Гороскоп Петра I

предсказать и это.

Конечно, это вполне могло быть и позднейшим домыслом, в том числе и самого Симеона Полоцкого. Однако существование древней методики делает необходимым специальное исследование этого вопроса. Предварительно можно сказать: "фантазии" древних и современных астрологов скорее всего не являются фантазиями. Дело в том, что обсуждаемые гороскопы Петра I свидетельствуют в пользу действенности обеих схем расчета – древней и позднейшей.

Известно, что между моментом близости и образованием зиготы, т.е. зарождением нового организма, проходит некоторое время – порой до 2 суток. Поэтому Луна, стоявшая 11(21).8.1671 г. в Рыбах, вполне могла к моменту истинного зачатия прийти в Овен, т.е. прийти на место, где в гороскопе рождения стоит Асцендент. При этом вполне могло установиться и обратное соотношение. Абсолютно точное соответствие "весам Гермеса" в обеих традициях образуется при следующих датировках: 22.8.1671, 19.10 GMT – 8.6.1672, 22.20 GMT; 23.8.1671, 11.34 GMT – 8.6.1672, 22.33 GMT.

В первом случае Асцендент рождения окажется в 1º44' Овна, а Луна – в 1º28' Стрельца; Луна зачатия – в 1º44' Овна, Десцендент – в 1º28' Близнецов (см. Карту 5.) Во втором случае Асцендент рождения сдвинется в 11º32' Овна, Луна – в 1º35' Стрельца; Луна зачатия – в 11º32' Овна, а Асцендент – в 1º35' Стрельца (см. Карту 6). Таким образом возникают два цикла – продолжительностью в 16 часов 25 минут и 13 минут. Первый из них относится к ранней истории пренатальной эпохи и скорее всего определяет время между проникновением сперматозоида в яйцеклетку и образованием зиготы, а второй – активный период родов: от начала выхода младенца в новый мир до обрыва его связи с миром прошлым (обрезанием пуповины и началом автономного существования на этом свете). В любом случае обе эти гипотезы вполне проверяемы методами экспериментальной биологии, и потому ярым противникам астрологии предоставляется возможность на опыте доказать вздорность этой "лже-науки".

Те же, кто воздержится от столь категоричных утверждений, наверняка отметят, что отмеченное в ГПП время рождения Петра (22.28 GMT) находится в рамках, заданных "весами Гермеса", которые вполне согласуются и с прочими историческими данными. В завершение темы отмечу также, мне не удалось ни при какой трактовке "весов Гермеса" найти удовлетворительного варианта для 28.8 (7.9).1671 г.

Подведем итог. Рассказ "О зачатии…" является сокращенным переложением подлинных записок Симеона Полоцкого и в главном вполне достоверен. Симеон профессионально владел астрологией и заранее подобрал для зачатия будущего царевича Петра день (11 (21) августа 1671 г.), обладавший очень сильной и нечасто встречающейся конфигурацией (Меркурий и Юпитер находились "в сердце Солнца", а стоявший с ним неподалеку Марс соединился с Регулом. Именно Регул является той "пресветлой звездой", которую наблюдал Симеон. ГПП, в котором использованы устаревшие к XVII в. дома Алькабиция, вполне может быть позднейшей копией гороскопа, составленного самим Симеоном Полоцким.

В заключение хотелось бы отметить следующее. В настоящее время крайне трудно определить конкретные методы работы средневековых астрологов, и потому представленные в данном исследовании гипотезы о том, как Симеон Полоцкий работал с гороскопами Петра, остаются лишь гипотезами. Это во многом обуславливается состоянием дел в современной науке: история астрологии на Западе только зарождается, а историческая астрология не существует вообще. Причина проста – отсутствие специалистов, с одной стороны, владеющих астрологией, а с другой стороны, обладающих навыками работы с источниками.

Разрыв этот вполне объясним. Если астрология – всего лишь "лже-наука", древнее суеверие, то разве подобает серьезному ученому "пачкаться" в столь недоброкачественном продукте человеческой жизнедеятельности? Современные астрологи, в массе своей не получившие гуманитарного образования, но разочаровавшиеся в "своих" физико-математических, технических и т.п. специальностях, в ответ могут ответить нечто столь же хлесткое о "прогнившей" академической науке. Однако выходить из этого тупика надо: и той, и другой стороне стоит признать наличие в собственных рядах множества персонажей, для которых слова о познании истины – звук пустой, и сосредоточиться на главном – поисках точек соприкосновения, а именно на необходимости историкам овладевать основами "лже-науки", а астрологам – не относиться к историческому материалу потребительски и приобретать навыки источниковедческого анализа, т.е. учиться мыслить исторически.

Словарь астрологических и астрономических терминов

Аспекты – астрологически значимые взаимодействия планет. Определяются по величине дуги, образующейся между движущимися по зодиаку планетами и куспидами домов. Традиционно подразделялись на "добрые" (60º, 120º) и "злые" (90º, 180º).

Асцендент(Asc) – восходящий в данный момент в данном месте земной поверхности градус зодиака. Постоянно движется по зодиаку со средней скоростью 1º в 4 минуты. Первоначально именно он именовался Гороскопом, т.е. по-гречески "наблюдателем, стражем часа", и с астрологической точки зрения является – наряду с Солнцем, Луной и Серединой Неба – важнейшим элементом гороскопа, определяя свойства личности.

Десцендент (Dsc) – противоположная Асценденту точка, отмечающая заходящий градус зодиака. С астрологической точки зрения определяет способ взаимоотношений человека с окружающими, сферу партнерства.

Дирекции – техники анализа гороскопа, основанная на отождествлении 1º дуги с 1 годом жизни: такая "дуга жизни", увеличивающаяся с каждым последующим годом на 1 деление, перемещается астрологами вдоль или против видимого движения планет по зодиаку. Образующиеся аспекты между натальной и дирекционной картами служат основанием для суждений о возможных или действительно происходивших событиях в жизни обладателя гороскопа. Существует множество модификаций (1º берется на эклиптике и на небесном экваторе (зодиакальная (символическая) и экваториальная (первичная) дирекции); движется с такой скоростью только МС; вместо 1º берется средняя величина солнечной дуги (59'08") и т.д.), которые чаще всего являются плодом позднейшего переосмысления традиционных техник. Из-за неизученности дошедшего до нас классического наследия отделить одно от другого ныне крайне трудно.

Дома – возникающее из-за вращения Земли вокруг своей оси деление зодиака на 12 частей, которое строится относительно Асцендента, Десцендента и (или) Середины Неба и Небесной Глубины. Каждый из домов астрологически, но не астрономически связан со знаками зодиака (I дом соответствует Овну, II дом – Тельцу и т.д.) и выражает как бы динамическую их составляющую, ведая определенными сферами жизни людей.

Квадратура – угол в 90º между планетами или домами гороскопа. Традиционно определялась как "злой" аспект; конкретное содержание этого "зла" зависело от характера создавших аспект планет.

Куспид (вершина) дома – точка зодиака, обозначающая начало данного дома.

Зодиак – пояс на небесной сфере, "шириной" примерно в 8º по обе стороны эклиптики, разделенный на 12 частей (знаков), по 30º в каждой. Точка отсчета зодиака привязана к моменту весеннего равноденствия, который служит также началом знака Овна. Прохождение Солнца по знакам зодиака обуславливает с точки зрения современной, но не классической астрологии возникновение 12 типов человеческих характеров.

Лунные месяцы – периоды прохождения Луны по зодиаку. В зависимости от того, относительно какой точки зодиака идет отсчет, различается несколько типов лунных месяцев. В частности, при обращении Луны относительно одной и той же точки звездного неба (градуса зодиака), речь идет о сидерическом месяце (27,33 солнечных дня); относительно моментов возникновения одного и того же аспекта Луны с Солнцем – синодическом месяце (29,53 солнечных дня).

Натальная карта – графическое изображение гороскопа рождения.

Небесная Глубина (Imum CoelI, IC – точка зодиака, в которую приходит Солнце в момент истинной полуночи. В большинстве систем домов соответствует куспиду IV< дома. "Ведает" базовыми сторонами жизни (родство, семья, недвижимость и т.п.).

Небесный экватор – небесный аналог земного экватора: окружность на небесной сфере, плоскость которой перпендикулярна оси мира. Угол между этой плоскостью и плоскостью эклиптики составляет 23º27', что обуславливает неравномерность движение сетки домов по зодиаку.

Оппозиция – угол в 180º между планетами гороскопа. "Злой" аспект, при котором противопоставляются друг другу свойства взаимодействующих планет.

Орбис – погрешность в угловой мере между точным и реальным аспектом, которая возникла между образовавшими его планетами или домами. Чем меньше орбис, тем сильнее аспект. Чем сильнее планета, тем больше ее орбис. В частности, в классической астрологии орбисы Солнца и Луны достигали 10-12º.

Планеты – по традиционным воззрениям, "блуждающие звезды". С точки зрения астрологии, использующей геоцентрическую систему, Солнце и Луна тоже являются планетами.

Прогрессии – техники анализа гороскопа, основанные на отождествлении 1 дня (суток) жизни с целым годом. Так же, как дирекции, имеют немало разновидностей и новейших переосмыслений.

Ретроградное движение планет – возникает из-за того, что каждая из планет Солнечной системы обладает разным собственным периодом вращения вокруг Солнца. При наблюдении с Земли из-за этого возникает оптическая иллюзия, что они время от времени совершают попятное движение по зодиаку. Астрологически это интерпретируется либо как ослабление планеты, либо как выявление негативных, не свойственных ей качеств.

Системы домов – разные способы определения куспидов домов. Первоначально использовались в основном равнодомные системы: например, от Асцендента откладывалось по 30º, и в этом случае куспидX дома обычно не совпадал с Серединой Неба. В средневековую эпоху их обычно отождествляли друг с другом, и потому возникли системы домов, в которых размеры домов были не одинаковыми и постоянно изменялись с течением времени. Общими в них были куспиды угловых домов, а дома промежуточные существенно отличались друг от друга. Разные системы домов обычно носят имя их разработчиков или тех, кто внес наибольший вклад в их популяризацию.

Секстиль – угол в 60º между планетами или домами гороскопа. "Добрый" аспект, позволяющий прилагать к взаимодействующим планетам лучшие их свойства.

Середина Неба (Medium CoelI, MC) – точка зодиака, в которую приходит Солнце в момент истинного полудня. Наряду с Асцендентом является важнейшим элементом почти любой системы домов. Определяет выбор жизненной цели, карьеры, решает вопросы власти.

Соединение – нулевой или близкий к нему угол между планетами гороскопа. Характер аспекта зависит от свойств вступивших во взаимодействие планет: не все планеты "дружат" между собой. Поэтому эффект соединения может оказаться равнозначным и трину, и квадратуре или оппозиции.

Точка Фортуны – так называемый жребий, выражающий соотношение между Солнцем и Луной: дуга между ними откладывается от Асцендента, причем при дневном рождении за точку отсчета обычно берется Солнце, а при ночном – Луна. Выражает счастье, успех, жизненное процветание.

Трин – угол в 120º между планетами или домами гороскопа. Наиболее сильный "добрый" аспект, образно говоря, в отличие от секстиля не складывающий, а умножающий силы планет.

Угловые дома – I, IV, VII и X дома, вершинами которых служат соответственно Асцендент, Небесная Глубина, Десцендент и Середина Неба. Наиболее значимые из домов; планеты, в них пребывающие, усиливают свое влияние и потому изучаются астрологами с особым вниманием.

Эклиптика – близкий к окружности эллипс, по которому Земля совершает свое движение вокруг Солнца; с точки зрения земного наблюдателя, окружность, вдоль которой Солнце совершает свое движение по небесной сфере. Вокруг эклиптики существует пояс примерно в 16º , именуемый зодиаком, в пределах которого движутся другие планеты.

Список литературы

 [1] Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России. Ч.1. М., 1788. С.132-133.

[2] Опубликованные в XVIII в. версии указывали, в частности, разные даты зачатия Петра – 11 и 28 августа, а никакого объяснения, почему один и тот же автор допускал такое разночтение, почему с опубликованного текста было сделано более 200 (!) списков, так и не было дано. Между тем хотелось бы, чтобы исследователи, придерживающиеся такой точки зрения, привели аналогии такому странному феномену. Однако, учитывая сложившуюся традицию, я буду называть автора рассказа "Крекшиным", а сам рассказ – "крекшинским" (в кавычках).

[3] Погодин М.П. Гороскоп Петра Великого // Москвитянин. 1842. № 1; Полевой Н.А. Астрологические предвещания при рождении Петра Великого // Русский вестник. 1842. № 2.

[4] Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Ч.3. // Историко-астрономические исследования. Вып. 9. М., 1966.

[5] Робинсон А.Н. Симеон Полоцкий – астролог // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985; Симонов Р.А. Российские придворные "математики" XVI- XVII вв. // Вопросы истории. 1986. № 1; Симонов Р.А. Когда родился Петр I (К вопросу о русском суточном счете часов) // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 21. Л., 1990; Плужников В.И., Симонов Р.А. Гороскоп Петра I // Труды отдела древнерусской литературы. Т.43. Л., 1990; Симонов Р.А. Русская астрологическая книжность (XI – первая четверть XVIII века). М., 1998 (Книга закончена была в 1993 г. Здесь же см. библиографию вопроса); Бронштэн В.А. Новый взгляд на историю гороскопа Петра Великого // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7. Ч.2. М.,1994; Бронштэн В.А. Астрологические материалы о Петре Первом в архиве Г.Ф. Миллера // Букинистическая торговля и история книги. Вып.4. М., 1995; Бронштэн В.А. Новые списки виршей на рождение Петра I и попытка их классификации. // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 9. М., 1998.

[6] Бедненко Г.Б. Петр I // Гороскоп. 1997. №1; Бедненко Г.Б. Гороскоп Петра Великого // Дипломная работа ИАИ РГГУ "Археография источников по истории астрологии в России"(pryahi. indeep/astrology/peter_horoscope.html); Куталев Д.Р. Небесные координаты и системы домов. М., 1999.

[7] Бронштэн В.А. К истории гороскопа Петра Великого // Историко-астрономические исследования. Вып. 27. М., 2002.

[8] Значения выделенных здесь и далее курсивом терминов см. в прилагаемом к статье "Словаре".

[9] Бронштэн В.А. К истории гороскопа Петра Великого. С.223.

[10] Там же.

[11] Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь. М., 1994. С.110.

[12] Бедненко Г.Б. Гороскоп Петра Великого.

[13] Куталев Д.Р. Небесные координаты и системы домов. С.59-60.

[14] В ряде списков рассказа участником событий называется епископ Дмитрий Ростовский, хотя в то время тот только начинал свою духовную карьеру и находился в Киеве.

[ 15] Святский Д.О. Очерки истории астрономии… С. 42. Ср.: Туманский Ф. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого..Ч.1. Спб., 1787. С. 237. Цитата дается по Святскому, поскольку использованный им список рассказа точнее передает первоначальный текст: в списке Туманского сказано, что ребенок родится, по словам Симеона, через пять часов после его прихода, т.е. "пятый час" уже не воспринимается, как счет ночных часов. Стало быть, текст изменен в соответствии с представлениями XVIII в., когда дворяне привыкли считать время от полуночи. Но слова о первом и втором получасах имеют смысл только в том случае, если речь идет о времени, фиксируемом механическим прибором, а не об абстрактном промежутке времени.

[16] Симонов Р.А. Когда родился Петр I. С.158-159, 167.

[17] Если быть абсолютно точным – в 22.28.14 GMT. Значения ГПП отличаются от рассчитанных при помощи программы " Zet-5.12" только в одном параметре: координаты VI дома на 2' меньше. Это очень хорошее соответствие. Все карты, использованные в работе, получены с ее помощью (разработчик – А.В. Зайцев).

[18] Симонов Р.А. Русская астрологическая книжность…С.126.

[19] Симонов Р.А. Когда родился Петр I. С. 159-161, 167.

[20] Ключевые события: ночь на 8 (18).8 – бегство Петра в Троицкий монастырь из-за слуха о намерении Ф. Шакловитого расправиться с ним; 27.8 (6.9) – Софья выезжает в Троицу, чтобы примириться с братом; Петр отказывается ее принять; 31.8 (10.9) – Софья возвращается в Москву, тем самым признавая свою неудачу; 7(17).9 – выдача Ф. Шакловитого, т.е. капитуляция Софьи; 12 (22).9 – указ Петра об отстранении Софьи от власти и