Представители греческой философской мысли

соблюдать потому, что так лучше, а лучше это потому, что это целесообразнее. Можно убить своего оппонента, но это будет не развитое общество. Можно всё, но тогда теряется что-то главное. Что говорил Фенол о движении. То о чём я сейчас рассказываю называется апория Фелона (затруднение). Если считать что в мире есть движение то мы попадем в затруднительное положение. Пример стрелы зафиксированной в какой-то момент времени показывает, что стрела не движется. Ещё один пример — это Ахиллес догоняющий черепаху расстояние между ними сокращается, но никогда не сократится. Другая апория — это раздел отрезка в пространстве. Отрезок можно делить на множество мелких частей до бесконечности. Спор во времена Фелона был затруднён отсутствием в то время сегодняшней математики и физики.

Для Греции огромную роль играли Афины. Хотя они и доминировали над другими городами, они не являлись главным городом над всеми остальными. Афины были политическим, экономическим, и военным центром. Афины также были городом, где рождались новые философские учения того времени. Есть такое хрестоматийное выражение – Афины сама Венера погружает в сумерки. Пора мудрости наступает тогда, когда есть о чём думать, когда все основные события уже произошли. Это время рождения философии после эпохи рассвета греческой цивилизации. Не случайно, что классическая греческая философия символизирует этот кризис. Это искусство практического научения людей правилам организации, правилам умения отстаивать свои правила, но в тоже время понятие об истине, хотя это понятие довольно разное. Пример прокурора и адвоката. Они оба доказывают разное, это разное в обоих случаях желание доказать истину, и следовательно у обоих истина будет разной. Человек мера всех вещей — довольно зловещий смысл так как все люди разные. Ответ на этот вопрос был ответом Гераклита среди абсолютной изменчивости и с тезисом, что можно сказать всё что угодно, но с одной точки зрения это окажется верным, а с другой точки зрения это окажется ложным, следовательно не о чём нельзя сказать с абсолютной точностью. Тогда какая разница что мы говорим ведь где-то это окажется верным, а где-то это окажется не верным, эта точка зрения вела к подрыву всей идеи истины в целом, так как она вела к отсутствию понятия истины. Философия занимается проблемой морали, а это точка зрения вела к отсутствию морали. Это учение было одним из фрагментом кризиса. Моральные нормы нарушаются всегда, так как нет общества в котором бы она не нарушалась хотя бы одним из его членов. Тем не мнение это не значит, что всегда мы имеем дело с моральным кризисом есть отдельные кризисные ситуации.

Один парень пришёл к чиновнику и предложил ему 3000 и при этом никто об этом не узнает, на что чиновник ответил: лучше дайте мне 5000 и говорите об этом кому хотите. Преступление перестает быть адеозным, то есть люди перестают его стыдиться. На этом фоне возникает фигура Сократа, который символизирует оппозицию всему выше сказанному. Сократ выпил чашу с ядом и умер оставаясь при своих принципах несмотря на то все были против него. У него было много учеников и одним из самых знаменитых его учеников был Платон. Он писал диалоги в которых его точка зрения была выражена через слова Сократа. Сам Сократ ничего не писал. Сократ вел тихий образ жизни, он был родом из простой семьи, его мать была повивальной бабкой и это обстоятельство имеет символическое значение в жизни Сократа, так как он называл свой метод ведения философии манельтикой. Не навязывать свою идею другому, а стараться её ему привнести. Он женился на Аксонтине и она стала воплощением жены, которая всё время пилит мужа. Он учил золотую молодёжь, но ни брал с них никаких денег. Он был внешне некрасивым, но привлекал к себе людей своим умом, добротой и золотым нутром. Сократа обвинили в том, что он развращает молодёжь отрицая богов олимпийцев. Он ответил своим судьям, что после смерти он перенесётся в другой мир, где будут умные люди с кем он сможет там побеседовать. Сократу перед смертью предлагали бежать, но он отказался. Когда знаменитый человек умирает, то он становится более известным и знаменитым, его личность становится легендарной. Он заставил своих палачей уважать себя, так как выпил всю чашу до дна. Он не мог бежать из своего города, так как те кто жили за стеной города были не эллины. А в другом городе он был бы метеком. Но если бы он сбежал, то он бы признал себя виновным. Поэтому он избрал другой способ он стал объяснять всем, что он не виновен, так как он не нарушал законов вопреки тому, что говорили судья. Сообщения о жизни Сократа очень похоже на совокупность легенд о нескольких людях живших в то время. То есть это представление об идеальном афинском гражданине. Три варианта об учении Аристофан афинский драматург, изобразил Сократа полным дураком и демагогом, он не любил его. Другое учение в сочинении Ксенофонга, где мы находим сообщения о нём, как о примерном афинском гражданине, но о нём нельзя сказать как о философе. Сократ Платона это философ. Трудно сказать считал ли себя Платон учеником Сократа или Сократ это только образ созданный Платоном для диалогов. Платон не был близким человеком Сократа. Сократические школы — школы во главе которых стояли продолжатели дела Сократа, но их учения были довольно разные. Одни считали, что человеку надо всю жизнь проводить в наслаждениях, а другие считали, что всю жизнь надо проводить отказываясь от всех благ( один из представителей этой школы жил в кувшине). В диалогах Платона всегда участвуют два человека или больше и почти всегда в них участвовал Сократ. Платон воспринял казнь Сократа очень трагически. Он посчитал, что в мире царствует зло если смогли лишить жизни такого замечательного человека жизни и он постарался исправить это, на что и истратил почти всю свою жизнь. Тогда в мире отсутствует принцип нравственности и справедливости, то есть мир глубоко несовершенен. Поэтому необходимо думать о том как сделать его совершенным, а потом понять на чем справедливость основана, то есть где её источник, а его в этом мире нет так как может твориться такая несправедливость. Платон много путешествовал. Потом вернувшись в Афины он основал свою школу. Академия Платона— это, научная сторона бала лишь одной был религиозный орден члены которого не только занимались наукой, но и жили сообразно определённому принципу. Если я начну спорить, то это значит то я не прав, то есть если мой оппонент оказался сильнее меня, то значит я должен признать, что я не прав и следовательно моя версия была ошибочной.

Если у людей существуют разные точки зрения, то они могут сказать: ну и пусть у него будет другая точка зрения. Диалоги Платона были диалогами обращёнными к людям жавших в Афинах, чтобы обяснить и его философию. Диалоги— это единственное произведение, по которым мы можем судить о жизни Платона. Учение Платона, то что мы называем его учением это не одно учение, а много учений. Самое знаменитое из них это учение Платона об идеях. Платон раскрывает это учение в диалоге Дипей (больший). Дипей был философом, это был реальный человек. Сократ спросил, что такое прекрасное. Ответ— это прекрасная девушка. Но прекрасным может быть и кувшин и лошадь. После чего оставалось предположить, что прекрасное— это свойство присущее чему-то. В каких случаях мы можем сказать о веще, что она прекрасная. Она является прекрасной только в том случае, если она хорошо соответствует своему назначению.

Аристотель создал учение о 4-х причинах. Аристотель не писал книгу, которую мы приняли за основу учения. К этому выводу пришли учёные изучающие так как там было огромное количество повторов. Это кажется сборником конспектов его учеников. Причины : материальная, формальная, документальная, целевая или физиологическая. Нарисуем кувшин, он сделан из глины, где же здесь какая из четырёх причин. Прежде всего сосуд сделан из вещества, допустим из глины. Это материальная причина, но ни какой кусок глины не может быть кувшином. Следовательно нужно что-то, чтобы создать вещь из аморфного куска. Вторая причина — это формальная или морфологическая причина, которая определяет сущность вещи, но только она. У нас есть глина и форма но нужен кто-то, кто смог бы изготовить кувшин. Например гончар, именно гончар. Таким образом у нас должна быть инструментальная или действующая причина. Но достаточно ли этих трёх причин, нет не достаточно. Должна быть ещё четвёртая причина — целевая, то есть для чего это делают. Учение Аристотеля заключается в том, что любой реально существующий предмет непременно имеет вот эти четыре причины. Он создан как единое соединение, то есть по отношению к любому явлению в действительности мы должны ответить на эти четыре вопроса из чего, что, кто сделал и с какой целью. Если это всё присутствует, то мы имеем дело с реальным объектом. Это удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляет человеческий ум. Если один из этих факторов отсутствует, тогда мы имеем дело с чем-то, что присуще другой веще(качеством). Представьте себе эксперимент: возьмём кувшин и материю (глину) из чего сделан этот кувшин. Выделим из глины с одной стороны материю, а с другой стороны форму. Повторим действие до бесконечности. Возникает вопрос к чему мы придем. Так мы можем идти долго, но не бесконечно. В конце концов мы придём к первоматерии. То есть у неё нет ни качеств ни свойств, а она чистая первоматерия. Об этом ничего нельзя сказать, нельзя даже сказать, что она существует. Так как тогда она должна была бы обладать какой-то формой. Так же мы можем прийти к какой-то первоформе. Получается, что в основе мира лежат два начала: формальное и материальное. Конечно есть ещё два начала. Но они не столь важны так как гончар изготавливает кувшин для какой-то цели. В конце концов можно сказать, что причин не четыре, а две — это материя и всё остальное. От формы к материи прийти нельзя, а от материи к форме прийти можно. Форма переставляет собой... Форма есть то благодаря чему вещь является тем, что чем она является. Это должно остаться между нами...Отношения межу школой Платона и Аристотеля очень запутанны, так как ни кто не знает как произошёл между ними разрыв. На самом деле Аристотель критиковал Платона, а Платон один раз сказал. Аристотель порицает меня, как свою мать. То есть как человек вырастает он начинает порицать свою мать. Они глубоко родственные корни но у них есть различия. Платон не только философ, это прежде всего человек решающий этическую проблему. Ему было важно менять как можно преодолеть зло в человеке. То есть школа Платона есть некоторое религиозное формирование. Аристотель относился к философии Платона как к научной теории и для него главное было то, чтобы эта теория не была противоречива. Ну... например понятно почему Платон утверждает, что главной и идеей является идея добра и идея зла, но можно ли это доказать. Это критика, но надо помнить, что критика всегда сильнее чем создание какой-либо теории. Когда Аристотель создал сою теорию, то выяснилось, что она и не столь сильно отличается от теории Платона. Нет идеи блага, но есть идея формы, что у Платона идея сущности. Нет специального места для формы, то есть она отдельно там где-то не существует, а она воплощена в самом кувшине. Свободна ли теория Аристотеля от противоречия—нет. Кувшин... много необходимо, чтобы его сделать, то есть необходимы четыре фактора... Это хорошо, но о каком кувшине идёт речь, что находится под этим: конкретный кувшин или какой-то кувшин вообще. Мы можем сказать, что существует кувшин вообще, но мы его никогда не видим. Ели речь идёт о каком-то отдельном предмете, то нельзя говорить о кувшине вообще. Но мы можем сказать, что есть кувшин как вид что-то общее. Какая реальность соответствует общим понятиям. Поэтому проблему эту Аристотель оставил философам последующих веков. После Аристотеля античный мир не знал больше сильных философов. Но философия была и была она очень разнообразна. Философия развивалась, как философия школ, то есть была школа Аристотеля и Платона. Но возникали и новые школы и о них надо сказать несколько слов. Эпикурейство и Стоицизм две новые школы. Эпикур был последователем Демокрита. В эпикурейских школ очевидно то, что все они создавались для того, чтобы направить люде на путь истины. Позднейший образ эпикурейства был комический. Каина тоже приписали к эпикурейству, хотя он жил раньше. Они говорили, что нет больше на земле счастья и они учили не быть несчастными, то есть отказаться от черезмерностей. Эпикур говорил о том как должен жить мудрец. То есть он должен был уйти он суетной и абсурдной жизни в сторону. Они говорили о приятном одиночестве. Это была уже менее требующая философия, более спокойная и уже для большого количества образованных интеллигентов (популяризированная). Если на голову человека падает черепаха, то это не черепаха убила его, а орёл, который отпустил черепаху ему на голову. То есть это не случайно. Эпикур говорит, что атомы могут отклоняться от своих траекторий так как вокруг них пустота. Но это было важно ему для учения о человеке то есть возможность избежать закономерность.

Аристотель родился в 384 году в городе Сатиры. Его отец был придворным Мекомахом. Аристотель был один из первых людей, который стал оспаривать точку зрения Платона. После смерти Платона Аристотелю пришлось покинуть академию так как места ему там не было. Последователем Платона стал его племянник, который полностью взял его идеи. Аристотель вырабатывал своё учение с помощью собственного философского стиля. Платон придумал диалоги. До него все философские учения выполнялись в стиле поэм и назывались «О природе».

Аристотель сначала писал диалоги, но потом стал писать трактаты. Первые серьёзные философские творения принадлежали Аристотелю. Аристотель обходит Платона в учениях об идеях. Платон первым исследовал парадоксальность человеческого знания. Он обнаружил, что знание нельзя свести к ощущению. Он его проинтерпретировал с позиции своего времени, что это знания полученные душой пока она была на небе. Он сказал, что там существует мир сущностей, мир идей и т.п. Против этого и выступил Аристотель, но он не мог выступить против всей этой концепции в целом, так как она имела под собой очень прочное научное доказательство. Аристотель говорит о том,