Геракл

(H r a k l h z) · герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены (жены тиринфского царя Амфитриона). В отсутствие Амфитриона (воевавшего против племен телебоев) Зевс, приняв его облик, явился к Алкмене; пока длилась их брачная ночь, солнце трое суток не поднималось над землей. После возвращения мужа Алкмена родила одновременно двух сыновей - Ификла от мужа и Геракла от Зевса.

В день, когда Гераклу предстояло появиться на свет, Зевс поклялся в собрании богов, что младенец из его потомков, который родится в этот день, будет властвовать над Микенами и соседними народами. Однако ревнивая Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца роды Никиппы - жены микенского царя Сфенела, и в этот день родился сын Сфенела, внук Персея и правнук Зевса Эврисфей, который в соответствии с опрометчивой клятвой Зевса получил власть над Пелопоннесом (Ноm. Il. XIX 95-133).

К колыбели Геракла и Ификла Гера послала двух чудовищных змей, но младенец Геракл задушил их. Согласно некоторым вариантам мира (Diod. IV 9; Paus. IX 25, 2), Зевс или Афина хитростью заставили Геру кормить Геракла грудью, но младенец сосал с такой силой, что Гера отшвырнула его, а из капель молока возник Млечный путь. Лучшие учителя - мудрый кентавр Хирон, Автолик, Эврит, Кастор - обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука; игре на кифаре Геракла обучал Лин, но когда он в процессе обучения прибег к наказанию, Геракл в припадке гнева убил Лина ударом кифары. Испуганный силой и вспыльчивостью Геракла, Амфитрион отослал его на гору Киферон (на восток от Фив) к пастухам. Там, восемнадцати лет от роду, Геракл убил киферонского льва, опустошавшего окрестности.

Возвращаясь с охоты, Геракл встретил глашатаев Эргина, царя соседнего Орхомена, требовавших дань с фиванцев; он отрубил им носы, уши и руки и велел отнести Эргину вместо дани. В начавшейся войне Геракл убил Эргина и обратил его войско в бегство, но Амфитрион, сражавшийся вместе с сыном, погиб. Фиванский царь Креонт в награду за доблесть Геракла выдал за него свою старшую дочь Мегару. Когда у них появились дети, Гера, по-прежнему враждебная Гераклу, наслала на него безумие, в припадке которого он убил своих детей. Придя в себя, Геракл уходит в изгнание (Apollod. II 4, 11). Он прибывает в Дельфы, чтобы спросить у бога, где ему поселиться. Оракул приказывает ему носить имя Геракл (до этого его имя было Алкид) и повелевает поселиться в Тиринфе, служить Эврисфею в течение двенадцати лет и совершить десять подвигов, после чего Геракл станет бессмертным (Apollod. II 4, 12). Выполняя приказания Эврисфея, Геракл совершает двенадцать своих знаменитых подвигов (мифографы излагают их в разной последовательности).

Многочисленные мифы о дальнейшей судьбе Геракла сводятся в основном уже не к победам над чудовищами, а к военным походам, взятию городов, рождению многочисленных детей, потомки которых царствовали в разных городах-государствах Греции. По одному из этих мифов, Гера еще раз наслала на Геракла безумие, и он в ослеплении убил Ифита, сына Эврита, сбросив его со стены Тиринфа. После этого Геракла постигла тяжелая болезнь, избавиться от которой, согласно предсказанию Дельфийского оракула, он мог только прослужив три года в рабстве. Служил Геракл лидийской царице Омфале (во время этой службы он поймал керкопов) (Apollod. II 6, 3). На долю Геракла выпало также носить женскую одежду (Stat. Theb. X 646 след.).

Затем с войском добровольцев Геракл отправился к Илиону войной на царя Лаомедонта, в свое время не отдавшего Гераклу обещанной награды за освобождение Гесионы. Первым в город через пролом в стене ворвался Теламон. Геракл, позавидовав его доблести, бросился на Теламона с мечом, но тот, не обороняясь, стал собирать камни, объяснив, что он сооружает жертвенник Гераклу Каллинику (Победителю).

Геракл убил Лаомедонта и всех его сыновей, кроме Подарка, получившего новое имя Приам, а Гесиону отдал в жены Теламону (Apollod. II 6, 4). Гера и теперь не оставила Геракла в покое и подняла на море во время его возвращения из-под Трои сильную бурю, так что Зевс пришел в ярость и подвесил Геракла на небе, привязав к ногам наковальни. По указанию Афины Геракл участвовал в сражении олимпийских богов с гигантами на Флегрейских полях (Apollod. II 7, 1).

Явившись в Калидон, Геракл посватался к дочери Ойнея Деянире (вариант: еще во время путешествия Геракла в царство мертвых за Кербером встретившийся ему там Мелеагр просил Геракла взять в жены его сестру Деяниру (Pind. Dith. II). Соперником Геракла оказался речной бог Ахелой. Отломив в единоборстве с Ахелоем, принявшим облик быка, один из его рогов, Геракл одержал победу и женился на Деянире. Переправляясь через реку Эвен, он поручил кентавру Нессу перевезти Деяниру. Во время переправы Несс посягнул на Деяниру, и Геракл выстрелил из лука в выходящего из воды Несса. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, т. к. она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Геракла (Apollod. II 7, 6).

Когда впоследствии Геракл, взяв город Эхалию и убив царя Эврита, увел с собой в качестве пленницы его дочь Иолу, Деянира из ревности пропитала кровью Несса хитон Геракла, полагая, что таким образом сохранит его любовь. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной желчью лернейской гидры стрелы Геракла, сама превратилась в яд. Хитон, принесенный Лихасом (посланцем Деяниры), сразу прирос к телу надевшего его Геракла, и яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания.

Тогда Геракл отправился на гору Эту, разложил костер, взошел на него и попросил спутников зажечь огонь. Разжег костер случайно оказавшийся на Эте Пеант, так как спутники отказывались это сделать. Геракл подарил Пеанту свой лук и стрелы. Когда огонь разгорелся и пламя охватило Геракла, с неба спустилась, туча и с громом унесла его на Олимп, где он был принят в сонм бессмертных богов. Гера примирилась с Гераклом, и он вступил в брак с богиней юности Гебой, дочерью Зевса и Геры (Apollod. II 7,7).

Культ Геракла был широко распространен во всем греческом мире, и жертвоприношения совершались в одних случаях по ритуалу, принятому для богов, в других - по ритуалу, обычному для героев. По сообщению некоторых античных авторов (Diod. IV 39), культ Геракла как бога впервые возник в Афинах. Геракл почитался как покровитель гимнасиев, палестр и терм, нередко как целитель и отвратитель всяких бед (A l e x i k a k o z), иногда его почитали вместе с Гермесом - покровителем торговли. Греки часто отождествляли божества других народов с Гераклом (например, финикийского Мелькарта). С распространением культа Геракла в Италии он стал почитаться под именем Геркулес.

Имя "Геракл" скорее всего означает "прославленный Герой" или "благодаря Гере". Эта этимология была известна уже древним авторам, которые пытались примирить явное противоречие между значением имени Геракла и враждебным отношением Геры к нему.

Геракл очень рано превратился в общегреческого героя, и детали сказаний, которые связывали его, вероятно, первоначально с какой-то определенной местностью или греческим племенем, стерлись. Уже в древнейшем, доступном нам слое традиции выступают отчетливые связи, с одной стороны, с Фивами (место рождения Геракла), с другой - с Микенами, Тиринфом и Аргосом (служба Эврисфею, локализация подвигов и прочее). Однако все попытки связать возникновение мифов о Геракле с одним определенным местом (либо с Фивами, либо с Аргосом) или рассматривать Геракла как специфически дорийского героя оказываются неубедительными. Подвиги Геракла довольно четко распадаются на три культурно-исторических типа: обуздание чудовищ, роднящее Геракла с культурным героем, военные подвиги эпического героя; богоборчество.

Рассказы о подвигах Геракла, восходящие, по-видимому, к микенской эпохе, стали излюбленной темой эпической поэзии еще до возникновения "Илиады" и "Одиссеи". О ряде эпизодов из жизни Геракла в гомеровских поэмах сообщается кратко, в виде намека, как о хорошо всем известном [история рождения Геракла (Il. XIX 95 след.), его путешествие в преисподнюю за Кербером (Il. VIII 362 след.; Od. XI 623 след.), попытка Геры погубить Геракла в море (Il. XV 18 след.), а также неизвестный нам в подробностях миф о том, как Геракл ранил Геру стрелой в правую грудь (Il. V 392-393)].

В "Илиаде" упоминается также о неизвестном по другим версиям ранении Гераклом бога Аида (V 395-402), а также о походе Геракла на Пилос (XI 690 след.). Гераклу были посвящены поэмы "Щит Геракла" (о поединке Геракла с сыном Ареса Кикном; автор гесиодовского круга), не дошедшие до нас эпические поэмы 6 в. до н.э. "Взятие Эхалии" (автор не известен) и "Гераклея" Писандра Родосского, рассказывавшая о двенадцати подвигах Геракла и, по-видимому, впервые упорядочившая разрозненные рассказы о них. Мифы о Геракле привлекали лирических поэтов (в том числе автора VII-VI вв. до н.э. Стесихора, папирусные фрагменты "Гериониды"). На мифах о Геракле основываются сюжеты трагедий Софокла "Трахинянки" и Еврипида "Геракл". В комедиях Эпихарма ("Бусирид", конец VI - начало V вв. до н.э.) и Ринтона ("Геракл", III в. до н.э.), в мимах Софрона (1-я половина V в. до н.э.) Геракл выступал как комическая фигура, простоватый силач, обжора и кутила. Таким предстает Геракла и в "Птицах" Аристофана (V в. до н.э.) и, в известной степени, в "Алкестиде" Еврипида. Софист Продик (V в. до н. э.) в аллегории "Геракл на распутье" изобразил Геракла юношей, сознательно отвергшим легкий путь наслаждений и выбравшим тернистый путь трудов и подвигов и снискавшим на этом пути бессмертие.