Гороскоп Петра I

Александр Журавель

Статья эта написана прежде всего не для астрологов, а для читателей, не знакомых с основами этой, будем надеяться, науки. Поэтому в ней содержится немало лишних с точки зрения астрологов пассажей. Вместе с тем я намереваюсь издать ее в одном из академических изданий, и потому в статье столь велик и тяжеловесен справочный аппарат. Я исхожу из того, что облегчить текст, опустив ряд необходимых для научного исследования подробностей, не составляет большого труда, но сначала надо написать работу, как полагается. Хотелось бы напомнить астрологам: если Вы считаете свое умение "читать звезды" серьезным делом, то должны и оформлять свои работы соответствующим образом - сделать так, чтобы читатель имел возможность проверить все Ваши утверждения. А то от многих работ астрологов так и разит хлестаковщиной.

В оправдание свое могу сказать: предварительно я давал читать статью о Петре не историкам и не астрологам, и никто не сказал, что работа скучна и не интересна. Поэтому хочу выразить признательность всем "действующим лицам" этой статьи и вообще всем тем, кто принял участие в ее предварительном обсуждении. А именно: Р.А. Симонову, Г.Б. Бедненко, Д.Р. Куталеву, А.Ю. Саплину, А.Г. Колесникову, А.С. Агафонову, А.Л. Могилевкину, А.В. Зайцеву. Хотелось бы пожелать здоровья В.А. Бронштэну, которого по вполне уважительной причине я не стал докучать своей писаниной.

Надеюсь, такое объединение вместе историков и астрологов станет началом их сотрудничества и в конечном счете превратит астрологию с полуподпольного междусобойчика в настоящую полноценную науку.

Блажен, кто верует? Посмотрим.

Гороскоп Петра I: взгляд изнутри

История вопроса берет свое начало с рассказа "О зачатии и о рождении Великого Государя Императора Петра Первого самодержца Всероссийского и о прочем", который вошел в состав популярных в XVIII в. собраний материалов по истории Петра Великого, которые были подготовлены разными авторами – П.Н. Крекшиным, Я.Я. Штеллином, И.И. Голиковым, В. Вороблевским, Ф. Туманским. Эта рукопись, по словам И.И. Голикова, обращалась в России с давних пор и приписывалась Симеону Полоцкому (1629–1680), "и по преданию, найдена по смерти его в его бумагах, а также между сочинениями святого Димитрия Ростовского"[1]. В литературе XX вв. эта история была приписана перу первого ее публикатора П.Н. Крекшина, хотя никаких должных тому оснований не было[2]. Во второй половине XVIII в. вопросом этим заинтересовался историк Г.Ф. Миллер, который обратился к астроному А.И. Лекселю с просьбой составить гороскоп Петра I и проверить информацию, содержащуюся в сказании. Лексель составил гороскоп Петра, проанализировал дату зачатия (в качестве таковой было принято 28 августа) и пришел к выводу, что никакой упомянутой в рассказе "пресветлой звезды близ Марса" наблюдать было нельзя.

Тема гороскопа Петра I вновь возникла в отечественной историографии после того, как в 1842 г. М.П. Погодин и Н.А. Полевой параллельно опубликовали в двух журналах[3] идентичный в главных чертах гороскоп Петра I (далее – ГПП), имевший довольно архаичную квадратную форму (См. Карту 1.), а также принадлежащее Лекселю описание гороскопа Петра на латинском и русском языках. В советское время интерес к теме оживился после того, как в 1966 г. была опубликована завершающаяся часть "Очерков истории астрономии в Древней Руси" Д.О. Святского[4], где тот подробно разобрал этот вопрос и предложил свою версию того, что имеется в виду под "пресветлой звездой". В 80-90-х гг. прошлого века об гороскопе Петра неоднократно писали А.Н. Робинсон, Р.А. Симонов и В.А. Бронштэн[5]. Нашла эта тема свое отражение и в новейшей астрологической литературе[6].

Вышедшая в 2002 г. статья В.А. Бронштэна[7] во многих отношениях является итоговой. В ней известный историк астрономии вновь проанализировал имеющийся в распоряжении исследователей фактический материал и еще раз обосновал свою точку зрения: Симеон Полоцкий, учитель детей царя Алексея Михайловича, вполне мог составить гороскоп на рождение будущего царя Петра Алексеевича, но вряд ли это был гороскоп "в современном понимании этого слова". При этом гороскоп, опубликованный в 1842 г, был составлен не им. Сведения рассказа "О зачатии…" в целом были оценены как недостоверные.

В.А. Бронштэн большое внимание уделил выполненному Лекселем описанию гороскопа, найденному им в бумагах историка второй половины XVIII в. Миллера. Очень важно то, что оно не совпадает с тем текстом, что был опубликован в 1842 г. По оценке В.А. Бронштэна, найденный им текст представляет собой первый вариант ответа Лекселя, который Миллера не удовлетворил. Поэтому Миллер сообщил Лекселю взятое из Разрядных книг свидетельство о точном времени рождения Петра и получил от него новый астрологический анализ, изданный Погодиным и Полевым.

Очень существенны для освещения темы исследования Р.А. Симонова. Во-первых, он обратил внимание на необходимость учитывать особенности принятого на Руси суточного счета: он вплоть до начала XVIII в. велся не от полуночи, как это принято ныне, а от восхода Солнца. Историк проанализировал все дошедшие до нас свидетельства о времени рождения Петра, включая слова "Крекшина", и пришел к выводу, что будущий царь родился по русскому счету в 5 часу ночи 29 мая, что по счету современному соответствует времени около часа ночи 9 июня 1672 г.

Оценивая данные "Крекшина" в целом как полуфантастические, Р.А. Симонов считает, что само по себе существование имеющих астрологическое содержание стихов Симеона Полоцкого недостаточно для того, чтобы утверждать, что он действительно составлял гороскоп Петру I. ГПП скорее всего был создан в конце жизни Петра – после того, как тот был официально провозглашен императором в 1721 г., т.е не имеет отношения к запискам Лекселя.

Таким образом, разница во взглядах этих исследователей в вопросе о роли Симеона Полоцкого не столь уж велика: Р.А. Симонов, не признавая Симеона создателем гороскопа Петра, имел в виду именно гороскоп "в современном понимании слова", а это мало чем отличается от позиции В.А. Бронштэна.

Между тем в их исследованиях имеется существенный пробел: в них отсутствует внутренний анализ астрологических свидетельств, содержащихся в рассказе "Крекшина", а также соответствующий астрологический разбор ГПП и текстов Лекселя. Надо отдать должное Р.А. Симонову: он осознавал такую необходимость, однако общее описание ГПП, исходя распространенных в настоящее время представлений о свойствах знаков и планет[8], не достаточно для суждений о методах работы того астролога XVII или XVIII в., который составил ГПП .

В словах исследователей часто сквозит "врожденное" недоверие к этому "средневековому предрассудку", что приводит иногда к нарушению принципа историзма, т.е. требования оценивать явления прошлого с точки зрения представлений и понятий самого прошлого и не переносить на него воззрения современной эпохи.

Так В.А. Бронштэн категорически утверждает, что "ни астролог, ни любой другой человек не мог тогда (и не может теперь) установить точную дату зачатия"[9] и на этом основании в принципе отказывается рассматривать рассказ "Крекшина" о том, как Симеон Полоцкий составил гороскоп зачатия Петра. То, что современная наука придерживается такой точки зрения, – сомневаться не приходится. Однако вряд ли это убеждение разделяли средневековые астрологи: еще в эпоху античности было известно правило "весов Гермеса" (т.е. легендарного античного философа Гермеса Трисмегиста), согласно которому между временем зачатия и рождения существует жесткое соответствие: положение Луны в гороскопе зачатия показывает место Асцендента в гороскопе рождения и наоборот. Это правило вполне могло быть известно и Симеону, который, по мнению самого В.А. Бронштэна, был человеком, осведомленным в астрологии. В итоге эпизод, который на самом деле должен стать темой серьезного обсуждения, оказывается в представлении современного ученого одним из доказательств того, что Крекшин был "большим выдумщиком", не заботящимся о достоверности своих сообщений[10].

В 1994 г. историк астрономии А.Ю. Саплин, относясь к астрологии как к явлению культуры, выпустил "Астрологический энциклопедический словарь"[11], в котором изложил по Д.О. Святскому сюжет о гороскопе Петра I. Этим он привлек внимание к теме собственно астрологов. Так Г.Б. Бедненко опубликовала на эту тему статью, где она, используя материал работ Р.А. Симонова и В.А. Бронштэна и собственные архивные разыскания, сделала ряд существенных чисто астрологических замечаний. Так она указала, что ГПП был составлен для Москвы на 1 час 28 мин. современного московского времени, причем в нем используются давно устаревшие к XVII в. дома Алькабиция[12]. Г.Б. Бедненко сопоставила также данные ГПП и текстов Лекселя и пришла к выводу, что Лексель не причастен к его созданию: это, впрочем, в значительной степени было повторением работы, уже проделанной Р.А. Симоновым и В.И. Плужниковым.

Наконец, темы коснулся и Д.Р. Куталев, также заметивший, что в ГПП приводятся дома Алькабиция. Это, по его мнению, говорит в пользу того, что гороскоп был составлен при жизни Петра и что эта система домов, к концу XVI столетия почти повсеместно забытая, все же использовалась и в более позднее время (по крайней мере, в России)[13].

Таким образом, ныне наступил момент, когда необходимо соединить достижения представителей академической науки и астрологии и на этой основе сделать шаг вперед в изучении темы.

Подытожим сначала основной фактический материал, выявленный предшественниками.

1. Симеон Полоцкий написал немало виршей астрологического содержания, в которых дается характеристика планет, а в стихах его, посвященных рождению Петра, имеются такие строки:

И ты планета Аррис и Зевс веселися

В ваше бо сияние царевич родися.

Четвероугольный аспект произыде,

Яко царевичь царствовати имать…"

(вариант:" царствовати во вся прииде").

В гороскопе Петра "Аррис и Зевс", т.е. Марс и Юпитер, стоят по отношению друг к другу в оппозиции (180º), и потому названный в тексте аспект – квадратура, 90º – не имеет к ним прямого отношения.

2. Согласно рассказу "О зачатии…", Симеон Полоцкий составил гороскоп зачатия будущему Петру I на следующий день после того, как царь Алексей Михайлович "соизволил совокупиться с великою государыней царицею", и при этом заметил на небе "пресветлую звезду близ Марса" и истолковал это как знак грядущего появления на свет великого государя[14] . Датой зачатия в разных списках записок "Крекшина" фигурируют 11 и 28 августа, и эту последнюю дату по запросу Миллера анализировал впоследствии Лексель.

3. Затем Симеон предсказал царю точный день рождения Петра (30 мая) и присутствовал во дворце во время мучительных трехдневных родов. В решающий момент Симеон молился Богу, чтобы младенец родился часом позже и, несмотря на гнев царя ("почто вредно просишь? Царица уже нечувствительна, почти мертва"), уверял Алексея Михайловича: "Аще в первом получасе родится государь царевич, век его будет около 50 лет, аще во втором получасе – век его жития около 70 лет". И в ходе самого этого разговора, т.е. еще в 1-м получасе пятого часа ночи, родился будущий царь[15] , проживший, кстати сказать, около 53 лет, т.е. примерно столько, сколько и предсказывал Симеон.

4. Согласно Разрядным книгам, Петр родился либо "30 мая, в четверток, на память преподобного отца Исакия, за полтретья часа до дня", либо "в прошлом 180 году [т.е. в 7180/1672 г. – А.Ж.], мая в 30 день, в отдачу ночных часов". Кроме того, днем рождения называется 29 мая. Наконец, в данных ГПП обозначено " hora 1 ante meridiem", т.е. 1-й час до полудня, что, как правильно указал Р.А. Симонов, следует понимать как 1-й час ночи[16] (поскольку полудню предшествуют 12 часов пополуночи!). Это абсолютно точно соответствует показаниям гороскопа: как отметила Г.Б. Бедненко, 8.6.1672 г. в Москве Асцендент оказывается в 8º04' Овна в 1 час. 28 мин. московского времени (22.28 GMT) [17] , а время истинной полуночи для Москвы, добавлю от себя, приходится на 21.28 GMT (см. Карту 2).

5. В ГПП использованы дома Алькабиция в то время, как Лексель применял другую систему домов: по наблюдениям Р.А. Симонова и В.И. Плужникова, а также Г.Б. Бедненко, "Луна и Марс в гороскопической карте помещены в так называемых 8-м и 11-м астрологических "домах", в объяснении – соответственно 9-м и 12-м"[18] .

А теперь продолжим исследование.

Сначала несколько слов о наиболее простом вопросе – о часе рождения Петра. Как показал Р.А. Симонов, из-за того, что отсчет времени велся от восхода Солнца, а часы имели постоянную длительность, число дневных часов в течение года постоянно менялось, колеблясь от 17 до 7, причем переводы стрелок на башенных часах при изменении числа дневных и ночных часов осуществлялись вручную в соответствии с данными специальных таблиц, показания которых в отношении точных дат такого перевода разнились. Петр родился как раз в дни такого перехода от 16-часового к 17-часовому дню, а значит, показания источников о 5 часе ночи, об отдаче ночных часов, о "полтретьем" часе до дня, сами по себе можно толковать двояко[19] . В целом же Р.А. Симонов, проводя перекрестное сопоставление данных, склонился к варианту, озвученному выше: рождение Петра произошло по современному счету около 1 часа ночи.

В настоящее время с появлением компьютерных астрономических программ можно исследовать этот вопрос более детально. По современным расчетам, заход Солнца в Москве 8.6 произошел в 18.10 GMT, а восход Солнца 9.6 – в 0.45 GMT. Таким образом, ночь длилась 6 час. 35 мин. (для сравнения: длительность точно в 7 часов зафиксирована в ночь с 27 на 28.5 н.ст.). Гражданские сумерки как вечерние, так и утренние были продолжительными – примерно по 1 час. 7 мин. Ночи в это время, близкое ко дню летнего солнцестояния, были светлыми и с астрономической точки зрения определяются как сумерки.

Если равномерно округлить ночное время до 7 часов, то ночные данные окажутся следующими – 17.58 и 0.58; если до 8 часов – то 17.28 и 1.28. Тогда " полтретья часа до дня", т.е два с половиной часа до рассвета, оказываются равными либо 22.28, либо 22.58. "5-й час ночи" в таком случае попадает на промежутки от 21.58 – 22.58 и 21.28 – 22.28. Если добавить к этому набору дат "латинское" 22.28, то становится понятным, почему Р.А. Симонов признал не соответствующим действительности указание на "отдачу ночных часов", т.е. пору рассвета: вся совокупность данных очень хорошо привязывается к 22.28.

Учитывая, что, по "Крекшину", рождение Петра произошло в первом получасе 5-го часа, следует признать, что смотрители кремлевских часов уже перешли на короткую "7-часовую" ночь. Из этого следует, что запись Разрядной книги равноценна середине 5-го часа. Согласовать это сообщение с "крекшинским" можно, если принять, что первый получас во время разговора Симеона с царем уже завершался, т.е. начало ночи по счету кремлевских часов если и предшествовало астрономическому, то всего на 5-10 минут. Таким образом, показания ГПП оказываются очень точно соответствующими данным, восходящим непосредственно ко времени рождения царя, и потому сам ГПП вполне может оказаться копией более раннего документа, созданного очевидцем данного события.

По поводу пунктов 1 и 3 необходимо сразу сказать, что процитированные слова Симеона, подлинные или ему приписанные, на самом деле являются высказываниями астролога-профессионала. Утверждение, что Петр начнет царствовать, когда "произыде", т.е. разойдется "четвероугольный аспект" (квадратура), означает, что аспект понимается как явление динамическое. Увидеть эту динамику можно, только применяя специальные астрологические техники (дирекции или