Рынок банковских услуг и его развитие в Казахстане

следующем. Принимается к оплате в более чем 6 миллионах предприятий торговли и сервиса в 200 странах мира, 3700 туристических офисов и представительств по всему миру Global Assist - служба 24-х часовой поддержки клиентов (медицинская и юридическая консультация). Бесплатная замена утраченной карточки в течение 24-х часов Возможность получения наличных денег в более чем 200000 банкоматов по всему миру Автоматическое страхование от несчастных случаев при покупке авиабилета на карточку

Зеленая Персональная Карта American Express Personal Card Вступительный Взнос - 80 USD/EUR. Основная карточка - 100 USD/EUR. Дополнительная карточка - 50 USD/EUR.

Корпоративная Карта American Express Corporate Card. Вступительный Взнос - 80 USD Основная карточка - 100 USD. Дополнительная карточка - 70 USD Подпадает по действие условий страхования.

Золотая Персональная Карта American Express Gold Card. Вступительный взнос - 80 USD/EUR. Годовое обслуживание. Основная карточка - 200 USD/EUR. Дополнительная карточка - 100 USD/EUR Получение наличных денег в более чем 500,000 банкоматах - US$/? 500 каждые 7 дней

Платиновая Персональная Карта American Express Platinum Card Вступительный Взнос - 80 USD/EUR Годовое обслуживание: Основная карточка - 400 USD/EUR Бесплатно включены дополнительные карточки:

одна дополнительная платиновая карточка для основного держателя;

одна дополнительная платиновая карточка;

четыре Золотые или зеленые дополнительные карточки.

Карта Центурион American Express Centurion Card. Вступительный взнос - 80 USD/EUR Годовое обслуживание основная карточка - 1000 USD/EUR Бесплатно включены дополнительные карточки:

одна дополнительная карточка Центурион для основного держателя;

одна дополнительная карточка Центурион;

одна Платиновые;

золотые или зеленые дополнительные карточки.

Банк организует для предприятий процедуру начисления и выплаты зарплаты, премий и других перечислений сотрудникам с помощью зарплатных пластиковых карт. Преимущества для предприятия:

сокращение затрат, связанных с инкассацией, хранением и транспортировкой наличных денег;

упрощение процедуры выдачи заработной платы;

уменьшение нагрузки на бухгалтерию и кассу;

отсутствие необходимости депонирования выданных денег;

полная конфиденциальность о размерах заработной платы;

закрепление за компанией персонального менеджера банка.

Пенсионные карточки позволяют получать пенсию. Пенсионные карточки могут быть локальными (обслуживаются только по РК) и международными (обслуживаются по всему миру). Выпускаются сроком на 3 года с последующим перевыпуском. Выпуск карточки - бесплатно, обслуживание по карточке составляет 25 тенге в месяц.

По платежным карточкам банка АО "Евразийский банк" можно воспользоваться следующими услугами:

оплата товаров и услуг в сети Интернет;

выписки по карточным счетам;

безакцептное автосписание;

платежи через банкомат;

SMS-банкинг;

система Интернет-банкинга;

карточные переводы через банкомат.

АО "Евразийский Банк" успешно сотрудничает с АО "Фонд развития предпринимательства "Даму", став одним из активных банков-участников в освоении средств, выделенных государством. В декабре 2007 года Банк получил и успешно освоил первый транш в размере 3 050 000 000 тенге. За эффективное и своевременное размещение Банк дополнительно получил транш в размере 1 118 893 554 тенге, который также был своевременно размещен.

В августе 2008 года Фонд выделил Банку второй транш для кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в размере 9 929 090 000 тенге. Согласно условиям данной программы Банк участвует в финансировании субъектов МСБ в пропорции 1: 1 со средствами Фонда. Преимуществом данного вида финансирования является льготная ставка вознаграждения для конечного Заемщика в размере 12,5%. Всего до субъектов МСБ была доведена сумма в размере 19 858 180 000 тенге. Это реальная помощь и поддержка государства и АО "Евразийский Банк" для всех субъектов МСБ.

Средства АО "Фонд Развития Предпринимательства "Даму" были направлены Правительством на развитие экономики республики посредством Банков второго уровня для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в таких областях предпринимательства, как, торговля, производство, промышленность, услуги, транспорт и связь.

АО "Евразийский Банк" осуществляет финансирование субъектов малого и среднего бизнеса в рамках подписанных Соглашений с региональными представительствами АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса посредством финансирования из средств Местных Исполнительных Органов (акиматов) и Фонда "Даму". В данной программе принимают активное участие различные филиалы банка в различных регионах Казахстана, а именно СКО, Мангистауская область, Костанайская область, Павлодарская область, Жамбылская область, Актюбинская область, ВКО, Астана, Карагандинская область, ЗКО. Общая сумма, которая была выделена за счет Местных Исполнительных Органов (акиматов) и Фонда, составляет 2 920 675 000 тенге.

В январе 2008 года Фонд выделил Банку денежные средства по программе "Даму Регионы 2" в размере 4 760 000 000 тенге, для финансирования субъектов малого и среднего бизнеса. По данной программе принимают активное участие различные филиалы банка в различных регионах Казахстана. По данной программе ставка вознаграждения для конечного Заемщика в размере 12,5%, эффективная ставка вознаграждения не превышает 14%. Также ведутся переговоры с АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" о размещении III транша на 2009 год.

17 марта 2008 года АО "Евразийский Банк" заключило договор о сотрудничестве с ТОО "Scania Central Asia". Кредитование через ТОО "Scania Central Asia" будет осуществлено за счет экспортного финансирования Шведского Банка "Swedbank, Stokholm, SE" на приобретение техники Scania. Финансирование предоставляется на срок от 3-х до 5 лет по программе "Евразийский лизинг" для субъектов малого и среднего бизнеса.

АО "Евразийский банк" является одним из операторов на рынке государственных ценных бумаг Республики Казахстан осуществляет брокерское обслуживание на рынке ценных бумаг.

АО "Евразийский банк" являющийся одним из крупнейших операторов на казахстанском валютном рынке, предлагает клиентам операции по покупке-продаже иностранной валюты по курсам межбанковского валютного рынка на момент заключения сделки.

В соответствии с политикой банка по поддержанию высокого уровня ликвидности, он обычно предоставляет кредиты со средними сроками до 18 месяцев для корпоративных клиентов, а также предоставляет долгосрочное финансирование в зависимости от доступных в настоящее время ресурсов.

Банк также организовывает синдицированные кредиты с иностранными банками для своих основных корпоративных клиентов в Казахстане и предоставляет финансирование крупным корпоративным клиентам в России и Кыргызстане.

Банк увеличивает свою базу фондирования от рынков капитала, включая выпуски субординированного и основного долга, программу секьюритизации активов, сотрудничество с многосторонними финансовыми организациями и иностранными экпортно-кредитными агентствами и путем увеличения своей рыночной доли по размеру депозитов от компаний и, в частности, от розничных клиентов.

Стратегия банка включает в себя удерживание позиций лидирующего банка и провайдера финансовых услуг, увеличивая при этом доходность через управляемый рост и увеличенную операционную эффективность. Направлением совершенствования услуг являются:

расширение корпоративной клиентской базы и улучшение качества ссудного портфеля;

улучшение информационных систем управления и операционной эффективности;

улучшение базы фондирования;

выход на другие рынки финансовых услуг.

Банк намерен расширить свою корпоративную клиентскую базу и улучшить качество своего ссудного портфеля. С целью диверсификации своего портфеля, банк стремится увеличивать кредитование предприятий малого и среднего бизнеса.

Направлением совершенствования услуг также является улучшение информационных систем управления и операционной эффективности. Банк работает над улучшением операционной эффективности путем организационной реструктуризации и инвестиций в человеческие ресурсы и информационные технологии. Банк осуществляет введение более передовых информационных систем.

Банк увеличивает свою базу фондирования от рынков капитала, включая выпуски субординированного и основного долга, программу секьюритизации активов, сотрудничество с многосторонними финансовыми организациями и иностранными экпортно-кредитными агентствами и путем увеличения своей рыночной доли по размеру депозитов от компаний и, в частности, от розничных клиентов.

В 2009 году руководством банка были утверждены планы на внедрение новых видов банковских продуктов, в результате чего:

банк начал выпуск новой кредитной карты Eurasian Visa Platinum - карты с обширным пакетом эксклюзивных услуг, разработанной для клиентов с годовым доходом более 50 000 долл. США. Держателю карты Eurasian Visa Platinum дополнительные выдаются карты Visa Platinum и Visa Gold;

был запущен новый продукт Direct Sales 3000 - карты с кредитным лимитом, предназначенные для лояльных клиентов Банка, имеющих карточные продукты в рамках зарплатных проектов;

в целях оптимизации продуктовой линейки Банка упразднен депозит "Детский" для физических лиц;

продукт "Неотложные нужды" - утвержден новый пакет "Неотложные нужды под залог денег";

продукт "Кредитная линия на обучение" - условия дополнены двумя новыми пакетами кредитования "Кредитная линия на обучение под фондирование учебного заведения (без предоставления дополнительного залога)" и "Кредитная линия на обучение под фондирование учебного заведения (с предоставлением дополнительного залога в виде жилой недвижимости)".

В декабре 2009 года Банк заключил соглашение с ЗАО "Инвестиционная компания "Тройка Диалог" и ЗАО "Финансовый консультант Тройка Диалог" о покупке 100% акций коммерческого банка ОАО "Банк "Тройка Диалог" (г. Москва, Российская Федерация).

Также в декабре 2009 года был увеличен уставный капитал Банка до 24 210 204 474,80 тенге путем размещения простых акций в количестве 1 377 718 штук и завершены сертификационные работы по подключению процессингового центра Банка к прямому соединению с VISA. Подключение к глобальной сети VisaNet позволит Банку существенно снизить себестоимость транзакций, улучшить качество обслуживания и расширить продуктовую линейку Банка.

По состоянию на 01 января 2010 года осуществляют банковскую деятельность 18 филиалов и 54 отделений филиалов Банка. По состоянию на 01 января 2010 года в Банке обслуживалось 230 611 клиентов.

Таким образом, АО "Евразийский банк" предоставляет финансовые, страховые, лизинговые и прочие услуги населению. Банк привлекает временно свободные средства населения и на их основе проводит активные операции. Устойчивая ресурсная база банка позволяет ему успешно проводить ссудные и другие активные операции. Поэтому каждый банк стремится наращивать свои ресурсы. При работе в условиях коммерческого расчета все текущие расходы банка должны покрываться его доходами, а дальнейшее развитие финансироваться за счет накопленных собственных средств.

3. Проблемы и пути совершенствования банковских услуг в коммерческих банках республики Казахстан


3.1 Современное состояние и проблемы рынка банковских услуг


В современный период повышается значение банковского сектора в экономической системе Республики Казахстан. Это предопределено нарастанием позитивных тенденций в реальном секторе, в частности, конструктивными сдвигами в горно-металлургическом и нефтедобывающем комплексах, ростом валового внутреннего продукта, накоплением условий для инноваций, оживлением инвестиционной деятельности и формированием благоприятных условий для развития предпринимательства.

Высокий уровень роста кредитования, характерный для предыдущих периодов, сменился более умеренными темпами, что в свою очередь не могло не повлиять на уровень развития финансовых отношений в стране. Ужесточившиеся условия по фондированию на внешних рынках привели в свою очередь к ответным мерам и в отношении внутренних потребителей услуг финансового сектора в виде ужесточения условий кредитования со стороны банков и повышения ими процентных ставок. Изменение стандартов кредитования в сторону ужесточения привело к снижению кредитной активности финансового сектора. [15, c.1]

По результатам 9 месяцев 2009 года можно отметить, что чистого оттока вкладов из системы, который мог бы быть самым нежелательным результатом девальвации и мер по стабилизации банковской системы, не произошло. Наоборот, вклады населения выросли более чем на 20%. При этом, бегство вкладчиков наблюдалось по отдельным банкам, а не из банковской системы в целом. В частности, при среднем уровне перераспределения депозитов между банками на уровне 4-5% в течение 2 лет, в 1-ом и 2-ом кварталах 2009 года порядка 8-11% вкладов мигрировали внутри банковской системы в поисках тихой гавани или более привлекательных условий. [16]

Повышение деловой активности будет стимулировать спрос на кредитные ресурсы банковского сектора, который, к сожалению, в настоящее время в силу сохранения консервативного подхода банков к управлению ликвидностью и рискам заемщиков не обеспечивается адекватным предложением кредитных ресурсов. В результате, рост депозитов не в полной мере трансформируется в расширение кредитования реального сектора, что определяет высокую ликвидность банковской системы. Банки не стремятся размещать средства на финансовом и кредитном рынках в силу нежелания принимать на себя риск, и предпочитают держать их на счетах в НБРК. Во многом ситуация также определяется незавершенностью процесса реструктуризации обязательств 2 казахстанских банков, в результате чего будет существенно минимизирован фактор неопределенности.

Повышенная ликвидность в период высокой волатильности рынков и нестабильности ожиданий участников может способствовать росту спекулятивных настроений на валютном рынке и иметь существенный дестабилизирующий характер.

23 ноября 2009 года Темирбанк, акционером которого является БТА Банк, также объявил о начале реструктуризации своих обязательств. В результате к концу ноября в совокупности 3 банка находятся в процессе диалога с кредиторами о реструктуризации своих обязательств.

В этих условиях максимально оправдан выбор в пользу стабилизации курсовых колебаний и создания четких ориентиров обменного курса. В дальнейшем, стабилизация ожиданий в краткосрочном периоде и гибкость политики обменного курса в среднесрочной перспективе в зависимости от фундаментальных факторов станут приоритетами курсовой политики Национального Банка.

Переоценка обязательств заемщиков в иностранной валюте в результате корректировки стратегии курсовой политики, особенно секторов, ориентированных на внутренний рынок и не имеющих существенных источников валютных поступлений, увеличила нагрузку на качество кредитных портфелей банков. Вместе с тем, эффект девальвации на рост неработающих займов нельзя преувеличивать, поскольку как население, так и предприятия испытывали снижение доходов и денежных поступлений, а также финансовых ресурсов от банков в результате более низкого внутреннего и внешнего спроса и замедления кредитования экономики. В частности, сопоставление доли валютных кредитов, валютной позиции заемщиков с динамикой неработающих займов по отраслям и сегментам кредитования в 2009 году не показывает существенной зависимости масштаба ухудшения качества портфеля от более высокого уровня долларизации деятельности отрасли или сегмента. При этом сам факт высокой отраслевой долларизации обязательств остается существенным фактором риска, прежде всего для качества ссудного портфеля банков. [17]

Широкое применение инструментов реструктуризации ссудного портфеля позволяет банкам контролировать ухудшение качества ссудного портфеля. Так, по информации банков в отношении порядка 12% ссудного портфеля банками были изменены условия кредитования в целях улучшения кредитоспособности клиентов. Эффективность данных мероприятий в значительной степени зависит от скорости и масштабов восстановления экономики и сохранения благоприятной внешней ценовой конъюнктуры.

Замедление экономического роста и внутреннего спроса наиболее существенно ударило по малым предприятиям отраслей, ориентированных на внутреннего потребителя товаров и услуг. В частности возросшее количество недействующих и неактивных предприятий может нести в себе риск роста банкротств, если база восстановления экономического роста не

расширится за счет несырьевых отраслей экономики. При этом объективно, фазы падения и роста сказываются с определенным лагом на финансовой устойчивости предприятий. В этом случае можно ожидать сохранения высоких отраслевых рисков и давления на качество ссудного портфеля банков в 2009 году.

В целом, несмотря на существенное снижение качества кредитного портфеля, доля кредитов, списанных за баланс, остается довольно низкой, не отвечая текущим условиям, что свидетельствует о нежелании банков полностью признавать убытки. Этому способствует ряд факторов, среди которых ограниченность капитала для покрытия убытков, надежда на восстановление финансового состояния заемщиков, но также и неурегулированность вопросов налогообложения доходов, возникающих от восстановления провизий.

По мере постепенного восстановления экономики и снижения отраслевых и индивидуальных рисков заемщиков будет формироваться тренд снижения ставок кредитования. В этих условиях в краткосрочной перспективе особое внимание банкам необходимо уделить регулированию процентного риска, особенно по срокам более одного года, в частности тем институтам, которые проводили агрессивную стратегию привлечения финансовых ресурсов в условиях ограниченности возможностей их эффективного размещения.

Несмотря на заметное снижение, с точки зрения финансовой стабильности уровень внешней задолженности банковского сектора остается высоким. Только наличие надежных и Отчет о финансовой стабильности Казахстана, декабрь 2009 года 4стабильных внутренних источников финансирования может способствовать дальнейшему безболезненному снижению объемов внешнего финансирования банков.

Учитывая ограниченность ресурсов фондирования, увеличивается роль капитала, который, фактически, в среднесрочной перспективе должен как способствовать поглощению убытков по кредитному портфелю, так и служить буфером для устойчивого кредитного роста.

Таким образом, в настоящее время, несмотря на активный рост количества и роли банков с иностранным участием в последние 2 года, их доля не представляет угрозы для финансовой стабильности в среднесрочной перспективе и не требует административного вмешательства со стороны государства. [18] При этом государство в рамках реализации Концепции развития финансового сектора в посткризисный период четко обозначит оптимальную долю иностранного участия, что, с одной стороны обеспечит интересы экономической безопасности страны, а с другой станет буфером финансирования, поддерживающим кредитную активность в случае развития кризисных ситуаций.


3.2 Мероприятия государственного регулирования и совершенствования рынка банковских услуг


25 ноября 2008 года был принят План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009 - 2010 годы. Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долл. США (1 200 млрд. тенге). План включает в себя пять направлений деятельности:

стабилизацию финансового сектора - 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге);

развитие жилищного сектора - 3 млрд. долл. США (360 млрд. тенге);

поддержку малого и среднего бизнеса - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

развитие агропромышленного комплекса - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

реализацию инфраструктурных и прорывных проектов - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) [19, с.2].

Необходимость поддержки отечественной банковской системы объясняется ее важной ролью в экономической системе страны. За годы независимости отечественные банки сформировали развитую финансовую систему, ставшую неотъемлемой составляющей отечественной экономической системы, обеспечивающей ее функционирование и стимулирующей ее развитие на рыночных условиях.

Предоставляя поддержку отечественным банкам, государство рассчитывает на сохранение ими объемов кредитования внутренней экономики и реального сектора, в частности, финансирование субъектов малого и среднего бизнеса и установление приемлемых условий по ипотечному кредитованию.

Цель государства - поддержать и сохранить стабильность системы в целом. Для этих целей в Казахстане существует должное регулирование и надзор, а также система гарантирования депозитов. В ситуациях, угрожающих стабильности системы, государство предоставляет финансовую поддержку банковскому сектору в порядке и объемах, необходимых для стабилизации ситуации.

Государство не вмешивается в операционную деятельность банков, равно как не несет никаких обязательств по долгам банков. В текущих условиях банки должны обеспечить эффективное управление активами и пассивами так, чтобы максимально были защищены интересы депозиторов банков. Государство, несмотря на это, выступает со стабилизационными инициативами в отношении системообразующих банков, деятельность которых влияет на дальнейшее развитие экономики страны.

Для стабилизации финансового сектора будут приняты следующие меры.

Во-первых, это дополнительная капитализация четырех системообразующих банков через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов. При этом одним из главных условий оказания такой государственной поддержки банкам является увеличение капитала самими акционерами банков.

На сегодняшний день, 35,6 % выданных банками займов обеспечены недвижимым имуществом и землей, стоимость которых значительно упала в цене. Это ухудшает качество активов банков. В связи с этим в банковском секторе потенциально накапливается значительный объем убытков. Для оздоровления банковского сектора Агентство по финансовому надзору повысит требования к формируемым банками провизиям. Это будет способствовать признанию банками своих убытков и списанию их за счет сформированных провизий. Но для формирования банками провизий необходим дополнительный капитал [19, с.4].

Общая сумма дополнительной капитализации банков составит не менее 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге), из них:

1 млрд. долл. США (125 млрд. тенге) будет предоставлен в виде приобретения простых акций четырех системообразующих банков (Народного Банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка и БТА банка);

3 млрд. долл. США (355 млрд. тенге) будет предоставлено в форме субординированного долга и через покупку привилегированных акций, не дающих права голоса [19, с.4].

Предоставленные средства должны быть направлены банками на формирование адекватного уровня резервов (провизий) и предоставление кредитов заемщикам внутри страны.

Во-вторых, создан Фонд стрессовых активов. Деятельность Фонда стрессовых активов будет направлена на улучшение качества кредитных портфелей казахстанских банков. Основным механизмом реализации данной цели станет выкуп сомнительных активов банков и последующее управление ими. В качестве таких активов рассматриваются активы, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвержены существенным рискам (обесценению), в частности займы, предоставленные банками под залог недвижимости и земли.

Выкуп таких займов у банков даст возможность облегчить балансы банков от низко ликвидных активов и заставит банки признать свои убытки.

Приобретение активов будет осуществляться по балансовой стоимости (учитывающей объем создаваемых банками провизий) с применением дисконта или иной формой разделения рисков, определяемых Фондом стрессовых активов.

В 2008 году из республиканского бюджета на капитализацию Фонда стрессовых активов первым траншем выделено 52 млрд. тенге. В 2009 году уставный капитал Фонда будет доведен до 122 млрд. тенге за счет средств республиканского бюджета [19, с.5].

В-третьих, будут предоставлены дополнительные источники ликвидности в целях обеспечения своевременного обслуживания обязательств банков. В частности, Национальным Банком будет расширен перечень инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям репо.

В целях стабилизации ресурсной базы временно свободные денежные средства национальных компаний, акционерных обществ, государственных предприятий и юридических лиц с участием государства в уставном капитале, а также государственных организаций, активы которых находятся под управлением Национального Банка, будут размещены на депозитах отечественных банков.

В-четвертых, будет усовершенствовано государственное регулирование в финансовом секторе.

В рамках пруденциального регулирования Агентством по финансовому надзору будет продолжена работа по снижению уровня внешних обязательств банков и в целом оптового финансирования. При этом действующие и вновь вводимые требования банковского законодательства должны стимулировать банки к формированию диверсифицированной базы фондирования, то есть к финансированию активных операций в большей степени за счет депозитной базы, в частности физических лиц.

Будут оптимизированы подходы к расчету капитализации банков на основе лучшей международной практики. Будет оптимизирован действующий порядок классификации банковских активов, что предполагает формирование банками дополнительных резервов (провизий) с учетом возможного влияния на активы банков косвенных факторов, в том числе снижение деловой активности в секторах экономики, подверженность к негативным внешним явлениям, ожидаемая волатильность обменных курсов.

Будут усилены требования к системам управления рисками и внутреннему контролю в банках. В первую очередь, банки должны будут существенно переработать подходы к мониторингу риска потери ликвидности, а управление активами и пассивами банков должно моделироваться с учетом наступления стрессовых ситуаций.

Указанные меры будут применяться к банкам, как на индивидуальной, так и консолидированной основе, а также в рамках банковских конгломератов.

В условиях мирового кризиса возникла проблема оплаты ипотечных кредитов. Для решения жилищных проблем граждан и активизации рынка недвижимости в городах Астане и Алматы через Фонд "Самрук-Казына" будет запущена специальная программа ипотечного кредитования и развития жилищного сектора. На финансирование данной программы Фонд направит сумму в размере 5 млрд. долл. США (600 млрд. тенге), которая будет сформирована за счет привлечения заемных средств из Национального фонда и накопительных пенсионных фондов [20].

За счет средств данной программы через банки второго уровня будет обеспечена возможность предоставления займов на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы и Астане

Участниками данной программы станут банки второго уровня и компании-застройщики, которые готовы реализовать жилье по справедливой стоимости.

Основные параметры программы по стабилизации ситуации на рынке недвижимости:

1. Фондом "Самрук-Казына" будет открыт ряд кредитных линий в банках второго уровня на 15 лет по льготной ставке. В свою очередь, банки второго уровня будут выдавать ипотечные кредиты различным группам заемщиков под 10,5 % - 12,5 % сроком до 15 лет с правом досрочного погашения.

2. Часть средств будет направлена на новую ипотечную программу, предусматривающую конечную ставку для новых заемщиков на уровне 10,5 % и реализуемую в течение 2009 года. Данная программа позволит населению получить ипотечное жилье по льготным ставкам и доступной цене. Банки второго уровня получат возможность выправить ситуацию с заемщиками-строительными компаниями путем предоставления ипотечных займов на приобретение квартир в недостроенных объектах и в значительной степени улучшить качество кредитного портфеля.

3. Часть кредитной линии банки второго уровня направят на понижение до 10,5 % - 12,5 % процентных ставок по ипотечным займам для заемщиков, получивших ипотечные займы на жилье площадью не более 120 квадратных метров в предыдущие периоды и добросовестно исполнявшие свои обязательства по обслуживанию этих ипотечных займов, при условии отсутствия у заемщика другого жилья, за исключением жилья, обеспечивающего ипотечный займ.

4. В свою очередь, государство в лице национальных компаний и акционерных обществ с государственным участием будет приобретать на рынке городов Астаны и Алматы новое жилье по справедливой стоимости [19, с.6].

Одной из актуальных проблем развития экономики Казахстана на современном этапе является оказание услуг по финансированию производственной деятельности предприятий и населения. Наиболее распространенным источником финансирования являются кредиты банков второго уровня.

Успешное развитие банковских услуг в Республике Казахстан предполагает совершенствование методов управления рисками (риск - менеджмент). Одним из способов риск - менеджмента является страхование. Возникновение банковского страхования в Республике Казахстан связано с одной из наиболее рисковых банковских операций - кредитованием.

Страхование является самым слабым звеном банковско-кредитной системы Республики Казахстан, что обусловлено в первую очередь финансовой несостоятельностью отечественных страховых компаний в смысле их способности обеспечить страховое покрытие крупных банковских рисков. Выход может быть найден на пути создания специализированного страхового пула по страхованию интересов банков второго уровня. В создании такого пула должны участвовать в первую очередь страховые компании, аффилированные с банками.

В Казахстане создана системы кредитного бюро. Семь крупнейших банков Казахстана - АО Альянс Банк, АО "АТФБанк", АО "Евразийский банк", АО "Банк ЦентрКредит", АО "Казкоммерцбанк", АО "Народный банк Казахстана", АО "Цеснабанк", а также финансовая группа "Астана-Финанс" и Ассоциация Финансистов Казахстана - совместными усилиями дали жизнь новому проекту, призванному дать дополнительный толчок развитию кредитования в Казахстане.

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.

Для стимулирования внедрения современных технологий, обеспечения полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах и в целях реализации Государственной программы развитая и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006 - 2008 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от29.12.2003 г. № 1268. [21]

Национальным банком принят нормативный правовой акт, предусматривающий разрешение расчетно-кассовым отделам банка осуществление заемных операций, операций по выдаче банковских гарантий в отношении субъектов индивидуального и малого предпринимательства, микробизнеса, а также физических лиц,

Национальным банком были внесены предложения Правительству Республики Казахстан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казах стан "Об естественных монополиях" [22] (прием платежей через сеть собственных касс, через агентства конкурсной основе с условием полного возмещения его затрат), которые учтены и включены в Закон "О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности субъектов естественных монополий", введенный в действие с 15.12.2006.

Данная необходимость была вызвана значительным количеством обращений по вопросу необоснованного взимания банками второго уровня дополнительных комиссионных вознаграждений при оплате коммунальных платежей.

В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций", в целях реализации одной из основных задач Национального банка по реализации мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг были внесены концептуальные изменения в банковское законодательство, способствующие усилению роли уполномоченного органа в процессе ликвидации банков. [23]

Существуют многочисленные способы привлечения клиентов, у которых возникает необходимость в банковских услугах. Это прежде всего рекламная, маркетинговая деятельность, изучение рынка, разнообразные привлекательные услуги клиентам.

Для сокращения рисков банки должны активнее прибегать к разработкам как долгосрочных, так средне - и краткосрочных стратегий, концентрируя свое внимание на контроле над издержками банка, сокращении накладных расходов, зарплаты, ускорении внедрения новых технологий для автоматизации банковский сделок.

У многих коммерческих банков Казахстана вклады до востребования занимают наибольший удельный вес в структуре привлеченных средств. Этот вид депозита является самым дешевым источником образования банковских ресурсов и поэтому способствует получению большего размера прибыли.

Остаток на счетах до востребования непостоянен, владелец имеет возможность в любой момент изъять средства. Поэтому банк должен иметь в обороте повышенную долю высоколиквидных активов, за счет сокращения доли менее ликвидных, но приносящих высокие доходы активов. Этими причинами обусловлено то, что по счетам до востребования банки уплачивают владельцам достаточно низкий процент или вообще не выплачивают никакого дохода.

Но несмотря на высокую мобильность средств на счетах до востребования, банк может определить их минимальный, неснижающийся остаток и использовать его в качестве стабильного кредитного ресурса. [24]

Банки стремятся привлечь большее количество вкладчиков за счет совершенствования депозитной политики. Например, широкое распространение в условиях перехода к рыночной экономике получил депозит на срок обслуживания, который открывается клиенту при оформлении им расчетного счета.

Депозит носит обязательный характер, так как сумма депозита должна быть внесена одновременно с открытием расчетного счета.

Этот депозит относится к условным депозитам, потому что изъятие средств с него возможно только в случае закрытия клиентом расчетного счета. Он считается бессрочным, что позволяет банку использовать его в качестве долгосрочного кредитного ресурса. Депозит характеризует низкая доходность и полное отсутствие начисления процентов.

В