Гороскоп Петра I
астрологической тематикой, то сказать что-либо определенное трудно. Однако ответ астролога Симеона предугадать намного легче. Почти любой астролог, не желающий признать свою некомпетентность и при этом надеющийся не получить отставку, даст примерно такое объяснение: судить о будущем человека только по гороскопу рождения очень трудно; не меньшее, если не большее значение имеет гороскоп зачатия: если ребенок зачат в неблагоприятное время, то каким бы хорошим ни был его гороскоп рождения, нельзя быть уверенным в том, что какой-то скрытый в гороскопе зачатия фактор не сыграет свою зловещую роль. Вдобавок к этому астролог Симеон, наверняка знавший гороскоп самого Алексея Михайловича, мог указать какие-нибудь его негативные факторы, способствующие столь печальным для продолжения рода последствиям.Отсюда с неизбежностью должен был следовать вывод: надо подобрать такой момент для зачатия ребенка, который бы свел к минимуму негативные факторы и имел как можно больше факторов благоприятных. Если такая гипотеза верна, то рассказ "О зачатии…" оказывается описанием уникального астрологического эксперимента, проведенного в 1671 г.
Проверить эту гипотезу позволяют 2 факта, указанных в тексте – та самая "пресветлая звезда" и дата зачатия. Поскольку в разных списках называются разные даты – 11 и 28 августа, следует рассмотреть оба варианта. Для предполагаемого "мероприятия" условно выбран 1 час ночи при отсчете от захода Солнца. Примерно такие даты мог бы выбрать и сам Симеон Полоцкий. .
11 (21) августа 1671 г. (см. Карту 4). Налицо два сгустка – в Рыбах и Льве. В Рыбах ретроградный Сатурн, стоящий почти в точной квадратуре к будущему Солнцу Петра соединился с Луной, которая в течение последующих 6 часов прошла почти 4 градуса, миновав 18º41' Рыб, т.е. точную квадратуру с Солнцем Петра. Обратить внимание на это обстоятельство стоит хотя бы потому, что у близких родственников планеты очень часто создают такие конфигурации.
Но самое интересное в этом гороскопе располагается во Льве. Здесь пришли в соединение все три планеты стихии огня – Солнце, Юпитер и Марс, а также неразлучный спутник Солнца Меркурий. Вся суть состоит в том, какое это соединение: Меркурий и Юпитер одновременно находились в особом аспекте, по-арабски именуемом "казими", т.е. "в сердце Солнца"! Аспект этот многократно усиливает силу планет и возникает, когда "ее координаты отличаются от координат Солнца менее, чем на 15 минут дуги…, при этом планета находится за видимым диском Солнца"[34] . Оба эти условия соблюдаются для Юпитера и Меркурия, и, в частности, координаты их таковы для 17.52 GMT: Солнце – 28º32', Юпитер – 28º23', Меркурий – 28º28'!
И это еще не все. Марс тоже пришел в очень точное соединение – со звездой Регул (Regulus, название которой можно перевести с латыни как "царевич"[35] ! Координаты их таковы: Марс – 25º39', Регул – 25º16'. Звезда Регул (α Льва), видимая невооруженным глазом, была хорошо известна еще в древности и астрологически интерпретировалась как звезда королевская (если угодно – царская): сочетая в себе лучшие свойства Марса и Юпитера, она олицетворяла благородство, храбрость, честность и тому подобные качества[36] . Поэтому соединение "злого" по традиционным представлениям Марса с Регулом способно облагородить свойства Марса, ослабив его "злые" качества.
Учитывая, что Юпитер, значительно усилившийся благодаря своему аспекту с Солнцем, сам по себе является в астрологии главной доброй планетой, ведающей счастьем, славой, справедливостью, богатством, добротой и прочими добродетелями мудрого правителя, эту дату можно посчитать идеальной для зарождения великого государя; во всяком случае. в понятиях XVII в. иного толкования просто не могло и быть. С точки зрения такой конфигурации описанные выше квадратуры дирекционных Марса и Юпитера к Солнцу рождения не так страшны, и поэтому после расхождения аспектов исчезнет и их сковывающее влияние, а значит, сильные стороны Марса и Юпитера, заложенные в гороскопе зачатия, проявят себя в полной мере и ознаменуют начало правления Петра Алексеевича. Так, видимо, полагал Симеон, предлагая "Аррису и Зевсу" веселиться по случаю его рождения.
При этом обращение к астрономическим программам (например, " RedShift-3" и " Zet-5.12") показывает: слова о том, что Симеон Полоцкий видел "пресветлую звезду" возле Марса, вовсе не выдумка. В рассветных сумерках 12(22) августа в 1.58 GMT и Регул, и Марс появились над линией горизонта, и с точки зрения наблюдателя находились рядышком: их азимуты (245º51' и 244º57') и высоты (0º15' и 0º17') почти совпадают, а их звездные величины (1.36 и 1.75) достаточны для того, чтобы их мог разглядеть столь опытный наблюдатель, как Симеон.
28 августа (7 сентября) 1671 г. Эта дата, анализировавшаяся Лекселем, не столь впечатляюща: в них нет никаких аспектов. которые выходили бы за рамки обыденности. Так соединение Солнца (14º59' Девы) с Юпитером и Марсом (2º04' и 6º27' Девы) уже существенно ослабело, но при этом возникла сходящаяся, а потому имеющая особо "злой" оттенок оппозиция Солнца с Сатурном (16º11' Рыб), "злосчастное" влияние которого, вопреки Лекселю[37] , не могут смягчить Луна и Венера: "треугольный аспект" (120º) с ними, который увидел астроном XVIII в., на самом деле уже разошелся: 16º11' Рыб у Сатурна – 1º14' и 4º05' Стрельца у Венеры и Луны. Иными словами, опытный астролог не стал бы рекомендовать царю эту дату: любой другой день предыдущей недели был бы лучше хотя бы тем, что оппозиция Солнца с Сатурном была бы слабее, а соединение его с Марсом и Юпитером – сильнее.
"Пресветлая звезда" Регул в этом случае оказывается куда ближе к Юпитеру, чем к Марсу, что также противоречит словам Симеона о ее расположении близ Марса.
Но это еще не все: Симеон должен был "обеспечить" царской чете не просто ребенка, но обязательно сына, т.е. подобрать такую конфигурацию планет, при которой рождение мальчика было бы наиболее вероятным. С этой точки зрения 11 августа гораздо более предпочтительно, чем 28 августа. Ведь если исходить из классического правила, изложенного еще в птолемеевом "Четверокнижии", пол ребенка зависит от того, где – в мужских или женских знаках зодиака – концентрируется в момент зачатия большинство планет, а также Асцендент[38] . Мужскими знаками считаются нечетные, если начинать от Овна; женскими – четные. Если взглянуть на расположение планет на 11 и 28 августа, исходя из этого правила, то вывод будет однозначен: 11 августа должен родиться мальчик, а 28 августа – девочка. 11 августа стоящие в соединении Солнце, Юпитер, Меркурий и Марс находятся во Льве, а Венера – в Весах, т.е. в мужских знаках, и только Сатурн и Луна – в "женских" Рыбах. 28 августа картина – противоположна: все планеты находятся в женских знаках – Солнце, Юпитер, Марс и Меркурий – в Деве, Луна и Венера – в Скорпионе, Сатурн – в Рыбах.
Исходя из этого, нетрудно определить, какие именно часы должен был рекомендовать Симеон для оптимального зачатия – время, когда Асцендент проходит по мужским знакам, т.е. вечером по Водолею (15-52 – 16.47 GMT), затем уже ночью по Овну (17.30 – 18.11 GMT), наконец по Близнецам (19.11 – 20.47 GMT)[39] . Более позднее время становилось уже не желательным, поскольку Юпитер выходил из "сердца Солнца": дуга более 15' между ними делала Юпитер "сожженным", т.е. существенно ослабляла ее свойства.
Таким образом, из двух возможных дат зачатия Петра предпочтение следует отдать первой: за второй датой – в отличие о первой – не стоит какого-либо особого астрологического подтекста.
Хотелось бы отметить, что рассказ "О зачатии…" не подвергся еще должному текстологическому анализу. Между тем даже самый поверхностный обзор опубликованных списков позволяет сделать некоторые любопытные наблюдения. В частности, исследователи оставили без внимания следующий эпизод: после того, как 12 августа Симеон вручил царю "писание" о зачатии царевича, которому предсказал великие свершения, царь велел прочесть это вслух, а потом …приставил к астрологу четырех урядников, которые, по их словам, "во услугах для чести его быть определены". Находились они при нем до 1 ноября, когда Симеона призвали к царю. В ходе пространной беседы речь шла о "звездном течении", после чего Алексей Михайлович "указал оному Полоцкому быть у стола Его Величества и входы иметь; и о Великой Государыне Царице Наталье Кирилловне изволил объявить, от того часа, как оной Полоцкой объявил о зачатии во утробе Царевича, [она] непраздна". После этого Симеон "бывших при нем четырех урядников уже не видал"[40] .
То есть ситуация предельна прозрачна: сначала царь приставил к астрологу надзирателей, чтобы тот не вздумал удрать, если вдруг его предсказание не сбудется, а потом снял "охрану", когда обнаружилось, что царица ждет ребенка. Дата 1 ноября в этом отношении совсем не произвольна: на третьем месяце беременности зародыш превращается в плод и начинает интенсивно расти, становясь заметным при внешнем осмотре[41] .
Очень важно то, что этот живой рассказ насыщен подробностями, которые трудно придумать: он явно написан со слов самого Симеона. И в этом отношении следует со всей серьезностью отнестись к следующим словам рассказа "О зачатии…": "предреченный Ростовский таковое ж описание о зачатии и рождении Государя Царевича и его деяниях в жизни своей подать не дерзнул, но по смерти его Преосвященства, тогда оной прогностик найден, оной с Полоцким во всем сходен, токмо в скобках прибавлено [курсив мой – А.Ж.]: торжествуйте и вы, стены Царя града, яко днесь зачася начало спасения вашего, и ино предвозвещание о сем Великом Государе Императоре"[42] .
Отсюда можно сделать следующие выводы: слова эти написаны после 1721 г., т.е. после смерти Дмитрия Ростовского (1651-1709) и провозглашения Петра императором; автор их хорошо знал текст "прогностика" Симеона Полоцкого, имел доступ к документам архива Дмитрия Ростовского и увидел разницу в текстах, точно принадлежащих Симеону и написанных рукой Дмитрия. Из этого он и сделал вывод, что Дмитрий тоже занимался астрологией и лично наблюдал "пресветлую звезду близ Марса", но не дерзнул заявить об этом во всеуслышание. Вывод этот был явно ошибочен: Дмитрий скорее всего просто собственноручно скопировал текст Симеона Полоцкого[43] . Но важно то, что текст самого Симеона существовал; он находился в обращении среди образованной части русского общества – читался и переписывался, а значит, как это обычно происходило, дополнялся новыми подробностями, почерпнутыми из других источников, сокращался и искажался. Наверняка сокращению подверглась наиболее непонятная для широкой публики часть – астрологическое обоснование, включая и вычерченные Симеоном карты гороскопов зачатия и рождения, а осталась лишь беллетристическая ее часть, передающая воспоминания самого Симеона об обстоятельствах их составления. Тем не менее в конце XVII – начале XVIII в. гороскоп Петра, составленный самим Симеоном Полоцким, вполне мог копироваться интересующимися, а значит, опубликованный в 1842 г. ГПП вполне может восходить к подлиннику Симеона.
Одним из позднейших искажений первоначального рассказа "О зачатии…" является дата 28 августа: кто-то заметил, что Петр при зачатии 11 августа оказывается слишком уж переношенным ребенком, и потому решил исправить дату до нормы. 28 августа и 30 мая разделяют 276 дней, что лишь немногим больше общепринятой "нормы" в 273 дня, т.е. 10 сидерических лунных месяцев. Между тем, если провести отсчет в обратную сторону, окажется, что эти дни разделяют ровно 90 дней, и эта круглая дата косвенно показывает, что дата 28 августа была получена задним числом: кто-то, зная, что нормальный утробный период примерно равен 9 месяцам солнечного календаря, проделал более простую для подсчета операцию: вместо того, что вычитать 9 месяцев, прибавил к дате рождения Петра 90 дней.
Здесь немаловажны две детали. Если этим "кем-то" был сам "Крекшин", то он не был знатоком астрологии, т.е. он не приписал Симеону Полоцкому собственные исследования гороскопа Петра, а просто добросовестно пересказал услышанный об этом рассказ. "Кто-то" осуществлял пересчет, не учитывая, что в мае и июле – 31 день, т.е. не перевел механически "30 мая" в "30 августа". Это может значить, что на самом деле он вел счет синодическими лунными месяцами (29,5 дня), которые использовались в лунно-солнечном календаре. Такой календарь, как показывают последние исследования, не был вытеснен на Руси с введением христианства[44] , и следы его использования встречаются даже в источниках XVII в., в частности, касающихся династии Романовых. Разница в 1 день – 3 лунных месяца составляют 89, а не 90 дней – для практики использования лунно-солнечного календаря вполне обычна и потому не составляет проблемы. Если такая гипотеза верна, значит, "исправление" дня зачатия Петра произошло еще в XVII в., когда европеизация русского дворянства еще не осуществлялась, а значит, традиция бытового счета времени лунными днями еще не исчезла.
На последнее обстоятельство хотелось бы обратить внимание особо. Наверняка найдутся астрологи, которые захотят углубить астрологическое изучение темы и примутся строить гороскопы Алексея Михайловича и членов его семьи, опираясь на первые попавшиеся им под руку книги. Между тем хронология XVII в. так же, как тексты рассказа "О зачатии…", требует тщательного источниковедческого анализа, который только и может дать ответ на поставленные выше вопросы.
Приведу маленький пример. Очень многие факты XVII в., касающиеся дома Романовых, имеют хронологические разночтения. Чаще всего разница составляет 1 день, и при этом далеко не всегда это можно объяснить тем, что смерть или рождение той или иной особы произошли ночью. А как быть, если источники дают большее разночтение, например, утверждают, что Алексей Михайлович родился не 10 марта 7137 (1629) г., а 17 марта 7139 (1631?) г.[45] ? Словом, прежде чем пускаться в исторические разыскания, необходимо овладеть приемами источниковедческой критики документов, т.е. стать историком, а не только астрологом или кем-то еще.
Дело еще в том, что некоторые астрологи могут возразить: дата 11 августа не может быть верной, поскольку это противоречит "трутине Гермеса"[46] , т.е. вышеприведенному правилу о соотношении Луны и Асцендента в гороскопах зачатия и рождения. При этом они будут ссылаться не на первоисточники, а на астрологов XX в. Э.Г. Бейли и Я. Кефера[47] , которые полагали, что в случае, когда Луна находится над линией горизонта и при этом растет, утробный период должен быть меньше, чем 273 дня. К тому же Луна, по их трактовке, в определенных случаях может соответствовать не Асценденту, а Десценденту, т.е. противоположному градусу зодиака. В случае с гороскопом Петра ситуация оказывается иной: ребенком он был переношенным, но родился при растущей и светящей в ночном небе Луне.
Между тем исследования Р. Золлера показывают, что трактовка Э.Г. Бейли, которая предусматривает возможность выхода Луны на Десцендент, отражает позднесредневековую традицию, возникшую не ранее XIV в., в то время, как более ранние тексты, начиная от Веттия Валента (II в.) до Гвидо Бонатти ( XIII в.), говорят только о соотношении Луны и Асцендента[48] . Тема эта существенна для нашей темы еще и потому, что "весы Гермеса" Симеон Полоцкий мог использовать для определения дня рождения царевича: ведь согласно "крекшинскому" сообщению, Симеон сумел верно