Представители греческой философской мысли
что нет смысла говорить об идеи, как о чём-то
самостоятельном. Аристотель говорит, что нет ничего нового в идеи круглости,
треугольности, как об этом говорит Платон, так как это содержится в самой вещи.
Аристотель был практиком и часто требовал показать взаимодействие идей с
вещами. Идей совершенно безвременны, а реальные вещи живут и умирают.
Аристотель предлагает, что идеи прибывают внутри вещей, а не живут
самостоятельно. По нему, форма воплощается в материю. Аристотель начинает
интересовать вопрос на сколько адекватно это воплощение. Если форма адекватно
воплощается в материю, то тогда мы будем иметь дело с прекрасным предметом.
Если наоборот, то мы будем иметь дело с уродством. У Аристотеля была самая
большая коллекция уродливых форм растений. С точки зрения Аристотеля форма
представляет собою всё, что связанно с закономерностью. В отличие от Платона у
Аристотеля форма принимает деятельный характер. Это учение позволило Аристотелю
создать первую физическую модель мира. До него эта идея не могла возникнуть.
Аристотель создает движение о мире. Движение вещи осуществляется по
воздействием действующей причины. С его точки зрения в любом движение есть цель
и определена она космосом. Одним из важнейших учений в метафизике было учение о
Боге. Для греков весь космос представлялся стеклянным целым и чем-то
неопределённым. Перводвитагель— это Бог, который движется сам не будучи
движимый чем-то. Этот предмет не поддаётся в движении ни кому. Бог это форма,
душа, эйдос. Бог есть разум. И разум является его главной характеристикой. Есть
вода огонь, а бог это всё организует. Бог размышляет сам о себе так как больше
ему не о чем размышлять. После этого бог рассматривается как мыслящий сам себя
разум. Две функции двигать миром а с другой стороны мыслить самого себя.
Аристотель говорит, что это есть одно целое, то есть, когда Бог мыслит самого
себя и в то же время двигает миром. Человек по Аристотелю не оказывается
включённым в этот кругооборот мысли. И последующие философские системы стали
уже это рассматривать. Греки придали богам человеческий облик, но они всё ещё
считали себя игрушками богов. Человечество тонуло, его топтали во время битвы
богов с титанами, а потом когда боги увидели, что человечество затоптали и им
стало скучно то они воссоздали его вновь. Аристотель является создателем
формальной логики, создателем логических трактатов. Закон Аристотеля
невозможно, чтобы одно и то же и было и не было присуще одной вещи. Умение
вовремя остановиться с вопросами есть признак глупости. Он рассматривал эти
законы, как законы бытия и мироздания. Наука представляет собой многоплановую
структуру. Физика Аристотеля просуществовала 2000 лет и она задавала идеи для
развития новых наук. Его учение анти-матиматично. В математики его времени математика
изучала только недвижимые предметы. Для Аристотеля математика была врагом для
науки, так как она отвергается от отдельных объектов внешнего мира.
Потребовалось изобретения эксперимента, чтобы подтвердить законы природы, но в
то время того не было. Примером того было постоянное изменение соотношения
между днём и ночью. Она также отвергает существование пустоты. Вселенная
представляется собой целостным телом, следовательно оно должно иметь конечные
размеры, а что же там, а там нет ничего. Это вызвало многочисленные
противоречия. Космос не мог быть бесконечным так как это не есть совершенная
система, так как все совершенное имеет конец. У Аристотеля появляется другой
подход к физике у Ньютона физика это основа астрологии, у Аристотеля у него
тело является агентом автономным. У каждого тела есть своё место в
пространстве. То есть когда камень падает на землю, то он стремится к своему
месту. Движение есть не мерил меры взятой но все движения мерил всей берут.
Социально-политические взгляды Аристотеля. Есть два подхода один из них
рассматривает государство, как естественное образование, а второй подход как
искусственное (Платон). Он считал, что государство есть что-то придуманное
людьми. Аристотель говорил, что государство есть естественное образование. Оно создаётся
людьми и оно управляется в интересах большинства, как в демократии. Он первый
формулирует мысль о социальной природе человека. Человек есть политическое
животное. Он считал, что естественно варвары должны быть рабами, как и любой
другой порядочный грек. Воспитанием Александра Аристотель доказал, что возможно
проявление философии на практике. Первый конфликт Аристотеля с Платоном был
спор о том, что тело является темницей для души. Аристотель не вбивал в голову
Александра, что ему надо сделать, а обсуждал интересные вопросы и через четыре
года Александр перенял философские взгляды Аристотеля. Он умер в 322 году.
Перед смертью он забрасывал Александра письмами и он не мог простить женитьбу
на иноземке. Философия эпохи эллинизма характеризуется своеобразной философией
и мировоззрением. На рубеже 3-4 веков до нашей эру появляются три новые течения
в философии: Эпикурейство, Стоицизм, Скептицизм. Эпикур уехал в Афины из
покоренного Александром города, где вступил В афинскую армию. Он был
противником Аристотеля. Эпикур встал в открытую оппозицию Аристотелю, он
говорил, что философия должна освободить человека от страха смерти и от страха
перед природой.