Этика судебного оратора

формирования и формулирования мысли. Известно также, что, если какой-либо орган или функция человека бездействуют, они становятся нежизнеспособными, атрофируются. Если человек выполняет профессиональные функции в системе «человек - человек», куда с полным основанием относятся сотрудники органов внутренних дел, такого специалиста необходимо специально учить говорить.

Юрист, хорошо владеющий речью, имеет больше возможностей в достижении профессиональных успехов. Нет сомнений, что такой человек выше на голову всех остальных. «Никакая другая способность, - говорит современный психолог Чонси М. Депью,- которой может обладать человек, не даст ему с такой быстротой сделать карьеру, добиться признания, как способность хорошо говорить». Подтверждая это, британский исследователь деловой коммуникации М. Орган утверждает, что отношение других людей к нам только на 30 процентов определяется тем, что мы говорим, и на 70 зависит от того, как мы говорим.

При всей условности приведенных данных подчеркнем, что профессиональная речь юриста не просто ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие. Она часто приобретает наиважнейший смысл (обвинение, защита, законодательство и проч.). Юрист просто обязан в своей речи точно и ответственно отражать процессы и явления жизни людей; содержание, смысл и значение правовых норм. Ему постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц. Вот почему так необходима речевая подготовка сотрудникам органов внутренних дел.

Эффективная речевая коммуникация - это достижение адекватного смыслового восприятия. Какие же условия способствуют эффективному обмену информацией? Перечислим лишь некоторые: потребность в общении; коммуникативная заинтересованность; настроенность на мир собеседника; близость мировоззрения говорящего и слушающего; знания норм общения и пр.

Несмотря на то что мы утверждаем, что слово - это то, что характеризует человека прежде всего, антиномия состоит в том, что риторические правила духовной морали рекомендуют немногословие, молчание, слушание и внутреннее сосредоточение. В речевой способности следует отделять «красноговорение» от смысла, содержания речи. Шекспир писал: «Где мало слов, там вес они имеют». К сожалению, немногие умеют говорить кратко, по делу. Поэтому первое правило культуры речевого поведения, выдвигаемое нами, - это немногословие. Оратор вредит себе, говоря больше и дольше, чем того требует ситуация. А.С. Пушкин в «Домике в Коломне» писал: «А кто болтлив, того молва прославит вмиг извергом»69. Заметим, что лихие ораторы всех мастей не способны вести диалог друг с другом, договариваться, находить общий язык. При этом они могут говорить часами. Вот на этом примере можно сформулировать и второе правило: всегда знай, зачем ты говоришь. В многословии всегда много пустословия. Приведу небольшую риторическую притчу: если вам нужно выступить 10 минут, то нужно на подготовку месяц; если можно выступать полчаса, на подготовку речи достаточно две недели; если можно говорить бесконечно, можно начинать выступление прямо сейчас. Чем меньше содержательности в речи, тем больше слов. Неважно, в быту или на службе нас окружают такие вот «изверги»: непонятно зачем и кому говорится море разливанное из слов. Слушать таких ораторов точно не будут. Говоря о речевом поведении, мы говорим об общении при помощи речи. Конечно, общаться можно и без слов (взглядом, жестом, движением можно очень многое сказать). И все-таки общение и речь неотделимы друг от друга в нашем сознании. У Тютчева есть дивные строки в Silentium! (Молчание): «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Понятно - при помощи слов. Но слова имеют смысл, если обращены к кому-то. Это может быть даже сам говорящий, обращающийся к себе; это может быть и кошка, бессловесное, но понимающее тебя живое существо; это может быть и шкаф (помните, у Чехова?)... Мы видим, что важность первого правила «избегай многословия» зависит от цели речи. Знать эту цель, вступая в разговор, отдавая себе отчет, зачем ты в него вступил, - второе правило.

Третье зависит от второго. Если есть цель речи - общение, значит, есть и иная ее цель - информирование. Итак, третье правило - говори понятно и точно. Речь неточна, если слова употребляются в несвойственном им значении; если не устранена многозначность, порождающая в свою очередь двусмысленность. Для информации важно содержание сказанного. То есть говорите лишь то, что требуется для дела. И с этим связано четвертое правило культуры речевого поведения - не будь однообразным. Выразительная речь поддерживает интерес слушателя. Метафоры и эпитеты, образные сравнения и риторические вопросы, вплетение в высказывание пословиц, поговорок, крылатых выражений, цитат - все это делает нашу речь запоминающейся. В разных ситуациях нас слушают разные люди, в каждой из ситуаций следует вести себя по-разному. Чем выше культура речевого поведения человека, тем большим количеством речевых ролей он владеет. Кто не умеет выбирать слова в сложившейся обстановке, тот, конечно, не владеет культурой речевого поведения.

Профессия накладывает отпечаток на речь человека. Б. Шоу однажды пошутил: «Профессия есть заговор для непосвященных». И потому следующее правило звучит так: находи общий язык с любым собеседником. По крайней мере, к этому следует стремиться. Если мы не создаем позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт в процессе общения, наша речевая коммуникация не будет эффективной. Для создания атмосферы доверия следует соблюдать несколько важных принципов речевой коммуникации. Первый - принцип кооперации - сформулирован основоположником теории речевых актов Г. Прайсом. Он состоит в готовности партнеров к сотрудничеству. Речь без слушателя невозможна. Категорию количества Грайс связывает с тем объемом информации, которую требуется передать. Ваше высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется, но и не больше. А категория качества заключается в истинности информации: не говори того, что считаешь ложным или того, для чего у тебя нет достаточных оснований. Здесь еще важна и категория способа: выражайся ясно, избегай неоднозначности. Г. Грайс отмечал: «Парадокс общения в том и состоит, что можно высказаться на языке и тем не менее быть понятым».

Второй принцип эффективной речевой коммуникации - принцип вежливости - был описан Дж. Личем. Он отмечал о необходимости соблюдения такта (не затрагивать потенциально опасных для собеседника тем), великодушия (не связывать партнера по коммуникации обязательствами, клятвой, обещаниями), одобрения (позитивные оценки), скромности (никакого высокомерия), согласия (избегать конфликтных ситуаций).

Содержание принципа равной безопасности заключается в непричинении психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Сюда входит, например, запрет на оскорбительные выпады, унижение чувства достоинства собеседника.

Принцип децентрической направленности предполагает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Отметим, что это часто нарушаемый принцип коммуникации. В данном случае силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту своих интересов, их нужно направлять на поиск решения проблемы.

В эффективной коммуникации очень важно непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла - принцип адекватности.

Помимо перечисленного отметим, что для благоприятного понимания речевого общения необходимо использование таких факторов, как: признание на деле плюрализма мнений, наличие многообразных точек зрения; предоставление возможности каждому высказать свою позицию; предоставление равных возможностей в получении необходимой информации. Несоблюдение этих факторов, игнорирование названных принципов превращают конструктивный диалог в деструктивный. Полное и настоящее взаимопонимание не состоится, это вызовет коммуникативную неудачу. Наше пятое правило очень важно для юриста. Собеседники должны стремиться к консенсусу даже если они «по разные стороны баррикад» (ситуации переговоров с террористами, например). Древние говорили: «Человек человеку волк, пока он не заговорил».

Модель «все вздор, чего не знает Митрофанушка» - неоправданное запретительство. Таким запретителем может быть человек ограниченный. Иногда следует поступиться своими личными вкусами, но наладить речевую коммуникацию необходимо.

Соблюдать культуру речевого поведения - значит, соблюдать норму. Норма же - явление само по себе обобщающее и в чем-то усредняющее, не всегда совпадающее с индивидуальными вкусами. Норма действует достаточно жестко, она задана самой системой функционирующего языка и обязательна для тех, кто говорит и пишет. Норма одинакова для всех членов языкового коллектива. Учить же постороннего человека не всегда ловко. Однако употребление в своей речи нормированного произношения или нормированного употребления того или иного слова - это часто такой перевод с ненормативной речи на нормативную. Здесь важна благожелательность, уважение к собеседнику, а не поучительство. При выполнении этих важных условий срабатывает синдром подражания, так как нормативная речь все-таки всегда звучит, а даже «неподготовленное» ухо это слышит.

Следующее правило - следи за высокими образцами. Необходимо заметить, что следует видеть разницу между культурой языка и культурой речевого поведения. Культура языка учит пользоваться правильным языком: умение склонять числительные, знать нормы ударения, произношения (орфоэпические нормы), учитывать порядок слов в предложении (синтаксические нормы), правила применения слов в речи (лексические нормы). Все это заповедь: владей культурой языка. Это основа культуры речи. Для этого следует обращаться к словарям и учебникам. Благо, что сейчас масса самых различных изданий. Так, корреспондент «Российской газеты» 27 сентября 2005 года Н. Шергина в интервью с деканом филологического факультета СПбГУ С. Богдановым рассказала о том, что скоро выйдет Словарь политика, поскольку языковая культура снизилась во всех слоях общества. «А язык - это своеобразные очки, сквозь которые человек видит мир. Учитывая, что министры и политики по своему статусу люди публичные, а потому влияют на то, как говорит общество, можно сказать, что язык - это фактор национальной безопасности»70.

Однако человек, умеющий правильно пользоваться языком, далеко не всегда это умение употребляет. Успех общения зависит от умения правильно пользоваться нашим бесценным богатством - языком, а культура это умение обеспечивает, помогает владеть нормами речевого поведения. Наше повседневное использование языка играет культурообразующую или культуроразрушающую роль.

И здесь уместно очередное правило культуры речевого поведения - деликатность, вежливость и благожелательность. Это правило даже и комментировать не стоит. Тесно с названным правилом связано следующее: умей кроме говорения слушать. М. Монтень замечал: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Совсем уж недопустимо для юриста, когда он слышит лишь себя, когда он глух к нуждам собеседника, не умеет соблюдать стратегию и тактику разговора в роли слушателя, не умеет своей реакцией помогать говорящему высказаться. Вообще, отсутствие реакции на слово является нарушением культурной нормы речевого поведения. Отвечать необходимо. Пусть не словом - улыбкой, жестом.

И последнее правило - нарушай любое из правил, если это тебе поможет добиться особой выразительности речи, выполнить задачу, ради которой ты вступил в разговор.

Хорошей речи человек обучается всю жизнь. Не существует волшебного лекарства, выпив которое, вы заговорите правильно и красиво. Есть те, кому легко дается обучение красноречию. Но достаточно много и таких, кому искусство живой речи дается с трудом. Но каждому необходимо привить вкус к хорошей речи, отвращение к малограмотной, косноязычной речи. Это тот минимум, за который стоит бороться.

Заключение


Подводя итоги проделанной работы, необходимо сделать следующие выводы:

Профессиональная этика устанавливает этические принципы и нормы взаимоотношений между членами профессиональной группы, а так же с теми, с кем она взаимодействует.

В мировой и отечественной практике давно уже закреплена адвокатская этика, которая нашла свое отражение в таких известных кодексах этики адвоката, как «Правила адвокатской профессии» М. Молло (1842 г.), «Типовые правила профессиональной этики американских адвокатов» и другие.

В своих речах адвокат должен демонстрировать уважение к суду, избегать всего, что даже отдаленно может быть воспринято судом как бестактность, так же судебный оратор обязан уважительно относится к своему противнику.

Таким образом, судебные ораторы, выполняющие свой долг перед законом и совестью, опираются на нравственные принципы, лежащие в основе профессиональной деятельности юриста: честность, компетентность, порядочность.

В главе первой «Понятие судебной этики» мы сделали вывод о том, что из понимания сущности профессиональной морали вытекает решение вопросов о развитии судебной этики, о расширении нравственных начал в уголовном судопроизводстве.

В главе второй «Адвокат - участник судебного разбирательства» мы пришли к выводу о том, что главное в нравственно оправданном ведении защиты в целом и в содержании и построении защитительной речи - умение верно определить свою позицию, опираясь на правовые и нравственные ориентиры.

Адвокатура занимает в общественном и государственном устройстве свое особое и достаточно своеобразное место. Адвокатура не элемент государственного устройства в традиционном понятии этого слова, она облечена доверием общества и одновременно доверием государства. При этом функции контроля адвокатуры со стороны государства весьма и весьма ограниченны. Ввиду этого, предъявляемые к адвокатам профессионально-этические требования выходят за рамки требований, подлежащих исполнению просто законопослушным гражданином.

Как отмечал А.Ф. Кони, профессия адвоката относится к числу тех юридических профессий, в которых «общее образование идет впереди специального», то есть высокая культура, высокий общий уровень развития являются предпосылкой овладения высокой профессиональной культурой.

Высокая профессиональная культура адвоката проявляется прежде всего в хорошем знании действующих законов и судебной практики, что является предпосылкой определения и реализации в суде правильной позиции, соответствующей императивам здравого смысла. П. Сергеич в своих практических заметках подчеркивал: «Защита должна быть верная; защитник всегда должен быть прав. Но это невозможно, воскликнет читатель. Иногда прав бывает защитник, иногда прокурор. Как можно быть правым всегда? Это совсем не трудно. Не нарушайте здравого смысла и не искажайте закона»71.

Искусная, надежная, безошибочная деятельность адвоката зависит не только от его общей и профессиональной культуры, но и от нравственной культуры, которая проявляется в соблюдении норм профессиональной этики адвоката.

В ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката отмечено, что при осуществлении профессиональной деятельности адвокат: честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполняет свои обязанности, активно защищает права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 10 закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или указания доверителя, направленные на несоблюдение закона или нарушение правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом.

В Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского Сообщества указано, что в любом правовом обществе адвокату уготована особая роль. Его обязанности не ограничиваются добросовестным исполнением своего долга в рамках закона. Адвокат должен действовать в интересах права в целом, точно так же, как и в интересах тех, чьи права и свободы ему доверено защищать; не только выступать в суде от имени клиента, но и оказывать ему юридическую помощь в виде советов и консультаций. В этой связи на адвоката возлагается целый комплекс обязательств как юридического, так и морального характера, зачастую вступающих во взаимное противоречие.

Предостерегая адвокатов от безнравственных приемов защиты, за которые расплачиваются их клиенты, П. Сергеич подчеркивал, что «всякий нечестный прием есть прием ненадежный, и одна нечестная уловка может при самой умелой защите погубить подсудимого»72.

Таким образом, подводя итог, уместно привести цитату: «Постоянно держа в уме обязанность адвоката представлять интересы клиента с максимально возможным усердием, мы не можем тем не менее оставить без внимания поведение адвокатов, с тем чтобы они не переходили означенные в законе границы. Адвокат не свободен абсолютно... Правовое поле не является и не может быть зоной, в которой разрешается открывать огонь по всему, что движется. Такое отношение противоречит многолетним традициям, воспитавшим нас в полном соответствии со стандартами профессионального адвоката»73.

Список использованной литературы


Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. – 1993. - № 237.

  2. ФЗ от 31.05.2002г. № 63-ФЗ (ред. от 23.07.2008г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. - № 23. - Ст. 2102.

  3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СПС «Гарант» – www.garant

  4. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003г.) (ред. от 05.04.2007)//Вестник адвокатской палаты г. Москвы. – 2005. - № 4 – 5.

  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г. № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.

  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2009г.) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25.


Учебная литература

  1. Адвокат: навыки профессионального мастерства./Под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. М.: Волтерс Клувер, 2006. – 356 с.

  2. Адвокатская тайна/ Под общ. ред. В.Н. Буробина. М.: Статут, 2006. – 302 с.

  3. Аннушкин В.И., Муратова К.В. Риторика и дипломатия. М., 1998. – 230 с.

  4. Баренбойм П.Б., Резник Г.М. Адвокатура как защитник гражданского общества // Адвокат. - 2004. - № 8. – 120 с.

  5. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. – М.: Профобразование, 2005. – 190 с.

  6. Белик В.Н. «Обеспечение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь и нормы профессиональной этики адвоката»//Уголовное судопроизводство. – 2007. - № 1. – 144 с.

  7. Буробин В.Н. Адвокатская деятельность. – Изд – е 2 – е перераб. и доп. – М: «ИКФ «ЭКМОС», 2003. – 270 с.

  8. Вайпан В.А. «Конфликт интересов в адвокатской деятельности: комментарий к статье 11 Кодекса профессиональной этики адвоката»// Право и экономика. – 2007. - № 6. – 144 с.

  9. Вайпан В.А. Настольная книга адвоката: постатейный комментарий к Федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре, нормативно-методические материалы. – М.: Юстицинформ,2006. – 370 с.

  10. Васьковский Е. В. Организация адвокатуры. Тома 1 и 2. - С.-Петербург, типография П. П. Сойкина, 1893 г. – 290 с.

  11. Ватман Д.П. «Этические принципы ведения гражданских дел»//Адвокат. – 2002. - № 4. – 190 с.

  12. Ватман Д.П. Судебные речи (по гражданским делам). - М., 1989. – 244 с.

  13. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 448 с.

  14. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Учебное пособие.- 4-е изд.- Ростон/Дону: Феникс, 2006.- 576 с.

  15. Владимиров Л. Е. Пособие для уголовной защиты. СПб., 1911. - 268 с.

  16. Володина С.И. «Психологические и этические особенности защитительной речи»//Домашний адвокат. – 2009. - № 4. – 140 с.

  17. Володина С.И. «Этос в судебной речи адвоката» М., 2002. – 190 с.

  18. Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. - М.: Юристъ, 2002. - 358 с.

  19. Гаврилов С.Н. Адвокатура в Российской Федерации. М.: Юристъ,2006. – 234 с.

  20. Гармаев Ю.П. Нарушения профессиональной этики адвокатом: какие меры вправе применить представители стороны обвинения? М.: Юристъ, 2003. – 288 с.

  21. Гессен И.В. Адвокатура, общество и государство. – М.: Юристъ, 2003. – 344 с.

  22. Гольдинер В.Д. «Об этике в деятельности адвоката» // Советское государство и право. - 1965. - № 10. – 190 с.

  23. Грудцына Л.Ю. «Кодекс этики членов общественной палаты России»// Адвокат. – 2007. - № 8. – 140 с.

  24. Данилов Е.П. Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов - М.: Статут, 2004. – 320 с.

  25. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Норма, 2006. – 340 с.

  26. Ерощенко А.А. «Договорная основа юридической помощи по гражданским делам»//Адвокат. – 2002. - № 6. – 190 с.

  27. Ивакина Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов)/Учебное пособие, 2-е изд-е, 2007, - 244 с.

  28. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский. М., 1993. – 188 с.

  29. Искусство речи в суде присяжных/Под ред. И. Л. Трунова, В. В. Мельника, М.: Юристъ, 2005. – 178 с.

  30. Кокорев Л. Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса: Учебное пособие. Воронеж, 1993. – 220 с.

  31. Комментарий к положению об адвокатуре (постатейный)/Под общ. ред. В.И. Сергеев. Юридический Дом «Юстицинформ», 2001. – 368 с.

  32. Кони А. Ф. Собр. соч. Т. 4. М.: Юристъ,2001. – 390 с.

  33. Кореневский Ю.В. Государственное обвинение в условиях судебной реформы (процессуальный, тактический и нравственный аспекты): Методическое пособие. М., 1994. – 240 с.

  34. Кудрявцев В.Л. «Гарантии независимости адвоката как условие обеспечения квалифицированной юридической помощи в деятельности адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве»//Адвокат. – 2008. - № 5. – 130 с.

  35. Кучерена А.Г. Адвокатура. Гриф УМО МО РФ. - М.: Спарк, 2006. – 340 с.

  36. Маккей Х. Дорога к вершине. М., 2003. – 210 с.

  37. Малиновский А.А. «Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение»//Журнал российского права. – 2008. - № 4. – 190 с.

  38. Медведева И.Р. О науке гражданского процесса. Ответственность сторон за ложные объяснения в суде. – М.: Волтерс Клувер. – 2006. – 220 с.

  39. Мельниченко Р.Г. «Адвокат адвокату – друг, товарищ…?»//Адвокат. – 2008. - № 4. – 140 с.

  40. Научно-практический комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (постатейный)/ Под общ. ред. Д.Н. Козака. М.: Издательство «Статут», 2003. – 400 с.

  41. Общая психология/Под ред. Петровского А.В. – М.: Юристъ, 2006. – 150 с.

  42. Пределы полномочий защитника в уголовной процессе и типичные правонарушения, допускаемые адвокатами. Практический комментарий законодательства./ Под общ. ред. Ю.П. Гармаев. Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2002.

  43. Преступления, совершаемые недобросовестными адвокатами в сфере уголовного судопроизводства: комментарий законодательства и правоприменительная практика. Под общ. ред. Ю.П. Гармаев. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002.

  44. Проблемы судебной этики. М.: Юристъ,2002. – 290 с.

  45. Ревина И.В. «Исторический очерк становления этики как науки о морали» //История государства и права. – 2006. - № 7. – 190 с.

  46. Руководство адвоката по уголовным делам/ Под общ. ред. В.В. Коряковцев, К.В. Питулько. СПб.: ООО «Питер Пресс», 2006. – 390 с.

  47. Сергеев В.И. Адвокат и адвокатура. – М.: Юнити – Дана, 2003. – 176 с.

  48. Сергеич П. Искусство речи в суде. М.: Юридическая литература, 1988. – 234 с.

  49. Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность. – М.: Феникс, 2003. – 256 с.

  50. Соколова В. Культура речи и культура общения. М., 1995. – 190 с.

  51. Стецовский Ю. И. Уголовно-процессуальная деятельность защитника. М.: Дело,1982. – 180 с.

  52. Стольников М.В. Справочник адвоката по гражданскому процессу. - М.: Проспект, 2006. – 288 с.

  53. Шергина Н. Русский со словарем // Российская газета. - 2005. - 27 сентября.

1 Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Учебное пособие.- 4-е изд.- Ростон/Дону: Феникс, 2006.- с. 373.

2 Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Учебное пособие.- 4-е изд.- Ростон/Дону: Феникс, 2006.- с. 375.

3 Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Учебное пособие.- 4-е изд.- Ростон/Дону: Феникс, 2006.- с. 378.

4Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. – 1993. - № 237.

5 Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. – М.: Профобразование, 2005. – 190 с.

6Баренбойм П.Б., Резник Г.М. Адвокатура как защитник гражданского общества // Адвокат. - 2004. - № 8. – 120 с.

7Белик В.Н. «Обеспечение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь и нормы профессиональной этики адвоката»//Уголовное судопроизводство. – 2007. - № 1. – 144 с.

8Бойков А.Д._ «Адвокатская деятельность»//Адвокат. – 2006. - № 5. – 190 с.

9Ватман Д.П. Судебные речи (по гражданским делам). - М., 1989. – 244 с.

10Володина С.И. «Психологические и этические особенности защитительной речи»//Домашний адвокат. – 2009. - № 4. – 140 с.

11Перлов И.Д. «Судебная этика»//Советское государство и право. - 1970. - № 12. – 106 с.

12«Проблемы судебной этики» / Под ред. М.С. Строговича.- Изд-во «Наука», М., 1974.

13 Матвиенко Е.А. «Судебная речь» //Советская юстиция. - 1972. - № 4. – 164 с.

14Искусство речи в суде присяжных/Под ред. И. Л. Трунова, В. В. Мельника, М., 2005. - С. 13.

15Искусство речи в суде присяжных/Под ред. И. Л. Трунова, В. В. Мельника, М., 2005. - С. 14.

16Искусство речи в суде присяжных/Под ред. И. Л. Трунова, В. В. Мельника, М., 2005. - С. 15.

17 Кони А. Ф. Приемы и задачи обвинения// Избранные произведения. М., 1959. – С. 55.

18Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971. – С. 32.

19 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996. – С. 44.

20Коченев М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. – С. 89.

21 Кореневский Ю. В. Государственное обвинение в условиях судебной реформы (процессуальный, тактический и нравственный аспекты): Методическое пособие. М., 1994. – С. 92.

22 Коченев М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. – С. 93.

23Практическая психология. Учебник под ред. Тутушкиной М. К. М.— СПб., 1997. - С. 34.

24 Кони А. Ф. Собр. соч. Т. 4. М.: Юристъ,2001. – С. 104.

25Кони А. Ф. Приемы и задачи обвинения// Избранные произведения. М., 1959. – С. 77.

26Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971. – С. 88.

27Ивакина Н. «Основы судебного красноречия (риторика для юристов)»/Учебное пособие, 2-е изд-е, 2007, - С. 23.

28Володина С.И. «Этос в судебной речи адвоката» М., 2002. – С. 120.

29 Аннушкин В.И., Муратова К.В. Риторика и дипломатия. М., 1998. - С. 10.

30Кореневский Ю.В. Государственное обвинение в условиях судебной реформы (процессуальный, тактический и нравственный аспекты): Методическое пособие. М., 1994. – С. 122.

31 Общая психология/Под ред. Петровского А.В. – М.: Юристъ, 2006. – С. 23.

32 Общая психология/Под ред. Петровского А.В. – М.: Юристъ, 2006. – С. 109.

33Ивакина Н. «Основы судебного красноречия (риторика для юристов)»/Учебное пособие, 2-е изд-е, 2007, - С. 26.

34 Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 2006. – С. 130.

35Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. – М.: Профобразование, 2005.- С. 22, 23.

36Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.). - Раздел 1 - ст. 4.

37 ФЗ от 31.05.2002г. № 63-ФЗ (ред. от 23.07.2008г.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. - № 23. -