Если вы любите петь
самоконтроле на сцене поняты, восприняты и осмыслены."Шаляпин сделал неслыханное чудо с оперой: он заставил нас, зрителей, как бы поверить, что есть такая страна,где люди не говорят, а поют" - артист Малого театра А.П.Ленский, современник Шаляпина.
5. Режим певца
Заболевание голосового аппарата
Нерациональное пользование голосовым аппаратом в качественном и количественном отношениях влечет за собой понижение качества голоса.
Лица речевой профессии и певцы значительно отличаются от лиц других профессий. Это зависит от того, что голосоречевая профессия имеет свои особенности.
В фониатрической практике нередко задается вопрос врачу о голосовой нагрузке и о мерах по охране голоса. Опытные певцы с тренированными голосами обладают более выносливыми мышцами. Начинающий певец не может длительно пользоваться голосом, т.к. его мышцы быстро утомляются. Первыми признаками утомления голосового аппарата является нарушение правильного звучания голоса: возникает "ощущение гортани". Учащимся на первых порах следует рекомендовать заняться пением только с педагогом.Это обосновано следующим: оградить неопытного учащегося от злоупотребления голосом, т.к. они увлекаются и "верхами", которые в их голосе еше не выработаны. Вредными моментами могут оказаться форсирование голоса, пение не в своей тесситуре, как для начинающих, так и у профессионалов.
Не следует прибегать к длительным занятиям перед ответственными выступлениями.
К неблагоприятным последствиям для голоса у женщин приводит также пение в период менструации. Из физиологии известно, что в этот период сосуды голосового аппарата расширены.
Забота певца и лиц речевой профессии о здоровье заключается главным образом в заботах о поддержании хорошего состояния верхних дыхательных путей. Внешнее влияние, прежде всего температурный фактор, часто оказывает свое влияние на голос. Поток холодного воздуха при вдохе может охлаждать слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Охлаждение слизистой оболочки гортани и глотки вызывает сужение сосудов, гортань при работе не получает достаточного количества крови и в результате голос "садится". Ухудшение звучания голоса быстро наступает особенно под влиянием контрастов при переходе из теплого в холодное помещение. Систематическое охлаждение слизистой может служить толчком к образованию воспалительного процесса (катара). Сырой воздух действует хуже, чем сухой (при одной и той же температуре).
Певец не должен перегружать желудка пищей непосредственно перед выступлениями или занятиями, т.к. это затрудняет движение диафрагмы. Злоупотребление острой, соленой, кислой пищей неблагоприятно отражается на слизистой.
Не следует говорить в холодное время на открытом воздухе, особенно при быстрой ходьбе и после выступления, когда слизистая особенно чувствительна к охлаждению. Никотин (нервно-сосудистый яд) вреден. Кроме общего действия, курение вызывает раздражение слизистой оболочки голосового аппарата дымом. Раздражение слизистой влечет за собой усиленную работу желез, выделяющих слизь, которая появляется в глотке, гортани, трахеи, на связках. Курение особенно вредно для женщин, у которых слизистая и др. ткани более чувствительны к этому раздражителю. При курении у них голос грубеет, укорачивается в диапазоне.
Для актеров, певцов, педагогов и других лиц профессия которых требует большого напряжения нервной системы, особенно важно получать в достаточном количестве витамины В1 и С1.
Расстройства голоса вызывают и заболевания, возникающие вне сферы голосового аппарата. К ним относятся: нарушение сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и др.
Певец - как спортсмен
Певец должен соблюдать режим.
"Певец - как спортсмен", - говорит английский музыкальный критик Эдвард Даунс.
Пение всегда требует бодрости, энергии, подтянутости. Вялость, размагниченность и утомление отражаются в первую очередь на голосе. На нем сказываются малейшие отклонения от нормы, поэтому, чтобы голос хорошо звучал, кроме технической подготовки необходимо следить и за общим состоянием здоровья.
"Крик, громкий разговор, курение, питье спиртных напитков, различные виды нервозности - вред приносят певцу" - Э.Карузо.
Правило: не заниматься пением после сна, после еды, а также на голодный желудок.
Певцы должны хорошо питаться, если хотят быть в должной форме и сохранить крепкое дыхание и голос.
Исполняя высокими по природе голосами репертуар для более низкого голоса, певцы "отяжеляют" свой голос и теряют свободу верхнего регистра. Если же петь более "высокий" репертуар, чем следует, это приведет к "вытягиванию" голоса. Обычно в таких случаях мелодия звучит низко, наконец, окончательно теряется интонация, и певец выходит из тональности.
Горло - это рабочий аппарат певца, который должно беречь и охранять. Важно уберечь себя от простуды, не промочить ноги, избегать резкого охлаждения. Особенно плоха резкая перемена температуры. Нельзя, выпив горячего чаю, сразу же выходить на улицу в холодную погоду. Нельзя разгоряченному выпить холодной воды, как бы ни мучила жажда. Нельзя после бани или ванны выходить с мокрыми волосами. Недопустимо для певца в холодную и сырую погоду разговаривать, петь и смеяться на улице. Для людей большинства профессий легкая простуда, насморк - это мелочь. Для певца - это неисправность рабочего аппарата, которая может надолго вывести его из строя, а то и вовсе сделать профессионально непригодным.
При уходе за горлом рекомендуется полоскать его комнатной водой со слабым раствором соды или соли.
"Дело не только в простудах, которым вокалист подвержен больше, чем другие, поскольку его носоглотка и трахея от огромной нагрузки имеют более высокую, чем у непоющих людей температуру, - голосовой аппарат - настолько чуткий инструмент, что реагирует на малейшее недомогание, изменение атмосферного давления, смену погоды, повышение и понижение влажности и чистоты воздуха, состояние нервной системы и всего организма и на множество других факторов", - пишет Е.Е.Нестеренко. "Работа над голосом не терпит перерывов" - С.Я.Лемешев. После длительного молчания следует начинать с "азов".
Нельзя не только петь, но и говорить на морозе. Обладателям высоких голосов не рекомендуется "басить", говорить низко. Певец только тогда находится в хорошей форме, когда его организм и психика здоровы.
Литература
1. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 5 - 1976 г.
2. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 6 - 1982 г.
3. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 7 - 1984 г.
4. Иванов А.П. Об искусстве пения, 1963.
5. Мария Каллас. Биография. Статьи. Интервью.
6. Левин А.Л. Катары верхних дыхательных путей и их профилактика.
- М.: Медицина, 1973.
7. Лемешев С.Я. Путь к искусству.
8. Лесс А. Титта Руффо. Жизнь и творчество.
9. Фелия Литвин. Моя жизнь и мое искусство.
10. Тоти Даль Монте. Голос над миром.
11. Морозов В.П. Тайны вокальной речи.
12. Нестеренко Е.Е. Размышления о професии.
13. Обухова Н.А. Воспоминания. Статьи. Материалы. - М.: ВТО,
1970.
14. Смирнова Э. Русская музыкальная литература.
15. Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста
16. Рена Шейко. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги.
17. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы.
Содержание
1. Пение и певцы
Три манеры пения
2. Голос. Строение голосового аппарата
3. Техника пения. Приемы
Вокальная школа
Наука
Практика
4. Исполнительство
Музыка и вокальное искусство
Как стать хорошим певцом
В чем же тайна музыки
Работа над вокальным произведением
Что необходимо знать о самоконтроле
Эмоциональная выразительность
Дикция в пении
О музыке, о композиторах, о стилях в музыке
Выступление перед публикой
Артистизм
5. Режим певца
Заболевания голосового аппарата
Певцы - как спортсмены
Литература