной модели экономики наркоугроза представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и т.п. Положительно оценивая теоретическое и стратегическое значение "Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации", утвержденной Верховным Советом РФ 22 июня 1993 года необходимо отметить, что с момента ее принятия прошло более 15 лет.
В 2003 году создали мощную государственную службу по борьбе с наркотиками. Но пока политику, к сожалению, эффективно никто не оценивает.
Сегодня на первое место выходят антикризисные меры. Федеральные власти издают одну за другой программу для смягчения и ликвидации последствий кризиса. В субъектах Федерации существует продолжение этих программ, оно выражается в областных законах, одобренных федеральным центром.
Финансирование правительством РФ антикризисных мер в 2009 году из федерального бюджета составит 1 трлн.610,8 млрд. рублей. Об этом заявил глава Минфина РФ Алексей Кудрин 25 марта на расширенном заседании комитета Совета Федерации по бюджету, сообщая об изменениях в закон о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 гг., подготовленный Минфином к нулевому чтению. Из выделяемых средств на поддержку финансового рынка, рынка труда, отраслей экономики и меры социальной политики будет направлено 450 млрд. рублей. На поддержку банковской системы будет выделено 300 млрд. рублей, еще 389 млрд. рублей пойдет на дополнительные межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам России. На межбюджетные трансферты бюджетам субъектов России будет направлено 150 млрд. рублей. На другие нужды будет выделено 321 млрд. рублей, сообщил Кудрин. 64
С начала 2009 года в Томской области действуют несколько специальных программ - в помощь безработным и тем, кто рискует остаться без работы. Опережающее обучение. 65 Работодатель, согласившийся принять участие в программе, заявляет, к примеру, о планирующемся сокращении 50 человек. Однако некоторых из них он соглашается отправить на обучение сроком на 3 месяца - на ту специальность, которая нужна в изменившихся экономических условиях работодателю. После этого работник сможет вернуться на предприятие. Плата за обучение в нашем регионе может составить около 10 тыс. рублей, однако деньги платит не работодатель, а бюджет - в основном, федеральный. Областной бюджет оплатит расходы на проезд и проживание в случаях выезда на учебу за пределы муниципального образования на территории Томской области.
Общественные работы. Финансирование идет из Федерального бюджета. Транспортные расходы на доставку до места проведения работ и обратно, расходы на приобретение специнвентаря, спецодежды - оплатит областной бюджет).
Содействие самозанятости. Безработный может получить стартовый капитал на создание собственного дела. Размер этого капитала равен среднегодовому объему пособия, причитающегося этому гражданину - от 35-ти до 50-ти тысяч рублей. Граждане, зарегистрировавшись в качестве субъекта малого предпринимательства, могут стать участниками областной программы развития малого предпринимательства "Первый шаг". Эти люди могут претендовать на получение безвозмездной субсидии до 300 тысяч рублей на развитие собственного дела. Все расходы по консультированию и тестированию, подготовке бизнес-плана оплачиваются из федерального бюджета. Оплачиваются также все расходы, связанные с созданием и регистрацией собственного дела. Другая программа - "Бизнес-старт" - в настоящее время также допускает участие безработных и ищущих работу граждан в конкурсах по заявленным бизнес-планам. 66
Адресная помощь для поддержки трудовой мобильности. Программа рассчитана на тех, кто не смог найти работу в пределах своего города. С помощью программы граждане смогут уехать туда, где работа для них есть. Транспортные расходы на переезд в другую местность, суточные (100 руб/день) и расходы на первоначальный найм помещения (550 руб/день в течение трех месяцев) - оплатит федеральный бюджет.
Можно сказать больше кризис сейчас "в моде". Создаются законопроекты, цель которых является уменьшение последствий кризиса, при этом практически забывается про основные направления государственной региональной политики. А федеральные власти между тем борются за место под солнцем на международной арене. И в СМИ снова и снова появляются заголовки о неэффективности государственной региональной политики. 67
Результаты опроса говорят о том, что разработкой государственной региональной политики должны заниматься: Федеральное собрание (44,4%), правительство РФ (33,3%), администрация президента (16,6%), иное (5,5%) (см. приложение 2).
Федеральному центру стоит призадуматься, внести ли в компетенцию Государственной Думы и Совета Федерации и вопросы разработки государственной региональной политики.
Государственная региональная политика, как озвучено выше, влияние федерального центра на субъекты РФ, а также влияние субъектов на центр.
Лоббистские возможности у региона разнообразны. Региональным властям необходимо найти действенный способ донести суть проблемы до федерального центра, обратить на себя внимание, доказать, что необходимо решение вопроса на государственном уровне, ведь от этого зависит реализация государственной региональной политики, ее эффективность, финансирование региона. Институтом, который может повлиять на решение Федерального центра, являются общественные объединения и партии. Они способны лоббировать, но контролировать проведение государственной региональной политики не могут (по результатам опроса, 65%) (см. приложение 2).
Таким образом, существует ряд проблем, которые требуют решения. Это возможно при активизации государственной региональной политики в РФ.
2.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения
Важно подчеркнуть, что при разработке федеральных целевых программ отпадает проблема охвата какого-либо количества субъектов Российской Федерации. В принципе, если по каждому субъекту Российской Федерации для программного решения будут отобраны подобные конкретные проблемы, то такими программами могут быть охвачены все субъекты Российской Федерации. Ведь в этом случае в качестве приоритета выступает не регион (не могут быть все регионы приоритетными), а проблема, и в каждом регионе приоритетными могут быть разные проблемы.
А теперь, перейдем к вопросу о самих подходах к оценке эффективности государственной региональной политики.
Сначала необходимо четко сформулировать, что же мы хотим получить, расходуя государственные средства. Причем описать результат не просто в терминах работы школы и больницы, а именно в терминах конечного эффекта - уровня знаний и состояния здоровья людей. В целом так, как это предлагает Правительство. 68
Далее нужно понять, каким образом планируется это получить. То есть необходимо описать технологию, стандарт получения этой услуги. Очевидно, что стандарт этот должен быть, с одной стороны, достаточно общим, чтобы давать возможности оптимизации затрат, с другой стороны, достаточной конкретным, чтобы мы были уверенны в том, что получим желаемое.
Важными элементами политического цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению.
Осуществляется контроль посредством контрольного механизма, включающего информационную систему (оценка результатов, мониторинг) и организационную систему (структуры и процедуры). К контрольным технологиям относят оценку программ, финансовые отчеты, аудиторские проверки, инспекции, опросы руководителей и пр. 69
Мониторинг - процесс регулярного сбора и анализа информации о ходе реализации политики, включающий механизм реагирования на возможные и реальные угрозы и отклонения от намеченного плана.
Оценка реализации государственной региональной политики - совокупность способов изучения и измерения фактических результатов завершенной или находящейся на стадии завершения политики/программы, применяемая в целях ее совершенствования. Оценка есть сбор и анализ информации о конечных или промежуточных результатах, определение изменений и современного состояния, оценка выгод и затрат. Оценка, в отличие от мониторинга, проводится по мере необходимости, носит разовый характер. Проведение оценочных процедур необходимо на всех этапах политического цикла. Смысл оценки состоит в возможности усовершенствовать политику и определить ее результаты.
Оценка государственной региональной политики складывается из таких элементов, как оценка процесса реализации, оценка последствий, оценка результатов, оценка экономической эффективности, оценка уровня удовлетворенности граждан, оценка инструментов, методов реализации политики.
Оценка политики требует рассмотрения пяти элементов последней: затрачиваемых ресурсов; проводимых мероприятий; полученных продуктов или услуг; результатов выполнения; последствий и эффектов. 70
Оценка результатов государственной региональной политики является ее обязательным элементом, обеспечивающим обратную связь. Критерием оценки могут быть: эффективность - соотношение затрат и результатов, простая результативность - наличие или отсутствие неких (положительных) итогов, правильность - соблюдение установленных правил и норм, будь то традиция, правовые установления или моральные соглашения, популярность - массовая поддержка или критика деятельности государства, справедливость - распределение всех вероятных благ, от права участия в деятельности до права пользования ее результатами в соответствии с господствующим пониманием справедливости, - а также такие характеристики как способность реагировать на изменения (или наоборот, стабильность и принципиальность), демократичность, скорость, соответствие результата поставленным целям и т.д. и т.п. 71
Оценка результатов деятельности зависит не только от того, кто ее оценивает и исходя из каких ценностей, но и от особенностей контекста деятельности, реальной ситуации. Например, сохранение правительством доходов населения на постоянном фиксированном уровне - огромное достижение в условиях кризиса и признак злонамеренности или некомпетентности в условиях бурного экономического роста.
Какими бы ни были результаты государственной региональной политики, необходимо их обсуждение. Анализ и оценка деятельности Федерального центра по отношению к субъектам РФ позволит дельнейшее развитие страны и повышение эффективности государственной региональной политики.
Результаты государственной региональной политики должны обсуждаться не только на уровне федеральных и региональных властей, но и в общественных структурах и политических партиях. Это подтверждают и результаты опроса - за обсуждение политики выступило 70% респондентов (по результатам опроса) (см. приложение 2).
Существование проекта Федерального закона "Об основах государственной региональной политике, порядке ее разработки и реализации" свидетельствует о повышении интереса Федерального центра к развитию регионов. Осведомленность граждан в этом вопросе говорит и об их заинтересованности. Населению немаловажна тема социально-экономического и политического регионального развития.
Анкетирование, проведенное на территории Кузбасса и Томской области, показало, что 80% опрошенных людей знают о существовании государственной региональной политики в России (см. приложение 2).
Государственная региональная политика требует грамотного проведения и повышения эффективности. Из предложенных вариантов ответов на вопрос: "Какие мероприятия необходимы для улучшения социально-экономического и политического состояния региона?", были выбраны: создание новых отраслей промышленности и рабочих мест (40%), жесткий контроль за соблюдением законов (25%), государственные целевые субсидии (20%), уменьшение федеральных налогов (15%) (см. приложение 2). Сейчас, во время кризиса, создание новых рабочих как никогда актуально. Не удивительно, что население при ответе на вопрос придало этому наибольшее значение. Предприятия закрываются, лишая людей работы. К примеру, в городе Киселевске собираются закрывать шахту № 12. Собственник - ООО "Торговая компания "ЕвразХолдинг" с юридическим адресом в Москве. 72 Таким образом, вся прибыль от ресурсов региона шла мимо самого региона, здесь нельзя говорить о проведении эффективной государственной региональной политики. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев выразил резкое несогласие с решением о закрытии шахты №12 в Киселевске, которое принял собственник предприятия - компания "ЕвразХолдинг". В связи с этим Тулеев принял решение о смене собственника на предприятии. В настоящее время на шахте трудятся около 1,1 тыс. человек. Добыча угля ведется в очень сложных горно-геологических условиях.
Как сообщили сегодня в пресс-службе администрации области, губернатор провел трудные переговоры с генеральным директором компании "Стройсервис" Дмитрием Николаевым, в ходе которых достигнута договоренность о том, что шахта №12 войдет в состав этого акционерного общества и продолжит добычу угля. 73
Крупные компании, такие как ОАО "Газпром", также проводят политику финансирования и развития страны, так как половина пакета акций принадлежит государству. Здесь можно говорить о взаимовыгодном сотрудничестве государства и предприятий. Такие компании участвуют в государственной региональной политике. Но политика, проводимая ими, не обязательно полезна для России. Правительство должно контролировать соблюдение общенациональных интересов, иначе удовлетворение общественно-значимых потребностей станет редкой случайностью.
При рыночном хозяйствовании государство располагает лишь частью материальных и финансовых ресурсов. В России государственная собственность отдана в частные руки раньше, чем была обеспечена гарантия надежного пополнения доходов бюджета. Под влиянием роста внутреннего и внешнего долга постепенно осуществляется переход к принятию решений исходя из доходов бюджета, а не потребностей страны.
Недостаточное внимание, уделяемое вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность. 74
К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства:
избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов;
негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;
недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как "консервация" личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;
недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов. 75
Причин нынешнего положения в сфере государственной региональной политике может быть множество. По результатам опроса население считает, что проведению государственной региональной политики в России на сегодняшний день мешает: отсутствие финансирования (35,5%), коррупция госаппарата (31,5%), несовершенство законодательства (29,4%), среди иных причин (3,6%) назвали незаинтересованность чиновников, мировой финансовый кризис, долгосрочность программ (см. приложение 2).
Один из критериев эффективности выполнения политики - координация действий всех участников и организаторов процесса ее реализации. Выделяют следующие группы участников исполнения политики:
1) индивиды;
2) общественные и политические организации, группы;
3) государственные институты и структуры;
4) политическая и финансовая элита. Координация политики - применяемые для достижения поставленных целей механизмы и методы согласования действий организационных структур и индивидов, участвующих в политическом цикле. Координация также осуществляется на всех этапах политического цикла. Различают политическую (согласование политических интересов) и административную (решение конкретных вопросов) координацию; вертикальную координацию (между организациями, находящимися в подчинении) и горизонтальную координацию (между организациями, независимыми друг от друга в правовом поле). Горизонтальная координация осуществляется посредством работы межведомственных комитетов (советов); ведущих организаций; принятия официальных договоров о взаимодействии. Вертикальная координация, соответственно, - через механизмы разделения труда, организационную иерархию. Россия является федеративным государством, и значимая роль в политическом цикле принадлежит межрегиональной координации.
К факторам эффективности политики можно отнести: во-первых, организационно-функциональные отношения внутри системы государственного управления: слабая реакция государственной политики, как правило, проявляется там, где отсутствует четкое разделение властных полномочий между различными государственными органами и организациями; во-вторых, качество разработанной политики, государственной программы или решения; в-третьих, точность заданий и их интерпретация исполнителями. 76
Исполнительная власть РФ в направлении совершенствования государственной региональной антинаркотической политики стала реформироваться только в 2003 году, благодаря Президенту РФ.В. В. Путин осознал реальность наркоугрозы для национальной безопасности и усилил организационное обеспечение антинаркотической политики, создав мощную федеральную службу контроля наркотиков (ФСКН) России. Она обязана остановить рост удельного веса населения, вовлеченного в незаконный оборот наркотиков (НОН). Поэтому кроме борьбы с наркопреступностью, ФСКН РФ определены задачи реализации антинаркотической политики и координации всех органов исполнительной власти (правительство РФ, министерства, региональные правительств).
Однако эта организационная новация не изменила идеологии управления - стремления исполнительной власти простыми средствами решать сложнейшие проблемы. Попыткой отделить наркоманов от наркоборонов объясняют сторонники принятия Правительством РФ Постановление №231 6 мая 2005 года (об утверждение размеров средних разовых доз), которое по своей сути противоречит целям государства, регламентированным еще в 1998 году Федеральным Законом РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Создали службу по борьбе с наркотиками, по СМИ транслируется социальная реклама, агитация которой за здоровый образ жизни. Не смотря на попытки повлиять на ситуацию, государственная региональная политика не может считаться эффективной. К сожалению, положительной динамики в этой сфере не наблюдается.
Методы повышения эффективности государственной региональной политики многочисленны. Среди них можно назвать и государственное финансирование на более высоком уровне, и редактирование областного законодательства, и жесткий контроль исполнения законов "сверху". С мнением, что увеличение объема финансирования регионов можно считать лучшим методом для повышения эффективности государственной региональной политики, согласилось 65% респондентов, было против 35% соответственно (см. приложение 2).
Таким образом, наибольшее влияние на государственную региональную политику оказывает финансирование, и грамотное проведение политики в сфере экономики повлечет за собой повышение эффективности.
Среди причин недостаточной эффективности федеральных программ регионального развития также можно назвать:
отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций, низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;
недостаточный учет в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики;
распределительный принцип построения программ, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов, неувязка программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;
отсутствие системного подхода и адекватного современным требованиям стратегического планирования развития региона. 77
Государственные служащие нужны в любом государстве. От эффективности исполнения ими своих должностных обязанностей зависит на самом деле эффективность всего государственного управления. 78
Чиновники являются посредниками между Федеральным центром и населением страны. Их заинтересованность в реализации государственной региональной политики, в свою очередь, влечет за собой повышение ее эффективности. И население это понимает: жители Кузбасса и Томской области считают, что чиновники должны быть заинтересованы в эффективности государственной региональной политики, за это выступило 80% респондентов. Иначе ни о какой эффективности невозможно говорить.
Для эффективной государственной региональной политики и улучшения жизни населения, необходимо затронуть все аспекты политической сферы. Сюда можно отнести и улучшение межрегиональных отношений. Можно выделить концепцию государственной региональной политики в области подготовки кадров.
Основной целью государственной региональной политики в сфере подготовки кадров является реализация геополитических и социально-экономических интересов субъекта Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений на российском рынке образования и труда. 79
Молодые люди - основная часть жителей России, это будущее государства. У них существует ряд проблем, и государственная региональная политика реализует меры по ликвидации этих проблем.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 - 45%. Только 2,7% процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. 80
Для реализации государственной региональной политики в молодежной сфере в Российской Федерации привлекают общественные объединения, иные некоммерческие организации и граждан к осуществлению на условиях договоров деятельности в указанной области, используют меры по стимулированию такой деятельности. Но это происходит чаще в предвыборный период с целью получения большинства голосов.
Необходимо прикладывать усилия, чтобы вовлекать молодежь в жизнь Российской Федерации. Здесь же встают вопросы патриотизма, здорового, активного образа жизни и осознания себя как полноценной личностью, членом общества России.
Опыт реализации федеральных программ в России за последнее десятилетие неосознанно создал банк данных типовых механизмов решений региональных проблем, в том числе и эффективных. Унификацией таких организационных решений - один из надежных путей создания модельного инструментария реализации программ социально-экономического развития регионов. 81
Итак, нельзя однозначно сказать об эффективности государственной региональной политики в РФ. Многие сферы, однозначно, нуждаются в поддержке Федерального центра. Способов повышения эффективности государственной региональной политики множество. Но по результатам проведенного анализа, самым действенным является финансирование субъекта РФ.
Заключение
В процессе работы была исследована государственная региональная политика в Российской Федерации. Сделаны следующие выводы:
Государственная региональная политика - это взаимоотношения Федерального центра и субъектов Российской Федерации. Она имеет аспекты: политический, экономический и социальный. Таким образом, государственная региональная политика охватывает все уровни развития субъекта РФ.
Государственная региональная политика направлена на ликвидацию проблем в субъектах РФ и выравнивание социально-экономического и политического пространства в стране. Еще нет строго очерченной системы решения проблем: политика регионального развития в России только формируется. Большой шаг в становлении сделан в 2007 году посредством проекта ФЗ "Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации". Таким образом, мы присутствуем у истоков формирования государственной региональной политики в РФ и ее направлений.
Социальная, экономическая и политическая ситуация в Томской и Кемеровской областях практически одинакова. Два региона, сильных во всех смыслах, просят помощи у федерального центра. Анализ показал, что существует ряд проблем, которые требуют решения, необходимы меры по активизации государственной региональной политики в РФ.
Показателями для оценки эффективности государственной региональной политики являются: состояние здоровья граждан, жилищные условия, развитие промышленности и энергетики, экономика - то есть общее социально-экономическое и политическое развитие. Нельзя однозначно сказать об эффективности государственной региональной политики в РФ. Многие сферы, однозначно, нуждаются в поддержке Федерального центра. На решение проблем необходимы средства из федерального бюджета - по результатам проведенного анализа, этот способ повышения эффективности является самым действенным.
Нельзя сказать, что данная дипломная работа является исчерпывающей информацией по теме "государственная региональная политика". Проведено исследование, сделаны одни из первых шагов в освоении этой науки. Но, не смотря на это, практическая значимость работы проявляется в важности и актуальности выводов, полученных в результате анализа проблем. Данные выводы об особенностях государственной региональной политики, ее аспектах, способах повышении эффективности можно использовать в дальнейших исследованиях взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ.
Список источников и литературы
Литература
1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления [Текст] / Г.В. Атаманчук // учебное пособие. - М., 2006. - 197 с.
2. Вертий, В. Не числом, а размером [Текст] / В. Вертий // Труд: период. изд. - 2003. - № 114. - С.3.
3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение [Текст]: Учебн. пособие / Ю.Н. Гладкий. - М.: Гардарики, 2002. - 230 с.
4. Гладкий, Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики [Текст] / Ю.Н. Гладкий. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004. - 245 с.
5. Ирхин, Ю.В., Зотов В.Д. Политология [Текст] / Зотова Л.В. // Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2002. - 511 с.
6. Ландабасо, А. К вопросу о теории регионального развития [Текст] / А. Ландабосо // Федерализм - 1998. - №1. - 425 с.
7. Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика [Текст] /В.В. Лобанов. - СПб., 2004. - 160 с.
8. Малин, А.С. Региональное управление [Текст]: учебн. пособие / А.С. Малин - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 197 с.
9. Олех, Л.Г. Регионализм и федерализм [Текст] / Л.Г. Олех // учебн. пособие. - Новосибирск: СибАГС, 1998. - С.53.
10. Пикулькин, А.В. Система государственного управления [Текст]: учебник для вузов / А.В. Пикулькин; под ред. Т.Г. Морозовой. - М., 1997. - 241 с.
11. Старцев, Я.Ю. Система государственного управления: политический анализ [Текст]: учебное пособие / Я.Ю. Старцев. - Екатеринбург, 2001. - 256 с.
12. Туровский, Р.Ф. Политическая география [Текст] / Р.Ф. Туровский // учебн. пособие. - Смоленск: Издательство СГУ, 1999. - 198 c.
13. Туровский, Р.Ф. Политическая Регионалистика [Текст] / Р.Ф. Туровский. - М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2006. - 234 с.
14. Халипов, В.Ф. Власть [Текст] / В.Ф. Халипов // Кратологический словарь. - М.: Республика, 1997. - 328 с.
15. Шабров, О. Политико-административное управление в Российской Федерации: состояние и актуальные проблемы [Текст] / О. Шабров // Власть. - 2004. - № 11. - С.10.
Источники
1. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Кемеровской области (АИЖК КО) [электронный ресурс]. - режим доступа: ako/Ipoteka/default. asp? n=1
2. Аман Тулеев об объединении Алтайского края с Кемеровской и Томской областями [электронный ресурс]. - режим доступа: fondpressa/press-service/media/detail. php? ID=932
3. Антикризисные меры в сфере занятости [электронный ресурс]. - режим доступа: tomsk. gov/ru/economy_finances/anticrisis/employment/
4. Бюджет Олимпиады [электронный ресурс]. - режим доступа: Sochi. invur/index. php? id=6
5. Выступление Главы РМ Н.И. Меркушкина на VII съезде партии "Единая Россия" [электронный ресурс]. - режим доступа: e-mordovia/main/glava/speech/04122006. php
6. "Газпром" стал госкомпанией [электронный ресурс]. - режим доступа: businesspress/newspaper/article_mId_43_aid_255227.html
7. Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" [электронный ресурс]. - режим доступа: innovbusiness/content/document_r_E609C230-3756-4736-9B38-E7B3E0A98BF6.html
8. Государственная политика [электронный ресурс]. - режим доступа: espi/Content/StartsevBook/SECTION6. htm
9. ЕвразХолдинг атакует [электронный ресурс]. - режим доступа: itartass-sib/Siberian-news.html
10. За и против [электронный ресурс]. - режим доступа: window. edu/window_catalog/pdf2txt? p_id=15632p
11. Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [электронный ресурс]. - режим доступа: apse/txt/fz_209. doc
12. КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ/ ЭКОНОМИКА/ Шахта №12 в Киселевске под угрозой закрытия [электронный ресурс]. - режим доступа: tdeam/
13. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [электронный ресурс]. - режим доступа: rg/2009/01/21/konstitucia-dok.html
14. Концепция административной реформы [электронный ресурс]. - режим доступа: anti-corr/rutxt/2003/admin_reform/
15. Кто следующий? [электронный ресурс]. - режим доступа: expert/printissues/expert/2007/12/rating_politicheskoy_vliyatelnosti16. Митинги за и против антикризисных мер пройдут в субботу в регионах РФ [электронный ресурс]. - режим доступа: sibir. rian/politics/20090130/81753458.html
17. На Дальнем Востоке выстроят русское "Восточное кольцо" [электронный ресурс]. - режим доступа: bigness/news/2008-02-04/dv
18. Новости [электронный ресурс]. - режим доступа: gzt/politics/2007/10/25/162541.html
19. Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации десятки [электронный ресурс]. - режим доступа: stroysmeta/catalog/1/19/130
20. Основные стратегические документы [электронный ресурс]. - режим доступа: www.strategia. tomsk/strategicheskie_dokumenty.html
21. Паспорт федеральной целевой программы "Свой дом" [электронный ресурс]. - режим доступа: ohome/modules. php? name=Pages&pa=showpage&pid=155
22. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ, принимаемые Правительством РФ и Кемеровской областью по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса [электронный ресурс]. - режим доступа: ako/PRESS/MESS/TEXT/anti_kris. asp
23. Политическая активность граждан [электронный ресурс]. - режим доступа: opros/polit/56_22. htm
24. Послание губернатора В.М. Кресса депутатам Государственной Думы Томской области "Через кризис - к развитию" [электронный ресурс]. - режим доступа: kress. tomsk/ru/words/vistup/6761/
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1450 "О совершенствования механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации" [электронный ресурс]. - режим доступа: rg/anons/arc_1996/3
26. Предпринимательству дорогу [электронный ресурс]. - режим доступа: www.garant. tomsk/click1. php
27. Предприятия Томской области [электронный ресурс]. - режим доступа: tomsk. gov/ru/tomsk_region/24_55
28. Программа создания Технопарков в РФ успешно провалена. Но в этом никто не виноват) [электронный ресурс]. - режим доступа: Ibk/50300. htm
29. Проект федерального закона "Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации" [электронный ресурс]. - режим доступа: minregion/WorkItems/DocItem. aspx? DocID=179&PageID=148
30. Процесс реализации государственной политики [электронный ресурс]. - режим доступа: read. aif/pages/read_book_online? page=10&art=178875&fontsize=18
31. Рейтинг дотационных регионов России. Таблица [электронный ресурс]. - режим доступа: tayga. info/documents/2503/
32. Россия сокращает бюджет олимпиады-2014 на десятки [электронный ресурс]. - режим доступа: sps/news/67
33. Сила области [электронный ресурс]. - режим доступа: tomsk. gov/ru/tomsk_region/11
34. Содержательная модель государственной социальной политики [электронный ресурс]. - режим доступа: jourclub/1/1
35. Средняя стоимость квадратного метра [электронный ресурс]. - режим доступа: www/avant-partner/partner/new
36. Томск занял 22 место в рейтинге дотационных регионов [электронный ресурс]. - режим доступа: obzor. westsib/article/139258
37. Традиционные механизмы осуществления региональной политики [электронный ресурс]. - режим доступа: Dvo. sut/libr/history/i299mez2/3
38. Указ президента РФ№ 803 "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" [электронный ресурс]. - режим доступа: interned/articles/laws/ob_osnovnih. htm
39. Укрупнение регионов [электронный ресурс]. - режим доступа: jourclub/news/34_2
40. Укрупнение регионов - новая концепция федерализма [электронный ресурс]. - режим доступа: kazanfed/publications/kazanfederalist/n17-18/17/
41. Федеральные программы России [электронный ресурс]. - режим доступа: programs-gov/
42. Цены на квадраты [электронный ресурс]. - режим доступа: Tmsk. gks/news/Lists/List/DispForm
43. Экономический потенциал области [электронный ресурс]. - режим доступа: ako/Ekonomik/potens. asp? n=1
44. Экономика в бизнесе [электронный ресурс]. - режим доступа: archipelag/agenda/povestka/tdf_445
45. Электронный журнал "Научный эксперт" № 3, 2009 [электронный ресурс]. - режим доступа: rusrand/text/Jornal3_2009. pdf
46.1.610 млрд рублей выделят из федерального бюджета на антикризисные меры [электронный ресурс]. - режим доступа: www.regnum/news/1142133.html
1 Лобанов, В. В. Государственное управление и общественная политика [Текст] /В.В. Лобанов. - СПб., 2004. – С. 78.
2 Халипов, В.Ф. Власть [Текст] / В.Ф. Халипов // Кратологический словарь. – М.: Республика, 1997. - С.64
3 Олех, Л.Г. Регионализм и федерализм [Текст] / Л.Г. Олех // Учебное пособие. - Новосибирск: СибАГС, 1998. - С.91.
4 Туровский, Р.Ф. Политическая Регионалистика [Текст] / Р.Ф. Туровский. - М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2006. – С. 199.
5 Процесс реализации государственной политики [электронный ресурс]. – режим доступа: read.aif/pages/read_book_online?page=10&art=178875&fontsize=186
6 Проект федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации» [электронный ресурс]. – режим доступа: minregion/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=179&PageID=148
7 Указ президента РФ№ 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [электронный ресурс]. – режим доступа: interned/articles/laws/ob_osnovnih.htm
8 Проект федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации» [электронный ресурс]. – режим доступа: minregion/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=179&PageID=148
9 Проект федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации» [электронный ресурс]. – режим доступа: minregion/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=179&PageID=148.
10 Процесс реализации государственной политики [электронный ресурс]. – режим доступа: read.aif/pages/read_book_online?page=10&art=178875&fontsize=18
11 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [электронный ресурс]. – режим доступа: rg/2009/01/21/konstitucia-dok.html
Проект федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации»: minregion/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=179&PageID=148
12
13 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение [Текст]: Учебник / Ю.Н. Гладкий. – М.: Гардарики, 2002. – С. 76.
14 Содержательная модель государственной социальной политики [электронный ресурс]. – режим доступа: jourclub/1/1
15 Содержательная модель государственной социальной политики [электронный ресурс]. –