"Рыцарь книги" - Петр Алексеевич Овчинников

Аксенова Г. В.

Среди купцов-собирателей книг особо выделяется фигура П.А. Овчинникова. Он не только создал замечательную коллекцию, но и способствовал развитию книгописания и книгопечатания, помогал ученым при публикации и исследовании письменных памятников, внеся неоценимый вклад в сохранение наследия древнерусской и старообрядческой культуры.

Петр Алексеевич Овчинников (1843-1912 гг.) жил в селе Городце на Волге, промышляя торговлей хлебом и пароходным делом, а также активно участвуя в деятельности старообрядцев беглопоповского согласия.

Постоянные богословские дискуссии, доклады на Совете Всероссийского братства беглопоповцев, членом которого он неизменно состоял требовали кропотливой работы с богословско-учительными трактатами и каноническими текстами, написанными еще до никоновской реформы. Это обстоятельство, как и огромная любовь к рукописной книге, обусловили направленность собирательской деятельности купца.

Раскрывая причины и цель овчинниковского коллекционирования исследователь И. Кириллов писал в работе "Впечатления": "Исходной точкой в деятельности Петра Алексеевича было искание религиозной правды, и с этой цепью он не только собирал книги, но их читал и старался найти наиболее полное разрешение вопроса его религиозной совести". И далее отмечал: "П.А. Овчинников был истинный рыцарь книги! Когда бы он ни узнал, что там-то, за десятки или сотни верст, имеется интересная для него книга, - он ехал за сотни верст и если ожидания его оправдывались, он старался приобрести книгу, не стоя ни за какой ценой". В воспоминаниях С.Я. Елпатьевского есть небольшой отрывок, проливающий дополнительный свет на деятельность П.А. Овчинникова по сбору книг: "Он собирал их всюду: в Москве, по Архангельской и Вологодской губернии, и специально ездил разыскивать в Поволжье, на Урал. Более всего интересовался болгарскими рукописям, которые он добывал через проживавших в Болгарии и Румынии старообрядцев и в Нижнем на ярмарке".

Антиквары-букинисты, с которыми имел дело П.А Овчинников, охотно помогали ему и частенько предлагали действительно уникальные и редкие книги, ценность которых был в состоянии осознать только этот нижегородский купец. Известный книжник П.П. Шибанов замечал по этому поводу: "Существует целый ряд ценнейших древних рукописей, сбыть которые бывает, однако нелегко вследствие ограниченного круга лиц, могущих ими заинтересоваться. Это главным образом не датированные монументальные рукописи XVII и даже XVI столетий, как Благовестное Евангелие, Толковый Апостол, Пандекты Никона Черногорца, Синтагма Властаря и т.п. Памятники редкие, значительные, крупные: манкировать ими нельзя было. Музеи, библиотеки и собиратели древних памятников приобретали такие рукописи неохотно и на них покупателями являлись лишь лица типа Овчиниикова".

Уже в начале XX в. информация о собрании П.А. Овчинникова содержалась в различных библиографических справочниках. А в 1912 г. (правда, после смерти владельца) было издано краткое описание рукописей его собрания. В журнале "Церковь" в 1911 г. сообщалось, что П.А. Овчинников имеет "богатейшее сокровище ценных древних рукописей и редкостных экземпляров старопечатных книг".

К 1912 г. собрание рукописных книг насчитывало более 800 единиц. Это были интереснейшие книги XIV-XX столетий: две датировались XIV в., 23 - XV в., 148 книг - XVI в., 280 - XVIII столетием. Среди древнейших были орнаментированное Евангелие-апракос XIV в., Сборник святоотеческих сочинений (Слова Григория Синаита, Симеона Нового Богослова) XIV в. Повесть Аммония Мниха об убиенных в Синае и Раифе XIV-XV вв. Среди наиболее ценных рукописей - окладное напрестольное Евангелие-тетр XVI в., Летописец краткий XVII в., Толковая Псалтырь XIX в. и ряд других. Познакомившись с книгами, ученый Г. Родзевич отмечал, что у П.А. Овчинникова "имеется прекрасный список Лечебника, известного под именем "Прохладного Вертограда"".

Огромный интерес для исследователей старообрядчества, а также историков, занимающихся народной книжной культурой, представляют рукописные книги, выполненные по заказу П.А Овчинникова в конце XIX - начале XX вв. в его мастерской или отдельными книгописцами. Двадцать четыре из них были написаны изографом и каллиграфом Иваном Гавриловичем Блиновым.

Приобретение старинной книги не было для П.А. Овчинникова самоцелью. Он старался приобретать редкие памятники, в которых содержались бы интересные произведения литературы, церковно-учительные тексты, богослужебная литература независимо от того, каким веком она датировалась - XV или началом XX. Для него книга прежде всего была интересна с точки зрения содержания. Но как коллекционер, он обращал внимание и на оформление книги, на полноту текстов. Поэтому в собрании П.А. Овчинникова есть и отреставрированные книги - (с восполнением текста).

С просьбами о реставрации и восполнении книжных текстов XVI в. Петр Алексеевич обращался к И.Г. Блинову, который мастерски владел полууставным письмом и мог воспроизвести полуустав книги XVI в, подобрав при этом необходимую бумагу. Но прежде чем обратиться к мастеру, П.А Овчинников сам внимательно знакомился с рукописью, сличал тексты, выявлял особенности того или иного списка произведения смотрел, какие фрагменты утрачены и как лучше их восполнить. Листочки бумаги с записями подобного содержания имеются в ряде рукописей его собрания.

***

Богословские труды П.А. Овчинникова, его палеографические заметки в рукописных книгах позволяют говорить о нем, как о человеке широко образованном. Многие современники также отмечали его высокую культуру, глубокие знания, умение выискивать ценные книги с неизвестными или редко встречаемыми списками древнерусских произведений. "По своей начитанности в древнеотеческой письменности, знанию церковной истории он - необычайный человек. У него богатейшее сокровище ценных рукописей и редкостных экземпляров старопечатных книг", - свидетельствовал журнал "Церковь". По словам П.П. Шибанова, "Петр Алексеевич Овчинников был несравненно культурнее, все время пополнял свое образование, дружил с учеными. Нередко, будучи в Москве, ходил в Румянцевский музей за справками и для сравнения купленного им списка с тем, что находится в музее". Интересна и характеристика, данная И. Кирилловым: "П.А. Овчинников - простой русский человек, горя лишь пламенем старой русской веры, создал в далеком от всяких "университетских центров" селе прекрасный памятник русской культуры".

Книгохранилище, книжное собрание П.А Овчинникова было хорошо известно в ученых кругах Москвы. С рукописями его собрания внимательно работал историк С.А. Белокуров. Для написания книги о библиотеке московских государей в XVI столетии он использовал три книги: Сборник XVII в., Слова Максима Грека конца XVII - начала XVIII в. и Слова Максима Грека второй половины XVII в.

В 1902 г. С.А. Белокуров опубликовал одну из книг собрания П.А. Овчинникова - "Послание инока Саввы на жидов и на еретики". В предисловии к книге, начинающейся с описания рукописи, он отмечал, что "печатаемое ниже послание инока Саввы находится в рукописи, принадлежащей ныне Петру Алексеевичу Овчинникову (в с. Городце Нижегородской губернии)".

В конце своей жизни П.А. Овчинников обратился к книгоиздательской деятельности. С рукописей собственного собрания церковно-славянским шрифтом им были отпечатаны книги Севаста Арменополя, Матфея Правильника, Номоканон, Три ответа старообрядцев "приемлющих священство беспоповцам небрачным в 7387 году. т.е. 1779 г.". Сообщения о продаже этих книг были помещены в журнале "Церковь".

Будучи уже тяжелобольным и понимая, какую научную ценность имеет собранная им коллекция, П.А. Овчинников обратился за помощью и советом о ее продаже к П.П. Шибанову. А до этого, 12 января 1912 г. через посредничество И.Г. Блинова предложил купить собрание Российскому Историческому музею. Уже после смерти П.А. Овчинникова его книги хотела приобрести Публичная Императорская библиотека в Петербурге. Посмотреть их на предмет покупки приезжал петербургский антиквар-букинист Федор Григорьевич Шилов. В конечном счете, уникальное собрание рукописных книг в 1918 г. было куплено Отделом рукописей Румянцевского музея.