Объективное содержание категорий "состояние" и "связь состояний"
Сорокин Б.
Из книги «Философия филологии»
1. Диалектико-материалистическая концепция состояния. Любой объект как конкретная форма бытия движущейся материи представляет собой единство моментов устойчивости и изменчивости. Сохраняясь во времени (момент устойчивости), объект однако теряет тождество с самим собой в некотором отношении (момент изменчивости). Активное сопротивление внешнему или внутреннему воз действию обеспечивается внутренними процессами объекта как целого, но в известных пределах, пока не исчерпан запас устойчивости. Механизм устойчивости (при изменении факторов воздействия) претерпевает внутреннюю перестройку, позволяющую ослабить эффект воздействия и продолжить свое существование. Благодаря наличию у объекта момента устойчивости можно зафиксировать и определить изменение. В возможности относительного покоя, устойчивости тел, временных состояний равновесия Ф.Энгeльс видел существенное условие дифференциации материи и появления жизни (13. т. 20, с. 62). Момент устойчивости позволяет обнаружить определенные тенденции в движении объекта. Отрицание этого момента ведет в теории познания к релятивизму, то есть к невозможности утверждать что-либо достоверное об объекте, который растворяется в представлении о процессе. Однако устойчивость существует лишь как аспект всеобщего изменения, движения, которые в этом отношении абсолютны. Рассмотрение устойчивости вне движения приводит к концепции неподвижного, застывшего мира, а в конечном итоге - к теологии, как только устойчивости отводят роль основы в объяснении и предвидении.
Через объект как субстрат изменения и взаимное уравновешивание процессов движение непосредственно связано с устойчивостью.
Но связь изменения и сохранения имеет и другой аспект: они являются диалектически едиными, ибо всякий процесс обладает устойчивостью в силу пребывания во времени. Различие устойчивости и изменчивости относительно и в общем случае, так как всякое движение как пребывание есть устойчивость и, наоборот, всякая устойчивость есть форма пребывания движения. Объекту свойственно не только сохранение наличного способа бытия, но и изменения внутри этого способа; более того, само бытие объекта было бы невозможным, если бы его внутренним содержанием не выступало изменение. Нет тождественных себе во всех отношениях, застывших объектов, есть только процессы; эту мысль отмечал Ф. Энгельс в "Людвиге Фейербахе..."; "...мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой пред меты, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мыслимые их снимки, понятия находятся в беспрерывном изменении" (13. т. 21,с. 302).
Следовательно, под устойчивостью необходимо понимать факт простого или сложного воспроизведения некоторых элементов и звеньев структуры объекта, типа его взаимодействия с другими объектами, а также факт воспроизведения равновесия его внутренних процессов, определенного типа законов его изменения и развития. Под изменчивостью материалистическая диалектика понимает свойство объекта терять тождество с самим собой в каком-либо из отношений (относительно некоторых элементов и связей между ними), качественное превращение объекта и другое.
Устойчивость и изменчивость как диалектически взаимосвязанные стороны объективной реальности выражают универсальное противоречие ее бытия, лежащее в основе всех иных ее противоречий.
Фундаментальной категорией материалистической диалектики, выражающей внутреннюю устойчивость бытия, является категория "качество". Качество - это такая характеристика объекта, которая тождественна его бытию в определенной системе связей и отношений. Эта характеристика выражает специфику того или иного способа или конкретной формы бытия объективной реальности. И предмет сохраняет себя лишь постольку, поскольку он сохраняет свое качество. Не обходимо отметить, что понимая качество как целостную систему, в данном случае мы имеем в виду не качество вообще, а его инвариантную часть. Лишь сохраняя свой инвариант, один объект качественно отличается от другого, и с изменением которого объект претерпевает качественное превращение, становится и сущностно иным, с другим качественным инвариантом.
Но сохраняя инвариантную основу своего качества, объект, однако, подвержен внутренним и внешним изменениям, переходя от одного своего наличного бытия к другому. Качество выступает как качество данного наличного бытия только в определенной системе связей и отношений. Качественный инвариант играет роль качества лишь в операции сравнения объекта с другими (носителями иных качественных инвариантов). По отношению ко всему ряду наличного бытия объекта, а стало быть, и по отношению к спецификациям качества как целостной системы, и по отношению к спецификациям качественного инварианта этот инвариант выступает уже как сущность.
1. Явление спецификации качества выражает внутреннюю жизнь его субстрата, динамику в пределах инварианта. Это объясняется тем, что будучи целостной системой, качество не имеет равной устойчивости всех своих элементов. Изменение одного из них (существенного или несущественного) по каналам системообразующей связи этого элемента приводит к изменению (соответственно, существенному или несущественному) тех элементов, которые находятся с ним в необходимой, устойчивой, сущностной связи. Таким образом, качество подвергается известной перестройке отдельных элементов и звеньев структуры, и потому его носитель меняет свои конкретные способы существования при сохранении качественного инварианта (сущности).
Определенностью всякого такого способа бытия объекта является специфическое единство (по отношению к предыдущему и после дующему способам бытия) количественных и качественных характеристик. Качественный инвариант, снимающий в себе ряд спецификаций, сам будучи определенным единством количественной и качественной сторон, не может быть абсолютно и бесконечно безразличным к собственной внутренней динамике; так что правомерно говорить о смене конкретных способов проявления качественного инварианта (сущности) объекта, которая (динамика) ведет этот объект за его пределы.
Понятие "состояние" выражает, на наш взгляд, противоречивость качества и сущности объекта, то есть динамику его устойчивости. Именно качественное изменение состояния (изменение специфического единства количественной и качественной опpеделенностей некоторого временного среза бытия объекта в определенном отношении), означает, что мы имеем дело с тем же самым объектом, испытывающим качественное изменение, внешнее по отношению к его инварианту.
Объективное состояние фиксируется познающим субъектом последующим формальным признакам:
а) единство моментов устойчивости и изменчивости;
б) дискретности и континуальности;
в) конечности и бесконечности.
Остановимся вкратце на содержании каждого из вышеуказанных противоречивых признаков. Внутреннее бытие объекта представляет собой следующее. Чисто количественные изменения, или изменения отдельных элементов системы качества ведут к его спецификации, которая суть относительно самостоятельная ступень бытия этого качества (сущности), относительно самостоятельное единство количественной и качественной определенностей. Поэтому данная спецификация качества (меры, сущности), будучи результатом собственного развертывания, является в то же время, во-первых, состоянием по отношению к данному качеству (мере, сущности); и во-вторых, определенным количеством, открытым вновь к дальнейшему движению за свои пределы. Таким образом, всякая специфика 1ц 0ия качества, поскольку она есть относительно самостоятельное существование, выступает носителем дискретности и конечности наличного бытия; но поскольку она в то же самое время суть определенное количество, постольку эта спецификация есть отрицание собственной самостоятельности, а значит, и присущей этой самостоятельности функции "выpажать дискpетность и конечность". 0Поэтому состояние является формой проявления континуальности и бесконечности объекта (его качества, меры и сущности).
Далее. Объект есть субстрат всех актов самоотрицания, всего ряда конкретных способов своего бытия во времени, так что каждый элемент этого ряда, содержание каждого акта самоотрицания есть не что иное, как изменяющееся постоянное. Полным содержанием конкретного способа бытия объекта является вся совокупность его свойств. Но объект как сторона мировой универсальной связи обладает бесконечным многообразием свойств в любой момент своего бытия. Поэтому не все свойства его учитываются при выражении состояния объекта, 0что обусловливается также конкретной задачей исследования, которое берет объект в строго определенной системе связей и отношений.
Фиксируя внимание на различии понятий качественного изменения состояния и качественного превращения объекта, следует помнить, что это различие относительно и зависит от системы отсчета. Относительность различия между качеством и состоянием определяется наиболее общими закономерностями структурной организации материи, в особенности, материальным единством мира и его системностью.
Для выражения этой относительности мы вводим понятие "объект-состояние". Какова его познавательная и методологическая функции? Во-первых, всякий объект взаимодействует с другими в некотором времени и пространстве и определенным своим конкретным содержанием, которое будет иным в ином времени и пространстве, поскольку объект изменяется, развивается. Следовательно, взаимодействие объектов есть, по сути, взаимодействие объектов-состояний.
Во-вторых, объект всем своим существованием (от его становления и до гибели) является состоянием какого-либо общего или особенного качества (сущности).
В-третьих, как синтез первого и второго, данное понятие позволяет схватывать различие однокачественных объектов: саморазличение объекта во времени и различие этого объекта от однокачественных других.
Как было отмечено, существование объекта противоречиво, потому что он существует и сам по себе, и находится во взаимодействии с другими объектами. "В жизни, в движении все и вся бывает как "в себе", так и "для других", в отношении к другому, превращаясь из одного состояния в другое" (11. т. 29, с. 97). По этому качественная характеристика объекта представляет собой единство внутpеннего и внешнего моментов. Внешний момент выражает качественное в объекте как элементе некоторой системы и в то же время является обусловленным внутренней определенностью, инвариантом, сущностью.
Отправным пунктом анализа внутреннего бытия объекта выступает также принцип системности. Понимание определенности объекта как единства элементов и структуры позволяет, во-первых, обнаружить объективное основание многообразия конкретных состояний движущейся материи, и во-вторых, раскрыть механизм перехода объекта от одного состояния к другому. Важно как в методологическом, так и в практическом аспектах, правильно понять диалектику внутренней и внешней сторон этой определенности объекта-состояния. Единство этих сторон находит свое объяснение во всеобщих законах диалектики, в которых устанавливается относительный характер самостоятельности частных систем, недопустимость абстрактного противопоставления внутренних связей объекта-состояния его внешним связям. Между внешней и внутренней сторонами его определенности имеет место существенное отношение, которое есть непосредственное отношение между целым и его частями, - отношение рефлектированной и непосредственной самостоятельности. Однако обе эти самостоятельности уходят в общее их основание - сущность, снимающую в себе и указанное существенное отношение внешнего и внутреннего. Различие их становится чисто формальным, а самостоятельность видимостью. Внутреннее есть в то же время нечто внешнее по отношению к сущности, как единству внешнего и внутреннего; так что и внутреннее и внешнее суть внешние моменты своего изначального единства, а потому есть одно и то же. Внешнее же суть одновременно нечто внутреннее, поэтому единство внешнего и внутреннего в действительных объектах-состояниях взаимопереходящие и взаимопроникающие определения.
Так, существование самоуправляемых органических систем (например, общества) невозможно без согласования, сопряжения изменений их свойств с изменениями свойств их среды. Для такого согласования системе необходимо располагать сведениями о состояниях собственных элементов и состояниях тех элементов внешней среды, которые существенны для ее функционирования и развития .
Качественные характеристики внешней и внутренней сторон объекта-состояния многообразны, в связи с чем возникает проблема одноуровневой и многоуровневой иеpаpхии состояний.
Всякий объект-состояние неоднороден, так как, во-первых, он участвует в неоднородных системах связей и отношений и, во-вторых, - характеризуется внутренней динамикой, переходя от одного своего состояния к другому. В процессе развития возникает иерархия уровней организации материи в границах одного объекта-состояния, которой соответствует иерархия его качественных характеристик и сущностей. Определяющим качеством выступает качество высшего уровня и основание как единство всех спецификаций сущности. Вместе с тем объект-состояние обладает иерархией определений и в рамках отдельно взятого уровня. Каждой сфере общественной жизни, например, присущи специфические отношения, которые порождают соответствующие процессы. В результате человек как субъект раз личных сфер общественной деятельности обретает многообразие сосуществующих и взаимосвязанных социально-функциональных качеств и проявлений сущности: труженика, политического деятеля и т.д.
Любое звено как одноуровневой, так и многоуровневой иерархии, может быть рассмотрено как относительно самостоятельный объект-состояние с внутренней и внешней сторонами своего бытия. Подобная иерархичность присуща и внутренней и внешней характеристикам объекта-состояния. Концепция многоуровневой объективной реальности и соответствующего строения ее конкретных состояний под водит к методологически важному выводу, что в объекте-состоянии, наряду с главной, определяющей стороной, существуют зависимые, определяемые. "Возьмите определенную ступень развития производства, - писал Карл Маркс, - и вы получите определенную форму обмена и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом - определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь определенным выражением гражданского общества" (13. т. 23, с. 402). Это положение есть сущность социально-исторического детерминизма (как элемента диалектико-материалистической философии).
2. Связь состояний
Большой научный интерес представляет стадиальное рассмотрение бытия объекта-состояния, которое не только дает возможность постижения сущностной динамики, но обнаружить и поставить проблему связи состояний.
Обратимся к анализу диалектико-материалистической концепции последовательно разновременной связи состояний. Основоположники материалистической диалектики высоко ценили гегелевское положение о внутрикачественном, внутрисущностном движении субстрата и связи различающихся разновременных ступеней бытия (понятия - Гегель). В своих исследованиях социально-исторических и естественных процессов они непременно обращались к идее связи состояний.
"Всякое развитие, независимо от его содержания, - писал К. Маркс, - можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой" (13. т.4,сс. 296- 297). Объединение различных стадий развития, возникновение связи между ними в ходе отрицания подчеркивал В. Ленин, когда писал "что это весьма важно для диалектики "...не "голое" отрицание, а отрицание, как момент связи как момент развития с удержанием положительного,.." (11. т. 29. сс. 2О7-2О8). И в другом месте: "...диалектика вообще состоит в отрицании первого положения, смене его вторым (переходе первого во второе, в указании связи первого со вторым" (там же, с. 208). Критикуя социологическую концепцию Н. Михайловского, Ленин замечает: "...особенно необходимо, чтобы с такой же точностью был исследован ряд известных состояний, последовательность и связь между различными ступенями развития". (11. т. 1, с. 167).
Трудно переоценить значение исторической связи для понимания сущности социальных явлений, происходящих в современной России, для разработки стратегии и тактики радикальных преобразований российского общества. Актуальное значение имеет ленинская мысль о том, что при исследовании тех или иных сложных явлений общественной жизни самый надежный способ заключается в: "...не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие этапы в своем развитии пpошло, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (11. т. 39,с. 67).
Этот принцип историзма, нашедший свое воплощение, в частности, в структурно-генетическом методе, предполагает воспроизведение движения и развития социально-исторического объекта в виде логически стройной теории. Этот принцип выражает один из существенных моментов материалистической концепции истории, суть которого заключается в признании относительной целостности развивающегося объекта, что мы и стремимся отразить в понятии "связь состояний". Данное понятие позволяет выделить этапы развития, как смену реальных состояний социально-исторической системы. Так, К.Маркс определил в "Капитале" структурный ряд:
а) первоначальное накопление капитала (мануфактурный период);
б) промышленный переворот, приведший, по мнению Маркса, не только к возникновению специфического буржуазного технического базиса, но и к становящемуся несоответствию капиталистических производственно-экономических отношений характеру и прогрессирующему уровню производительных сил общества. Исходя из этого, имманентного капитализму ряда, Маркс не только теоретически воспроизвел процесс развертывания капиталистической сущности но и пришел к выводу, что данная общественно-экономическая формация - это не последнее историческое состояние общества.
Особо следует подчеркнуть роль понятия "связь состояний" в прогностической деятельности. Использование этого понятия в анализе будущего позволяет найти ответы на сложные и существенные вопросы:
а) Каким получится конкретное соотношение старого и нового в последующем социальном состоянии?
б) нового, перешедшего из старого, и того нового, которое возникает в процессе