Государственное управление в области обороны и в сфере безопасности
безопасности в пределах своих полномочий, во взаимодействии с органами внешней разведки в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации.1Президент и Правительство РФ осуществляют руководство деятельностью ФСБ России, утверждают Положение о ФСБ России и ее структуру. Правительство РФ координирует деятельность ФСБ России в части взаимодействия ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.2
Федеральной службой безопасности управляет Директор ФСБ России. В структуру центрального аппарата ФСБ входят Департаменты: контрразведки; по борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогноза и стратегического планирования; управления: военной контрразведки; конституционной безопасности; следственное управление; собственной безопасности.
Органы ФСБ обеспечивают безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов. Они же участвуют в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода их него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.
Органы безопасности наделены широким кругом специальных прав. Так, они вправе устанавливать на конфиденциальной основа отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности России.3
Служба внешней разведки РФ (СВР России) добывает и обрабатывает информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможных действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.
Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Органы внешней разведки призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием специальных, в том числе гласных и негласных методов и средств.
Каждый из органов внешней разведки имеет свою сферу деятельности. Служба внешней разведки РФ осуществляет деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах. Руководители органов внешней разведки Российской Федерации несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления в компетентные органы.
Руководя органами внешней разведки, Президент РФ определяет задачи внешней разведывательной деятельности; принимает решения о создании органов внешней разведки; контролирует и координирует их деятельность; назначает на должности и освобождает от должности руководителя Службы внешней разведки РФ, других руководителей органов внешней разведки.
Сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на военную службу или на работу в эти органы. Причем сотрудником органов внешней разведки Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Надзор за исполнением органами внешней разведки Российской Федерации федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.1
Федеральная служба охраны РФ (ФСО России) - федеральный орган государственной охраны обеспечивает безопасность Президента РФ, а также предоставляет государственную охрану лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации в течение срока их полномочий, обеспечивает безопасность глав иностранных государств, правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания их на территории Российской Федерации. ФСО России возглавляет директор ФСО России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФСО России задач в установленной сфере деятельности. К числу основных задач ФСО России относятся:
обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, преступлений и иных правонарушений на этих объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда и непосредственная защита охраняемых объектов;
участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом, в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;
организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам и др.1
Итак, можно видеть, что органы, обеспечивающие безопасность государства и общества в нашей стране представляют собой сложно организованную и структурированную систему с централизованной подчиненностью, что позволяет обеспечить быстрое реагирование на конфликтные ситуации, и даже предвидеть и предотвращать их.
Заключение
В данной работе были рассмотрены ключевые понятия и основные направления деятельности государства и общества в области государственной обороны и безопасности.
В ходе изучения материала были рассмотрены законы, принципы, функции и методы управления, управленческие решения, организационно-правовые формы управления обороной, структура органов местного самоуправления, комплектование вооруженных сил. После изучения данной темы можно сделать вывод, что данный круг проблем и вопросов актуален для Российской Федерации в наше время. Но из-за новизны многих организационно-правовых основ, данная тема является пока слабо исследованной.
Для совершенствования изучения данной проблемы необходимо усовершенствовать действующее законодательство, которое призвано защищать, разрабатывать и принимать меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории; организовывать и осуществлять мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивать финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвовать в осуществлении военного строительства в РФ; укреплять в Вооруженных Силах организованность и воинскую дисциплину. В рассмотренных сферах у Российской Федерации имеется множество проблем и нерешенных вопросов, что свидетельствует о недостаточном уровне управленческих технологий. Решение этих проблем – приоритетный вопрос ближайшего будущего, и от результата управленческой политики государства зависит судьба нашего общества. При этом наше государство должно подходить к проблеме комплексно, затрагивая и учитывая интересы как административно-политической сферы, так и социально-культурной, и экономической сфер.
Список использованных источников и литературы
А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов Административное право // М. – 2009 г.
Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов Административное право // М., Юристъ – 2007 г.
В.О. Баженов. Административное право. Учебно-методические материалы // М. – 2004 г.
Д.Н. Бахрах Административное право России. Учебник для вузов // М. НОРМА. – 2006 г.
В.М. Манохин Служба и служащий в Российской Федерации // М. – 1997 г.
В.П. Иванова Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом // М. – 2007 г.
А.А. Кокошин Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России // М. – 2003 г.
Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев Российское административное право // М., НОРМА – 1998 г.
А.П. Коренев Административное право России // М. – 2006 г.
С.И. Ожегов. Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка // М. – 2005 г.
У. Морис Наука об управлении // М. – 1991 г.
Г.Н. Колибаба Современное административное право России: пути его познания // М. – 1999 г.
В.К. Белов, А.Ф. Воронов, Е.Н. Голенко Военное право: за права военнослужащих // М. – 2008 г.
Конституция Российской Федерации 1993 г.
Федеральный закон об обороне от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2008).
Федеральный закон о гражданской обороне от 12 февраля 1998 года (в ред., от 22.08.2008 N 122-ФЗ).
Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 года (в ред. от 06.07.2006 N 103-ФЗ).
Федеральный закон о федеральной службе безопасности от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 N 194-ФЗ).
Федеральный закон о внешней разведке от 10 января 1996 года (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Закон РФ о безопасности от 5 марта 1992 г. N 2446-I (в редакции от 25 июля 2006 г.).
Концепция национальной безопасности российской федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).
Указ Президента Российской Федерации об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 1328.
Положение о министерстве обороны российской федерации (в ред. Указа Президента РФ от 05.09.2008 N 1049).
Положение о Совете Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726.
Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726.
Положение о федеральной службе безопасности российской федерации (в ред. от 28.12.2008 N 1476).
Положение о федеральной службе охраны российской федерации (в ред. Указов Президента РФ от 28.12.2004 N 1627, от 22.03.2008 N 329).
1 См.: С.И. Ожегов. Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка // М. - 1995. С. 692
2 См.: У. Морис. Наука об управлении // М. - 1971. С. 15-17
3 См.: А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право // М. - 1997. С. 9-14
1 См.: А.П. Коренев. Административное право России // М. - 1996. С. 46-48
2 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2006)
1 См.: А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право // М. - 1997. С. 34
1 См.: Д.Н. Бахрах. Административное право России. Учебник для вузов // М. НОРМА. - 2001. С. 182-189
1 См.: Ст. 87 Конституции Российской Федерации
2 В.К. Белов, А.Ф. Воронов, Е.Н. Голенко. Военное право. За права военнослужащих // М. – 2004 г. С. 12-14
1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2006)
1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2006)
1 См.: ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Указа Президента РФ от 05.09.2005 N 1049)
2 См.: ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Указа Президента РФ от 05.09.2005 N 1049)
1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ 28 марта 1998 года (в ред. от 06.07.2006 N 103-ФЗ)
1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ 28 марта 1998 года (в ред. от 06.07.2006 N 103-ФЗ)
1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 12 февраля 1998 года (в ред., от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2006)
2 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2006)
3 См.: В.М. Манохин. Служба и служащий в Российской Федерации // М. - 1997. С. 38-41
1 См.: ЗАКОН РФ О БЕЗОПАСНОСТИ от 5 марта 1992 г. N 2446-I (в редакции от 25 июля 2006 г.)
2 См.: А.А. Кокошин. Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России // М. – 2003 г. С. 25-26
1 См.: КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)
1 См.: ЗАКОН РФ О БЕЗОПАСНОСТИ от 5 марта 1992 г. N 2446-I (в редакции от 25 июля 2006 г.)
1 См.: Положение о Совете Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726
2 См.: Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726
3 См.: Указ Президента Российской Федерации об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 1328
1 См.: Положение о Совете Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726
1 См.: ЗАКОН РФ О БЕЗОПАСНОСТИ от 5 марта 1992 г. N 2446-I (в редакции от 25 июля 2006 г.)
2 См.: ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. от 28.12.2006 N 1476)
1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 N 194-ФЗ)
1 См.: ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. от 28.12.2006 N 1476)
2 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 N 194-ФЗ)
3 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 N 194-ФЗ)
1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКЕ 10 января 1996 года (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1 См.: ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Указов Президента РФ от 28.12.2004 N 1627, от 22.03.2005 N 329)