Беседки как часть ландшафтного дизайна
Введение
Ландшафтный дизайн — понятие новое.
Слово дизайн в переводе с английского означает рисунок, чертеж, проект, но одновременно и сам процесс проектирования, а, кроме того, и его результат — проект. Вместе с известным из географии термином «ландшафт» ландшафтный дизайн предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом и представляет собой часть более широкого понятия «ландшафтная архитектура» — тот ее уровень, который определяет тщательность деталировки, владение разнообразными приемами использования природных материалов: земли, воды, растительности. Ландшафтный дизайн — это также проектирование садовых сооружений, искусственных покрытий и малых архитектурных форм.
Приобретая участок, мы получаем, в лучшем случае, площадку земли с дикорастущими растениями. Проходит время и эта площадка превращается в уютный уголок, созданный на основе дизайнерских замыслов и в соответствии со вкусами владельца. Вариантов ландшафтного дизайна может быть много, и зависят они от различных факторов. Характер местности, традиции региона, вкусы, дизайнерские способности и финансовые возможности владельца играют в этих вопросах главенствующую роль. Нет и не может быть идеального сада да и двух похожих друг на друга индивидуальных садов не должно быть. От этого жизнь стала бы намного скучнее. Поэтому и появилось такое понятие, как ландшафтный дизайн, прочно вошедшее в наш лексикон. К сожалению, далеко не все понимают серьезность и значимость этого вопроса, занимающего заметное место в современной культуре многих стран мира. Усиленно развиваясь, учитывая аспекты культуры отдельных наций и народов, ландшафтный дизайн приобретает определенную тенденцию интернациональной направленности.
Какие правила надо соблюдать, чтобы садовый участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?
Существует два варианта дизайнерского поиска. Первый вариант заключается в оформлении нового участка, на котором предполагается возвести постройки, соорудить малые архитектурные формы и насадить плодовые и декоративные растения. То есть, создать комплекс "дом и сад" - воплотить в жизнь свою многолетнюю мечту. Во втором случае владелец приобретает участок с построенным домом и вспомогательными помещениями и дополняет его уютным садом, создавая при этом единый комплекс, способный скрасить наши не всегда легкие будни. Ведь дом без хорошего сада с его уютным дизайном становится скучным и обездоленным, превращается в объективную необходимость – крышу над головой. "Сад,- как писал английский философ Фрэнсис Бэкон в XVI веке, - самое чистое из всех человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека, без него здания и дворцы всего лишь грубые творения его рук". И каким бы путем ни пошел ландшафтный дизайнер, он обязательно должен использовать четыре основных принципа организации садовой архитектуры: применение трехмерного пространства, использование с максимальной выгодой применяемых материалов, понимание человеческих потребностей и учет местной фауны.
Цель данной работы – узнать, что такое ландшафтная архитектура, изучить законы и приемы ландшафтного дизайна, познакомиться с некоторыми элементами оформления сада.
При подготовке данной работы использовались книги, посвященные ландшафтному дизайну (список приведен в конце работы).
1 Ландшафтный дизайн как садовое искусство
Как известно, начало садового дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. Каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных течений и веяний, природных условий той или иной страны. И как бы человек ни называл свой дом, начиная с античных времен и заканчивая современностью, "замки", "крепости", "дворцы" или коттеджи, - все они неразрывно связаны с Природой, со стремлением к прекрасному. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени. К примеру, роспись в Садовой комнате в Доме Ливии в Риме, выполненная в I веке до н.э., отражает идеализированный образ райского места. Со сменой эпох менялось и представление о красоте. Сады не являются здесь исключением.
Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы.
Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками.
Ренессансные сады напоминали "зеленые кабинеты", в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие "кабинеты" декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.
Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д.
Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Нужно отметить, что смена стилей не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга, постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать "вещицизм" и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн. И лишь когда Европой овладел дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к природе.
XX век (особенно его конец) отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и садовом ландшафте. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. Домашний интерьер стал приближаться к садовому ландшафту, сместились и стали менее заметными границы их разделяющие.
Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре, доминирующую роль в которой играли Китай и Япония. Японский бонсай (искусство выращивания растений в сосудах) и китайский ландшафтный Фэн-Шуй использовались дизайнерами всех времен и народов. Секрет этого искусства (или целой науки) заложен в глубоких знаниях законов природы, которые применяют при формировании ландшафтного участка. Грамотная планировка помещений и садовых участков, тесная взаимосвязь их размещения и расположения относительно сторон света, выбор формы относительно местности – вот отличительная черта Фэн-Шуй.
Эти знания законов природы помогают максимально правильно использовать их при формировании ландшафта. К примеру, место, где растет крапива и чертополох, считаются очень плохими, так как эти растения обычно прорастают в неблагоприятных условиях. Большую роль играет направление входа в дом или на участок относительно концов света, учитывается ориентация основных светил и природных явлений.
Входу на территорию участка уделяется особое внимание, так как он отделяет две условные зоны. Переходя эту границу, простой гражданин становится хозяином. Поэтому ворота являются символом его благополучия и удачливости. Хорошо, когда ворота выполнены в виде арки, то есть, закруглены сверху. Арка символизирует радугу - "небесные врата" и приносит удачу хозяину участка. Точно такой же смысл имеют арки, разделяющие отдельные зоны участка. Они могут быть каменными, деревянными, металлическими или в виде зеленых насаждений. Все зависит от того, в каком секторе участка расположена арка. В южном секторе арка делается деревянной, на юго-западе - кирпичной или каменной, а в западном секторе - желательно делать её из металла.
Размещение дома на участке тоже имеет очень большое значение. Фасад его должен смотреть на юг, восток или юго-восток, менее благоприятное направление фасада на юго-запад или запад и нежелательно северное и северо-западное направление. Через вход в дом проникает благотворная энергия, поэтому важны его парадность и солидность.
Важным атрибутом участка являются садовые строения и цветники. Цветы должны иметь различный оттенок, но их тоже следует размещать по зонам. Так, красные цветы в южном секторе сада приносят удачу, а для запада и северо-запада лучше подходят белые и желтые цвета. На востоке и юго-востоке уместны любые растения, кроме колючих насаждений, которые могут принести нежелательные (колючие) перемены.
Наверное, сейчас невозможно точно определить, где появились первые беседки и другие садовые строения, предназначенные для отдыха. Доподлинно известно, что в Древнем Египте строили деревянные беседки за много веков до н.э. Небольшие, легкие с раздвижными дверями садовые домики, напоминающие беседки и навесы, уже много веков строят в Китае и Японии. Среди южных народов всегда были популярны навесы, беседки, перголы, которые помогали укрыться от лучей палящего солнца. Особенно популярны были такие сооружения в странах Средиземноморья, которые нашли свое отражение в греческих портиках и римских колоннадах эпохи Возрождения. Беседки без стен, имеющие в плане форму квадрата или восьмиугольника, уже много веков строят в Англии и Нидерландах. Как правило, они строились на самом видном месте и являлись центром роскошного сада или парка, украшая его своими формами и архитектурой. Такие беседки - газебо были позаимствованы многими европейскими странами и стали широко известны всему миру.
Из Европы архитектура беседок перекочевала в Америку вместе с первыми поселенцами. Первоначально они ставились в садах и приусадебных парках только богатых людей как символ благополучия и связи с Европой. Не обошли стороной беседки и Россию, на которую оказывала большое влияние культура Франции и Англии. Практически ни одна богатая усадьба не обходилась без садовой беседки, в которой проводили досуг наши знатные предки. Вместе с беседками широко применялись деки, навесы, террасы, примыкающие к дому или построенные на склоне холма и имеющие дощатый настил. Над этими сооружениями трудились знаменитые архитекторы, создавая воистину произведения искусства. О внешнем виде садовых строений того времени мы можем судить по многочисленным художественным полотнам, которые сохранились до наших дней. И в настоящее время находится немало любителей архитектурных форм прошедших столетий. Но в архитектуре XX века (особенно в его второй половине) произошел революционный сдвиг. Этому способствовало появление в строительстве новых современных технологий и материалов (пластмассовые и алюминиевые профили, различные виды современной кровли и т.д.). Поэтому в садах и приусадебных парках наших современников можно встретить строения самых разнообразных форм и стилей. Но все они преследуют одну цель - создание уютной зоны отдыха на лоне природы.
2 Законы и приемы ландшафтного дизайна
На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т. е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.
Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде,— большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы — это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому, благоустраивая садовый участок, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры — ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.
Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере — это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-«обманки», которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен «Верхового сада» в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И, наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства — иллюзорного и реального.
2.1 Композиция
Под композицией вообще понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.
При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).
Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.
Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае.
2.2 Перспектива
Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.
Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.
Различают перспективу линейную и воздушную.
И в природе, и на картине мы замечаем, как сходятся на горизонте уходящие от нас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, — чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.
Воздушная перспектива — это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.
Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.
В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.
Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предлагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, отбывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом явится то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.
Перспектива — это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.
Перспектива обрамляется тремя плоскостями — верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости — «стены» сада — могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев или забором. Плоскость или плоскости основания — «пол сада» — могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью — «потолком»— служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.
Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту.
2.3 Цвет
В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.
Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.
При выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли — в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева— черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свой оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.
Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его «сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами». При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.
В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений:
любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.
Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).
Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий - оранжевый, желтый - фиолетовый, голубой - красный, зеленый - пурпурный).
2.4 Основные понятия о планировке участка
Правильная планировка - это одна и самых важных задач, которая стоит перед владельцем участка. К ее решению следует подходить с большим вниманием и никогда не решать наспех. И независимо от того, садовый это участок или приусадебный, к решению формирования ландшафта и его дизайна следует подходить всесторонне.
Итак, что же понимается под планированием участка? Прежде всего, это правильная расстановка на нем зданий и сооружений, разделение участка на отдельные зоны, учитывающие интересы каждого члена семьи. Начинают планировку на чистом листе бумаги, на котором следует обозначить направление сторон света и условные границы участка. Это поможет определиться с направлением солнечного света, доминирующими ветрами и другими природными явлениями. Почему так важно учитывать направление небесных светил? Дело в том, что в течение суток направление солнечных лучей меняется, и вместе с ними передвигаются тени от зданий и деревьев. Это обстоятельство должно учитываться при расположении площадок для отдыха, выборе места посадки растений с разной восприимчивостью солнечной энергии. Ведь одни растения любят солнечный свет, а другие прекрасно себя чувствуют в тени, и от этого зависит их цветение и плодоносящие возможности. При правильной планировке всем им можно будет выбрать место для благоприятного цветения и размножения. Прежде чем изобразить что-либо на чистом листе бумаги, нужно мысленно представить себе будущий участок, со всеми его строениями и растениями. Это избавит от возможных доделок и переделок, которые порой могут стоить больших материальных и физических затрат. Лучше сделать несколько эскизов, выбрав из них наиболее подходящий. Некоторые предпочитают сделать сад таким, чтобы, глядя на него, нельзя было сказать, что он создан руками человека. Другим нравится строгая разбивка сада и благоустройство с прямыми дорожками, покрытыми естественными или искусственными камнями, т.е. так называемая регулярная планировка. Это дело вкуса. Главное – планировка участка должна учитывать способы удобного ведения хозяйства, правильную организацию отдыха всех членов семьи, противопожарные меры и беспрепятственный подъезд транспорта. И все это следует выполнить с минимальными физическими и материальными затратами. При разработке планировки нужно не только заботиться об отдельных уютных уголках. Важно чтобы они были объединены в единый стиль, превращая участок в настоящий оазис, создавая одно гармоничное целое.
Места для отдыха в саду выбирают так, чтобы они отвечали своему назначению и их можно было бы использовать в любую погоду. В прохладные дни самое хорошее место для отдыха то, которое расположено на солнечной стороне и защищено от ветра. В жару обычно стараются отдыхать в тени, а когда идет дождь, прячутся от него на крытой террасе или в беседке. При этом стремятся еще к тому, чтобы все вокруг места отдыха отвечало требованиям эстетики, чтобы перед глазами был всегда красивый вид. В тихой зоне сада или приусадебного парка среди зелени и цветов, как правило, устанавливают беседки. Хорошо, когда беседку закрывает от господствующих ветров склон холма или фоны деревьев, а рядом оборудована игровая площадки или небольшой водоем. Окружать беседку может хвойный или каменистый сад, розарий или моносад, дикорастущие и плодовые кустарники. Для этого садоводами выращиваются специальные зеленые зоны, клумбы непрерывного цветения и даже японские и китайские сады, начавшие в последние годы входить в моду. В этом случае беседку размещают таким образом, чтобы со стороны входа было открытое пространство. Важно чтобы в зону отдыха не проникал посторонний шум, пыль и выхлопные газы от проезжающих автомобилей. Поэтому от дорог общего пользования беседку отгораживают живой изгородью, дополненной перголой с вьющимися растениями.
Размещение мест отдыха, разумеется, зависит от расположения самого дома на участке. Место отдыха, находящееся на одном уровне с домом, обеспечивает наилучшую связь между жильем и садом. На холмистом участке существует две возможности: или соорудить беседку на уровне нижних этажей дома или же построить лестницу, по которой можно будет спуститься или подняться к месту отдыха, находящемуся на уровне сада.
Если на участке есть парковая зона или его границы примыкают к лесному массиву, то беседку следует размещать именно в этом месте. Вариантов расположения беседок и других элементов оформления участка в садовом ландшафте множество. Поэтому планировку малого сада в целом должна отличать лаконичность – простота приемов, естественность, но даже при самых минимальных размерах участка важно обеспечить удобство использования территории. С этой целью нужно продумать зонирование садового участка, выделив несколько функциональных зон. Условно их называют так: входная, производственная, хозяйственная и зона отдыха.
3 Элементы оформления сада
3.1 Ворота и калитки
Неотъемлемой частью всех ограждений являются ворота и калитки. Их необходимо попытаться выдержать в одном стиле с забором, по своей композиции ворота и калитки должны гармонировать с домом и оградой.
Ширина калитки равняется ширине пешеходной дорожки, направленной к дому. Ворота по ширине не должны превышать более 3 м. Иногда вместо калитки и ворот делают одни общие ворота. Ворота не должны открываться на улицу.
Для ограды из живой изгороди более подходят металлические и деревянные ворота, для деревянной ограды – только деревянные. При сетчатой ограде ворота ставят из сетки, для которой делают раму из углового железа или деревянных реек. Столбы для ворот могут быть деревянными, из естественного камня или кирпича. У каменных столбов делают железобетонную сердцевину. Чтобы ворота немного выделялись, столбы для них выбирают крупнее, чем для ограды. В больших садах, где дом удален от улицы, столбы ворот могут быть выше линии забора. На столбах желательно поместить обтесанные из камня покровные плиты.
Ворота и калитки могут находиться рядом или на некотором расстоянии друг от друга, в зависимости от расположения дорожек и площадки для заезда на участок. Размеры их могут быть любыми, но лучше, если ширина ворот – 2,7-3 м., калитки – 1-1,2 м.
Если по проекту вход и въезд в одном месте, то калитку можно соорудить внутри ворот, это слегка уменьшит затраты на материал. И ещё: калитка – это входная дверь, поэтому её надо снабдить кнопкой звонка, а звонок провести в дом.
3.2 Беседки и бельведеры
Беседка - это декоративная постройка с застекленными окнами и дверью, имеющая привлекательный внешний вид. Беседки служат украшением сада, тихим местом уединенного отдыха и любования природой. Для беседки одинаково важны удобное расположение, красивая конструкция и отделка. Бельведеры по назначению подобны беседкам, но у них либо решетчатые стенки, либо стенок совсем нет.
Для строительства беседок из дерева используют сосну, ель или древесину. Форма и размер беседки зависят от вкусов и пристрастий, состава семьи и целей, для которых данное сооружение предназначено. Существует два основных типа беседок — беседка для отдыха и беседка-комната. Последняя отличается меньшим количеством окон и открытой верандой. Такие «комнаты в саду» используют как летнюю читальню или как местообиталище нелюдимого или слишком занятого члена семьи, которому необходимо сосредоточиться и поработать в одиночестве. Беседка для отдыха меньше по размерам и. почти полностью застеклена. Беседки для отдыха можно сделать в виде сельского домика, шале, китайской беседки, и, если позволяет площадь участка, сделать перед входом небольшое патио. Самый популярный и практичный вид беседки — с двускатной крышей и застекленными окнами, ее действительно хочется заставить мебелью.
Бельведер - загадочное и непривычное слово, что объясняется историей этого элегантного, но несколько специфического сооружения. Лет сто назад бельведеры были весьма популярны: лишь из бельведера помещики имели право любоваться своими поместьями, кстати, слово бельведер так и переводится с итальянского — красивый вид. Но время шло, вкусы и моды менялись, и бельведеры, как, впрочем и красивые виды, были забыты. Но сейчас ажурные, словно парящие над землей бельведеры вновь возвращаются в наши сады. Изменился и внешний вид бельведера – теперь это сооружение без стен, с решетчатыми опорными стойками и сплошной крышей. Строят бельведеры из дерева, алюминия и даже из пластика. Бельведер можно использовать по назначению – для любования пейзажем или как место уединенного отдыха. Увитый клематисами и плетистыми розами бельведер – мечта романтиков и поэтов – украсит любой сад. Алюминиевая ажурная конструкция придется по вкусу людям современным.
3.3 Декоративные садовые постройки для вертикального озеленения
Вертикальное озеленение садового участка придает ему неповторимое очарование. С помощью этого простого приема украшают подходы к дому и другим строениям, создают теневые зоны, которые спасают от палящих лучей солнца, придают участку