Гороскоп Петра I
прогрессии), суть которых заключается в том, что 1 год жизни отождествляется с 1 сутками или 1 градусом: если сдвинуть данные натальной карты (гороскопа рождения) на несколько дней или градусов вперед, а затем сопоставить их с исходными, то вновь возникшие аспекты между этими двумя картами обозначат те или иные крупные события в жизни данного лица, которые произойдут через число лет, равное величине дней или градусов. С точки зрения современной науки и современного человека, воспитанного на ее представлениях о здравом смысле, такие процедуры кажутся абсурдными, однако здравый смысл в XVII и XXвв. очень разнился по своему содержанию, и потому истинному ученому следует не ругать своих предшественников за темноту и невежество, а разобраться в природе их здравого смысла. Применительно к данному случаю это означает, что нужно попросту применить те методики, которые астрологи того времени могли использовать в своей работе. А именно: для того, чтобы определить время, когда Петр начнет самостоятельное царствование, нужно сначала выяснить погрешности (орбисы) квадратур, которые могут возникнуть между натальной картой и движущимися в дирекциях и прогрессиях планетами и домами, а затем перевести эти дуги в годы жизни.Встает однако вопрос: между какими именно элементами гороскопа должна образоваться и разойтись такая квадратура? Формально правление Петра началось после смерти сводного брата Федора Алексеевича 27.4 (7.5).1682 г., причем после знаменитого стрелецкого бунта 15-17.5 (25-27.5) его соправителем был провозглашен брат Иван, который из-за болезни не вмешивался в дела политические. Реальная власть перешла к Петру в сентябре 1689 г. после так называемого заговора Федора Шакловитого. Формальное соправление Петра с Иваном прекратилось после смерти последнего 29.1 (8.2.).1696 г. Таким образом, именно в пределах от начала 80-х г. до начала XVIII в. и следует просмотреть основные квадратуры прогрессивных и дирекционных карт, которые могут повлиять на решение вопросов власти.
Анализ гороскопа Петра на время рождения 22.28 GMT показывает, что всерьез могут рассматриваться лишь дирекции Марса и Юпитера к Солнцу, а также Юпитера к Середине Неба (далее – МС).
Сначала для большей наглядности я покажу логику возможных расчетов на примере наиболее простой – зодиакальной дирекции, в которой 1 год приравнивается 1 градусу эклиптики. В гороскопе Петра Солнце стоит в 18º41' Близнецов, Юпитер – в 10º07' Девы., Марс – в 3º04' Рыб, а МС – 2º28' Козерога. Соответственно этому первая дуга составляет 8º34', вторая – 15º37', третья – 22º21'. Тем самым 8º34' = 8 годам 6 месяцам 24 дням; 15º37' = 15 годам 7 месяцам и 12 дням, 22º21' = 22 годам 4 месяцам 6 дням. То есть начало правления Петра могло произойти спустя эти сроки после рождения, т.е. после либо 21.12.1680 г., либо 8 января 1688 г., либо 6.10.1694 г. (ст.ст.). Если допустить, что Симеон применял не зодиакальную, а экваториальную дирекцию, т.е. градусы небесного экватора, отождествляемые по этой методике с годами жизни, проецировал на эклиптику, из-за чего годовая дуга в зодиакальных координатах несколько уменьшается, то эти же углы "воплотятся" в следующие даты – 19.10.1681, 7.9.1689, 22.11.1696 (ст. ст.) (см. Карту 3).
Таким образом, приход Петра к власти в сентябре 1689 г.[20] "предсказывается" такой методикой абсолютно точно. Хотя нельзя категорично утверждать о том, что именно ее использовал Симеон и что его предсказание сбылось так точно, вероятность такая достаточно высока: экваториальная дирекция описана еще Клавдием Птолемеем во II в. н.э.[21] , а его астрологический труд "Четверокнижие" был для средневековых астрологов примерно тем же, что "Пятикнижие" для иудеев, и поэтому вряд ли астролог Симеон Полоцкий не был знаком с ней. То обстоятельство, что современные и средневековые расчеты этой дирекции по форме различны, ничего не может поменять по сути: и в том, и в другом случае, если подсчеты проведены корректно, они должны привести к одному и тому же результату. Разве имеет смысл, например, при делении 120 на 12 десять раз последовательно вычитать число 12 только потому, что так делали в древности?
Во всяком случае, мы вправе думать, что за словами о "четвероугольном аспекте" стоит вполне определенное содержание: придумать такие высказывания, не понимая их смысла, практически невозможно, как невозможно понять их адекватно, не владея основами астрологии, и это наглядно продемонстрировали многочисленные исследователи темы, многократно цитировавшие вирши Симеона на рождение царевича Петра, но так и не заметившие их главное содержание.
Это обстоятельство значительно повышает значение рассказа "Крекшина" об обстоятельствах рождения Петра. Никакой самый что ни на есть большой выдумщик ни за что не сумеет сочинить высказывание Симеона о смысле первого и второго получаса для определения срока жизни будущего царя: для этого надо либо профессионально владеть астрологией, либо просто добросовестно воспроизвести слова такого профессионала.
Чем с точки зрения астрологии отличаются друг от друга первый и второй получас? Тем, что в течение промежутка времени длиной в 30-60 минут (если взять внешние грани и середины этих получасов) в результате вращения Земли вокруг своей оси смещаются так называемые дома – своего рода подвижный зодиак, состоящий из 12 частей-домов, каждый из которых ведает своей стороной жизни. Величина этих домов и скорость их движения не одинакова относительно собственно зодиака: 8.6.1672 г. неоднократно уже упоминаемый Асцендент, т.е восходящий градус, в течение часа (например, с 22.00 по 23.00 GMT) прошел 42º, а значит, успел образовать за это время с гораздо более медленно движущимися планетами немалое число самых разнообразных аспектов. Нетрудно понять, что с точки зрения астрологии совсем не безразлично, в какой именно момент замрет бегущая по зодиаку сетка домов, обозначив рождение человека.
С чем именно Симеон связывал продолжительность жизни человека? На сей счет уже во времена античности были разработаны, а в эпоху средневековья развиты очень сложные методики, суть которых сводилась к следующему. Сначала определялись наиболее сильные благотворная и злотворная точки гороскопа. Первыми – умножителями, подателями жизни – обычно выступали Асцендент, Солнце, Луна, Точка Фортуны или какая-либо и из "добрых" планет; вторыми – сократителями, губителями жизни – планеты "злые" (Марс и Сатурн), а иногда Луна и Меркурий, если они поражены, т.е. стоят в квадратуре или оппозиции с Марсом и Сатурном. Затем с помощью различных дирекций анализировалась дуга, разделяющая подателя и губителя жизни, или "злые" аспекты (квадратура и оппозиция), между ними образующиеся. При оценке их силы, "доброты" и "злобности", а значит, и в выборе точек, которые определяют продолжительность жизни, важную роль играет место, которое занимают планеты в системе домов. Кроме того, в зависимости от расположения в "хорошем" или "плохом" доме "злое" или "доброе" влияние названных точек может увеличить или сократить продолжительность жизни от 1/3 до 1/6.
К сожалению, серьезное изучение этих методик началось только в последние десятилетия и связано прежде всего с именами американских астрологов Р. Хэнда, Р. Шмидта и Р. Золлера[22] , которые начали систематично переводить на английский язык древние и средневековые астрологические тексты и делать к ним довольно квалифицированный комментарий. Однако мало изученным остается практическая сторона дела: как именно средневековые астрологи реально использовали изложенные в книгах методики, тем более описание их было во многих случаях очень смутным и не отчетливым – во всяком случае для нас, живущих в совершенно иную эпоху. Поэтому сейчас вряд ли есть смысл втягиваться в неизбежно длительное и скучное для непрофессионалов обсуждение того, как Симеон Полоцкий мог бы на основании средневековых методик определить подателя и губителя жизни и как на их взаимодействии определить возможный срок жизни будущего царя.
Отмечу лишь три детали. 1. Исходя из изложенных выше оснований, роль того самого лишнего получаса, который вымаливал Симеон у Бога, может оказаться ключевой. Поэтому "крекшинское" сообщение имеет вполне конкретный астрологический смысл, который именно из-за его конкретности крайне трудно выдумать человеку, далекому от астрологии.
2. Р. Золлер, много лет исследующий труды древних и средневековых астрологов и переведший с латыни на английский язык энциклопедический труд астролога XIII в. Г. Бонатти "Liber Astronomie", признается, что в ходе своей работы перешел от обычных для современных астрологов домов Плацида на … дома Алькабиция[23] . И это не случайно: эта система домов в ту эпоху использовалась для расчетов, связанных с определением продолжительности жизни[24] , т.е. именно с тем, чем был озабочен Симеон в момент рождения Петра. А теперь давайте вспомним, что в ГПП применены именно эти дома, названные в честь араба аль-Кабиси, жившего в X в., и к веку XVII-му почти вышедшие из употребления. А это является пусть косвенным, но достаточно серьезным доводом в пользу того, что ГПП представляет собой позднейшую копию с гороскопа, составленного самим Симеоном Полоцким. Если это предположение верно, то выбор Симеона говорит о высокой его квалификации как астролога: предпочитая "устаревшую" систему домов более современным, он хорошо знал область ее применения и, значит, был весьма начитанным в астрологии человеком.
3. Разбирая сложившуюся конфигурацию, можно найти еще одну причину, почему Симеон, рискуя вызвать гнев царя, беспокоившегося за свою жену, хотел, чтобы ее мучения продлились дольше: если бы роды произошли, например, в 23.00 GMT, гороскоп будущего царя получился бы куда сильнее и гармоничнее: разошлась бы точная квадратура Сатурна и МС (1º28' Овна[25] – 2º28' Козерога), но зато возник бы секстиль (60º) Марса с Асцендентом (3º04' Рыб – 0º28' Тельца) и трин (120º) Юпитера с МС (10º07' Девы – 9º50' Козерога), т.е. сильные благоприятные аспекты, способные сделать Петра воистину храбрым воином и мудрым правителем, смирив недобрые свойства натуры (нетерпеливость, авантюризм, жестокость), возникающие из-за "четвероугольного аспекта" Солнца с Юпитером. Если бы Асцендент остановился на 29º Овна, образовался бы точный трин с моментом зачатия, что было бы вообще идеально для рождения великого государя.
Последнее утверждение вовсе не является досужим домыслом. Тема взаимоотношений Марса и Юпитера вовсе не сводится к "четвероугольному аспекту". Симеон не случайно предлагал в своих виршах веселиться "Аррису и Зевсу": слова "в ваше бо сияние царевич родися" имеют куда большее значение, чем может показаться, принимая во внимание только натальную карту Петра. Более того, современным астрологам оптимизм Симеона Полоцкого, связывающего начало царствования Петра с возникновением и расхождением квадратуры Солнца с Марсом, может показаться не оправданным: разве не может оказаться этот "злой" по традиционным представлениям аспект знаком его жизненного крушения – особенно если учесть, что столь же сильных гармоничных аспектов в период действия этой квадратуры не образуется[26] ?
Между тем можно понять логику мышления Симеона, если присмотреться внимательнее к истории гороскопа зачатия Петра, к которой исследователи относятся с большим скепсисом и всерьез рассматривают – с подачи Д.О. Святского – лишь одну подробность: "пресветлую звезду близ Марса", которую наблюдал Симеон наутро после зачатия.
По версии Д.О. Святского, под "пресветлой звездой" следует понимать новую звезду, вспыхнувшую в созвездии Лисички в 1670 г., затем начавшую угасать, а потом в 1672 г. имевшую повторную вспышку[27] . Исследовавший этот вопрос специально В.А. Бронштэн полагает, что Симеон не наблюдал звезду непосредственно, а просто воспользовался переданной ему кем-то информацией[28] . Точку зрения Д.О. Святского принял и Р.А. Симонов, однако сам же указал на странное противоречие в его доводах: "карта гороскопа удаляет звезду от Марса в момент рождения примерно на 30-60º по эклиптике. Но момент зачатия отстоит от этого сектора намного дальше "[29] .
Г.Б. Бедненко также усомнилась в правильности такого отождествления: "такое положение звезды от Марса несколько далековато"[30] . Положение действительно далековато: 8.6.1672 г. α Лисички, например, находилась в 18º46' Козерога, а Марс – в 3º04' Рыб. Угловое расстояние в 44º лишает смысла предпринятую Д.О. Святским совершенно некорректную процедуру – отрыв отдельного факта от общего контекста и внесение его в совершенно другую среду: в первоисточнике речь шла о непосредственном наблюдении некой "пресветлой звезды" в ночь зачатия Петра, и это не имеет никакого отношения к его гороскопу рождения – тем более, что Марс в августе 1671 г., как отметил Р.А. Симонов, занимал совсем другое положение – еще более далекое от созвездия Лисички. Вместо этого современным астрономам стоило бы еще раз проверить, был ли виден Марс в августе 1671 г. и не находилась ли в непосредственной близости от него какая-либо звезда, также доступная наблюдению.
Это было не сделано по причине, с предельной четкостью выраженной В.А. Бронштэном: определить точное время зачатия человека – невозможно, а значит, невозможно и составить такой гороскоп. Между тем, чтобы убедиться в достоверности сообщения "Крекшина", вовсе не нужно углубляться в какие-либо астрологические дебри: достаточно просто изучить общеисторический контекст этого сообщения.
А суть состоит в том, что царь Алексей Михайлович имел от первого брака с Марией Ильиничной Милославской в общей сложности 13 (!) детей, большинство из которых умерло во младенчестве[31] . Самым страшным с точки зрения общегосударственной было то, что из пяти родившихся мальчиков умерло трое, а двое на ту пору (1671 г.) живых – 10-летний Федор и 5-летний Иван – были слабыми и больными, что ставило новую династию русских царей на грань исчезновения. В ту "бунташную" эпоху пресечение правящей династии грозило новой смутой – еще более страшной, чем предыдущая, начала XVII в. И поэтому после того, как во время очередных родов (дочери Евдокии) в начале марта 1669 г. умерла Мария Ильинична, а затем один за другим ушли из жизни дети Евдокия, Симеон и Алексей, а царь женился вновь – на Наталье Кирилловне Нарышкиной[32] , особая роль астролога Симеона Полоцкого в последующих событиях не должна удивлять: Симеон мог точно знать, когда произошло зачатие Петра, просто потому, что сам заранее рассчитал время для оптимального зачатия, так что царь "совокуплялся с государыней царицей" в строго назначенное для этого время, а прежде воздерживался от этого "мероприятия". Это было возможно именно потому, что рождение здорового наследника было делом государственной важности, а не бытовой сексуальной связью, о которой сказать что-либо определенное действительно намного труднее.
В.А. Бронштэн на это может возразить: как царь мог доверять Симеону Полоцкому, если тот писал астрологического содержания вирши в честь царевичей Алексея и Симеона, предсказывал им блестящее будущее, а они умерли в течение 1669-70 гг. в возрасте 16 и 4 лет? Разве не подтверждает этот факт поверхностный характер познаний Симеона Полоцкого в астрологии? "Никто не попрекнул Полоцкого за то, что его предсказания не сбылись" – замечает исследователь[33] .
Строго говоря, насчет попреков сказать ничего нельзя из-за отсутствия фактов, а вот тот факт, что написание названных В.А. Бронштэном виршей не повлекло за собой опалу и удаление с царского двора, не подлежит сомнению. Однако вряд ли Симеон мог уйти от вопроса, почему его "пророческие" стихи столь не похожи на действительность. Что он мог бы ответить на это? Если подходить к нему только как стихотворцу, лишь интересующемуся