Технологии социальной работы с пожилыми людьми

нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престаре­лых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенство­вание пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение ус­ловий жизни проживания в них.

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современ­ных государствах. Решается эта задача по-разному.

В одних странах пенсионеры получают пенсию и заработную плату полностью независимо от ее величины и в любой отрасли на­родного хозяйства. В других странах широко распространены так называемые отложенные пенсии, то есть увеличение пенсий на опре­деленный процент в зависимости от числа трудовых лет после пен­сионного возраста. Практиковалось и практикуется это и в нашей стране. Имеет перспективу и добровольное страхование по старо­сти (право на дополнительную пенсию). К сожалению, в 90-е годы пенсионное обеспечение в России является крайне недостаточным. Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому же она нередко выплачивается не вовремя.

В ряде регионов страны значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти: увеличиваются дифференциро­ванные доплаты неработающим пенсионерам; различным категори­ям престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей и так далее.

Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслужи­вание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удоб­ной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособле­ниями, которые бы облегчили старым людям передвижение по ули­це, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур

Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно определены перспективные направления раз­работки и выпуска соответствующей бытовой техники. Эти предло­жения сводятся к созданию:1

  • автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции по приготовлению пищи;

  • системы подъемников для ухода за лежачими больными и ока­зания им санитарно-гигиенической помощи;

  • специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом возрастной специфики престарелых и тому подобное, а также ряда про­стых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций;

  • системы поручней и опорных скоб для принятия старым чело­веком ванны;

  • специальных подставок, облегчающих надевание обуви;

  • пологих пандусов вместо порогов и тому подобное.

Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они реализуются крайне неудовлетворительно

С 1986 года в нашей стране начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсио­неров, в состав которых помимо отделений социальной по­мощи на дому вошли совершенно новые структурные под­разделения — отделения дневного пребывания.

Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независи­мо от того, проживают они в семьях или одиноки. Преду­сматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они бу­дут иметь возможность находиться в уютной обстановке, об­щаться, содержательно проводить время, участвовать в раз­личных культурно-массовых мероприятиях, получать одно­разовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь.

Основной задачей деятельности таких отделений явля­ется помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования но­вым смыслом, формирование активного образа жизни, час­тично утраченного в связи с выходом на пенсию.

Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для престарелых, поскольку эти учреждения имеют такую материально-техническую базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.

Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости от размера получаемой пенсии. Предусматривалось, что с посетителями отделения будет работать на 0,5 ставки культ­работник дома-интерната. Согласно соответствующего «Положения», посетители отделения имели право пользоваться лечебно-диагностическими и процедурными кабинетами, трудовыми мастерскими, а также обеспечиваться медика­ментами наравне с проживающими в доме-интернате.

Изучение ЦИЭТИНом отзывов посетителей отделения о факте создания такой службы показало, что все посещаю­щие отделение относятся к этому положительно. Вместе с тем, изучение отношения посещающих отделение дневного пребывания к факту нахождения его при доме-интернате показало следующее: 47% относятся безразлично ~ это пре­имущественно те, у кого контакты с проживающими в до­ме-интернате минимальны или отсутствуют; 28,5% относят­ся положительно — это те лица, которые активно ищут кон­тактов с персоналом дома-интерната, бесплатно получают лекарственные препараты и процедуры, а также те, которые охотно контактируют с проживающими в этом учреждении, оказывают им какую-то помощь и понимают, что будучи одинокими, и сами через какое-то время вынуждены будут перейти на постоянное проживание в дом-интернат, но от­носятся к такой перспективе спокойно, не рассматривая ее как жизненную катастрофу. У 25,5% посетителей отношение крайне отрицательное. Это те люди, которые, осознавая для себя возможную перспективу в конце концов оказаться на постоянном проживании в доме-интернате, не могут сми­риться с мыслью о таком исходе; это также те граждане, кто столкнулся с негативным отношением к себе со стороны на­ходящихся в стационаре.1

Изучение мнения директоров домов-интернатов, на ба­зе которых образованы центры социального обслуживания, о целесообразности такого симбиоза показало, что все опро­шенные считают это не лучшим вариантом, приводя следу­ющие аргументы:

  • за редким исключением дома-интернаты для преста­релых и инвалидов расположены в значительном удалении от жилых массивов, имеют плохое транспортное сообщение, что создает серьезные препятствия пожилым людям для ежедневного посещения отделения дневного пребывания;

  • нарушаются санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к дому-интернату как к закрытому учрежде­нию: лица, посещающие отделение дневного пребывания, не обследованы всесторонне, как постоянно проживающие;

  • контактируя с последними, пользуясь общей столовой, биб­лиотекой, кинозалом они создают опасность заноса инфек­ций в дом-интернат;

  • ухудшаются жилищные условия постоянно прожива­ющих за счет уплотнения их для выделения площадей под отделение дневного пребывания. Кроме того, не выделяются дополнительные бюджетные средства на содержание отделе­ния, что косвенно отражается на материальном благополу­чии проживающих в учреждении;

  • ухудшается морально-психологический климат среди постоянно проживающих, многие из которых протестуют против того, что посещающие отделение дневного пребыва­ния бесплатно пользуются всеми благами дома-интерната (мебелью, библиотекой, кинозалом, медикаментами, полу­чают медицинское обслуживание, а также бесплатное или льготное питание) и при этом у них пенсия сохраняется в полном объеме, в то время как проживающие в доме-интер­нате получают на руки лишь 10% от пенсии, остальная часть которой идет в доход государства.

В связи с этим во многих административных террито­риях центры социального обслуживания стали создаваться как автономные учреждения, ни территориально, ни функ­ционально не связанные с домами-интернатами. Вместе с тем, 56 центров до настоящего времени остаются «привязан­ными» к домам-интернатам.

При создании первых центров еще не была предусмот­рена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт ра­боты этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживаю­щих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявле­ния на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз. Так сделана в городах Челябин­ске, Шахты Ростовской области, в отдельных Центрах города Москвы.1 Сроки посещения Центров в разных территориях различны: от 2-3 месяцев до 2 недель (в г. Москве). Вместе с тем, как показали результаты опроса посещающих отделе­ние, 2-недельный срок не удовлетворяет большинство по­жилых людей, так как за это время люди не успевают хорошо познакомиться, не успевают сложиться микро коллективы и группы по интересам, которые помогают избавиться от чув­ства одиночества и сохранить сложившиеся связи и после окончания срока посещения отделения.1 Культурно-массо­вые мероприятия при 2-недельной «смене» сводятся, как правило, к проведению одного концерта силами местных артистов, а также одной лекции или беседы, а организация досуговой деятельности (кружковой работы, художественной самодеятельности, вечеров отдыха в дневное время с танца­ми, хоровым пением и так далее) по сути не имеет места. В ре­зультате большинство посетителей приходят в отделение лишь на время обеда для получения бесплатного горячего питания.

В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды неза­висимо от их семейного положения, сохранившие способ­ность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.

В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиоте­ки, мастерских и другие.

Питание может осуществляться как в специально обо­рудованном помещении отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Для организации от­дыха обслуживаемых в отделении оборудуются спальные по­мещения (из расчета не менее 2 коек на 10 посетителей) с обеспечением индивидуальными постельными принадлеж­ностями.

Обслуживаемые лица могут при их добровольном сог­ласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или на подсобных хозяйствах. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц, а излишки мо­гут быть реализованы с последующим зачислением доходов на счет Центра.

Пенсионеры и инвалиды обслуживаются отделением бесплатно. Питание обслуживаемых может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной администрацией.

По решению руководства Центра и местной админист­рации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культур­но-зрелищных мероприятий и так далее). Денежные средства, взимаемые за отдельные виды услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие.

Согласно штатному расписанию, отделение дневного пребывания возглавляет заведующий отделением. Кроме то­го, в нем предусмотрены должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки, гардеробщи­ка, а при организации питания в самом отделении — еще и буфетчицы и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность инструктора по трудовой терапии.

Изучение контингента лиц, посещавших отделения дневного пребывания в 24 Центрах социального обслужива­ния (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% — мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 — 74 лет) возраста — 48,6% и старческого (75-89 лет) возраста — 46%.1

Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане — 65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение проживают с родственниками разной степени родства, одна­ко 15,7% не получают от своих родственников никакой ма­териальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откро­венно враждебные.1

Посетители отделения дневного пребывания имеют разный образовательный уровень: 22,4% граждан имеют на­чальное образование, либо неграмотны; у 40,3% лиц непол­ное среднее и среднее образование; 38,8% посетителей име­ют специальное среднее или высшее образование.

Большинство посетителей отделения (58%) обслужива­ют себя полностью, 42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных работников, родственни­ков и других лиц. 58,6% из них не пользовались никакими вспомогательными средствами для передвижения, остальные пользовались тростями (большинство в зависимости от вре­мени года) и лишь 2 человека из 300 обследованных пере­двигались с помощью костылей.

Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего боль­шинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерар­хии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетво­рительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания.2 Так, ежедневное посеще­ние заставляет их «быть в тонусе», «дисциплинирует», «напо­лняет жизнь новым смыслом», «позволяет расслабиться». У отдельных граждан длительное посещение отделения спо­собствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кри­зов и другое). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность ра­ботников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физ­культурой.

Иерархия мотивов посещения отделения дневного пре­бывания в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с образовательным уровнем. Это об­стоятельство следует учитывать при формировании контин­гента каждой «смены» и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой «смены».

В настоящее время в штатном расписании отделений дневного пребывания не предусмотрена должность социаль­ного работника, его должностные обязанности выполняют частично заведующий отделением, частично культработник. Вместе с тем, вопросами комплектования контингента отде­ления, формированием микроколлективов среди посетите­лей отделения, оказанием психологической помощи, в оп­ределенной степени организацией досуговых мероприятий и другими должен заниматься специально подготовленный че­ловек — социальный работник. Можно предположить, что в перспективе такая должность появится в штате отделений дневного пребывания.

В последние годы в ряде Центров социального обслу­живания появилось новое структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, на­правленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-эконо­мической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Совет­ского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклиз­мами и так далее.

В соответствии с нормативным документом1, Служ­ба срочной социальной помощи должна размещаться в спе­циально отведенном помещении, имеющем все виды ком­мунального благоустройства, складские помещения для хра­нения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, по­стельного белья, набора лекарственных препаратов и пере­вязочных средств для оказания срочной доврачебной помо­щи и другое), иметь телефонную связь.

Основными направлениями деятельности Службы явля­ются:

  • предоставление необходимой информации и кон­сультаций по вопросам социальной помощи;

  • обеспечение бесплатным горячим питанием или про­дуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предпри­ятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования соци­ально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц);

  • предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

  • оказание материальной помощи;

  • содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой);

  • направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;

  • оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по «телефону доверия»;

  • оказание других видов помощи, обусловленных реги­ональными особенностями (в том числе, срочной юридичес­кой помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не име­ющих возможности получить услуги государственной юри­дической службы).

Штатное расписание Службы срочной социальной по­мощи предусматривает следующие должности: заведующий службой, психолог (на 0,5 ставки), юрист (на 0,5 ставки), специалисты по социальной работе (2 должности), социаль­ный работник.

В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи находится на начальном этапе своего развития, она претер­певает изменения, постоянно совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания граждан, а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи не­трудоспособным гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках Центров социальной помощи стали появляться новые структурные подразделения — отделения временного пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц старших возрастов и инвалидов (например, в Новосибир­ской и Самарской областях). Размещаются они, как прави­ло, в зданиях бывших профсоюзных здравниц (домов отды­ха, пионерских лагерей), а также, сельских участковых боль­ниц, от которых отказались органы здравоохранения, мед­санчастей промышленных предприятий на долевой основе и так далее).1 Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения про­водится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий (например, в Архангельской об­ласти) такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких от­делениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержа­тельного досуга, психологическая помощь. Эта форма соци­ального обслуживания еще не получила широкого распро­странения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их даль­нейшее развитие имеет перспективу.

Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспо­собным гражданам дают основание прогнозировать дальней­шее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется са­мое серьезное внимание.

ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА


3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей


Россия – страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8%), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, – это непростая задача трансформирующегося общества.

Одно из закономерных макроэкономических последствий старения как социально-демографического процесса – рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы социального обслуживания населения, определение объемов финансирования учреждений социального обслуживания в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.

В первую очередь граждане пожилого возраста (около 30 миллиона человек) формируют устойчивый спрос на социальные услуги. В обозримом будущем он будет возрастать.1 Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах.

Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста (5,3 миллиона человек), лиц старше 70 лет (12,5 миллиона человек), долгожителей (около 18 тысяч человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 миллиона человек).1

Десятилетие реформ принесло значительные достижения в области социального обслуживания населения пожилого возраста: право на социальное обслуживание в Российской Федерации установлено законодательно, социальные службы развиваются ускоренно, имеются учреждения социального обслуживания населения различных типов, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, совершенствуются применяемые технологии социального обслуживания, постепенно внедряются методы индивидуальной оценки нуждаемости в помощи и социальных услугах, расширяется участие негосударственных структур в этой деятельности.

С 1991 года число стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов различных типов возросло с 737 до 1207, а количество мест в них – на 12,3 тысячи.

Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными пожилым населением являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными.

В России в стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают примерно 0,7-0,8 процента общей численности граждан пожилого возраста.

Фиксируется постоянный рост посещаемости пожилыми людьми нестационарных учреждений социального обслуживания. В 2002 году нестационарными формами социального обслуживания было охвачено 12957,8 тысяч человек. Вместе с тем из общего числа обслуженных лиц 10865 тысяч человек – это обратившиеся в отделения (службы) срочного социального обслуживания. В такой структуре обращаемости отражаются негативные тенденции качества жизни пожилых людей.

Численность лиц, обслуженных на дому специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания, растет и составляет 129,2 тысяч человек.1 Однако этот показатель нестабилен, а заявленная потребность в социально-медицинских услугах на дому, очевидно, ниже, чем реальный «скрытый» спрос на них.

Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля.

На первый план выходит задача повышения качества предоставляемых социальных услуг, что связывается с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для отдельных регионов, населенных мест, для города и села.

Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.

Благодаря активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.

Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:

- соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей;

- повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг;

- оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход;

- налаживание партнерства на всех уровнях.

Определенной вехой с точки зрения распространения новых подходов и технологий в социальном обслуживании пожилых людей стало проведение в ноябре 2002 года в Саратове первого Общероссийского съезда социальных работников под девизом «Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность».1

Резолюция съезда выражает стремление обеспечить устойчивое внимание к решению практических вопросов социальной защиты пожилых людей, руководствуясь реальным подходом к современным социальным явлениям, в ней содержатся конкретные предложения по развитию социального обслуживания граждан пожилого возраста в новых правовых и экономических условиях, особо подчеркивается значимость новых технологий.

Применение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному на уважении к нему.

Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания – ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании деятельности социальных служб.

Вклад органов социальной защиты населения и непосредственно учреждений социального обслуживания может быть представлен на примере Кемеровской области, где в период 2000-2003 годов при поддержке Минтруда России успешно реализован пилотный проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Кемерово и Кемеровской области». В его рамках города Кемерово, Новокузнецк и Березовский получили статус модельных территорий, два дома-интерната общего типа и два комплексных центра социального обслуживания – статус модельных учреждений. Финансирование проекта осуществлено Департаментом международного развития Великобритании.

Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей на дому включала:

- проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей в социальных услугах;

- изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги;

- разработку новых моделей работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста;

- обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы;

- мониторинг и корректировку «работающей» модели с учетом опыта, полученного в ходе ее применения.

В Кемерово оборудована учебно-методическая (модельная социальная) квартира со средствами реабилитации и социальной адаптации клиентов, что позволяет эффективно оценивать возможности, которыми человек пожилого возраста или инвалид располагает для независимой жизни, индивидуально подобрать и приобрести технические средства реабилитации. Открытие квартиры состоялось 1 октября 2002 года.1

Учебно-методическая квартира переоборудована из типовой городской квартиры и полностью адаптирована к проживанию в ней и организации быта людей с ограниченными возможностями, сохранения самостоятельности и независимости. Стоимость работ по перепланировке квартиры составила 250 тысяч рублей. Проектом предусмотрены расширенные дверные проемы, отсутствие порогов, широкая балконная дверь и удобный съезд на лоджию, что позволяет инвалиду беспрепятственно передвигаться по квартире в кресле-коляске. Санитарный узел снабжен специальными поручнями. Подъезд жилого дома оборудован съемным пандусом, в нем также выполнены удобные для перемещения в инвалидной коляске пороги. Электрооборудование квартиры устроено таким образом, чтобы человек с ограниченными возможностями самостоятельно справлялся с ним.

Потребовался широкий ассортимент реабилитационного и адаптивного оборудования. В рамках проекта «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в городе Кемерово и Кемеровской области» в учебно-методической квартире установлено 138 видов реабилитационного оборудования на сумму 231,1 тыс. рублей: оборудование для ванной – 34 вида; оборудование для самообслуживания – 27 видов; оборудование для ведения домашнего хозяйства– 58 видов; оборудование для безопасного передвижения и перемещения – 10 видов; приспособления для хождения– 9 видов. 1

На базе модельной социальной квартиры проводятся обучающие семинары для социальных работников и студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», родственников, оказывающих помощь по уходу пожилым членам семьи, по правилам и приемам ухода за пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями с помощью реабилитационного оборудования. Специалисты социально-реабилитационного отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района г. Кемерово оказывают им содействие в подборе и приобретении средств реабилитации. В модельной квартире проходят заседания клубов общения, клубов «Оберег» и «Ищу работу» (члены – инвалиды, желающие найти работу).

Квартиру посещают представители лечебно-профилактических учреждений, что помогает укрепить взаимодействие с медицинскими структурами по вопросам социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов, включая направление в социально-реабилитационное отделение родственников, длительное время осуществляющих уход за тяжелобольными.

В регионе рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется, и притом весьма успешно, новая система командной работы по осуществлению ухода на дому. Предоставляемые услуги в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.

Если раньше значительная часть времени социальных работников уходила на то, чтобы доставлять клиентам продукты, то теперь они работают бригадами и предоставляют различные виды социальных услуг. Во всех модельных центрах работают курсы для социальных работников, где они повышают свою квалификацию и приобретают профессиональные знания.

Регулярно проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность. В модельных стационарных учреждениях проведен опрос о качестве ухода по методике, известной в Великобритании как программа «Внутренняя уверенность в качестве». На большие потенциальные возможности этой программы обратили внимание все организаторы социального обслуживания пожилых людей и эксперты, проекта.

Проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в городе Кемерово и Кемеровской области», опиравшийся прежде всего на людские ресурсы, энтузиазм и увлеченность работников, воплощает лучшие идеи международного сотрудничества и взаимной поддержки в интересах граждан старшего поколения. 1

В настоящее время Российско-Европейский фонд как организация, реализующая проект при поддержке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации успешно осуществляет мероприятия по распространению накопленного в проекте инновационного опыта.


3.2. Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста


Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.

Геронтологические центры – новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Необходимость их создания вызвана ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе. Геронтологические центры открыты в Республике Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях, в Волгоградской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Орловской, Смоленской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и Москве.

Особое место в организации работы с пожилыми людьми в Новосибирской области занимает Областное государственное учреждение «Новосибирский геронтологический центр», основной задачей которого является разработка новых технологий в работе с людьми старшего поколения, оказание организационно-методической помощи учреждениям социального обслуживания пожилых граждан.

В настоящее время в целях совершенствования деятельности геронтологических центров Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России, обеспечивая организационно-методическую работу и поддержку в укреплении материально-технической база этих учреждений, подготавливает для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации деятельности названных центров. В развивающиеся центры комплексно поставляется современное медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование по федеральной целевой программе «Старшее поколение».

Все большую роль в оказании помощи пенсионерам играют центры социального обслуживания. В настоящее время таких центров насчитывается свыше 1,9 тысяч. По сравнению с начальной стадией развития этих учреждений, новых для периода 80-х годов, бурный количественный рост их прекратился. В последние годы ежегодно открывается 40-50 новых центров. 1

Однако в результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста, характерной чертой центров стала их многопрофильность.

В Амурской области введена новая форма социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – социально-консультативные пункты по работе с гражданами по месту жительства.

В Приморском крае созданы бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.

Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения (700, более 22 тысяч проживающих). В каждом четвертом специальном доме созданы социально-бытовые службы. Наибольшее число домов насчитывается в Москве, Свердловской, Вологодской, Новосибирской областях, Красноярском крае.

Социальные квартиры являются одним из вариантов создания оптимальной среды проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Общее число таких квартир составляет около 2,5 тысяч, в них проживает более 3 тысяч престарелых граждан, третья часть из которых обслуживаются отделениями социального обслуживания на дому и специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания.1 Активно развивают это направление социального обслуживания Москва, Свердловская, Читинская области, Красноярский и Приморский края.

Учитывая необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально приближенной гражданам, которые проживают в удаленных сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населения активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности.

Поиск новых социальных технологий, повышающих доступность социальных услуг населению в современных социально-экономических условиях, привел в Пензенской области к идее создания межведомственных центров по решению социальных вопросов при муниципальных органах самоуправления в форме сельских мини-центров (в Пензенской области действует 384 мини-центра).

Практически во всех субъектах Российской Федерации созданы учреждения и отделения социальной помощи для лиц без определенного места жительства. Действует 47 специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 7,2 тысяч человек,1 в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Сегодня в Хабаровске насчитывается 140 тысяч пенсионеров по возрасту, которые получают более 18 видов льгот - по услугам ЖКХ, связи, общественного транспорта, лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению. Многие из них получают также краевые и городские компенсационные выплаты и адресную материальную помощь. Правом на предоставление таких льгот в среднем ежемесячно пользуются более 86 тысяч пожилых хабаровчан.

С начала текущего года на социальную поддержку пожилых людей в городе из всех источников было израсходовано 934 миллиона рублей, в том числе из бюджета Хабаровска - 312,8 миллиона рублей.

В Хабаровске также создана сеть учреждений, обеспечивающих различные формы социального обслуживания пожилых граждан - два краевых Дома-интерната для престарелых и инвалидов, четыре специальных дома для проживания ветеранов. Имеются краевой Центр социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, пять муниципальных Центров по работе с населением, три Дома ветеранов, развернута сеть муниципальных магазинов «Ветеран», где предоставляются скидки.

Сегодня в крае проживают 250 тысяч граждан преклонного возраста, среди них - 34 тысячи - ветераны войны, свыше 125 тысяч - ветераны труда. И все они, как никто другой, заслуживают особого уважения и внимания.

Под особым контролем у краевого правительства находится обеспечение жильем  участников Великой Отечественной войны. К 60-летию Победы сданы в эксплуатацию  дома и квартиры для ветеранов - в