Хозяйственная мотивация и ее структура
определяется исключительно действием основного мотива – стремления получить непосредственную выгоду от обмена».Для преодоления противоречий вводится особый персонаж «рассудительного практика», в роли которого в дальнейшем оказывается «простой человек», который в свою очередь способен на принятие решений, необходимых для рационального следования собственной выгоде.
Также было выявлено, что абстракция «экономического человека» соответствует некоему «здравому смыслу». Есть утверждение, что «простой народ» без всякой теории умеет улавливать собственные экономические интересы и следовать им не практике. Далее «экономический человек» ведет себя как «средний» (нормальный) человек. В данном моменте происходит завершение редукции.
Экономические взгляды на природу интереса эволюционировали и порою разбегались с течением времени.
Экономические теории всегда предполагают наличие субъекта деятельности, адекватного теоретической модели. Иногда человек предстает в аксиоматике экономической теории и прорабатывается в ней, получая более развернутые характеристики. Иногда он эксплицируется из тех или иных теорий, давая повод к рассмотрению модели человека другими социальными науками. По мнению В. С. Автономова, речь всегда идет о детерминантах и способах поведения человека, и «главными компонентами такой модели является гипотеза о мотивации или целевой функции экономической деятельности человека, гипотеза о доступной ему информации и определенное представление о физических и, главное, интеллектуальных возможностях человека, позволяющих ему в той или иной мере добиваться своих целей»23. Можно выделить следующие модели человека из экономических теорий:
идущий от А. Смита «компетентный эгоист» или «экономический человек» – действующий ради собственного интереса, обладающий компетентностью и сообразительностью в достижении своего экономического интереса, а так же различающийся степенью своей активности в зависимости от своей роли в производстве и классовой принадлежности;
гедонист, появляющийся у Дж. С. Миля и завладевший концепцией Дж. Бентама, в трудах которого капиталист предстает не как целеустремленный и деятельный экономный человек, а как человек, испытывающий отвращение к труду и стремящийся к работе своих средств ради наслаждения и стремления к «максимуму счастья»;
К.Маркс исходил из представления об общественной сущности человека, его развитии в предложенных обществом обстоятельствах и видел главными фигурами капиталистических отношений капиталиста, получающего прибавочной стоимость и экономически зависящего от него рабочего;
моделью человека маржиналистской теории (у.С. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) был «рациональный максимизатор», рационализирующий потребление, понимаемое как обмен благ, выражаемый через денежный эквивалент;
согласно Дж. М. Кейнсу обладающий неполной информацией и находящийся в состоянии неопределенности экономический субъект – это человек, который для рационализации ситуации прибегает к помощи более информированного государства.
Данная типология людей, имплицитно или эксплицитно заложенная в соответствующие экономические теории, является полезным методологическим инструментом теоретической абстракцией.
Развитие общества потребления привело к тому, что модель «экономического человека» была распространена посредством экономической техноструктуры, как говорил Дж. Гелбрэйт, социальных технологий на поведение тех, кто не был причастен к производству иначе, как через потребление, но должен был проявить в нем чрезвычайную устремленность к максимуму удовлетворений и минимуму издержек, сформированную посредством символизации престижных и модных товаров. Потребительская идеология, пришедшая во многие страны раньше, чем возможность потреблять, привела к тому, что новый массовый человек обвиняется в разрушении трансцендентного (Ю. Хабермас), социального (Ж. Бодрийар и др.), политического, культурного. Он становится «экономическим человеком» уже не только теоретически, но и онтологически. Теоретическая абстракция, которая не может быть до конца онтологизирована, получила свое предельно полное воплощение именно в этом проявлении «экономического человека». Для многих людей в посткоммунистических странах деньги, удовольствия и потребительство, нежелание трудиться, но стремление иметь максимум вознаграждений при минимизации трудовых издержек стали формой реального существования «экономического человека».
Можно подвести некоторые выводы, которые состоят в том, что имплицитно или эксплицитно присутствующая в экономических теориях та или иная модель человека мысленно конструирует различные социальные реальности. Онтологизация теоретической модели дает разные онтологии не только экономических отношений, но и общества в целом. Процедура онтологизации всегда осуществлялась как частичная, многоступенчатая и отдающая себе отчет в неединственности стоящей за ней реальности, корректировалась поиском эквивалентных описаний, ограничением сферы своего распространения.
«Экономический человек» глазами С. Булгакова
Одним из центральных моментов экономических воззрений Булгакова выступает его тезис – труд – внутренне противоречивый процесс, объединяющий в себе свободу и необходимость. Человек должен трудится, чтобы выжить, и в процессе труда он выполняет высокую миссию: подчиняя себе природу, человек показывает, что является подобием Божиим. Данная задача стоит перед каждым индивидом, и перед всем человечеством как совокупностью этих индивидов. Булгаков24 принципиально не допускает разделения материального и духовного.
Это и есть центральный пункт критики Булгаковым современной ему западной политической экономии, сосредоточившей, по его мнению, свое внимание только на материальной стороне жизни. В этой науке целостный мир оказался сведенным лишь к экономике, а человек – к хозяйственному субъекту. Вытекающая из такого подхода концепция экономического человека представляет внутренне противоречивый стилизованный собирательный тип, соединяющий в себе альтруизм и эгоизм. На данной концепции базируются и буржуазная политическая экономия и марксизм. Подобное положение является следствием абсолютизации человека в традиции европейского Возрождения и гуманизма, способствовавшей победе гедонизма над аскетизмом.
Булгакову же мировоззрение экономистов материалистической ориентации представлялось обедненным, поскольку спасение мира они видят в материальном богатстве и удовлетворении растущих потребностей, а не в моральном прогрессе человечества25.
Господство человека над природой Булгаков понимает не как удовлетворение материальных потребностей экономического человека, а как акт любви к ближнему и приближения Царства Божьего.
Экономизм, который столь резко критиковал Булгаков, и поныне пронизывает все сферы жизни на Западе и часто выступает как заменитель религии. Помимо политической неустойчивости и экономических кризисов, с которыми сталкиваются промышленно развитые страны, либеральное общество переживает и моральный кризис.
«Экономический человек» («homo economicus»), если понимать его чисто материалистически, не может служить основой трансформации общества. Вместе с тем использование религиозной концепции Булгакова противоречит светскому характеру современного общества. Может быть, прозвучавший призыв Селборна к обновлению истинных принципов гражданского общества, и прежде всего принципа долга, можно рассматривать как своего рода светский эквивалент концепции общественной трансформации Булгакова. В обоих случаях речь идет о преодолении дезинтеграции человеческого общества, о том, что индивид должен быть не просто пассивным реципиентом, но и деятелем, или, говоря словами Вебера, не просто сосудом, но и инструментом Божьим, который может согласовывать индивидуальные и групповые права и обязанности с общим благом.
От традиционного экономического к экономико-социологическому подходу.
Говоря о предпосылках, касающихся поведения хозяйствующих субъектов на рынке, экономическая социология исходит из того, что их мотивация не исчерпывается узко понимаемым экономическим интересом. Существуют весьма действенные механизмы побуждения к действию в виде социальных норм и сил принуждения. Устремления хозяйственных агентов не сводятся к денежному доходу, включая статусные мотивы, заинтересованность в содержании хозяйственной деятельности, в общении с другими людьми и др26. Причем, они не ранжируются единым универсальным образом: мотивы более высокого порядка зачастую способны вытеснять утилитаристские и сугубо эгоистические мотивы.
Экономико-социологический человек не принимает решения «с чистого листа», он опирается на собственный прошлый опыт, который приводит не только к накоплению знания и информации, способствующих более эффективной калькуляции, но порождает инерцию выбора, воспитывает традиции и привычки, способствуют инкорпорированию навыков, заставляя, словами П. Бурдье, «любить то, что мы имеем» (что собственно и является определением «вкуса»)27. А поскольку опыт человека, включая логическое знание и практические навыки, формируется неоднородной средой, этот опыт устойчиво дифференцирован, и настолько же устойчиво различаются предпочтения хозяйственных агентов, воплощаясь в так называемом габитусе.
Субъекты хозяйствования рациональны, но большинством экономистов признано, что их рациональность ограничена – в силу неопределенности среды, дефицита интеллектуальных способностей и материальных ресурсов (поиск информации сопряжен с издержками). Человек зачастую не утруждает себя поисками наилучшего варианта, экономит на издержках поиска, останавливаясь на чем-то более или менее приемлемом или знакомом, что тоже было показано самими экономистами. Также возможность рационального действия в условиях рынка ограничена и с объективной точки зрения. Даже если человек с завидным упорством стремится к максимизации полезности или прибыли, он все равно не обладает полной информацией, и процесс хозяйственной деятельности становится для него скорее процессом обучения, освоения рассеянного, неполного и противоречивого знания, нежели применения готовых стратегических схем.
Наиболее важно то, что экономико-социологический человек принципиально не автономен от влияния других людей. Его действия характеризуются своей укорененностью в социальных связях, включая социальные структуры (сети, группы) и институты (правила поведения), властные и культурные отношения28. Учитывая прошлый опыт, анализ социальных отношений открывает путь к историко-генетическим обоснованиям, поскольку формирование социальных отношений требует длительности, а их понимание предполагает, соответственно, проведение ретроспективного анализа.
Подчеркивается, что любая, в том числе и рыночная, форма обмена не сводится к физическому перемещению благ, но представляет собой социальную связь. Совершая свой выбор, экономико-социологический человек воспроизводит эти социальные связи либо путем непосредственного сетевого взаимодействия с другими агентами (причем, учитывая не только результаты выбора других агентов, но обсуждая с ними свой предполагаемый выбор), либо испытывая конституирующее влияние надперсональных образований (организаций, институтов, культурных образцов и сценариев). Важно и то, что социальные отношения не только ограничивают действия, но и всячески их стимулируют, в том числе, путем экономии усилий, сводя бесчисленное множество вариантов выбора к более достижимому для человека набору приемлемых способов действия. Также, речь идет не просто о действии внешних стимулов – социальные отношения пропитывают само содержание личных предпочтений, которые в результате предстают как социальные конструкты. А поскольку такое формирующее воздействие устойчиво дифференцировано, то и сами предпочтения уже никак не могут оставаться универсальными29.
Большое значение для экономико-социологического человека в отношениях с контрагентами имеет их идентичность. И принятие решений в сильной степени зависит от статусных позиций контрагента – его места в рыночной иерархии и социальных характеристик. Так, с большей вероятностью заключают сделки с личными знакомыми, с представителями своей группы (образовательной, этнической), с известными людьми, с теми, кто обладает солидной репутацией.
При принятии решений о возможном возобновлении контрактных отношений для экономико-социологического человека важен опыт предыдущего взаимодействия. Для него постоянные партнеры, в случае успеха прежних попыток, имеют приоритет перед новыми партнерами. Он отдает предпочтение укорененным, а не случайным связям, длительным, а не разовым отношениям.
Так в чем же заключается суть экономико-социологического человека? Во-первых, «экономико-социологический человек» – не просто информированный, но и познающий; не просто следующий нормам, а социализирующийся; не субординированный, а борющийся30. Это человек, который способен стать актором, рефлексирующим собственные действия. Он уже не просто занимает отведенные ему структурные позиции, проигрывает заранее предписанные роли, подчиняется установленным нормам, становится объектом чьих-то санкций. Действуя в рамках различных ограничений, человек сам выстраивает свой мир и вырабатывает значения происходящего, демонстрирует способность к самостоятельному действию, а во многих случаях и к рефлексии по поводу этого действия.
Во-вторых, человек, превращаясь в актора, с точки зрения экономической социологии, способен не только выбирать разные способы использования дефецитных ресурсов, но и способен переключаться (спонтанно или в результате волевых усилий), переходя от логики экономически ориентированного к логике социально ориентированного действия и наоборот31.
В-третьих, экономическая социология предполагает, что помимо активного выбора и возможности переключения режимов действия и оценивания человек способен поступать вопреки – в том числе вопреки очевидной рациональности или устоявшимся нормам.
В-четвертых, человек способен к дифференцированным действиям.
Заключение
Социологический подход к хозяйственной мотивации сталкивается с рядом неизбежных трудностей. Наряду с идеальным (ценностным) уровнем мотивации, связанным с более глубокими и устойчивыми предпочтениями, существует ее практический уровень, который выражается в требованиях, предъявляемых людьми в конкретной ситуации. Мотивация как внутреннее побуждение человека не тождественна его мотитвации-суждению – вербальному объяснению собственных поступков. Человек может не осознавать свои побуждения и быть не искренним. К тому же он склонен к психологическому самооправданию и последующей рационализации совершенных действий, к защите собственной позиции и стремлению произвести более благоприятное впечатление.
Рассмотрев разные подходы к понятию хозяйственной мотивации, поведения экономического субъекта в процессе хозяйственной деятельности, следует сделать вывод о том, что каждая наука рассматривает эти элементы по-разному.
Психологи больше исходят из самой личности, ее внутренних потребностей и мотивов, т. е. рассматривает личностный аспект мотивированности хозяйствующего субъекта.
Согласно экономической науке, хозяйствующий субъект ориентирован на получение выгоды и положительного результата от своей экономической деятельности, при этом минимизировать издержки.
Социологи расценивают хозяйствующий субъект в экономической деятельности как актора социального взаимодействия, его поведения с другими хозяйствующими субъектами.
Позиция эконом-социологов намного шире, т. к. они объединяют позиции экономистов и социологов. Эконом-социологи рассматривают хозяйствующего субъекта как актора, который координирует свои действия, способен выбирать различные способы использования ресурсов, способен переходить от экономической логики к социальной и наоборот.
Список литературы
Новейший справочник необходимых знаний. – 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. А.П. Кондрашов, Ю.В. Стреналюк. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 768 с.
Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т 1. // рук-ль научного проекта, доктор политических наук Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – 694 с.
Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т 2. // рук-ль научного проекта, доктор политических наук Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – 863 с.
Социологический словарь // сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульгина. – Минск, 1991. – 528 с.
Социологический энциклопедический словарь // под ред. Г. В. Осипова. – Издательская гр. ИНФА. М – НОРМА. М.: 1998. – 488 с .
Энциклопедический социологический словарь // под ред. Г.В. Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – 939 с.
Агапцов С. А, Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] / С.А. Агапцов, А.И Мордвинцев, П.А. Фомин, Л.С. Шаховская. – Режим доступа: www.smartcat / html.
Социально-психологические факторы, влияющие на экономическую деятельность и функционирование экономической сферы [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
anthropology/ru/texts/gusev_dk/commnat02_18.html.
Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – Режим доступа: slovari.yandex/dict/sociology/article/soc/soc-1317.html.
Финансовая библиотека [Электронный ресурс]: - Режим доступа: lib.mabico/2141.html.
Экономический словарь [Электронный ресурс]: - Режим доступа: abcrmbureau/html/yeiiiiexaneass_aassoaeuiinou.html.
Фролов, С.С. Социология организаций. Социально-экономические теории мотивации [Электронный ресурс] / С.С. Фролов. – Режим доступа: society.polbu/frolov_esociology/ch41_i.html.
Радаев, В.В. Экономическая социология: учебное пособие. / В. В. Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – 603 с.
Радаев, В.В. Еще раз о предмете экономической социологии / В. В. Радаев // Экономическая социология – 2002. – Том 3, № 2. – С. 21-34.
Бурдье, П. Различение (фрагменты книги) / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. / Сост. и научн. ред. В. В. Радаев. – М.: РОССПЭН, 2004. – 590 с.
Радаев, В.В. Экономическая социология: Методология экономической социологии / В.В. Радаев // Социс. – 2002. – № 7. – С. 3-14.
Радаев, В.В. Хозяйственная мотивация и типы рациональности / В. В. Радаев // Социс. – 1997. – № 1-2. – С. 183-200.
Эльстер, Ю. Экономическая социология, История и теория социологии, Методология социологии / Ю. Эльстер // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1993. – № 3. – С. 73-91.
Иоахим, И. Экономическая социология: Методология экономической социологии / И. Иоахим // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1993. – № 3. – С. 92-114.
Психологические теории мотивации. [Электронный ресурс] / Режим доступа: psikholog/html.
Иванов, В. Психология, сновидения, рефлексы. Теории мотивации. [Электронный ресурс] / В. Иванов. – Режим доступа: psy.tom/motive.html.
Гусев, Д. К. Социально-психологические факторы, влияющие на экономическую деятельность и функционирование экономической сферы [Электронный ресурс] / д. К. Гусев. – Режим доступа: anthropology/ru/texts/gusev_dk/commnat02_18.html.
Павлов, К. Национальные особенности экономического поведения [Электронный ресурс] / К. Павлов. – Режим доступа: chelt/2003/10-03/pavlov-10-03.html.
Размещено на
1 Финансовая библиотека [Электронный ресурс]: - Режим доступа: lib.mabico/html.
2Экономический словарь [Электронный ресурс]: - Режим доступа: abcrmbureau/html.
3 Гусев, Д. К. Социально-психологические факторы, влияющие на экономическую деятельность и функционирование экономической сферы [Электронный ресурс] / д. К. Гусев. – Режим доступа: anthropology/ru/texts/gusev_dk/commnat02_18.html.
4 Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – Режим доступа: slovari.yandex/dict/sociology/article/soc/soc-1317.html.
5 Радаев, В. В. Еще раз о предмете экономической социологии / В. В. Радаев // Экономическая социология. – 2002. Т. 3. № 3. – С. 21-34.
6 Там же. – С. 21-34.
7 Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т 1. // рук-ль научного проекта, доктор политических наук Г. Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – С. 689
8 Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа ИНФА∙М – НОРМА, 1998. – С. 189
9 Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа ИНФА∙М – НОРМА, 1998. – С. 254
10 Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа ИНФА∙М – НОРМА, 1998. – С. 345
11 Радаев, В. В. Экономическая социология. Курс лекций: учеб. Пособие / В. В. Радаев. – М.: Аспект Пресс, 1997. – С. 64
12 Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа ИНФА∙М – НОРМА, 1998. – С. 189
13 Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа ИНФА∙М – НОРМА, 1998. – С. 110
14.Там же. С. 382-383
15 Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа ИНФА∙М – НОРМА, 1998. – С. 204
16 Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т 2. // рук-ль научного проекта, доктор политических наук Г. Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – С. 257-258
17 Радаев, В. В. Экономическая социология. Курс лекций: учеб. Пособие / В. В. Радаев. – М.: Аспект Пресс, 1997. – С. 65
18 Агапцов С. А, Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] / С. А. Агапцов, А.И Мордвинцев, П.А. Фомин, Л.С. Шаховская. – Режим доступа: www.smartcat / html.
19 Иванова, В. Психология, сновидения, рефлексы [Электронный ресурс] / В. Иванова. – Режим доступа: psy.tom/motive.html.
20 Фролов, С.С. Социология организаций. Социально-экономические теории мотивации [Электронный ресурс] / С.С. Фролов. – Режим доступа: society.polbu/frolov_esociology/html.
21 Там же.
22 Фролов, С.С. Социология организаций. Социально-экономические теории мотивации [Электронный ресурс] / С.С. Фролов. – Режим доступа: society.polbu/frolov_esociology/html.
23 Федотова, В. Г. Человек в экономических теориях: пределы онтологизации / В. Г. Федотова. // Вопр. философии. – 2007. – N 9. – С. 20-32
24 Улих К. «Экономический человек» C.Булгакова / К. Улих // Общественные науки и современность. – 1996. – № 2. – С. 127-130.
25 Улих К. «Экономический человек» C.Булгакова / К. Улих // Общественные науки и современность. – 1996. – № 2. – С. 127-130.
26 Радаев, В.В. Экономическая социология: учебное пособие. / В. В. Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – С. 95.
27 Бурдье, П. Различение (фрагменты книги) / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. / Сост. и научн ред. В.В.Радаев. – М.: РОССПЭН, 2004. – 537.
28 Радаев, В.В. Экономическая социология: учебное пособие. / В. В. Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – С. 74
29 Радаев, В.В. Экономическая социология: учебное пособие. / В. В. Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – С. 216
30 Радаев, В. В. Еще раз о предмете экономической социологии / В. В. Радаев // экономическая социология – 2002. – Том 3, № 2. – С. 21-34.
31 Радаев, В. В. Еще раз о предмете экономической социологии / В. В. Радаев // Экономическая социология – 2002. – Том 3, № 2. – С. 21-34