Ирак

многочисленным местным судам первой инстанции, состоящим из одного судьи, назначаемого министерством юстиции. Приговоры могут быть обжалованы в пяти окружных апелляционных судах. Высшим апелляционным учреждением является кассационный суд в Багдаде. Параллельно с судами первой инстанции действуют шариатские суды, которые рассматривают бытовые и религиозные дела и дела о наследстве. В каждом апелляционном судебном округе имеются уголовные суды, которым подведомственны криминальные дела. Кроме того, существуют революционные суды, рассматривающие политические, экономические и финансовые дела, связанные с безопасностью государства.
Административно-территориальная система. Главные административные единицы в Ираке – мухафазы (провинции). Они разделяются на казы (округа) и нахии (районы). В стране насчитывается 18 мухафаз, три из которых – Дахук, Эрбиль и Сулеймания – образуют Курдский автономный район.
Политические партии и общественные движения. В условиях монархического строя, с 1921 по 1958, политическая власть принадлежала в основном небольшому кругу привилегированных семейств. Несмотря на то, что с начала 1920-х годов созывался парламент и официально была разрешена деятельность партий, возможности оппозиционной деятельности и критики правящей верхушки оставались крайне ограниченными. В итоге легальные политические организации, хотя и не были полностью лишены влияния, характеризовались малочисленностью и состояли преимущественно из сторонников известных политических фигур. Самые авторитетные партии действовали подпольно – Иракская коммунистическая партия, Партия арабского социалистического возрождения (Баас) и Демократическая партия Курдистана (основана в 1946).
Иракская коммунистическая партия. При монархии Иракская коммунистическая партия (ИКП), основанная в 1934, была наиболее мощной политической партией, одновременно с противостоянием режиму она выступала в поддержку социальных реформ и национальной независимости. После свержения короля партия в течение непродолжительного времени находилась на полулегальном положении, во время правления Абдель Керим Касема (1958–1963). В годы, когда у власти стояла Партия арабского социалистического возрождения, особенно в 1963 и после 1979, ИКП жестоко преследовалась, многие ее члены были арестованы и казнены. Как и все другие оппозиционные силы, ИКП поставлена вне закона. В конце 1970-х годов компартия поддержала освободительное движение в Курдистане, вступив в союз с Демократической партией Курдистана. В 1960-х и вновь в конце 1980-х годов ИКП раскололась на несколько фракций. Большинство активных членов ИКП живут в изгнании, в основном в Западной Европе. Партия арабского социалистического возрождения (Баас). Основополагающие принципы баасизма – «единая арабская нация с неизменной целью», выраженные в лозунге «единство, свобода и социализм» – впервые разработали в 1940-х – начале 1950-х годов в Сирии Мишель Афляк и Салах-ад-дин Битар. Партия арабского социалистического возрождения возникла в Ираке в 1951. В 1957 вместе с ИКП и другими партиями она вошла в Фронт национального единства и приветствовала революцию 1958.
В феврале 1963 проарабски настроенные националисты-военные и баасисты свергли Касема. Вслед за переворотом последовали репрессии против коммунистов и их сторонников. В ноябре 1963 баасистов вывели из правительства, но уже в июле 1968 другая их группировка сумела захватить власть. Будучи небольшой политической партией, пользовавшейся в стране очень слабой поддержкой и к тому же раздираемой борьбой за лидерство, ПАСВ имела основной задачей в 1968 удержать власть и укрепить свои позиции. В первые годы после переворота 1968 Саддам Хусейн, стремившийся сосредоточить все управление страной в своих руках, предложил своим бывшим непримиримым противникам, коммунистам и Демократической партии Курдистана, присоединиться к ПАСВ в рамках Прогрессивного национально-патриотического фронта.
К концу 1970-х годов членство в ПАСВ стало практически обязательным свидетельством лояльности правящему режиму. После вступления Саддама Хусейна на пост президента Ирака в июле 1979 и особенно во время войны с Ираном в 1980–1988 партия стала синонимом самого Хусейна, который вместе со своими ближайшими соратниками и родственниками монополизировал власть.
Демократическая партия Курдистана. Иракское отделение Демократической партии Курдистана (ДПК) было создано в 1946 муллой Мустафой Барзани. Одним из важнейших пунктов разногласий между Барзани и центральным правительством были границы Курдистана, в частности требование Барзани включить в состав Курдского автономного района Киркук, в котором добывалась большая часть иракской нефти. Вскоре после того, как ПАСВ во второй раз захватила власть, в Курдистане начались военные действия. Понимая, что победить курдов с помощью военной силы не удастся и пытаясь выиграть время, Саддам Хусейн подписал с Барзани в марте 1970 соглашение, известное как Мартовский манифест, пойдя на значительную уступку курдам. Однако почти сразу после выхода манифеста правительство приступило к насильственному выдворению курдов из родных мест в попытке изменить этнический состав жителей некоторых районов и в 1971 депортировало из Ирака ок. 40 тыс. курдов-шиитов (файли).
В 1974 возобновились полномасштабные боевые действия, но на этот раз восставшие потерпели жестокое поражение. В марте 1975 в Алжире было подписано ирано-иракское соглашение, по которому Мохаммад Реза Пехлеви брал на себя обязательство не оказывать в дальнейшем содействия Барзани и не допускать перевооружения или перегруппировки курдских сил на территории Ирана. В ответ Ирак согласился передвинуть свою границу с Ираном по р.Шатт-эль-Араб, на участке ниже Басры, с левого (восточного) берега на середину реки. В 1979, после свержения шаха, возглавленная уже сыновьями Барзани Идрисом и Масудом ДПК, при опоре на новый шиитский режим в Иране, вновь выступила с оружием в руках против Багдада. В течение всех 8 лет войны с Ираном, начавшейся в 1980, Курдистан оставался главным очагом организованной вооруженной оппозиции баасистскому режиму. Курдов поддержали коммунистические силы сопротивления и Патриотический союз Курдистана – организация, возглавляемая Джелалем Талабани, которая откололась от ДПК сразу же после ее поражения в 1975. Начиная с 1981 в Курдистане центральными властями стали проводиться массовые казни, депортация сотен тысяч курдов.
Шиитское оппозиционное движение. Политическое движение шиитов в Ираке берет свое начало с конца 1950-х. Встревоженные ростом коммунистического влияния в их общине, несколько видных религиозных лидеров (улемов) Эн-Наджафа, которых возглавил Мухаммеда Бакир аль-Садр, основали осенью 1958 свою собственную политическую организацию – Ассоциацию улемов Эн-Наджафа.
В конце 1960-х Ассоциация улемов Эн-Наджафа была преобразована в политическую партию Исламский призыв. ПАСВ ответила жестокими репрессиями. В 1974 пятерых улемов казнили без суда, а в феврале 1977 во время церковного праздника мухаррам в святых городах были проведены многочисленные аресты. Восемь священнослужителей были казнены, а пятнадцать приговорены к пожизненному заключению. Вдохновленный исламской революцией 1979 в Иране, где политическая власть перешла в руки шиитских религиозных лидеров, Исламский призыв вступил в открытый конфликт с собственным правительством. Атакам подвергались учреждения ПАСВ и полицейские участки, было открыто заявлено о поддержке нового руководства Ирана. В свою очередь ПАСВ предприняла карательные меры против Исламского призыва, объявив членство в этой партии преступлением, заслуживающим смертного приговора. Уже в апреле 1980 были казнены аятолла Мухаммед Бакр аль-Садр и его сестра Бинт Хуба. Начавшаяся в сентябре война с Ираном послужила поводом для развертывания борьбы против шиитского движения в Ираке. Внешняя политика. Внешняя политика Ирака в регионе в 1970-е и 1980-е годы определялась усилением влияния Саудовской Аравии и небольших нефтедобывающих государств Аравийского п-ова, что было сопряжено с ростом их доходов от экспорта нефти в 1973–1974 и 1979–1980. В этот период, особенно во время войны с Ираном, Ирак улучшил свои отношения с большинством арабских стран. Исключение составила Сирия, которая поддержала Иран. После прекращения огня осенью 1988 Ирак стал оказывать военную помощь командующему вооруженными силами Ливана генералу Мишелю Ауну, выступившему против сирийской армии, дислоцированной на ливанской территории. Таким образом Саддам Хусейн пытался ослабить позиции сирийского президента Хафеза Асада и расширить и укрепить свое влияние в регионе. Территориальные претензии на Кувейт, его оккупация и попытка аннексии в августе 1990 привели к объявлению ООН эмбарго на торговлю с Ираком и к началу новой войны. В ней приняли участие крупный межнациональный воинский контингент, действовавший с территории Саудовской Аравии и из некоторых других государств. Ирак состоит членом Организации стран – экспортеров нефти, Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, Лиги арабских государств, а также ООН.
Вооруженные силы. В 1999 военнослужащих в стране насчитывалось 1,1 млн. человек, что было в 4 раза больше, чем до войны с Ираном. В сухопутных войсках значилось 955 тыс., военно-воздушных силах 40 тыс. и в маломощном военно-морском флоте 5 тыс. человек. На вооружении армии находились 4500 танков, 1000 бронетранспортеров и 3000 артиллерийских стволов. Имеются также полувоенные формирования («народная армия»), численность которых составляла 650 тыс. человек, и три взаимодополняющих службы безопасности.
ЭКОНОМИКА
Национальный доход. В 1970-х годах огромные доходы государства от экспорта нефти позволяли финансировать динамичный рост и модернизацию экономики страны. Этот процесс прерывался из-за военных действий в зоне Персидского залива в 1980–1988 и 1990–1991, переориентации ресурсов на нужды войны и введения эмбарго и экономических санкций решением ООН, а также из-за падения цен на нефть. В 1988 ВВП Ирака был равен 57,6 млрд. долларов США, или 3380 долл. на одного человека, а в 1994, по западным оценкам, составлял лишь ок. 15 млрд. долларов.
Трудовые ресурсы. В середине 1990-х годов ок. 40% всех занятых были сосредоточены в сфере обслуживания, 30% – в сельском хозяйстве, 10% – в обрабатывающих отраслях, еще 8% в торговле и 2% – в горнодобывающей промышленности. В результате экономического бума 1970-х годов в Ирак в поисках рабочих мест прибыло значительное число мигрантов из арабских и других азиатских стран, для руководства некоторыми высокотехнологичными процессами в строительстве и обрабатывающей индустрии также приглашались квалифицированные иностранные профессионалы. Кроме того, для работы в сельском хозяйстве были привлечены марокканские и египетские крестьяне.
Энергетика. Свыше 90% потребляемой в Ираке энергии получают за счет нефти. Природный газ удовлетворяет ок. 7% энергетических потребностей, гидростанции – 1–2%, дрова – ок. 0,3%. 95% населения имеет доступ к источникам электроэнергии. В сельских районах большинство жителей для отопления и бытовых нужд используют керосин и дрова.
Транспорт. В конце 1990-х годов Ирак располагал хорошо развитой сетью дорог общей длиной ок. 25 тыс. км, которая включала ряд скоростных трасс, и протяженную сеть железных дорог, составлявшую 2450 км. В стране имеются два международных аэропорта, расположенные в Багдаде и Басре, и небольшие аэродромы в Эль-Хадите, Киркуке и Мосуле. Основные иракские порты в Персидском заливе – Басра, Умм-Каср, Фао и Эз-Зубайр – были лишь незначительно повреждены во время военных конфликтов.
В пределах Ирака двусторонние трубопроводы соединяют нефтяные месторождения районов Киркука, на севере страны, Эль-Хадиты в центрально-западной ее части и Эр-Румайлы, близ Басры, на юго-востоке. На внешние рынки нефть поступает через территорию Саудовской Аравии и через ТурциюСтруктура и планирование производства. Ирак можно охарактеризовать как страну с капиталистической экономикой, регулируемой государством. Оно напрямую контролирует добычу и экспорт нефти, большинство других ведущих отраслей промышленности, все банки и основную часть внешней торговли; им также распределяются контракты по крупным строительным проектам под низкопроцентные займы и удерживается выгодный обменный курс валюты для лояльных предпринимателей. Государство оказывает содействие инвесторам в организации капиталоемких предприятий сельского хозяйства, например, в поливном плодоводстве и огородничестве и в бройлерном производстве, сдавая им дешево в аренду государственные земли, а также обеспечивая льготные кредиты и благоприятные условия обмена валюты. Частные предприниматели располагают возможностью вкладывать средства также в строительство, грузовые перевозки, розничную торговлю и сферу обслуживания. Государство, со своей стороны, регулирует цены на ряд товаров.
Сельское хозяйство. Площади, пригодные для земледелия, составляют в стране ок. 5450 тыс. га, или 1/8 всей ее территории. До 4000 тыс. га занято пастбищами. На остальной части Ирака сельское хозяйство невозможно из-за засушливости или засоления почв, в том числе вызванного недостаточной дренированностью ранее охваченных ирригацией земель. К главным сельскохозяйственным культурам относятся пшеница и ячмень, под которые отводится половина пахотных угодий, в основном во влажных северных районах. Животноводство в основном представлено разведением овец и коз.
Добывающая и обрабатывающая промышленность. Нефтедобыча сосредоточена главным образом на месторождениях в районе Киркука и Мосула, на севере страны, и около Басры и Эр-Румайлы, на юге, и ведется также на нескольких более мелких месторождениях в других частях страны. Нефть поступает на перерабатывающие (Басра, Эд-Даура, Байджи, Салах-эд-Дин и др.) и химические заводы (Эз-Зубайр и район Багдада). Доходы от ее экспорта дают возможность казне вкладывать средства в другие отрасли индустрии, развивающиеся под патронажем государства. Разрабатываются также залежи серной руды в Мишраке, около Мосула, из которой получают серу и серную кислоту, в основном экспортируемые, и фосфоритов, добываемых в двух районах к северу от Багдада и используемых для производства минеральных удобрений в Эль-Каиме и Байджи. К другим важными отраслям промышленности в государственном секторе относятся металлообработка, цементная, текстильная, электротехническая и пищевая промышленности, производство синтетического волокна, сборка грузовиков и автобусов, моторов и военной техники из импортируемых комплектующих. Под контролем власти находятся большинство крупных и высокотехнологичных предприятий, построенных преимущественно иностранными компаниями, главным образом в окрестностях Багдада, Мосуле и Басре.
Денежная и банковская системы. В Ираке действуют Центральный банк, выпускающий в обращение иракский динар, и два находящихся под контролем государства коммерческих банка – Банк Рафидайна и Банк Рашида. Имеются также государственные сельскохозяйственный кооперативный, промышленный банки. Власти также поощряют создание частных банков.
Государственные финансы. Основной доход казне приносит нефтяная промышленность, от которой зависит и жизнеспособность экономики Ирака. Расходная часть бюджета жестко не