Конституционная защита прав и свобод личности

Конституции Франции гораздо более мудрое. Кроме того, у меня возникает естественный вопрос к создателям Конституции РФ: что они думают по поводу партии или объединения, подрывающей безопасность государства, но при этом выражающей волю гражданского общества и обеспечивающей этому обществу безопасность? Это будет демократическим и суверенным волеизъявлением, не так ли? Таким образом толковать данную статью только как возможность государственного образования защитить себя от своих создателей.

"Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право принимать участие лично или через своих представителей в создании закона."(ст. 6 Декларации). Аналогичная формулировка содержится в ст. 3 Конституции РФ.

"Все граждане имеют право лично или через своих представителей, удостовериться в необходимости общественного обложения, свободно выражать на него согласие, следить за его расходованием и определять его размер, основания и порядок взимания."(ст. 14 Декларации).

"Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшаюшие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют."(ст. 57 КРФ).

С первого взгляда видно, что французская формулировка более демократична российской. Что такое "законно установленные налоги?" Те, что не противоречат Конституции? Но в таком случае и 100-процентный налог законен. Что же касается обратной силы закона, то это принцип общий и его упоминание в данной конкретной статье не так необходимо. Короче, граждане должны платить и служить(ст. 59 КРФ), а государство будет законно устанавливать.

"Общество имеет право требовать отчет у каждого должностного лица по вверенной ему части управления"(ст. 15 Декларации)

Аналогов в Конституции РФ нет. Это косвенно вытекает из целого ряда норм. Таким образом "слуги народные лучше хозяев живут".

"Всякое общество, в котором... не проведено разделение властей, не имеет Конституции."(ст. 16 Декларации)

"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную." Органы законодательной, исполнительной и судебной самостоятельны.(ст. 10 КРФ). Содержание этих статей приблизительно одинаково, поэтому сравнивать их не имеет смысла.

Избирательное право. "Голосование может быть прямым и косвенным, в соответствии с условиями, предусмотренными Конституцией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным.

В соответствии с условиями, определенными законом, избирателями являются все совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующихся гражданскими правами и политическими правами."(ст. 3 КФ).

"Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда."(ст. 32 КРФ).

Конституция РФ отличается большей конкретностью и подробностью в формулировке. Общие принципы, закрепленные в этих статьях аналогичны.

Сопротивление угнетению. Это очень интересное явление. Согласно статье 2 Декларации 1789 года "сопротивление угнетению есть одно из прав человека." В российской Конституции аналогов этой статьи я не обнаружил. Но самое интересное в том, что определения терминам "угнетение" и "сопротивление" в Конституции(а равно и в преамбуле 1946 года и Декларации) нет. Его можно обнаружить, исследуя историю конституционных документов Франции, начиная с 1791 года, однако это не входит в сферу данной работы. На мой взгляд, это право является дополнительной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина и защищает от законов, которые ущемляют эти права.

ПРАВА, КОТОРЫХ НЕТ В КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦИИ.

"Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением."(ст. 42 КРФ)

"Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам."(ст. 58 КРФ)

Аналогов в Конституции Франции(в том числе и в Декларации и в Преамбуле Конституции 1946 года) не существует, да и не может существовать, так как это одно из новейших прав человека и гражданина. Таким образом, закрепленное в Конституции это право уже защищается тем, что Конституция - Основной Закон. Из данной нормы уже появилась целая отрасль права - экологическое право.

"Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры."(ст. 44 КРФ).

Этот принцип также отсутствует в Конституции Франции(а равно и в Конституции США). Суть его в том, что человеку гарантируется сохранение исторического и культурного наследия, это равное право и обязанность, так как, с одной стороны, "каждый обязан", а с другой стороны, человек имеет право пользоваться памятниками культуры(изучать, лицезреть). Эта норма способствует сохранению традиций и культурных ценностей общества.

Вывод: Экологическое право, которое отсутствует в Конституции Франции(и США), позволяет считать его значительным преимуществом Конституции РФ, что же касается сохранения культурного и исторического наследия, то, хотя это право в определенных ситуациях нарушает неприкосновенность частной собственности, оно служит общественному интересу, ведь Россия - социальное государство(ст.7).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Задачей этой работы было рассмотрение конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина.

При выполнении её я пришел к определенным выводам, которые сейчас попытаюсь изложить.

Конституция РФ 1993 года действительно является Конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, включая новейшие, которые отсутствуют даже в таких классических документах как Декларация 1789 года и Конституция США.

По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ превосходит аналоги более детальным рассмотрением многих принципов, что конечно же защищает права и свободы личности более четко, ибо против Конституции открыто не будет действовать даже Президент. Защита личных прав и свобод соответствует всем международным соглашениям(то есть минимальному стандарту) и даже превосходит их.

Что особенно важно, Конституция РФ более четко регламентирует сферу вмешательства законодателей с целью ограничения публичных свобод. Свобода информации рассмотрена в ней очень глубоко и подробно, кроме того, свобода информации гарантирована любому, а не только гражданину, как в Конституции Франции.

Защита права на равенство соответствует международным нормам.

Защита права на частную собственность по Конституции РФ гораздо более четко охраняет интересы собственника, практически не оставляет возможностей для злоупотребления, в ней заложен скорее либеральный, чем социальный принцип, хотя элементы последнего также присутствуют.

Защита права на достоинство соответствует международным нормам.

Практически по всем вопросам, рассмотренным в рамках защиты права личности на неприкосновенность, Конституция РФ отличается от классических документов конституционного значения более четкими и подробными формулировками. Некоторые недостатки Конституции РФ выглядят незначительной мелочью на фоне пробелов в Конституции Франции.

В области права на демократию нет прямого закрепления контроля народом действий государственной власти.

Одним из достоинств Конституции является экологическое право и право на сохранение исторических ценностей.

Таким образом, Конституция Российской Федерации является потенциально мощной защитой прав и свобод личности, документом своего времени, документом, достойным(в области прав и свобод) международного признания.

При четкой практической реализации всех этих конституционных принципов, Российская Федерация сможет претендовать на самое свободное и социально защищенное положение личности в мире.

1. Конституция РФ. Москва, "Юридическая литература", 1993

2. Современные зарубежные Конституции. Москва, 1992, Московский Юридический Институт.

3. Ф. Люшер "Конституционная защита прав и свобод личности", Москва, "Прогресс-Универс",1993

4. "Что такое демократия?" Инф. агентство США, 1991

5. Теория государства и права, Москва, "Юрист", 1993

6. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ, А.П. Герасимов,"Норма", СПБ, 1994