Если вы любите петь

самоконтроле на сцене поняты, восприняты и осмыслены.

"Шаляпин сделал неслыханное чудо с оперой: он заставил нас, зри­телей, как бы поверить, что есть такая страна,где люди не говорят, а поют" - артист Малого театра А.П.Ленский, современник Шаляпина.

5. Режим певца


Заболевание голосового аппарата


Нерациональное пользование голосовым аппаратом в качественном и количественном отношениях влечет за собой понижение качества голоса.

Лица речевой профессии и певцы значительно отличаются от лиц дру­гих профессий. Это зависит от того, что голосоречевая профессия имеет свои особенности.

В фониатрической практике нередко задается вопрос врачу о голосо­вой нагрузке и о мерах по охране голоса. Опытные певцы с тренированны­ми голосами обладают более выносливыми мышцами. Начинающий певец не может длительно пользоваться голосом, т.к. его мышцы быстро утомляют­ся. Первыми признаками утомления голосового аппарата является наруше­ние правильного звучания голоса: возникает "ощущение гортани". Учащим­ся на первых порах следует рекомендовать заняться пением только с пе­дагогом.Это обосновано следующим: оградить неопытного учащегося от злоупотребления голосом, т.к. они увлекаются и "верхами", которые в их голосе еше не выработаны. Вредными моментами могут оказаться форсиро­вание голоса, пение не в своей тесситуре, как для начинающих, так и у профессионалов.

Не следует прибегать к длительным занятиям перед ответственными выступлениями.

К неблагоприятным последствиям для голоса у женщин приводит также пение в период менструации. Из физиологии известно, что в этот период сосуды голосового аппарата расширены.

Забота певца и лиц речевой профессии о здоровье заключается глав­ным образом в заботах о поддержании хорошего состояния верхних дыха­тельных путей. Внешнее влияние, прежде всего температурный фактор, часто оказывает свое влияние на голос. Поток холодного воздуха при вдохе может охлаждать слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Охлаждение слизистой оболочки гортани и глотки вызывает сужение сосу­дов, гортань при работе не получает достаточного количества крови и в результате голос "садится". Ухудшение звучания голоса быстро наступает особенно под влиянием контрастов при переходе из теплого в холодное помещение. Систематическое охлаждение слизистой может служить толчком к образованию воспалительного процесса (катара). Сырой воздух действу­ет хуже, чем сухой (при одной и той же температуре).

Певец не должен перегружать желудка пищей непосредственно перед выступлениями или занятиями, т.к. это затрудняет движение диафрагмы. Злоупотребление острой, соленой, кислой пищей неблагоприятно отражает­ся на слизистой.

Не следует говорить в холодное время на открытом воздухе, особен­но при быстрой ходьбе и после выступления, когда слизистая особенно чувствительна к охлаждению. Никотин (нервно-сосудистый яд) вреден. Кроме общего действия, курение вызывает раздражение слизистой оболочки голосового аппарата дымом. Раздражение слизистой влечет за собой уси­ленную работу желез, выделяющих слизь, которая появляется в глотке, гортани, трахеи, на связках. Курение особенно вредно для женщин, у ко­торых слизистая и др. ткани более чувствительны к этому раздражителю. При курении у них голос грубеет, укорачивается в диапазоне.

Для актеров, певцов, педагогов и других лиц профессия которых требует большого напряжения нервной системы, особенно важно получать в достаточном количестве витамины В1 и С1.

Расстройства голоса вызывают и заболевания, возникающие вне сферы голосового аппарата. К ним относятся: нарушение сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и др.

Певец - как спортсмен

Певец должен соблюдать режим.

"Певец - как спортсмен", - говорит английский музыкальный критик Эдвард Даунс.

Пение всегда требует бодрости, энергии, подтянутости. Вялость, размагниченность и утомление отражаются в первую очередь на голосе. На нем сказываются малейшие отклонения от нормы, поэтому, чтобы голос хо­рошо звучал, кроме технической подготовки необходимо следить и за об­щим состоянием здоровья.

"Крик, громкий разговор, курение, питье спиртных напитков, раз­личные виды нервозности - вред приносят певцу" - Э.Карузо.

Правило: не заниматься пением после сна, после еды, а также на голодный желудок.

Певцы должны хорошо питаться, если хотят быть в должной форме и сохранить крепкое дыхание и голос.

Исполняя высокими по природе голосами репертуар для более низкого голоса, певцы "отяжеляют" свой голос и теряют свободу верхнего регист­ра. Если же петь более "высокий" репертуар, чем следует, это приведет к "вытягиванию" голоса. Обычно в таких случаях мелодия звучит низко, наконец, окончательно теряется интонация, и певец выходит из тональ­ности.

Горло - это рабочий аппарат певца, который должно беречь и охра­нять. Важно уберечь себя от простуды, не промочить ноги, избегать рез­кого охлаждения. Особенно плоха резкая перемена температуры. Нельзя, выпив горячего чаю, сразу же выходить на улицу в холодную погоду. Нельзя разгоряченному выпить холодной воды, как бы ни мучила жажда. Нельзя после бани или ванны выходить с мокрыми волосами. Недопустимо для певца в холодную и сырую погоду разговаривать, петь и смеяться на улице. Для людей большинства профессий легкая простуда, насморк - это мелочь. Для певца - это неисправность рабочего аппарата, которая может надолго вывести его из строя, а то и вовсе сделать профессионально непригодным.

При уходе за горлом рекомендуется полоскать его комнатной водой со слабым раствором соды или соли.

"Дело не только в простудах, которым вокалист подвержен больше, чем другие, поскольку его носоглотка и трахея от огромной нагрузки имеют более высокую, чем у непоющих людей температуру, - голосовой ап­парат - настолько чуткий инструмент, что реагирует на малейшее недомо­гание, изменение атмосферного давления, смену погоды, повышение и по­нижение влажности и чистоты воздуха, состояние нервной системы и всего организма и на множество других факторов", - пишет Е.Е.Нестеренко. "Работа над голосом не терпит перерывов" - С.Я.Лемешев. После длитель­ного молчания следует начинать с "азов".

Нельзя не только петь, но и говорить на морозе. Обладателям высо­ких голосов не рекомендуется "басить", говорить низко. Певец только тогда находится в хорошей форме, когда его организм и психика здоровы.

Литература


1. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 5 - 1976 г.

2. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 6 - 1982 г.

3. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 7 - 1984 г.

4. Иванов А.П. Об искусстве пения, 1963.

5. Мария Каллас. Биография. Статьи. Интервью.

6. Левин А.Л. Катары верхних дыхательных путей и их профилактика.

- М.: Медицина, 1973.

7. Лемешев С.Я. Путь к искусству.

8. Лесс А. Титта Руффо. Жизнь и творчество.

9. Фелия Литвин. Моя жизнь и мое искусство.

10. Тоти Даль Монте. Голос над миром.

11. Морозов В.П. Тайны вокальной речи.

12. Нестеренко Е.Е. Размышления о професии.

13. Обухова Н.А. Воспоминания. Статьи. Материалы. - М.: ВТО,

1970.

14. Смирнова Э. Русская музыкальная литература.

15. Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста

16. Рена Шейко. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги.

17. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы.

Содержание


1. Пение и певцы

Три манеры пения

2. Голос. Строение голосового аппарата

3. Техника пения. Приемы

Вокальная школа

Наука

Практика

4. Исполнительство

Музыка и вокальное искусство

Как стать хорошим певцом

В чем же тайна музыки

Работа над вокальным произведением

Что необходимо знать о самоконтроле

Эмоциональная выразительность

Дикция в пении

О музыке, о композиторах, о стилях в музыке

Выступление перед публикой

Артистизм

5. Режим певца

Заболевания голосового аппарата

Певцы - как спортсмены

Литература